Научная статья на тему 'Математическая модель гиростабилизатора гравиметра с комбинированным управлением и самонастройкой параметров'

Математическая модель гиростабилизатора гравиметра с комбинированным управлением и самонастройкой параметров Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
191
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ГРАВИМЕТР / ГИРОСТАБИЛИЗАТОР / КОМБИНИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SEA GRAVIMETER / GYROSTABILIZER / COMBINED CONTROL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Малютин Дмитрий Михайлович

Рассмотрена схема индикаторного гиростабилизатора гравиметра с комбинированным управлением. Разработан способ самонастройки параметров цепей компенсации возмущающих моментов в условиях изменяющегося комплекса влияющих факторов. Приведено математическое описание системы с комбинированным управлением и самонастройкой параметров цепей компенсации. Приведены результаты моделирования, подтверждающие эффективность предложенного способа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Малютин Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF GIROSTABILIZER GRAVIMETHER WITH COMBINED CONTROL AND SIMON-SETTING PARAMETERS

The scheme of the indicator gyrostabilizer gravimeter with combined control is considered. A method self-tuning parameters of compensation circuits of disturbing moments in the conditions of a changing complex of influencing factors is developed. A mathematical description of the system with combined control and self-tuning of the compensation circuit parameters is given. The results of modeling are presented, which confirm the effectiveness of the proposed method.

Текст научной работы на тему «Математическая модель гиростабилизатора гравиметра с комбинированным управлением и самонастройкой параметров»

ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ

УДК 531.385

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ГРАВИМЕТРА С КОМБИНИРОВАННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И САМОНАСТРОЙКОЙ

ПАРАМЕТРОВ

Д.М. Малютин

Рассмотрена схема индикаторного гиростабилизатора гравиметра с комбинированным управлением. Разработан способ самонастройки параметров цепей компенсации возмущающих моментов в условиях изменяющегося комплекса влияющих факторов. Приведено математическое описание системы с комбинированным управлением и самонастройкой параметров цепей компенсации. Приведены результаты моделирования, подтверждающие эффективность предложенного способа.

Ключевые слова: морской гравиметр, гиростабилизатор, комбинированное управление.

В настоящее время продолжаются активные исследования в области гравиметрии. Если в глобальном плане гравитационное поле Земли известно по результатам спутниковых съемок, то крупномасштабные карты отдельных участков практически отсутствуют, хотя в них имеется большая потребность [1-5].

Задача повышения точности гравиметрических измерений является актуальной и сегодня [2,6,7]. Уровень точности применяемой аппаратуры для целей разведки месторождений углеводородного сырья должен обеспечивать уверенное обнаружение аномалий с амплитудой 0,1-0,2 мГал. Перспективной является задача увеличения точности гравиметрических измерений до уровня 0,01-0,05 мГал. Обеспечение перспективной точности возможно при проведении работ, связанных с совершенствованием гиростабилизаторов (ГС), гравиметрического датчика, увеличением точности обработки гравиметрической информации, методики проведения гравиметрической съемки, увеличением точности навигационной информации о параметрах движения объекта-носителя.

Совершенствование ГС возможно не только при использовании новых чувствительных и исполнительных элементов повышенной точности [8], но и за счет использования метода комбинированного управления [9], включая компенсацию возмущающих воздействий (особенно при работе на малотоннажных судах или малоразмерных летательных аппаратах в условиях повышенного уровня возмущений). ГС с комбинированным управлением представляет собой объединение в одну систему замкнутой системы управления по отклонению и разомкнутой системы управления по возмущающему воздействию. Принцип компенсации возмущений позволяет существенно повысить точность стабилизации за счет использования информации о внешней ситуа-

226

ции. В работе [10] исследованы различные структурные решения построения цепей компенсации возмущений, действующих на двухосную систему стабилизации в процессе трехкомпонентной качки подвижного объекта и получены соотношения для выбора параметров цепей компенсации (коэффициентов передачи датчиков угловой скорости (ДУС) и датчиков углового ускорения (ДУУ), собственных постоянных времени ДУС и ДУУ, коэффициентов демпфирования ДУС и ДУУ, параметров корректирующих фильтров цепей компенсации), при которых обеспечивается наибольшая эффективность работы схемы.

Актуальной является задача разработки способа самонастройки параметров цепей компенсации возмущающих моментов в условиях изменяющегося комплекса влияющих факторов, что обеспечивает эффективное функционирование цепей компенсации.

Функциональная схема

Рассмотрим функциональную схему контуров стабилизации ГС с комбинированным управлением и самонастройкой параметров цепей компенсации возмущающих моментов, работающего в режиме гировертикали (рис.1). Для формирования компенсирующих сигналов используется информация с дополнительных ДУС и ДУУ, установленных на основании и наружной раме ГС.

Рис.1. Функциональная схема контуров стабилизации ГС с комбинированным управлением: 1,2 - поплавковые интегрирующие гироскопы каналов платформы и наружной рамки; 3 - наружная рамка ГС; 4 - стабилизируемая платформа; 5 - исполнительные двигатели (датчики моментов); 6,7 - усилители; 8,9,10 - ДУС цепей компенсации возмущений; 11,12,13 - ДУУ цепей компенсации возмущений, 14,15 - датчики углов; 16,17 -вычислители компенсирующих сигналов

Математическая модель ГС с комбинированным управлением и самонастройкой параметров

Математическая модель контуров стабилизации двухосного ГС с комбинированным управлением и самонастройкой параметров имеет вид (1). В уравнениях (1) проекции абсолютной угловой скорости носителя на его главные оси обозначены Юх, Юу, Ю2, где система координат хоУо20 жестко связанная с основанием. Положение

осей гиростабилизированной платформы с установленной на ней гравиметрической аппаратурой х2У2^ относительно хоУо20 задано углами фуф^. юх2,Юу2,Ю22 - проекции абсолютной угловой скорости платформы. С наружной рамкой ГС связаны оси координат Х1у^. - моменты, развиваемые стабилизирующими двигателями

227

(датчиками момента) наружной рамки и платформы соответственно, Мьп\,Мьп2 -возмущающие моменты относительно осей наружной рамки и платформы соответственно, Зх,3 у, 32 - моменты инерции платформы относительно соответствующих

осей; 3Х1,3 у1, моменты инерции наружной рамки относительно соответствующих осей; Ь\, ^2 - удельные демпфирующие моменты относительно осей наружной рамки и платформы соответственно, Кут - коэффициент передачи усилителя контура стабилизации, К^ - коэффициент передачи датчиков момента (ДМ), Жы(р),^^2(р) - передаточные функции корректирующих звеньев контуров стабилизации, р - оператор дифференцирования, Тм,Т^2- электромагнитные постоянные времени датчиков момента; К3, К4, К5, Кб - коэффициенты передачи цепей компенсации возмущений, Н -кинетический момент поплавкового интегрирующего гироскопа, 3а, Зр - моменты

инерции поплавковых интегрирующих гироскопов каналов наружной рамки и платформы соответственно относительно осей прецессии, 8, у - углы поворота ротора поплавковых гироскопов каналов наружной рамки и платформы относительно осей прецессии, р),Ж^2 4( р),Ж^25( б( р) - передаточные функции цепей компенсации возмущений Кйуу ( у) , Кёуу(х Х1) , Кйуу{ ^ ^^ у ) , ^^ ^^ , ( ^ ~ коэффициенты передачи ДУУ и ДУС, оси чувствительности которых направлены вдоль осей оу, 0x1, ог1. Т^, Т^уу - постоянные времени ДУУ и ДУС, £>с1уу, Хёуя - коэффициенты демпфирования собственных колебаний ДУУ и ДУС. К§, Ку - коэффициенты передачи датчиков угла поплавковых гироскопов, Мр8, Мру - возмущающие моменты по осям

прецессии поплавковых гироскопов. Влиянием гироскопов на движение платформы можно пренебречь в виду малости кинетического момента .

При формировании компенсирующего сигнала канала наружной рамки и канала платформы коэффициенты передачи усилительных блоков схемы компенсации определяются значениями удельных демпфирующих моментов относительно осей наружной рамки и платформы, значениями моментов инерции наружной рамы и платформы и переменным параметром ф^, измеряемым датчиком угла [10]. Допущение о постоянстве параметров системы справедливо лишь при постоянном комплексе влияющих факторов. Например, при изменении температуры окружающей среды наибольшим образом изменяет свое значение удельный демпфирующий момент, что приводит к нарушению равенства моментов от вязкого трения относительно оси наружной рамки и платформы и соответствующих составляющих компенсирующего момента относительно оси наружной рамки и платформы, а следовательно, к снижению эффективности примененной схемы компенсации.

Рассмотрим способ повышения точности схемы компенсации возмущений за счет самонастройки параметров схемы компенсации. С целью компенсации составляющей момента от вязкого трения Ьушу ДУС измеряет угловую скорость юу. Чтобы

исключить отставание компенсирующего момента по отношению к возмущающему из-за инерционности исполнительного двигателя ДУУ измеряет угловое ускорение юу.

При изменении температуры окружающей среды изменяется величина удельного демпфирующего момента Ь1 относительно оси вращения наружной рамки, что обуславливает нарушение равенства возмущающего и компенсирующего моментов и появление погрешности стабилизации платформы по оси наружной рамки от момента АЬ1Шу (АЬ[ - разность между величиной удельного демпфирующего момента и величи-

ной постоянного коэффициента передачи K3 цепи компенсации). Погрешность стабилизации от момента АЬ<вy имеет частоту, равную частоте изменения угловой скорости основания wy и сдвиг по фазе по отношению к угловой скорости основания wy стремящийся к нулю.

2 2

(Jy cos jz + Jx sin jz + Jyi)Wy2/ cos jz + bxWy2 / cos jz -Mdsl = = -(Jx - Jz )®z2®x2 cos jz - (Jz - Jy )Wz2®y2sin jz + Mbn1 + bjWy -

-b (Wx cos jytgjz - Wz sin jytgjz ) - Jy l(Wz 2 - ®zl)(«x cos jy - Wz sin jy ) --(Jx1 - Jz1)Wx1Wz1 - (Jx + Jy1)wwx1tg jz - (Jx + Jy 1)(wz2 - wz1)(wx2fg jz sin jz + +Wy2 sin jz);

JzWz2 + b2Wz2 + Mds = Mbn2 -b2(-Wz cos jy - Wxsin jy) - (Jy - Jx)wx2wy2,

Ja (d& + <»z2) + bad - HdWx2 - HWy2 = Mp§,

t t

Jp(Y +WWy2) + bpt + HWz2 + HyWx2 =Mpg, a = jWy2dt, b = jWz2dt, (1)

U1 (p) = K§8(p), U2 (p) = KyY(p),

U3(p) = U1 (p)KyTO1^£z! (p), U4(p) = U2( p) Kym^Wfcz 2(p),

K

U5(p) = Wy(p) 2 2 dyS(y)-

Tdysp + 2£Tdysp +1

, U6( p) = Wy (p)(

Kdyy( y)p

Td^p2 + 2XTdyyp

+1

Uy( p) =

K6U6( p)U1( p)

p

Ug( p) = (U5( p)+U6( p))Wb3( p)K 3U7( p), K3 = b

U9( p) = Wx1( p)(-

Kdyy( x1) p

Td>2 + 2XTdyyp +1

), U10(p) = Wx1(p)(

K

dys( x1)

Tdysp2+2XTdysp+1

),

U„(p) = (U9(p) + U10(p))Wfe4(p)K4U7(p), K4 = fygjz,

U12(p)=Wx1(P)( 2 Kdnx1)p

T^ + 2XTdyyp + 1

)Wkz5(p)K 5, K5 = (Jx + Jy1)tg jz,

U13( p) = Wz1( p)(

K

dyy( z1) p

Tdyyp2 + 2XTdyyp

+1

-), U14(p) = Wz1(p)(

K

dys( z1)

Tdysp2 + 2XTdysp

+1

),

U15(p) = KU14(p)U2(p), U (p) = (U13(p) + U14(p))Wkz6(p)K8U15(p), p

K8 = b2, U17(p) = U3(p) + U8(p)-Un(p)-U12(p), U18(p) = U4(p) + U16(p),

Tds1Mds1(p) p + Mds1(p) = Kds1U17( P), Tds2Mds2(p) p + Mds2(p) = Kds2U18(P), Wz1 = Wz cos jy + Wx sin jy, Wx1 = Wx cos jy - Wz sin jy,

Wx2 = Wx

y

cos j y

-Wz

sin j y sin j_ .

- Wy2_____z , jz =Wz 2 -Wz cos j y -Wx sin j y,

cos jz cos jz ^ cos jz

jy = Wy2 / cos jz + Wx cos jytg jz - Wy -Wz sin jytg jz, e x1 = Wx1.

После перемножения сигнала ДУС и сигнала гироскопа по каналу наружной рамки, в котором присутствует гармоника, соответствующая погрешности стабилизации от момента АЬ<вy, на выходе умножителя содержится постоянная составляющая сигнала и переменная составляющая сигнала. Интегратор с коэффициентом пере-

229

0

0

)

дачи Кб эффективно сглаживает переменную составляющую сигнала умножителя и осуществляет интегрирование постоянной составляющей сигнала умножителя. В установившемся режиме величина выходного сигнала интегратора равна отношению величины коэффициента вязкого трения в оси вращения наружной рамки к коэффициенту передачи К3 цепи компенсации. На выходе второго умножителя (сигнал Ц% ) формируется скорректированный компенсирующий сигнал, амплитуда которого вновь равна амплитуде момента от вязкого трения, что приводит к повышению точности двухосной системы стабилизации по каналу наружной рамки.

Результаты динамических исследований ГС с комбинированным управлением и самонастройкой параметров цепей компенсации

На рис.2 в качестве примера приведен график погрешности двухосной системы стабилизации по каналу наружной рамки от момента Юу АЬ±= 0,0146 Н*м*с, (юу

=Абшю *1;, А=0,73 град/с, ю =3с-1). При этом параметры системы имеют следующие

2 2 2 2 значения : 3у соб ф^ + 3х бш ф^ + 3у1 = 0,1кгм , Ь = 0,04Нмс, 3а = 0,00002кгм ,

Ьа = 0,005Нмс, Н = 0,04Нмс, = 0,001с.

На рис.3 приведен график выходного сигнала в единицах цифрового кода интегратора (сигнал Цу).

На рис.4 приведен график погрешности двухосной системы стабилизации с комбинированным управлением и самонастройкой параметров по каналу наружной рамки.

Из приведенных графиков видно, что амплитуда погрешности системы стабилизации с комбинированным управлением и самонастройкой параметров от рассмотренного возмущающего момента в установившемся режиме уменьшается в 180 раз, а время самонастройки параметров цепи компенсации не превышает 2с.

ОС, рад

5 18 20

t ,С

Рис. 2. Погрешность стабилизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цу, ед. цифр. кода

6 8 10 12 14 16 18 20

t,C

Рис. 3. Показания интегратора

230

ОС, рад

t ,c

Рис. 4. Погрешность стабилизации

Изменение величины удельного демпфирующего момента по оси наружной рамки приводит также к появлению погрешности стабилизации платформы относительно оси наружной рамки от составляющей момента вязкого трения — Db]tgjzwxi. После перемножения выходного сигнала звена с коэффициентом передачи K4 и выходного сигнала интегратора на выходе третьего умножителя (сигнал U11) формируется скорректированный компенсирующий сигнал, амплитуда которого вновь равна амплитуде момента —Ab^tgj^^, что приводит к повышению точности стабилизации по

оси наружной рамки. Описанный способ повышения точности работы схемы компенсации применен и в канале стабилизации по каналу внутренней рамки.

Коэффициент передачи K5 цепи компенсации определяются расчетным путем и при изменении температуры изменяются незначительно, однако, описанный способ может быть использован для уточнения расчетных значений коэффициента передачи K5 на испытательном стенде трехкомпонентной качки. В этом случае сигнал гироскопического датчика угла при настройке коэффициента K5 модулируется сигналом ю*1 соответствующего ДУУ и интегрируется. Сигнал на выходе интегратора равен величине поправочного коэффициента относительно расчетного. Сигнал с выхода интегратора подается на вход блока умножения, который устанавливается в схеме компенсации последовательно за звеном с коэффициентам передачи K5 .

Таким образом, использование принципов самонастройки и комбинированного управления оказывается эффективным средством увеличения точности работы системы стабилизации гравиметрического измерительного комплекса.

Заключение

На основе метода комбинированного управления рассмотрена схема компенсации возмущений по каналам наружной и внутренней рамок ГС гравиметра с самонастройкой параметров. Схема компенсации позволяет повысить точность работы ГС. Предложенный способ самонастройки параметров цепей компенсации возмущающих моментов, в условиях изменяющегося комплекса влияющих факторов, позволяет в 180 раз уменьшить погрешность стабилизации от моментов вязкого трения в установившемся режиме.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Грант №17-08-00434 А.

Список литературы

1. Ривкин С. С., Береза А. Д. Гироскопическая стабилизация морских гравиметров. М.: Наука, 1985. 176 с.

2. Современные методы и средства измерения параметров гравитационного поля Земли / Пешехонов В.Г., Степанов О. А., Августов Л.И. и др. / Под общей ред. акад. РАН В.Г. Пешехонова; научн. редактор О. А. Степанов. СПб.: ГНЦ РФ АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2017.390 с.

3. Форсберг Р. Проведение аэрогравиметрических измерений гравиметрами «ЛАКОСТА-РОМБЕРГ» и «ЧЕКАН-АМ» с целью определения геоида / Форсберг Р., Олесен А.В., Эйнарссон И. // Гироскопия и навигация, 2015. №3 (90). С.19-29.

4. Глазко В.В. Морские гравиметрические комплексы и гравиметры гидрографической службы военно-морского флота РФ / Глазко В.В., Шустов Е.Б., Филакок И.Н.// Навигация и гидрография. №32, 2011.С.79-87.

5. Железняк Л.К. Гравиметры двойного назначения для измерений с морских и воздушных носителей / Железняк Л.К., Конешов В.Н., Несенюк Л.К. и др. // Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 2005. Т. 48. № 5.С. 23-28.

6. Малютин Д.М. Распопов В.Я. Исследование динамики гиростабилизатора морского гравиметра с самонастройкой параметров // Известия Тульского государственного университета. Технические науки, 2017. Вып. 9. Ч. 2. С. 96-104.

7. Малютин Д.М. Система для морских гравиметрических измерений повышенной точности с самонастройкой параметров гиростабилизатора // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. №5 (325). 2017. С. 147-156.

8. Распопов В.Я. Инерциальные датчики и системы ориентации, стабилизации и навигации // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, 2012. №5 (295). С. 125-135.

9. Бессекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического управления. С-П.: Профессия., 2004. 752с.

10. Малютин Д.М. Гиростабилизатор гравиметра с комбинированным управлением // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, 2018. №3 (329). С. 123-136.

Малютин Дмитрий Михайлович, канд. техн. наук, профессор, Mal-yutindm@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MATHEMATICAL MODEL OF GIROSTABILIZER GRA VIMETHER WITH COMBINED CONTROL AND SIMON-SETTING PARAMETERS

D.M. Malyutin

The scheme of the indicator gyrostabilizer gravimeter with combined control is considered. A method self-tuning parameters of compensation circuits of disturbing moments in the conditions of a changing complex of influencing factors is developed. A mathematical description of the system with combined control and self-tuning of the compensation circuit parameters is given. The results of modeling are presented, which confirm the effectiveness of the proposed method.

Key words: sea gravimeter, gyrostabilizer, combined control.

Malyutin Dmitriy Mikhailovich, candidate technical sciences, professor, Malyutin dmayandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.