Научная статья на тему 'Взаимодействие гражданских обществ ФРГ и РФ в 2000-е гг. : от постановки проблемы к проектам'

Взаимодействие гражданских обществ ФРГ и РФ в 2000-е гг. : от постановки проблемы к проектам Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
279
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЕРМАНО-РОССИЙСКИЙ ФОРУМ / "ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДИАЛОГ" / "PETERSBURG DIALOGUE" / RUSSIA / GERMANY / SOCIAL PARTNERSHIP / THE GERMAN-RUSSIAN FORUM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егоров Александр Игоревич, Борков Александр Васильевич

Рассматриваются основные аспекты сотрудничества гражданских обществ Германии и России. Анализируются внутренние и внешние препятствия на пути его развития, позиция федеральных властей ФРГ и РФ, исследуется функционирование важнейших двусторонних гражданских форумов, определяется степень их представительности. Особое внимание уделяется изучению деятельности форума «Петербургский диалог», определяются его ключевые рабочие инструменты. Устанавливается вклад «Петербургского диалога» в повышение качества германо-российских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between civil society the BRD and the Russian Federation in 2000-ies.: from problem statement to projects

During the 2000s the civil society started to act as an agent of management. Developed countries used its potential for formulating social agendas and specifying priorities of social development. Civil society acted noticeably in the world arena as well, which found its reflection in the German-Russian relations. Forms of civil engagement were defined by the principle of effectiveness, aiming to act as a channel of regular interaction between members of the public in Germany and Russia. Cooperation between civil societies of Germany and Russia was institutionalized when the German-Russian Forum appeared in 1993, and in 2000 the initiative was put forward to create a civil forum "Petersburg Dialogue". The German-Russian Forum performed educational activities, encouraged partnership relations between cities of the two countries, organized cultural events. The mission of the "Petersburg Dialogue" was to draw the German and the Russian public nearer on the basis of common interests, to help in overcoming some prejudices of mutual perception and to deepen mutual understanding between Germany and Russia. The guidelines imposed obligations on both sides and required a liberal interpretation of cooperation between the German and Russian civil societies to be offered to its target audience. Accordingly, the ";Petersburg Dialogue" can be considered to have become an open, representative forum with the paramount value of human rights and liberties. Urgently important issues of Russian-German relations were discussed in the context of the world problems. A two-level model of social partnership was tested by the ";Petersburg Dialogue" which provided a framework for interaction between representatives of the civil societies in Germany and Russia and also made all the results achieved by the forum participants immediately available to the public authorities. The implementation of the first aspect supposed close contacts between community leaders of Germany and Russia, as well as the co-financing of the forum which was carried out by private foundations and commercial organizations. Members of the public expressed their opinions on acute current issues to the public authorities of both countries. The concept of the ";Petersburg Dialogue" provided for those kinds of joint German-Russian activities which proved to be an effective means of identifying problems in bilateral relations. The main part of the work was done by the working groups of the forum, and the most efficient of them were groups on media, education, politics, economics and the "Workshop of the future" group.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие гражданских обществ ФРГ и РФ в 2000-е гг. : от постановки проблемы к проектам»

Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 2 (28)

УДК 327.57

А.И. Егоров, А.В. Борков

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ ОБЩЕСТВ ФРГ И РФ В 2000-е гг.:

ОТ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ К ПРОЕКТАМ

Рассматриваются основные аспекты сотрудничества гражданских обществ Германии и России. Анализируются внутренние и внешние препятствия на пути его развития, позиция федеральных властей ФРГ и РФ, исследуется функционирование важнейших двусторонних гражданских форумов, определяется степень их представительности. Особое внимание уделяется изучению деятельности форума «Петербургский диалог», определяются его ключевые рабочие инструменты. Устанавливается вклад «Петербургского диалога» в повышение качества германо-российских отношений.

Ключевые слова: Россия; Германия; социальное партнерство; Германо-Российский форум; «Петербургский диалог».

В условиях мирового порядка 2000-х гг. перечень субъектов, обеспечивавших реализацию национальных интересов, претерпел существенные изменения. Если ранее эту функцию монополизировали государства и их союзы, то в постбиполярную эпоху все более весомую роль на международной арене стали играть представители гражданского общества.

Новый этап развития глобальной цивилизации предъявил к личности повышенные требования, отдавая предпочтение обладателю культуры гражданственности. Его отличали, с одной стороны, значительный уровень индивидуальной автономии по отношению к социуму вообще и к государственной власти в особенности. С другой стороны, такая личность проявляла повышенный интерес к работе органов государственной власти, была компетентна в суждениях по поводу политики, открыто и лояльно выражала оппозиционные настроения, принимала посильное участие в разработке предложений по решению ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности. Данные качества способствовали осознанию человеком ценности прав и свобод, которые становились предпосылкой реализации его интеллектуального и нравственного потенциала, стимулом к повышению общественной активности, гарантией участия в процессе налаживания диалога с представителями власти.

Рост числа носителей высоких социальных качеств должен был способствовать формированию ядра гражданского общества, устойчивого к любым переменам в области внутренней или внешней политики государства. Стратегической задачей активной части гражданского общества становилось обеспечение воздействия на ключевые центры принятия решений как на государственном, так и на международном уровнях. Это создавало предпосылки для участия гражданского общества в разработке социальной повестки дня и определении приоритетов общественного развития.

Опыт развитых государств, к числу которых принадлежала Германия, свидетельствовал о том, что для реализации потенциала сотрудничества государства и гражданского общества следует взять на вооружение

демократическую модель, в основу которой закладывались такие ценности, как системность взаимодействия, последовательность нарастания степени сотрудничества и разнообразие форм кооперации органов власти и представителей гражданского общества.

Однако в России формирование такой модели затянулось ввиду действия механизма его торможения. Большинство граждан РФ оставались носителями подданнической политической культуры, являвшейся мозаичной и противоречивой, с одной стороны характеризующейся пассивным и отстраненным отношением населения к политическим процессам, привычкой подчиняться органам власти, признанием собственной незначительной роли в принятии управленческих решений, а с другой - ожиданиями получения от государства различных социальных благ. Такие ценности политической культуры постбиполярного периода, как активная жизненная позиция, инициативное поведение и соучастие в общественных делах, не получили массового распространения.

Вектор политического развития, заданный на рубеже ХХ-ХХ1 вв., объективно способствовал созданию дополнительных препятствий на пути формирования независимого гражданского общества в РФ. Управление общественными процессами оказалось предельно централизованным, что, правда, не вызвало противодействия со стороны большинства членов российского социума. В решающей степени этот феномен объяснялся спецификой политического сознания россиян, традиционно воспринимавших государственную жизнь в качестве прерогативы политической элиты и чиновничьего аппарата. Руководствуясь идеями прагматизма в условиях становления рыночной экономики, население предпочло заняться решением собственных повседневных забот, признав за бюрократией преимущественное (а зачастую исключительное) право на управленческую деятельность. Взамен оно транслировало в адрес властей робкую просьбу обратить внимание на решение злободневных социально-экономических проблем.

В то же время российская элита не могла игнорировать глобальный тренд по укреплению позиций граж-

данского общества, что выразилось в признании официальной Москвой его значительной роли в определении узловых проблем российско-германских отношений. Такая позиция нашла понимание властей ФРГ, которые декларировали свою готовность не только возложить часть ответственности за развитие двусторонних отношений на плечи гражданского общества, но и признать за ним право определять повестку дня двустороннего сотрудничества. Проблема заключалась в том, чтобы обеспечить необходимую долю независимости институтов гражданского общества от органов государственной власти.

Формы гражданской активности определялись принципом целесообразности, выполняя роль каналов регулярного взаимодействия представителей общественности Германии и России. В 1993 г. возникла институциональная форма взаимодействия гражданских обществ ФРГ и РФ в лице Германо-Российского форума (далее ГРФ), целями которого провозглашались выявление и использование новых возможностей двустороннего сотрудничества в политической, экономической и культурной областях, а также в стимулировании диалога между гражданскими обществами ФРГ и РФ.

ГРФ проводил активную просветительскую деятельность, организуя конференции, симпозиумы и лекции, на которых информировал заинтересованные лица

об актуальных темах двусторонних отношений, одновременно обеспечивая диалог между участниками таких мероприятий.

Поощряя связи между городами, форум учредил премию за установление и укрепление партнерских отношений между городами и регионами ФРГ и РФ. В 1997 г. при поддержке фонда им. Роберта Буша и фонда им. Кербера при ГРФ был образован «Центр германо-российских городов-побратимов», целью которого являлось привлечение внимания к роли гражданской инициативы в области сотрудничества с регионами РФ, а также налаживании обмена информацией между го-родами-побратимами.

Также ГРФ являлся организатором культурного форума «Потсдамские встречи», где осуществлялось углубление диалога между интеллигенцией и представителями творческих профессий двух стран, например художников, которые получили дополнительную возможность выставлять свои картины на персональных выставках [1].

Благодаря деятельности ГРФ была подготовлена почва для выхода гражданских обществ ФРГ и РФ на более высокий уровень сотрудничества, что выразилось в учреждении гражданского форума «Петербургский диалог». Инициатива его создания на официальном уровне была выдвинута в ходе встречи федерального канцлера ФРГ Г. Шредера и Президента РФ В.В. Путина, состоявшейся в Москве 25 сентября 2000 г. Название форума оказалось символичным, поскольку усилиями многих поколений Санкт-Петербург сформировал собственный уникальный имидж города,

историческая миссия которого заключается в сближении России с западным миром.

Задачи «Петербургского диалога» состояли в сближении немецкой и российской общественности на почве общих интересов, содействии преодолению предрассудков во взаимном восприятии и дальнейшем углублении взаимопонимания между ФРГ и РФ. Такие установки накладывали на обе стороны обязательство предложить своей целевой аудитории либеральную трактовку сотрудничества германского и российского гражданского общества. Это позволяло рассматривать «Петербургский диалог» в качестве открытого, представительного форума, где во главу угла ставились ценности прав и свобод человека. Злободневные вопросы германо-российских отношений рассматривались в контексте мировых проблем, что вынуждало стороны привлекать к обсуждению на форуме исключительно высококвалифицированных экспертов.

В рамках «Петербургского диалога» была апробирована модель двухуровневого социального партнерства, в рамках которой осуществлялось не только взаимодействие представителей гражданских обществ ФРГ и РФ, но и немедленное доведение до сведения органов государственной власти наработок, сформулированных участниками форума. Реализация первого аспекта деятельности предусматривала осуществление тесных контактов между компетентными общественными деятелями Германии и России, включая известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей и представителей СМИ. Особый вес форуму придавало участие в заседаниях известных и авторитетных лиц. С германской стороны следует выделить таких деятелей, как А. Шоккендорф (заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, координатор германо-российского сотрудничества при Министерстве иностранных дел ФРГ), Э.-Й. Штуднитц (председатель правления Германо-Российского форума),

A. Рар (директор программ «Россия/Евразия», осуществлявшихся Немецким обществом внешней политики), К. Мангольд (председатель Восточного комитета немецкой экономики), К.-Д. Леманн (президент Института им. Гёте), П. Бунгартен (директор отдела «Международный диалог» фонда им. Ф. Эберта), К. Вемайер (заместитель председателя правления фонда им. Кербера), М. Рутц (главный редактор газеты «Рейнишер Меркур»). Российская общественность была представлена в рамках «Петербургского диалога» не менее известными и влиятельными людьми. К их числу относились М. С. Горбачев (бывший президент СССР, президент фонда «Горбачев-фонд»), Л.А. Вербицкая (ректор Санкт-Петербургского государственного университета), Б.С. Алешин (президент ООО «Группа АвтоВАЗ»), В. А. Голубев (заместитель председателя Совета директоров ОАО «Газпром»),

B.А. Дмитриев (председатель «Внешэкономбанка»),

В. А. Гергиев (художественный руководитель-

директор Академического Мариинского театра), Э.А. Памфилова (председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека), М.Б. Пиотровский (директор «Эрмитажа»).

Представители общественности транслировали свое мнение по актуальным вопросам современности в адрес властей обоих государств, как правило, в очной форме, что обеспечивалось регулярным участием в пленарных заседаниях «Петербургского диалога» государственных лидеров Германии и России, в том числе федерального канцлера ФРГ (Г. Шредера, а затем

A. Меркель) и Президента РФ (соответственно

B.В. Путина и Д.А. Медведева). Запуская механизм обратной связи, федеральный канцлер и президент в свободном формате высказывали свою точку зрения по обсуждаемым вопросам повестки дня, а также представляли перспективное видение двусторонней и многосторонней проблематики германо-российских отношений.

Идеи партнерства нашли отражение в софинансиро-вании деятельности форума, которая осуществлялась за счет частных фондов (им. Кербера, Ф. Эберта,

К. Аденауэра, Г. Белля, Ф. Науманна, Х. Зайделя, Р. Люксембург) и коммерческих организаций («Вин-терсхалл», БАСФ, «Даймлер», «Дойче банк», «Рургаз АГ», «Сименс», «Фольксваген», «Газпром», ВТБ, «Сбербанк») [2. С. 92].

Деятельность форума носила открытый характер, что позволяло высшим должностным лицам субъектов РФ использовать его трибуну для выгодного позиционирования своих регионов. Первопроходцем в этом плане выступила губернатор Санкт-Петербурга

В.И. Матвиенко, 10 сентября 2004 г. принявшая участие в заседании «круглого стола», который проводился под эгидой «Петербургского диалога». Обращаясь к представителям деловых кругов Германии, Матвиенко убеждала их активизировать инвестиционное сотрудничество со второй столицей РФ. «Если Россия сегодня - наиболее перспективный рынок для инвестиций, то Санкт-Петербург - лучшее место для выхода германского бизнеса на российский рынок», -заявила Матвиенко. Она указала на очевидные конкурентные преимущества Санкт-Петербурга, выгодное приграничное положение с Евросоюзом на пересечении морских, речных, железнодорожных, автомобильных и трубопроводных путей; наличие транспортного узла с выходом к Балтийскому морю; высокий профессиональный уровень трудовых ресурсов, многоотраслевой характер структуры экономики, большая емкость потребительского рынка, весомый туристский и научно-технический потенциал (15% научно-технического потенциала страны), развитая система транспорта и инфраструктуры, связи, коммуникаций [3].

Концепция «Петербургского диалога» предусматривала разнообразные формы совместной германо-

российской деятельности, успевшие себя зарекомендовать в качестве эффективных средств обнаружения проблем в рамках двустороннего сотрудничества. Основная тяжесть легла на плечи рабочих групп форума, среди которых своей активностью выделялись группы по СМИ, образованию, политике, экономике и группа «Мастерская будущего».

7 февраля 2005 г. в московском Центре стратегических разработок состоялась встреча координаторов Рабочей группы по СМИ «Петербургского диалога» -заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Д.Ф. Мезенцева и шеф-редактора газеты «Рейнишер Меркур» М. Рутца с представителями российских печатных и электронных СМИ [4]. Ключевым обсуждаемым вопросом стала свобода СМИ в ФРГ и РФ. Дискуссия выявила точки соприкосновения позиций германской и российской сторон, видевших решение проблемы путем роста независимости СМИ от органов государственной власти, увеличения количества изданий, повышения профессионализма молодых журналистов, развития региональной прессы. Германские и российские представители сошлись во мнении, что цензура в СМИ недопустима, однако ее отсутствие подразумевает высокий уровень этики в медийной среде.

Плодотворной оказалась деятельность Рабочей группы «Образование, наука и здравоохранение», руководимой заместителем генерального секретаря ДААД В. Бергманном и ректором Санкт-Петербургского государственного университета Л.А. Вербицкой. Имея в виду большой потенциал двух стран в области инновационных разработок, Рабочая группа обратила особое внимание на область медицины, в которой стороны реализовали несколько инициатив. Среди проектов в силу своего прорывного характера и многофункциональности выделялся Германо-Российский форум им. Р. Коха и

И.И. Мечникова, которым были предприняты усилия по учреждению в РФ специализированных медицинских центров для обеспечения постоянных двусторонних контактов в области научных исследований, обучения и медицинской помощи (в первую очередь речь идет о создании медицинского факультета Балтийского федерального университета им. И. Канта в Калининграде); организации совместных лекций и конгрессов; реализации программы обмена и повышения квалификации для ученых, врачей, студентов, медицинского персонала и практикантов; созданию языковых центров по изучению немецко-русской медицинской терминологии.

Рабочая группа поддержала инициативу Санкт-Петербургского университета по организации совместных программ в области современных биофармакологии инфекционных заболеваний, направленных на поиск, разработку и внедрение в медицинскую практику новых лекарственных препаратов, а также распространению деятельности Германо-Российского форума

им. Р. Коха и И. И. Мечникова на область сердечнососудистых заболеваний и электронных паспортов здоровья.

Также Рабочая группа внимательно изучала экспертные доклады по расширению совместных образовательных программ. В частности, положительно был оценен доклад секции «Управление цепочкой логистика/снабжение», в соответствии с которым проводилась совместная работа с Академией народного хозяйства, прежде всего по вопросам профессионального сотрудничества. Одновременно сторонами был создан фонд для финансирования профессорской позиции в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Была одобрена инициатива Мюнхенского технического университета и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана по созданию совместного международного научнообразовательного учреждения, получившего название «Германо-Российский университет науки и технологии». В соответствии с Уставом целями этого учреждения стали научно-исследовательская подготовка естественно-технической элиты и обмен технологиями.

Рабочая группа приветствовала расширение связей между ФРГ и РФ в области фундаментальных исследований, в том числе в сфере гуманитарных и общественных наук. При поддержке «Петербургского диалога» были запущены несколько германо-российских проектов в рамках совместных исторических, социологических и юридических исследований. Активно сотрудничали в этом направлении Германское исследовательское общество и Российский фонд гуманитарных и общественных наук.

Вместе с тем Рабочей группой была выявлена проблема непропорциональности роста в сфере студенческих и научных обменов между двумя странами. Число российских студентов, аспирантов и ученых, посетивших Германию в научных целях, существенно возросло, в то же время количество немецких граждан, посетивших РФ для профессиональной или научной стажировки, не увеличилось в той же пропорции, хотя Министерство образования и науки ФРГ с помощью проведенных Германской службой академических обменов кампаний осуществило рекламные мероприятия, в рамках которых Российская Федерация была представлена как привлекательное место для обучения и научной деятельности [5].

Важнейшим направлением деятельности Рабочей группы «Образование, наука и здравоохранение» явилась поддержка молодых ученых, которая осуществлялась германо-российскими колледжами на базе соглашений, заключенных с Фондом фундаментальных исследований. Вузы обеих стран создавали научные школы для аспирантов, например в Гессенском и Марбургском университетах, а также МГУ им. М.В. Ломоносова.

Между сторонами было начато сотрудничество в области повышения квалификации инженеров. Этот проект был запущен в октябре 2007 г. при активной поддержке Министерства образования и науки ФРГ. Другим направлением стало привлечение к сотрудничеству в области фундаментальных исследований региональных научных центров и распространение информации о возможностях их поддержки для реализации совместных проектов.

Крупнейшие университеты все чаще использовали площадку «Петербургского диалога» для поиска партнеров. В рамках седьмого форума, проходившего в Висбадене (13-15 октября 2007 г.), было подписано соглашение между Высшей школой бизнеса Московского государственного университета и Европейской школой бизнеса в Висбадене о сотрудничестве. Было также решено уделить внимание развитию деятельности Российско-германского института МГУ, где обращалось особое внимание на организацию обмена опытом, в частности приглашение в Москву крупнейших представителей немецкого академического сообщества, включая нобелевских лауреатов. В рамках сотрудничества с Немецким научно-исследовательским сообществом было запланировано проведение «круглого стола» для руководителей программ и уполномоченных представителей немецких университетов (партнеров МГУ) с целью определения путей развития сотрудничества, выработки новых программ, в том числе в научно-образовательной и инновационной сферах [2.

С. 42-49; 6].

Оживленные дискуссии проводились между участниками Рабочей группы «Политика», где, несмотря на констатацию сторонами общих ценностей, опиравшихся на гуманистические традиции европейской культуры, представители общественности ФРГ и РФ по-разному видели пути решения многих двусторонних, региональных и глобальных проблем.

Стороны имели неодинаковые отправные точки при выстраивании своих позиций. По мнению российских участников, ситуация в области обеспечения международной безопасности становилась неудовлетворительной в силу размывания системы договорных отношений по ограничению вооружений, с чем недостаточно активно боролась германская сторона. В свою очередь, представители ФРГ упрекали своих коллег в потворствовании трансформации российского политического режима, который, как они считали, все более приобретал авторитарные черты [2. С. 31].

В ходе деятельности Рабочей группы «Культура» внимание было обращено на совместные германороссийские проекты в области охраны исторических памятников и архитектуры, а также разработаны предложения по осуществлению более тесной кооперации в области развития кинематографии. На форуме в Висбадене состоялась презентация программы двухэтапной конференции «Сохранение культурного наследия», в соответствии с которой в 2007-2008 гг. проводились

германо-российские форумы на тему реконструкции двух объектов всемирного наследия - «Эрмитажа» в Санкт-Петербурге и «Музейного общества» в Берлине. Здесь обнаружились сходные проблемы, поскольку обусловленные временем разрушение и планы новых построек угрожали этих памятникам, что вынуждало специалистов настойчиво обращать внимание властей своих стран на неблагоприятную ситуацию. Вместо отдельных шагов, предпринимавшихся властями, общественность считала необходимым осуществить комплексные меры для сохранения этих архитектурных шедевров.

Что касается кинематографии, то встал вопрос о формировании специализированной кооперации сторон по системной поддержке кино как отрасли развлекательной индустрии. Предпосылки активизации сотрудничества находились в расширении и углублении обмена информацией о текущем кинопроизводстве, об экономических и культурно-политических рамочных условиях для реализации совместных проектов немецких и российских сценаристов и режиссеров. К активной кооперации с российскими коллегами приступили Мюнхенский и Потсдамский институты кинематографии и телевидения, а также Институт кинематографии в Людвигсбурге [5]. Внимание сторон было уделено содействию в организации и проведении кинофестивалей.

Накануне открытия «Петербургского диалога» в Висбадене состоялась встреча представителей государственных организаций по поддержке кинематографии Германии и России, а также продюсеров обеих стран. Они договорились о создании двусторонней Инициативной группы, призванной работать над улучшением условий для реализации совместных кинопроектов, а также отслеживать ситуацию в связи с подготовкой Договора о сотрудничестве в области кинематографии между РФ и ФРГ. Позднее, в рамках самого «Петербургского диалога», состоялся Форум кинофестиваля «Российско-немецкие кинопродукции», показавший, что взаимная осведомленность о формах государственной поддержки кинопроизводства в стране-партнере невелика. Решать эту проблему российские и немецкие продюсеры планировали путем предоставления исчерпывающей информации, первым шагом чего стало размещение на сайте Федерального комитета поддержки кинематографии Германии (БРА) информации о системе государственного финансирования кинематографии в ФРГ на русском языке. В свою очередь заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ С.В. Лазарук обещал при распределении государственных средств поддержки среди поданных на конкурс совместных проектов между Россией и европейскими странами особое внимание уделить российско-немецким проектам [2. С. 50-55, 84-87].

В рамках деятельности «Петербургского диалога» обеспечивалась реализация прогностической функции,

активизация которой стимулировалась политическими событиями в ФРГ и РФ. 17 ноября 2005 г. членами группы «Мастерская будущего» была проведена публичная дискуссия по вопросу о перспективах германороссийских отношений после прошедших выборов в бундестаг [7]. Они показали, что партийная система Германии вступила в полосу серьезных трудностей, обусловленных проблемой потери партиями идеологической уникальности и заимствованием друг у друга программных тезисов. В предпочтениях электората все чаще решающим аргументом становилась личность партийного лидера.

С нарастанием германо-российского хозяйственного взаимодействия активизировалась деятельность Рабочей группы «Экономика», ключевая задача которой состояла в обеспечении общих подходов к видению важнейших направлений хозяйственного сотрудничества. Обсуждались механизмы превращения инвестиционного потенциала в конкретные прямые вложения на региональном уровне, необходимые для этого рамочные условия и устранения барьеров на пути инвестиционных связей. Рабочая группа предложила сделать ставку на расширение самостоятельности российских регионов в части привлечения иностранных инвестиций. Серьезные надежды возлагались на принятый 10 июля 2007 г. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, благодаря которому была упрощена процедура предоставления банковских кредитов этому сегменту бизнеса. Ориентируясь на опыт германского банка «Кредитанштальт фюр Видерауфбау», российская сторона предприняла шаги по усилению поддержки малого и среднего бизнеса, используя в качестве финансового инструмента «Банк развития/Внешэкономбанк».

Однако в России не хватало инструментов для реализации бизнес-идей, разработанных малыми и средними предприятиями. Желая внести вклад в пополнение их перечня, немецкие эксперты предложили такие формы их стимулирования, как проведение конференций субъектов предпринимательства ФРГ и РФ, обсуждение важных для этого сектора тем, например проблем таможенного сопровождения и развития правовой системы РФ.

Устремленность германо-российского гуманитарного сотрудничества в будущее демонстрировали совершенствование институциональных форм «Петербургского диалога» и расширение концепции диалога. До сих пор стороны не уделяли достаточного внимания духовным аспектам сотрудничества. Многие вызовы постбиполярной эпохи могли быть преодолены лишь при условии обращения к христианской морали и нравственности, а это, в свою очередь, пробуждало интерес к роли религиозных организаций церкви в жизни современного общества и привело к учреждению в рамках «Петербургского диалога» Рабочей группы «Церкви в Европе» (октябрь 2007 г.) [5]. В ее состав входили представители христианских конфессий России и Гер-

мании. Они обсуждали такие вопросы, как вклад церквей в развитие российско-германских отношений, роль религии в современном обществе, участие церквей в развитии справедливого, устойчивого и достойного человека экономического миропорядка.

Значимость поиска общих точек зрения представителями Русской православной церкви, Евангелической церкви в Германии и Католической церкви в Германии подчеркивалась тем фактом, что в ФРГ насчитывалось 1,3 млн православных верующих, к чувствам которых германская сторона относилась с большим уважением. По случаю проведения «Петербургского диалога» в Висбадене были реставрированы золотые купола Русского православного храма Святой Праведной Елизаветы, расположенного на горе Нероберг. Второй день (14 октября 2007 г.) работы форума начался в церкви «Маркткирхе» экуменической утренней молитвой, организованной при сотрудничестве евангелической, католической и православной церквей с висбаденскими религиозными общинами [2. С. 74, 75].

В целом глобализационный тренд заставил Германию и Россию искать оптимальный баланс между интересами индивидуумов и наций-государств как во

внутренней, так и во внешней среде. На выходе требовалось получить демократическую модель взаимодействия государства и гражданского общества, обеспечить реализацию наиболее эффективных форм личностной активности, укрепить институциональный аспект контактов немецкого и российского социумов. Достижение этих целей откладывалось на неопределенную перспективу, что объяснялось затянувшимся процессом формирования гражданского общества в РФ и трудностями в поиске точек соприкосновения с германскими коллегами.

Вместе с тем в рамках двусторонних форумов (Германо-Российского форума и «Петербургского диалога») представители гражданского общества обеих стран получили возможность лучше узнать друг друга, наметить шаги по дальнейшему углублению взаимопонимания, дискутировать по спорным проблемам. В ходе «Петербургского диалога» состоялась апробация модели двухуровневого социального партнерства на международном уровне, что позволило оперативно доводить до сведения первых лиц германского и российского государств наработки участников форума. Перспективность «Петербургского диалога» была доказана многочисленными инициативами его участников в различных сферах жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германо-Российский форум. URL: http://www.deutsch-russisches-forum.de/index.php?id=62, свободный (дата обращения: 29.07.2008).

2. Petersburger Dialog. «Einheit Europas - Deutsche und Russische Beitrage». Wiesbaden, 13-15. Oktober 2007 / Redaktionelle Verantwortung: M.

Hoffmann. Berlin : Petersburger Dialog e. V., 2007. 100 s.

3. 10 сентября 2004 г. Гамбург, «Петербургский диалог-2004». Заседание рабочего стола «За пределами нефти и газа. Двустороннее сотрудни-

чество. Малый и средний бизнес / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://old.gov.spb.ru/gov/governor/gamburg, свободный (дата обращения: 20.07.2013).

4. Сенатская хроника. Раздел «Встречи» // Парламентская газета. 2005. 10 фев.

5. Протоколы «Образование, наука и здравоохранение», «Политика», «Культура», «Экономика», «Церкви в Европе» / Петербургский диалог

2007, Висбаден URL: http://petersburgerdialog.ru/AnnualForums/2007/Meetings0fTheWorkingGroups, свободный (дата обращения:

24.07.2013).

6. Комарова М. 7-й «Петербургский диалог» // Московский университет. 2007. № 32.

7. Санкт-Петербург. Российско-Германский форум «Петербургский диалог». Заседание рабочей группы «Мастерская будущего»: публичная

дискуссия «Российско-германские отношения после выборов в Германии». URL: http://www.rosbalt.ru/main/2005/11/17/234456.html, свободный (дата обращения: 24.07.2013).

Egorov Alexander I. Dzerzhinsk Polytechnic Institute of Nizhny Novgorod State Technical University (Dzerzhinsk, Russian Federation). E-mail: dr.egoroff-al2012@yandex.ru. Borkov Alexander V. Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky (Nizhny Novgorod, Russian Federation). E-mail: lomonosov.25@mail.ru.

INTERACTION BETWEEN THE CIVIL SOCIETIES OF THE FRG AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 2000s.: FROM PROBLEM STATEMENT TO PROJECTS.

Keywords: Russia; Germany; social partnership; the German-Russian Forum; «Petersburg Dialogue».

During the 2000s the civil society started to act as an agent of management. Developed countries used its potential for formulating social agendas and specifying priorities of social development. Civil society acted noticeably in the world arena as well, which found its reflection in the German-Russian relations. Forms of civil engagement were defined by the principle of effectiveness, aiming to act as a channel of regular interaction between members of the public in Germany and Russia. Cooperation between civil societies of Germany and Russia was institutionalized when the German-Russian Forum appeared in 1993, and in 2000 the initiative was put forward to create a civil forum "Petersburg Dialogue". The German-Russian Forum performed educational activities, encouraged partnership relations between cities of the two countries, organized cultural events. The mission of the "Petersburg Dialogue" was to draw the German and the Russian public nearer on the basis of common interests, to help in overcoming some prejudices of mutual perception and to deepen mutual understanding between Germany and Russia. The guidelines imposed obligations on both sides and required a liberal interpretation of cooperation between the German and Russian civil societies to be offered to its target audience. Accordingly, the "Petersburg Dialogue" can be considered to have become an open, representative forum with the paramount value of human rights and liberties. Urgently important issues of Russian-German relations were discussed in the context of the world problems. A two-level model of social partnership was tested by the "Petersburg Dialogue" which provided a framework for interaction between representatives of the civil societies in Germany and Russia and also made all the results achieved by the forum participants immediately available to the public authorities. The implementation of the first aspect supposed close contacts between community leaders of Germany and Russia, as well as the co-financing of the forum which was carried out by private foundations and commercial organizations. Members of the public expressed

their opinions on acute current issues to the public authorities of both countries. The concept of the “Petersburg Dialogue” provided for those kinds of joint German-Russian activities which proved to be an effective means of identifying problems in bilateral relations. The main part of the work was done by the working groups of the forum, and the most efficient of them were groups on media, education, politics, economics and the "Workshop of the future” group.

REFERENCES

1. Germano-Rossiyskiy Forum. Ofitsial'nyy sayt [The German-Russian Forum. The official site]. Available at: http://www.deutsch-russisches-

forum.de/index.php?id=62. (accessed 29.07.2008)

2. Hoffmann M. Petersburger Dialog. “Einheit Europas — Deutsche und Russische Beitrage.” Wiesbaden, 13—15. Oktober 2007. Berlin, Petersburger

Dialog e. V., 2007. 100 p.

3. 10 sentyabrya 2004 g. Gamburg, “Peterburgskiy dialog-2004”. Zasedanie rabochego stola “Za predelami nefti i gaza. Dvustoronnee sotrudnichestvo.

Malyy i sredniy biznes”. Ofitsial'nyy sayt Administratsii Sankt-Peterburga [September 10, 2004. Hamburg, The Petersburg Dialogue-2004. Beyond Oil and Gas. Bilateral cooperation. Small and medium business. The official site of the Administration of Saint Petersburg]. Available at: http://old.gov.spb.ru/gov/governor/gamburg. (accessed 20.07.2013)

4. Senatskaya khronika. Razdel “Vstrechi” [The Senatorial chronicle. Section “Meetings”]. Parlamentskaya gazeta, February 10, 2005.

5. Protokoly “Obrazovanie, nauka i zdravookhranenie”, “Politika”, “Kul'tura”, “Ekonomika”, “Tserkvi v Evrope”. Peterburgskiy dialog 2007, Vis-

baden [Protocols “Education, Science and Health Care”, “Policy”, “Culture”, “Economy”, “Churches in Europe”. The Petersburg Dialogue 2007, Wiesbaden]. Available at: http://petersburger-dialog.ru/AnnualForums/2007/MeetingsOfTheWorkingGroups. (accessed 24.07.2013)

6. Komarova M. 7-y “Peterburgskiy dialog” [The Seventh Petersburg Dialogue]. Moskovskiy universitet, 2007, no. 32.

7. Sankt-Peterburg. Rossiysko-germanskiy forum “Peterburgskiy dialog”. Zasedanie rabochey gruppy “Masterskaya budushchego”: publichnaya diskus-

siya “Rossiysko-germanskie otnosheniya posle vyborov v Germanii” [Saint Petersburg. The Petersburg Dialogue Russian-German forum. The Workshop of the Future working group meeting: The Russian-German Relations after the Elections in Germany public discussion]. Available at: http://www.rosbalt.ru/main/2005/11/17/234456.html. (accessed 24.07.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.