Научная статья на тему 'Мастерская как технология обучения креативной письменной речи'

Мастерская как технология обучения креативной письменной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология педагогической мастерской / креативная письменная речь / текст / системно-деятельностный подход / метакомпетенции / pedagogical workshop technology / creative written speech / text / system-activity approach / meta-competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Юрьевна Ланцевская

Мастерская как технология обучения креативной письменной речи В статье рассматривается сущность технологии «педагогическая мастерская»: основы, этапы, специфика. Приводятся актуальные дефиниции понятия «педагогическая мастерская». Обозначаются истоки возникновения технологии: зарубежный и отечественный опыт. Анализируется связь педагогической мастерской с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в вопросе реализации системно-деятельностного подхода на основе учета принципов субъектности, ведущих видов деятельности, сотворчества, минимакса, амплификации, обязательной результативности и рефлексивности деятельности. Также исследуется связь технологии с формированием личностных, предметных и метапредметных компетенций (регулятивных, коммуникативных, познавательных). На примере творческого задания по созданию оригинального эмотивного художественного текста (либо художественно-публицистического) в рамках дисциплины «Теория и практика развития креативной письменной речи» демонстрируется ход работы мастерской с описанием этапов и конкретных приемов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Workshop as a technology for teaching creative writing

The article examines the essence of the technology “pedagogical workshop” its basics, stages and specifics. The author gives the definition of the concept “pedagogical workshop”. The origins of the technology are analyzed in foreign and domestic literature. The author views the connection of the pedagogical workshop with the requirements of federal state educational standards in the implementation of a system-activity approach based on the principles of subjectivity, leading activities, cocreation, minimax, amplification, mandatory effectiveness and reflexivity of activity is analyzed. The connection of technology with the formation of personal, subject and meta-subject competencies (regulatory, communicative, cognitive) is also investigated. The author demonstrates the progress of the workshop with a description of the stages. The article presents the example of a creative task to create an original emotive literary text (or an artistic and journalistic one) within the discipline “Theory and practice of the development of creative writing»”.

Текст научной работы на тему «Мастерская как технология обучения креативной письменной речи»

ФИЛОЛОГИЯ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.С. Ковалёва, студент 4-го курса, направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и пере-водоведение (английский язык, немецкий язык)», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: anna.koval2@mail.com, ORCID: 0000-0002-3301-1078.

А.В.Казаков, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: kazakov.andrey.nauka@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5522-4624.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.S. Kovalyova, 4th year undergraduate student, direction 45.03.02 Linguistics, Translation and Translation Studies, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: anna.koval2@gmail.com, ORCID: 0000-0002-3301-1078.

A.V. Kazakov, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Translation, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: kazakov.andrey.nauka@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5522-4624.

УДК 808.1 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_118

Надежда Юрьевна Ланцевская

г. Шадринск

Мастерская как технология обучения креативной письменной речи

В статье рассматривается сущность технологии «педагогическая мастерская»: основы, этапы, специфика. Приводятся актуальные дефиниции понятия «педагогическая мастерская». Обозначаются истоки возникновения технологии: зарубежный и отечественный опыт. Анализируется связь педагогической мастерской с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в вопросе реализации системно-деятельностного подхода на основе учета принципов субъектности, ведущих видов деятельности, сотворчества, минимакса, амплификации, обязательной результативности и рефлексивности деятельности. Также исследуется связь технологии с формированием личностных, предметных и метапредметных компетенций (регулятивных, коммуникативных, познавательных). На примере творческого задания по созданию оригинального эмотивного художественного текста (либо художественно-публицистического) в рамках дисциплины «Теория и практика развития креативной письменной речи» демонстрируется ход работы мастерской с описанием этапов и конкретных приемов работы.

Ключевые слова: технология педагогической мастерской, креативная письменная речь, текст, системно-дея-тельностный подход, метакомпетенции.

Nadezhda Yurievna Lantsevskaya

Shadrinsk

Workshop as a technology for teaching creative writing

The article examines the essence of the technology "pedagogical workshop" its basics, stages and specifics. The author gives the definition of the concept "pedagogical workshop". The origins of the technology are analyzed in foreign and domestic literature. The author views the connection of the pedagogical workshop with the requirements of federal state educational standards in the implementation of a system-activity approach based on the principles of subjectivity, leading activities, co-creation, minimax, amplification, mandatory effectiveness and reflexivity of activity is analyzed. The connection of technology with the formation of personal, subject and meta-subject competencies (regulatory, communicative, cognitive) is also investigated. The author demonstrates the progress of the workshop with a description of the stages. The article presents the example of a creative task to create an original emotive literary text (or an artistic and journalistic one) within the discipline "Theory and practice of the development of creative writing»".

Keywords: pedagogical workshop technology, creative written speech, text, system-activity approach, meta-competencies.

В настоящее время в образовательной среде все больше внимания начинает уделяться такой педагогической технологии, как мастерская. Педагогическая мастерская - это такая форма организации обучения, при которой педагогические задачи решаются в условиях, максимально приближенных к реальному жизненному опыту, в формате творчества и сотворчества, с созданием конкретного продукта, осознанием закономерностей всего процесса. Приведем определение педагогической мастерской одного из педагогов, стоявших у истоков внедрения данной технологии в отечественное образование - И.А. Мухиной: «педагогическая мастерская - это форма обучения, содействующая для развития каждого студента через коллективное и

118

самостоятельное открытие к новому знанию и новому опыту [5, С. 175]. Наиболее полным, на наш взгляд, определением технологии «педагогическая мастерская» является дефиниция, приведенная методистом И.Б. Жаровой: это «нестандартная форма организации учебных занятий, инновационная технология обучения, которая позволяет организовать и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), способствует созданию на занятиях творческой атмосферы, психологического комфорта, а так же содействует становлению профессионального и личностного роста преподавателя и студента» [3, С. 105.].

Педагогическая мастерская - один из эффективных путей реализации требований федеральных

ISSN 2542-0291

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022

PHILOLOGY

государственных образовательных стандартов к обучению, т.к. в полной мере обеспечивает осуществление принципов системно-деятельностного подхода: «субъектности, учёта ведущих видов деятельности и законов их смены, учета сензитивных периодов развития, со-трансформации, принцип определения зоны ближайшего развития, амплификации (обогащения, усиления, углубления развития), обязательной результативности каждого вида деятельности, обязательной рефлективности всякой деятельности и др.» [4, С. 185]. Системно-дея-тельностный подход проявляется также в активной и разноплановой деятельности, в самостоятельности познания (в «строительстве» своих знаний), в отказе от репродуктивного типа передачи знаний, в получении знания через действие. Также обучение происходит через групповое, совместное творчество с более квалифицированным специалистом (мастером, педагогом) в условиях неформального общения. То есть педагогическая мастерская как технология способна сформировать необходимые компетенции - личностные, предметные и мета-компетенции, что делает ее востребованным педагогическим инструментом.

Как технология педагогическая мастерская начала оформляться еще в 1990-е гг. ХХ века в результате интеграции отечественного и зарубежного опыта. Если ретроспективно обозревать концепции, на которых рассматриваемая нами технология зарождалась, то, несомненно, нужно обозначить имена таких педагогов и психологов, как А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.А. Рачинский, и др. [2]. Пришедшая из педагогического опыта французских коллег, технология педагогических мастерских начала внедряться в практике Ж.О. Андреевой, И.А. Мухиной, Л.Д. Фураевой, Н.И. Хлебович. Изучив вопрос о теоретико-методологической основе отечественной технологии педагогической мастерской, сделаем вывод, что в настоящее время данная технология не имеет оформления в виде четко структурированной научно-педагогической концепции, подхода, а существует лишь в формате практического опыта сторонников такой формы обучения. Однако этот опыт позволяет выделить универсальные этапы реализации технологии и ее специфику. Проанализируем эти этапы на примере мастерской по созданию оригинальных художественных текстов, реализуемой в рамках дисциплины «Теория и практика развития креативной письменной речи» для студентов, обучающихся по программе академического бакалавриата по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование» профили «Русский язык» и «Литература», на конкретном примере написания эмотивного текста.

Целью изучения дисциплины является сформировать умение создавать оригинальные письменные тексты различных жанров в художественном стиле. Каждое занятие в мастерской начинается с разминки, формирующей атмосферу творче-

ства и поддержки. Это можно назвать первым этапом реализации технологии. В качестве разминоч-ных используются упражнения, направленные на определение актуального состояния, настроя, например, «Как твое имя сейчас?». Суть данного упражнения в следующем: обучающимся предлагается погрузиться в себя и попробовать почувствовать свое настроение и обозначить его в виде какого-то метафорического имени: сонный волк, аромат розы, быстрая стрела, ловкая белка и пр. Чем ярче и парадоксальнее получается образ, тем лучше «разряжается» атмосфера, через юмор обучающиеся расслабляются, открываются и хорошо настраиваются на творческую работу. Также для активизации эмоциональной и когнитивной деятельности участников им предлагается упражнение «Дорисуй друдлы». Друдлы - это незаконченные простые картинки, созданные американским комиком Роджером Прайсом в 1953 году. Задача - придумать продолжение картинки и создать законченный образ, снабдив его оригинальным названием. Кроме того, полезным упражнением-разминкой является предложение придумать необычное применение обычному предмету, например, подарочной коробке или белому листу бумаги формата А4. Здесь сложным представляется преодоление т.н. «функциональной закрепленности» или «функциональной фиксированности», то есть стереотипного представления, как данный предмет может использоваться в нашей жизни. По словам исследователей С.Р. Яголковского и Б.П. Медведева, «функциональная фиксированность является негативным фактором, существенно ограничивающим продуктивность творческого мышления» [6, С. 643]. Групповая творческая работа способствует ослаблению функциональной фиксированности: «в процессе обмена идеями участники группы могут предоставлять друг другу новую информацию о задаче и, таким образом, осуществлять взаимную стимуляцию креативности на когнитивном уровне» [6, С. 644]. В качестве «разогрева» можно использовать и серию упражнений, связанных с построением ассоциативных цепочек. Например, составить ассоциативный ряд из десяти слов, первое слово в котором «лиса», а последнее - «скамейка». Здесь можно использовать, как прямые, так и косвенные ассоциации, главное, чтобы участник смог объяснить логику хода мысли. В целом, все эти упражнения служат тому, чтобы создать благоприятный психологический климат и подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску.

Второй этап - знакомство с заданием. Знакомство проходит по схеме: «вызов-осмысление-ответ». Участникам предлагается тема и материал (отрывок художественного текста или целый текст). На этом этапе важно создать т.н. организованный хаос ассоциаций, представлений, предположений, оформляющий атмосферу вопросов без ответов, а затем уже начинается поиск ответов через личный опыт участников. Начинается работа с материалом в контексте поставленной задачи,

119

Too-vT 9549 09Q1 JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2542-0291_PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (56) 2022

ФИЛОЛОГИЯ

например, понять, какие приемы использует автор для создания эмотивного текста: обилие глаголов, подбор наиболее подходящего к описываемой ситуации по коннотативному оттенку синонима, использование назывных предложений, смысловые акценты через знаки препинания, употребление междометий и окрашенных словоформ, бессоюзия, многосоюзия, парцелляции, эпифор, анафор и пр. Обнаружение, осмысление приемов и рефлексия по этому поводу проводится в формате беседы или мозгового штурма. Делаются записи самостоятельно сформулированных правил. Поощряется графическое фиксирование информации (создание инфографики «от руки»), позволяющее сделать наглядным изучаемое явление. Здесь идет активное развитие познавательных и регулятивных компетенций, таких, например, как целеполагание, планирование, анализ.

Третий этап - самостоятельный анализ второго текста, проведение сравнения приемов, использованных авторами в первом и во втором случае. Здесь можно предложить работать в микрогруппах или парами (развитие компетенций работы в группах, коммуникативных навыков, а также регулятивных компетенций). Уместным будет также составление инфографики. Как правило, уже на этом этапе участники определяют для себя ключевые приемы создания эмотивного текста, близкие и понятные им.

Четвертый этап - индивидуальное моделирование эмотивного текста с использованием рассмотренных приемов. Здесь можно предложить написать короткий текст, апеллирующий к одной

из базовых эмоций читателя (радость, грусть, злость, отвращение, удивление, страх) и через нар-ратив (желательно, основанный на личном жизненном опыте), используя выделенные приемы, попробовать запустить у реципиента нужную эмоциональную реакцию. Можно также усложнить задачу и предложить написать рекламный текст, продающий услугу или товар. Однако данная работа потребует более основательной подготовки и помимо приемов эмотивного текста в мастерской необходимо будет проработать и тему специфики рекламного материала.

И завершающий этап - презентация оригинальных текстов, рефлексирование, получение обратной связи (формирование компетенций рефлексии, самооценки). На данном этапе первоочередным является проведение самоанализа работы, а затем уже каждому участнику дается возможность высказать замечания и предложения.

Длительное наблюдение за процессом и результатами работы позволяет нам констатировать факт, что применение технологии «педагогическая мастерская» на занятиях по развитию креативной письменной речи увеличивает рост познавательной активности и самостоятельности обучающихся. А значит, данная технология доказывает свою продуктивность. Участники мастерской, становясь активными субъектами деятельности, развивают внутреннюю мотивацию к обучению, научаются «внутренней стимуляции» [1], продуктивной рефлексии, регулятивным навыкам и эффективной коммуникации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галышева, А. С. Педагогические мастерские как технология реализации концепции развивающего обучения / А. С. Галышева, Г. Д. Кириллова. - Текст : электронный // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-masterskie-kak-tehnologiya-realizatsii-kontseptsii-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 14.11.2022).

2. Гревцева, Г. Я. Педагогическая мастерская как средство подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности / Г. Я. Гревцева. - Текст : электронный // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. -№ 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-masterskaya-kak-sredstvo-podgotovki-buduschego-spetsialista-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.11.2022).

3. Жарова, И. Б. Нестандартная форма учебного процесса технология педагогических мастерских на уроках биологии / И. Б. Жарова. - Текст : электронный // Вестник военного образования. - 2020. - № 6 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnaya-forma-uchebnogo-protsessa-tehnologiya-pedagogicheskih-masterskih-na-urokah-biologii (дата обращения: 10.11.2022).

4. Жданко, Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т.А. Жданко. - Текст : электронный // Magister Dixit. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 10.11.2022).

5. Потехина, Н. В. Педагогическая мастерская как технология обучения студентов в вузе / Н. В. Потехина, Г. В. Жеребятникова. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 713. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskaya-masterskaya-kak-tehnologiya-obucheniya-studentov-v-vuze (дата обращения: 16.11.2022).

6. Яголковский, С. Р. Психологические методы снижения функциональной фиксированности / С. Р. Яголковский, Б. П. Медведев. - Текст : электронный // Психология. Журнал ВШЭ. - 2021. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-metody-snizheniya-funktsionalnoy-fiksirovannosti (дата обращения: 16.11.2022).

REFERENCES

1. Galysheva A. S., Kirillova G. D. Pedagogicheskie masterskie kak tehnologija realizacii koncepcii razvivajushhego obuchenija [Pedagogical workshops as a technology for implementing the concept of developing learning]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of LSUnamed after A.S. Pushkin], 2014, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-masterskie-kak-tehnologiya-realizatsii-kontseptsii-razvivayuschego-obucheniya (Accessed 14.11.2022).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 120_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_2542-0291

PHILOLOGY

2. Grevceva G. Ja. Pedagogicheskaja masterskaja kak sredstvo podgotovki budushhego specialista k professional'noj deja-tel'nosti [Pedagogical workshop as a means of preparing a future specialist for professional activity]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspect [Modern higher school: innovative aspect], 2012, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/pedagogicheskaya-masterskaya-kak-sredstvo-podgotovki-buduschego-spetsialista-k-professionalnoy-deyatelnosti (Accessed 14.11.2022).

3. Zharova I. B. Nestandartnaja forma uchebnogo processa tehnologija pedagogicheskih masterskih na urokah biologii [Non-standard form of the educational process technology of pedagogical workshops in biology lessons]. Vestnik voennogo obrazovanija [Bulletin of Military Education], 2020, no. 6 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnaya-forma-uchebnogo-protsessa-tehnologiya-pedagogicheskih-masterskih-na-urokah-biologii (Accessed 10.11.2022).

4. Zhdanko T. A. Sistemno-dejatel'nostnyj podhod: sushhnostnaja harakteristika i principy realizacii [System-activity approach: essential characteristics and principles of implementation]. MagisterDixit, 2012, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii (Accessed 10.11.2022).

5. Potehina N. V., Zherebjatnikova G. V. Pedagogicheskaja masterskaja kak tehnologija obuchenija studentov v vuze [Pedagogical workshop as a technology for teaching students at a university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-icheskaya-masterskaya-kak-tehnologiya-obucheniya-studentov-v-vuze (Accessed 16.11.2022).

6. Jagolkovskij S. R., Medvedev B. P. Psihologicheskie metody snizhenija funkcional'noj fiksirovannosti [Psychological methods of reducing functional fixity]. Psihologija. Zhurnal VShJe [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2021, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-metody-snizheniya-funktsionalnoy-fiksirovannosti (Accessed 16.11.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Ю. Ланцевская, доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогическтй университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: detkovanu@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0440-8471.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.Y. Lantsevskaya, Ph. D in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: detkovanu@yandex.ru, ORCID: 0000-00020440-8471.

УДК 81'114 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_121

Ксения Сергеевна Марьина, Андрей Викторович Казаков

г. Киров

Особенности перевода туристической интернет-рекламы на примере английского языка

Данная работа посвящена особенностям туристической рекламы в Интернете и ее переводу. В материале описывается структура рекламного текста, примеры перевода отдельных элементов рекламы, ее специфика и принципы. Обозначены способы формирования рекламы и источники. Автор изучил приемы передачи когнитивной и эмоциональной информации при переводе на примере перевода частей рекламных сообщений с иностранных туристических сайтов. Рассмотрены такие аспекты, как Интернет, туристическая реклама, слоган, заголовок, текст, эхо-фраза, а также их особенности и значимость. Приводятся необходимые для переводчика компетенции, позволяющие преуспеть в сфере туристического перевода. Статья позволяет сделать выводы по поводу того, какова специфика перевода туристической рекламы в Интернете, задает направление формирования собственных навыков перевода для заинтересованных в сфере туризма.

Ключевые слова: интернет, туристическая реклама, перевод, текст, переводческие трансформации.

Ksenia Sergeevna Marina, Andrey Viktorovich Kazakov

Kirov

Features of translation of tourist online advertising on the example of English

This article is devoted to the peculiarities of tourist advertising in the Internet and its translation. The material describes the structure of the advertising text, examples of translation of individual elements of advertising, its specifics and principles. The methods of advertising formation and sources are indicated. The author studied the methods of transmitting cognitive and emotional information in translation by the example of translating parts of advertising messages from foreign tourist sites. Such aspects as the Internet, tourist advertising, slogan, title, text, echo phrase, as well as their features and significance are considered. The competencies necessary for the translator to succeed in the field of tourist translation are given. The article allows us to draw conclusions about the specifics of the translation of tourist advertising on the Internet, sets the direction for the formation of their own translation skills for those interested in tourism.

Keywords: internet, tourist advertising, translation, text, translation transformations.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (56) 2022

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.