Научная статья на тему '«Мастерская будущего»: путь к взаимопониманию'

«Мастерская будущего»: путь к взаимопониманию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДИАЛОГ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мастерская будущего»: путь к взаимопониманию»

Т.И. Иванова

связи с этим следует отметить, что можно наблюдать продолжение имеющихся определенных традиций изучения истории Британии исследователями другого поколения, и это вполне объяснимо, так как проблемы империи, колониализма могут привлекать и привлекают отечественных историков в свете изучения современных проблем российской ситуации. Безусловно, что в центре внимания современных англоведов находится как богатейшее собрание опубликованных и неопубликованных работ российских англоведов, так и русские издания британских историков ХГХ века. Данной проблеме и было посвящено выступление к.и.н., доц. Нижегородского ГПУ Э.Г. Воденисовой.

Подводя итоги работы круглого стола «Российское англоведение XIX - первой четверти XX вв.», можно сказать, что в ходе дискуссий, заключавших работу секций и на заключительном пленарном заседании участникам круглого стола удалось определить ряд актуальных проблем, изучаемых и требующих дальнейшего исследования, выявить новые сюжетные линии, рассмотреть различные взгляды, разные манеры изложения истории Великобритании англоведами XIX -первой четверти XX веков., отметив при этом присутствие особого интереса к истории Англии и ее глубокого изучения представителями разных поколений англоведов. И сейчас можно с полным правом говорить о сформировавшемся направлении в российской историографии.

Т.И. Иванова

«Мастерская будущего»: путь к взаимопониманию

«Петербургский диалог» уже более 10 лет является постоянно действующим институтом российско-германского сотрудничества и диалога между гражданскими обществами по наиболее актуальным вопросам партнёрства от экономики до проблем культурной и духовной жизни. Его значимость подчеркивается патронажем президента РФ и Федерального канцлера Германии, вниманием лидеров стран к поиску наиболее оптимальных путей и форм сближения народов двух стран, преодоления предрассудков в обоюдном восприятии и недоверия друг к другу, отказа от идеологии и политики разъединяющих людей и стимулирования связей.

В интервью телеканалу АРД на форуме в Дрездене (2006 г.) В.В. Путин подчеркнул, что речь идет о гармонии человека с самим собой, с окружающим миром, о гармонии в обществе. Надо стремиться к политической гармонии, к толерантности, к умению вести диалог и умению договариваться между собой1. Решение этих перспективных задач напрямую связано с развитием многообразных контактов между молодым поколением немцев и россиян, которые не обременены «грузом проблем прошлых лет», идеологическими стереотипами и иными клише периода «холодной войны».

Данная статья посвящена становлению одной из перспективных форм молодежного сотрудничества в рамках «Петербургского диалога»: рабочей группе «Мастерская будущего».

На пути к «Мастерской будущего». Приход новых лидеров в Германии и России, позитивные изменения в характере межгосударственных отношений, опыт, накопленный в проблемные 1990-е годы в области молодежного сотрудни-

180

Научная хроника

чества, явились конструктивной основой для развития всего комплекса германороссийских связей в формате «Петербургского диалога».

Новый уровень сотрудничества стал возможен благодаря нормализации германо-российских отношений и общему стремлению лидеров двух стран В.В Путина и Г. Шредера к интенсификации партнерства, как на официальном, так и неофициальном уровнях. Ответственные германские круги предпочли практический, а не идеологический подход к политике в отношении России. Участием в петербургском саммите Германия подтвердила, что даже в политически сложное время она настроена на контакт и сотрудничество с Россией. В процессе диалога, ведущегося на уровне глав государств и правительств, сформировалась правовая база молодежного сотрудничества, основанная на ряде правительственных соглашений. Первым среди них, было двухстороннее межправительственное соглашение, подписанное М.С. Горбачевым и Г. Колем 13 июня 1989 года. Данное соглашение открывало обе страны для молодежных обменов во всех сферах от политики до спорта. Однако оно не распространялось на обмены, связанные с учебой, научной деятельностью, обмены учителями и школьниками2. Поэтому в новых условиях необходимо было продолжить диалог и скорректировать основные параметры молодежного сотрудничества в соответствии с требованиями времени.

Анализ работы первых «Диалогов» в Санкт-Петербурге (2001 и 2003 гг.) и в Веймаре (2002 г.) показал, что существует определенная диспропорция между динамикой развития германо-российских отношений в экономической, политической, культурной сферах и уровнем развития молодежного сотрудничества, степенью вовлеченности молодых участников «Диалога» в дискуссии и разработку «стратегических документов». Причины диспропорции во многом носили объективный характер: сказывалась новизна решаемых организационных задач, шел поиск сторонами оптимального состава участников, «Диалог» должен был занять свою нишу в развитии германо-российских молодежных контактов. Вместе с тем обозначились проблемы, появившиеся уже непосредственно в процессе его деятельности. В частности, не сразу сформировался механизм участия молодых людей в заседаниях Форума. Следует отметить, что изначально вводилась специальная представительская квота, в соответствии с которой, наряду с известными общественно-политическими деятелями, в обсуждении проблем предполагалось участие молодых политиков, ученых и бизнесменов, отбором которых серьезно занимались организаторы «Диалога». По соглашению сторон в работе первого форума планировалось участие 100 человек — по 50 от каждой из сторон, причем особо подчеркивалось, что не менее 20 % участников должны составлять люди в возрасте 30-40 лет3. К сожалению, данная квота не всегда в полной мере обеспечивалась сторонами, о чем писали СМИ после первых встреч «Диалога», указывая на недостаточное присутствие здесь различных групп гражданского общества, на сближение интересов которых, собственно, он и был

4

ориентирован .

Другой проблемой являлась интеграция молодых участников в процесс обсуждения конкретных тем в рабочих группах. В 2001 году таких групп насчитывалось пять — «Политика», «Экономика», «Наука и образование», «Культура» и «Средства массовой информации». Несомненно, позитивным являлся факт включения молодежной тематики в общие дискуссии, а затем и в итоговые про-

181

Т.И. Иванова

токолы рабочих групп. Однако молодым участникам сложно было «конкурировать» при принятии решений с опытом, положением и возможностями наиболее авторитетной части аудитории, что в целом не исключало достаточно уважительного отношения старшего поколения к их идеям. Тем не менее, молодое поколение хотело быть не только услышанным, но и стремилось излагать собственное видение проблем и со своих позиций прогнозировать пути их решения.

Определенные подвижки в данном направлении произошли во время диалога в Веймаре (8-10 апреля 2002 г.), посвященном теме «Германия и Россия в меняющемся мире». Как отмечалось, «представительная российская делегация прибыла в Германию говорить не о прошлом, а о будущем»5.

В этой связи в рабочих группах и на пленарных заседаниях среди важных тем в центре внимания оказались и вопросы молодежного студенческого обмена, образования и культуры. Как заметил председатель координационного комитета со стороны Германии П. Бёниш: «Сегодняшние студенты — это наши партнеры завтра, поэтому мы так выделяем тему образования и студенческого обмена»6. Излагая позицию российской стороны, М. Горбачев так же подчеркнул, что Форум содействует «контактам между молодыми политиками обеих стран», и в Веймаре предполагается осуществить масштабную инициативу, способную

7

активизировать этот процесс .

Под влиянием новых акцентов концепция «Диалога» в Веймаре дополнилась несколькими важными элементами. Впервые широко использовались различные формы информационного обеспечения деятельности Форума, ставшие для участников тематическим приоритетом и в последующий период. Рабочая группа, где обсуждались вопросы обменов, получила не только новое название «Молодежные обмены, образование и наука», но и расширила проблематику дискуссий, подчеркнув тем самым актуализацию этого направления в германо-российских контактах. Но самым заметным событием политической жизни стало участие в его работе «Молодежного посольства» из Санкт-Петербурга, что явилось первым опытом выхода российской молодежи «на первый план международных отношений самого высокого уровня». Как отметил председатель посольства Г.С. Андреев, главным результатом стало установление «массы связей и контактов», а также создание условий для запуска ряда программ и проектов, имеющих 8

перспективу .

Вместе с тем, Веймар показал, что «Петербургскому диалогу» необходимы «новые идейные, организационные и финансовые импульсы». Принятые в рабочих группах решения, направленные на активизацию молодежного сотрудничества, базировались в основном на традиционных подходах и у этих проектов не очень четко прослеживались перспективы их реализации. Больше шансов имела программа молодежного взаимодействия по изучению немецкого и русского языков, выполнение которой находилось под началом супруг лидеров двух стран — Л. Путиной и Д. Шредер-Кёпф9.

Живое языковое общение рассматривалось в качестве важнейшего элемента преодоления непонимания и как фактор сближения в процессе молодежных обменов. В тоже время обеими сторонами высказывалась озабоченность по поводу неуклонного сокращения числа школ с изучением русского языка в Германии и немецкого языка в России10. Важно было не только констатировать эти факты, но и следовало разобраться в причинах этого явления, поскольку речь шла о мо-

182

Научная хроника

лодом поколении, призванном выстраивать межгосударственные отношения двух стран в будущем.

Необходимость новых подходов обусловливалась и рядом других обстоятельств. По мнению известного немецкого политолога А. Рара, «в самом диалоге стали накапливаться барьеры ментального характера», мешала излишняя заорга-низованность его мероприятий и жесткость в подборе участников. Преодоление их виделось в ориентации на будущее, на активизацию сотрудничества молодежи двух стран, что совпадало с точкой зрения Германии, выступавшей за создание германо-российского молодежного движения. С другой стороны, происходящая в странах смена поколений ставила вопрос о подготовке руководителей новой формации, которые, сохраняя преемственность, будут развивать германо-российское сотрудничество дальше. И в этом плане «Петербургский диалог» являлся той площадкой, где его молодые участники могли налаживать контакты и излагать собственные позиции по актуальным вопросам международных и германо-«11

российских отношений .

Кроме того, принципиально новые возможности для сближения молодых людей Германии и России открывались в связи с развитием информационных технологий в сфере коммуникации и расширением возможностей Интернет — сообщества. Многие ответы на вопросы из непростой истории взаимоотношений между нашими государствами, молодые люди получали, именно, в границах Интернет — сообщества. Поэтому использование открытого неформального молодежного взаимодействия в целях преодоления непонимания и формирования положительного образа друг друга, являлось настоятельной потребностью. Такой же потребностью являлось и упрощение визового режима для студентов, деятелей культуры и науки. Об этом впервые в 2003 г. говорили во время консультаций в Екатеринбурге Г. Шредер и В.В. Путин, а на последних встречах «Петербургского диалога» (2010 г.) уже президент РФ Д. Медведев и канцлер ФРГ

А. Меркель пообещали серьезно обсудить вопрос об отмене визового режима

12

между странами .

В итоге, в 2001-2003 гг. серия мероприятий, сопровождавших политические контакты лидеров двух стран, и организованных в рамках рабочих групп «Диалога», предопределили создание еще одной площадки для развития двустороннего молодежного сотрудничества. Таким образом, появление новой рабочей группы не было случайным. С одной стороны, оно было продиктовано необходимостью преодолеть трудности, которые появились в организации и осуществлении молодежного сотрудничества, а с другой стороны сложилось так, что будущее «Петербургского диалога», оказалось во многом связано с активизацией этого сотрудничества.

«Мастерская будущего»: концепция, участники, диалог. Молодежная тема была достаточно широко представлена на Форуме в Гамбурге (2004 г.). Здесь же впервые в дискуссии активно участвовала новая рабочая группа «Молодая политика», обсуждавшая тему «Мастерская будущего. Какие шансы видит молодое поколение в двусторонних связях?». Начало ее деятельности совпало с подписанием инициированного «Петербургским диалогом» межправительственного Соглашения о молодежной политике (декабрь, 2004 г.), которое рассматривалось как «новый важный шаг к сближению молодых россиян и немцев — школьников, студентов, предпринимателей, ученых, политиков, рабочих».13

183

Т.И. Иванова

Что же представляла собой новая рабочая группа и чем она отличалась от аналогичных групп, уже действовавших в рамках Форума?

«Мастерская будущего» это совместный с DGAP (Программа Россия / Евразия Немецкого общества внешней политики) при поддержке Korber Stiftung (Фонд имени Кёрбера) российско-германский проект по созданию в рамках форума «Петербургский диалог» секции молодых экспертов. Непосредственными ее организаторами явились Германский Совет по внешней политике, руководитель А. Рар, и российское Информационное агентство «Росбалт», руководитель Н. Черкесова. По словам координатора программы, А. Рара, «Мастерская будущего» могла стать главным «мотором» «Петербургского диалога» и вывести его

14

на высокий уровень гражданского диалога между двумя элитами .

Концепция новой рабочей группы в сжатом виде была сформулирована в ее первоначальном названии: «Дискутируем о будущем: перспектива отношений России и Германии», т. е. группа имела «свою сферу деятельности», которая включала самые «различные сюжеты, связанные с перспективами развития как двух стран, так и глобального сообщества в целом». Ее приоритетной задачей являлось укрепление взаимопонимания и мира между народами через обмен идеями.

Данная группа призвана была выполнить несколько важных функций. Во-первых, преодолеть тупик, в котором оказался диалог, и содействовать восстановлению ослабевающего интереса молодого поколения немцев к России и русскому языку. Дело в том, что у молодых россиян мотивация к изучению немецкого языка и Германии, выражена намного сильнее и носит более профессиональный и устойчивый характер15. Во-вторых, омолодить и «раскрепостить» диалог за счет участия в его работе людей моложе 40 лет. В-третьих, «оживить диалог, избавить его от старых стереотипов вражды», не допускать негативного и неадекватного восприятия друг друга, ориентируя молодое поколение объединенной Германии и России на интеграционные ценности в рамках европейского пространства16. В — четвертых, дать возможность будущим политическим, общественным и бизнес лидерам уже сегодня активно взаимодействовать со своими сверстниками, предлагать «самые невероятные» пути решения проблем, определять точки соприкосновения и конструировать развитие отношений между странами через 15-20 лет17. Российская и немецкая стороны в дальнейшем неоднократно выражали «заинтересованность в формировании будущих лидеров политической, экономической и общественной жизни наших стран» и отмечали приоритетность этого направления в сотрудничестве молодежи. По словам президента Д.А. Медведева, этот «кадровый резерв российско-германского партнёрства» является важнейшим «заделом в будущее».18 В-пятых, диалог по всем проблемам предполагалось вести с точки зрения молодого поколения. Личное общение — важный фактор достижения понимания и доверия, содействующий разрушению любых стереотипов, будь-то конкретный человек или страна. Основой такого диалога, по мнению канцлера Г. Шредера, «является живой обмен — не только о том, что нас объединяет, но и обмен различными мнениями. Всем значимым общественным группам должна быть предоставлена возможность для выражения в этом диалоге своей, специфической точки зрения».

Кто же они, представители молодой элиты, ведущие дискуссию в «Мастерской будущего»? Из отдельных штрихов можно составить среднестатистический

184

Научная хроника

портрет ее участников. Это перспективные молодые люди: аналитики, эксперты, политики, экономисты, политологи Г ермании и России, в возрасте от 20 до 40 лет, представляющие практически все сферы гражданского общества. Их цель — «влиться в руководящие элиты России или Германии». Они имеют возможность обсуждать «пути развития двух стран, актуальные политические проблемы Европы и мира», которые могут стать для них реальностью уже в ближайшее время. Многие работают в различных политических, общественных организациях, информационных агентствах, активно участвуют в двусторонних германороссийских программах. Это немцы, профессиональной деятельностью которых является специализация по России, и россияне — специализирующиеся по Германии. С точки зрения Павла Житнюка, заместителя главного редактора информационного агентства «Росбалт», им должны быть присущи такие качества, как «инициативность, наличие собственного мнения о процессах, происходящих в России и Германии, желание и возможность что-то сделать и на что-то повлиять». Й. Бурместер, студент из Германии, выделил еще одну важную черту будущего европейского политика: обладание всей полнотой знаний о соседних

странах, в том числе и о России, которая, как и США, должна являться страной-

19

партнером .

Особенность «Мастерской будущего» связана с активным развитием молодежного экспертного направления и диалога, постепенно оформившегося в постоянный механизм взаимодействия молодых экспертов. «Эти люди свободны от многих стереотипов, они более открыто обсуждают проблемы, которые пока разделяют Германию и Россию» и рабочая группа им предоставляет возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Руководитель проекта «Мастерская будущего» Н. Черкесова в этой связи неоднократно выражала свое полное удовлетворение активностью участников, «остротой дискуссий» и принимаемыми решениями. В тоже время, опыт, полученный молодыми экспертами, мог стать основой для выбора ими профессии и обеспечить их карьерный рост впоследствии.

Основной инструмент работы «Мастерской будущего» — пленарные и секционные заседания в формате «Петербургского диалога». Традиционно в программе «Диалога» указываются сроки и место его проведения, названия рабочих секций и темы дискуссий, состав участников, формы общения и график общих мероприятий.

Экспертные форумы обычно носят открытый характер. Обсуждение в рабочих группах, в том числе и в «Мастерской будущего», по кругу участников или по тематике нередко проходит в закрытом режиме. По результатам дискуссий, участники передают свои предложения лидерам государств и политикам для дальнейшего рассмотрения в виде, так называемых, «стратегических документов, включающих оценку проблем и рисков, прогнозы и рекомендации по анализируемым вопросам», которые публикуются в бюллетенях стратегических исследова-ний20. Информирование участников программы ведется также через специально созданный для этого веб-блог и интернет-сайт.

Вместе с тем, рабочие группы осуществляют свою деятельность не только на форуме, но и в перерыве между ними, поскольку достижение понимания, преодоление взаимных страхов, трудностей в общении, процесс, требующий постоянного разъяснения своих позиций партнерам по диалогу.

185

Т.И. Иванова

С опытом работы «Мастерской будущего» можно познакомиться на примере проведения ее ХШ-го заседания в декабре 2008 г. в Дрездене. Основная дискуссионная тема «Германия и Россия: общая история — разные воспоминания» находилась в центре внимания на протяжении всех трех дней заседаний. Кроме того, ежедневно проводились сессии, включавшие или дискуссию, или целевое мероприятие. Во время первой сессии прошла ролевая игра «Немцы правят Россией — Россияне правят Германией», а во время второй — дискуссия участников «Мастерской будущего» с депутатами ландтага: «Почему понимание истории XX-го века в России, Германии и Восточной Европе различно? Как достичь объективной картины истории?». Завершился день экскурсией по Дрездену и вечерней дискуссией с участием М. Дулига, председателя фракции СДПГ в ландтаге Саксонии, «Демократическое обращение с экстремистскими партиями». В последний день, в рамках третьей сессии, участники дискутировали по теме «Россия и Германия: совместные действия и доверие во время финансового кризиса», а в заключении рассмотрели вопрос создания новой платформы «Мастерской будущего» в интернете. По итогам заседания были формулированы основные позиции «стратегического документа» рабочей группы21.

С 2004 по март 2011 гг. «Мастерская будущего» собиралась 22 раза в разных городах России (Калининград, Санкт-Петербург, Псков, Москва, Сочи) и Г ерма-нии (Берлин, Бремен, Дюссельдорф, Гамбург, Висбаден, Мюнхен, Дрезден, Аахен).

Тематика проблем, обсуждаемых с точки зрения молодого поколения, свидетельствует о выборе группой серьезных и актуальных вопросов, в числе которых взаимоотношения России и ЕС с точки зрения поиска общего пространства, проблем и перспектив исторического наследия, развития в условиях перезагрузки отношений Восток-Запад. Германо-российское сотрудничество рассматривалось в плане социально-экономических проблем, вопросов глобализации, положения двух стран в информационном обществе и мире, энергетического сотрудничества, социальных реформ и модернизации экономики, исследования демографических и миграционных вызовов, вопросов взаимоотношений стран после выборов и общей истории, а так же анализа причин и мотивов «многочисленных межкультурных недоразумений и национальных стереотипов».

Естественно, работа «Мастерской будущего» не обходилась без сложностей. Главная проблема, неоднократно отмечавшаяся немецкой стороной — опасность недопонимания, «связанная с незнанием». По замечанию М. Штольпе, члена координационного комитета «Петербургского диалога», русские лучше немцев осведомлены о происходящем, они способны думать вместе с ними. И это их отличает в лучшую сторону от большинства немцев в отношении к России. «Нам в Германии, — считает он, — необходимо больше проводить просветительскую работу. Это требование времени»22.

По мнению политолога А. Рара, первые заседания «Мастерской будущего» так же выявили факторы, ослаблявшие конструктивный характер диалога между сверстниками двух стран. В частности, молодые политики, как с российской, так и немецкой стороны, в дискуссиях активно оперировали штампами старшего поколения; у молодых россиян наблюдалось отсутствие «стремления жить в свободном обществе и руководствоваться либеральными ценностями», а молодые немцы имели явно недостаточное представление о том, что на самом деле проис-

186

Научная хроника

ходит в России сегодня. В одном из интервью 24-летний Ян, из Гамбурга заявил: «Я впервые осознал, что я и мои российские ровесники по-разному смотрим на мир. Так, для меня слова НАТО и США с детства означали «надежность», «мир»«. Для ребят из России эти понятия означают потенциальную угрозу. Это я впервые осознал здесь, в Петербурге»22. Время от времени появлялись критические оценки, касающиеся возможностей «Мастерской будущего» реально влиять на политику. Такой скептицизм связывался с тем, что иногда обе стороны прибегали к «игре в политику», подменяли «приглаженными фразами» необходимость конкретных действий, в «штыки воспринимали критику» и предлагали «фантастические проекты».

Однако, по мере приобретения опыта, рабочая группа сконцентрировала свое внимание на ряде приоритетов. В их числе: сотрудничество с новыми организациями (политический клуб Калининграда, общественная инициатива «Креативная дипломатия») и достижение практических результатов (совместные проекты с Советом Молодежной общественной палаты «по вовлечению молодежи в общественную жизнь, политическую деятельность и социальное творчество»). Важным элементом стало инициирование собственных программ и проектов с целью создания новых дискуссионных площадок по обмену идеями (политический форум «Парламент будущего»), что расширило пространство для взаимодействия молодых людей в ближайшем будущем23.

Таким образом, одна из главных целей рабочей группы «Мастерская будущего» — вовлечь в диалог представителей молодого поколения — в целом реализуется успешно. Существенным результатом деятельности секции молодых экспертов можно считать «снижение остаточной предубежденности между Россией и Германией». Этот вывод означает только одно — диалог, ведущий к взаимопониманию, должен продолжаться.

—Ш--------------------------------- Примечания

1 Интервью Президента РФ В.Путина телеканалу АРД (Германия) 10 октября 2006 года // [Электронный ресур]: URL2.http://www.civilg8.ru/6586.php.

2 Кравченко И. Во благо умов и сердец // Международная жизнь. 2010. № 7. С. 65.

3 Первый российско-германский форум состоится в Петербурге 8-10 апреля. 21.03.2001 // http://www.fontanka.ru/2001/03/21/33123/.

4 Политика и общество | 10.04.2002 Парадное, декоративное мероприятие? Интервью с участником «Петербургского диалога» Алексеем Венедиктовым.

5 Логинов М. Петербургский диалог в Веймаре. 10-04-2002 // http://www.nevskoevremya.spb.ru/gorod/2667/peterburgskij_dialog_v_vejmare/

6 Диалог-2002 // http://www.spbchp.ru/10.04.02/CP24A047.html.

7 15.04.2002 «Петербургский диалог» — содействие взаимопониманию между Россией и Германией // http://www.gorby.ru/rubrs.asp?art_id=376&rubr_id=22&page=1 .

8 Петербургский диалог: раунд Веймаре. //

http://www.po-nemezki.ru/hallo_deutschland/newsletter/3/peterburgskiii_dialog_raund_v_veiimare_226.html; «Молодежное посольство» в Веймаре http://spbmost.narod.ru/rusian/rus9.htm

9 Ионин Л. Встреча в Веймаре: Диалог гражданских обществ пока не состоялся //

Internationale Politik. «Германо-российские отношения». 2002. сентябрь.

10 Диалог-2002 // http://www.spbchp.ru/10.04.02/CP24A047.html.

11 Насколько стабильна ось Берлин-Москва? («Rheinischer Mercur», Германия) Александр Рар (Alexander Rahr), 30 марта 2003// Сокращенный перевод: Владимир Синица ИноСМИ^и Опубликовано на сайте inosmi.ru: 18 апреля 2003. Оригинал публикации: Wie stabil ist die Achse?

12 Российско-германский форум «Петербургский диалог» 15 июля 2010 года, 09:50 Екатеринбург // http://kremlin.ru/transcripts/8347 http://petersburger-dialog.ru/Home.aspx.

187

Т.И. Иванова

13 М.С. Горбачев на российско-германском Форуме «Петербургский диалог». 15.09.2004 // http://www.gorby.ru/rubrs.asp?art_id=23665&rubr_id=22&page=l.

14 Немецкое общество внешней политики (DGAP) представляет собой национальную сеть, посвященную внешней политике Германии. В качестве независимой, надпартийной и открытой для всех заинтересованных лиц организации, DGAP активно и многогранно освещает общественное мнение. / Немецкое общество внешней политикиhttp:

//www.ukrainanato.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72:2008-11-17-17-59-

22&catid=37:2008-11-03-16-41-22&Itemid=12;

Россия | 03.08.2005. Германо-российские контакты окрепнут в «мастерской будущего». // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,1666898,00.html.

15 Мастерская будущего // http://petersburger-dialog.ru/info/workgroups/groupinfo/5ff6244d-a3d7-4527-83c1-abfcbe3121fd.aspxhttp://www.deutsch-russisches-orum.de/index.php?id=90/).

16 Александр Рар: «Мы не хотим, чтобы Россия чувствовала себя «прижатой к стенке» 26/08/2004 16/35 Беседовал Максим Василенко, ИА «Росбалт» // http://www.globalaffairs.ru/news/2859.html.

17 Мастерская будущего. Диалог молодых экспертов//http://www.rosbalt.ru/future/.

18 К российско-германский общественный форум «Петербургский диалог». Олег Родионов. 17 июля 2009 года. www.viperson.ru Дата публикации: 17.07.2009.

19 http://peterburgsky-dialog.org/doklady; Россия | 03.08.2005 Германо-российские контакты окрепнут в «мастерской будущего» http://www.dw-world.de/dw/article/0,, 1666898,00.html.

20 Клуб молодых политиков Калининградской области http://pryzhkoff.narod.ru/ypc.html http://www.kaliningrad.mid.ru/hron_01.html; Направления работы молодежной общественной палаты // http://www.molpalata.ru/projects/; Автор комментария: Миодраг Шорич — главный редактор вещания на иностранных языках, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА: Учиться друг у друга // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,827691,00.html.

21 Илья Пономарев принял участие в заседании Мастерской будущего по теме «Германия и Россия: общая история — разные воспоминания» 16/12/2008.// http://www.spravedlivo.ru/news/anews/7768.php.

22 Петербургский диалог» 2007: первый раунд — молодым // http://euroasia.cass.cn/2006Russia/Russia/speech_Putin/2001/28518.htm.

23 Анастасия Рахманова Россия | 09.10.2008 Российско-германский молодежный парламент: дела или игры? http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3702351,00.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Клуб молодых политиков Калининградской области http://pryzhkoff.narod.ru/ypc.html http://www.kaliningrad.mid.ru/hron_01.html; Направления работы молодежной общественной палаты // http://www.molpalata.ru/projects/; Автор комментария: Миодраг Шорич — главный редактор вещания на иностранных языках, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА: Учиться друг у друга // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,827691,00.html.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.