Научная статья на тему 'Немецкие культурные центры в современной России'

Немецкие культурные центры в современной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1261
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СВЯЗИ / ИНСТИТУТ ИМ.ГЕТЕ / ДААД / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОНДЫ ГЕРМАНИИ / ФОНД ФРИДРИХА ЭБЕРТА / ФОНД КОНРАДА АДЕНАУРА / ZFA / RUSSIAN-GERMAN RELATIONS / GOETHE INSTITUT / DAAD / POLITICAL FOUNDATIONS / FRIEDRICH EBERT FOUNDATION / KONRAD ADENAUER FOUNDATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисицкая Вероника Сергеевна

В статье исследована многосторонняя деятельность культурных центров Германии в России по налаживанию сотрудничества с соответствующими институтами России в областях образования, науки, культуры и религии. Основное внимание уделено деятельности Института Гете, Deutscher Akademischer Austauschdienst-ДААД, фондов Фридриха Эберта и Конрада Аденауэра. Показано также сотрудничество в области религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German cultural centers in modern Russia

Activities of German cultural centres in Russia in liaising with relevant Russian institutions on education, science, culture and religion are discussed. Special attention is given to the Goethe Institute, Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD), the Frederic Ebert and the Konrad Adenauer Foundations. Religious cooperation is also touched upon.

Текст научной работы на тему «Немецкие культурные центры в современной России»

В. С. Лисицкая

НЕМЕЦКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Тесные и разносторонние политические, экономические и культурные отношения на протяжении столетий связывают Германию и Россию. После воссоединения Германии отношения между двумя странами претерпели качественные изменения: они стали более интенсивным во всех областях и на всех уровнях [1, с. 209].

В соответствии со стратегией образования научно-исследовательская работа и культура составляют наиболее важную часть политики любой страны (в том числе и Германии), целью которой является обеспечение благосостояния населения, богатство культуры, устойчивое развитие и экономический успех. Решение всех перечисленных вопросов на сегодняшний день не представляется возможным без плодотворного международного сотрудничества. В политике Германии, базирующейся на развитии национального ноу-хау, подчеркивается, что упрочение международных контактов служит обеспечению конкурентоспособности [2, с. 67]. Для Германии знание России и международное сотрудничество с Россией как часть этого стратегического направления являются одной из приоритетных областей [3]. В сфере образования и науки у России и Германии сложились добрые традиции взаимодействия. Знание России немцами и богатый опыт практического сотрудничества в различных областях высоко ценятся также в международных кругах. На территории России успешно функционируют многие политические, культурные и образовательные учреждения Германии, которые реализуют ее внешнюю культурную политику.

Одна из ведущих германских культурных организаций, уже давно сотрудничающей с Россией, — немецкий культурный центр имени Гёте (Гёте-институт). Гёте-институт — это центральная неправительственная организация в деле распространения и популяризации немецкого языка и культуры за рубежом и содействия международному культурному сотрудничеству. В России он представлен тремя филиалами: Немецкими культурными центрами им. Гетё в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, а также многочисленными читальными залами в российских городах (Архангельске, Брянске, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Рязани, Саратове, Смоленске, Томске, Тюмени и Уфе).

Институт предоставляет актуальную информацию о культурной, общественной и политической жизни Германии, формируя таким образом представление о ней во всем мире. Наряду с представительствами Института за рубежом действует целая сеть культурных центров, обществ, читальных залов, а также экзаменационных и языковых центров [4]. Работа этих учреждений направлена на осуществление внешней культурной и образовательной политики Германии. Институт связывают партнерские отношения с общественными и частными организациями в области культуры.

«Многогранное разнообразие и открытость общества нашей страны, живая культура Германии — говорится в программе Института, — являются источниками нашей деятельности. Работая на основе партнерского диалога, мы объединяем опыт и представления наших партнеров внутри страны и за рубежом со своей профессиональной компетентностью. Как самостоятельная и политически независимая организация, мы

© В. С. Лисицкая, 2010

выступаем в роли партнера для тех, кто занимается Германией, немецким языком и культурой» [5].

В своей предвыборной речи в 2009 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала Гёте-институт «символом Германии за рубежом» и объявила, что внешняя культурная политика требует внимания и поддержки со стороны государства. Канцлер подчеркнула, что правительство очень заинтересовано в том, чтобы на международном уровне Германия была представлена как «современное и многогранное государство», основные ценности которого — свобода и толерантность — выражают суть «европейской души» [6]. Важнейшая роль в культурной политике отводится политике образования.

Самой крупной немецкой организацией, поддерживающей международное сотрудничество высших учебных заведений, является Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst—ДААД). Эта служба объединяет все немецкие высшие учебные заведения и способствует развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными [7].

К первоочередным задачам данной организации относятся: привлечение иностранной молодой научной элиты для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии и по возможности сохранения с ней долгосрочных партнерских отношений; повышение квалификации молодых немецких ученых в духе открытости и взаимопонимания; помощь развивающимся странам и странам-реформаторам в Восточной Европе в построении работоспособных структур в области высшего образования и наконец, поддержка германистики, немецкого языка, литературы и страноведения в иностранных высших учебных заведениях. Эти цели конкретно отражаются в более чем 200 программах. Данные программы предназначены для всех стран мира по всем научным направлениям.

Также ДААД оказывает поддержку высшим учебным заведениям в их международной деятельности посредством целого ряда услуг — информационные программы, маркетинг, консультативная помощь, оказание помощи студентам и научным сотрудникам. Служба на консультативной основе принимает участие в формировании внешней политики Германии в области культуры и науки. За более чем пятидесятилетнюю деятельность ДААД ее стипендиатами стали около 1,2 млн представителей академических кругов Германии и многих зарубежных стран, с которыми были установлены многочисленные контакты. Таким образом, сложилась густая, постоянно расширяющаяся сеть научного знания.

Помимо высшей школы, большое значение в германской стратегии уделяется школьному образованию и сотрудничеству в этой сфере с Россией, что является приоритетной задачей Центрального управления зарубежных школ — Zentralstelle für das Auslandsschulwesen (ZfA).

ZfA поддерживает свыше 940 школ, 135 из которых расположены за пределами Германии, в разных странах мира. Около 1900 преподавателей, программистов и экспертов работают в этом направлении. ZfA осуществляет организационный, педагогический и финансовый контроль за школьным образованием за рубежом. К задачам организации относятся: педагогическое и административное руководство немецкими школами за рубежом, в том числе поддержка качественного менеджмента; содействие педагогам при работе в немецких школах за рубежом включая общественные образовательные инициативы, подготовку и дальнейшее образование преподавателей и их социальная защита; финансирование зарубежных бюро; подготовка к немецкому международному диплому; проведение экзаменов по немецкому языку как иностранному (Deutsches Sprachdiplom der Kultusministerkonferenz); занятия на немецком; профессиональное об-

разование; инвестиции в рамках внешней политики культуры и образования; строительство новых структур для международного сотрудничества.

В настоящее время в России насчитывается свыше 26 000 школ с преподаванием немецкого языка, из которых около 330 — с углубленным изучением, включая гимназии и лицеи. По информации на 2008 г., ZfA поддерживает в России 64 школы. С 1997 г. диплом DSD выдавался в некоторых школах Санкт-Петербурга, с 1998 — в ряде школ Москвы, а с 2001 г. — ив Сибири. Число таких школ за последние годы значительно выросло, и сегодня этот экзамен сдается уже в 50 российских школах [4].

ZfA дает возможность российским школьникам получить не только качественные знания немецкого языка, культуры и истории Германии, но и немецкий языковой диплом, который дает им возможность поступить в вузы Германии без сдачи экзамена на знание немецкого языка.

Немецкие школы были популярны еще в императорской России. Уже в 1709 г. на Невском проспекте была открыта одна из старейших немецких школ в России — Пет-ришуле. Школы только условно назывались немецкими — там учились дети любых национальностей и вероисповеданий, здесь бережно хранились традиции благородного воспитания, не чуждались и новых веяний. Лучшие выпускники этой школы получали перстень с монограммой на синей эмали «SP» («Shola Petrina»). Один из обладателей такого перстня — Карл Май — открыл частную гимназию, ставшую знаменитой не только в Петербурге, но и во всей России. Уроки в школе велись на немецком и русском языках, а делать между учениками национальные и сословные различия категорически запрещалось. Сегодня в Петришуле, как и во многих других российских школах с углубленным изучением немецкого языка, есть немецкая учебная группа, в которой обучаются школьники 1-6 классов. В группе преподают два учителя из Германии по немецким образовательным программам. Контакты и совместные мероприятия с российскими школьниками — часть школьных будней немецкой учебной группы.

Важно подчеркнуть, что школьный обмен — один из важнейших механизмов развития и укрепления двусторонних контактов среди молодежи, ознакомления с культурными традициями двух государств, изучения русского и немецкого языков и, как следствие, становления позитивных отношений между народами России и Германии [4].

В 2008 г. федеральный министр иностранных дел Германии доктор Франк-Вальтер Штайнмайер выступил с инициативой «Школы: партнеры будущего». Целью инициативы является создание всемирной сети школ-партнеров, в которую входила бы по крайней мере 1000 школ и которая пробуждала бы у молодежи живой интерес к Германии. Это предложение значительно расширяет существующую сеть зарубежных школ системы образования Германии, а также аккредитованных школ, предоставляющих диплом «Немецкий язык». Инициатива позволяет создать возможности для более тесного сотрудничества между школами и укрепить позиции немецкого языка как иностранного в системе образования России.

Создание немецких школ — это шаг в развитии наших культурных, научных и экономических отношений, и можно сказать, что они представляют собой один из видов инвестиций в будущее. Это повысит привлекательность Санкт-Петербурга для немецко-говорящих представителей бизнеса, культуры и дипломатии. Школа также представляет интерес для тех родителей и их детей из России, которые связаны с Германией по работе или частным образом [8].

Помимо вышеперечисленных немецких центров, осуществляющих программы в области культуры и образования в России, можно назвать Немецкий книжный информационный центр (КнИЦ) в Москве — первое зарубежное представительство Франк-

фуртской книжной ярмарки, созданное при поддержке Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия. Цель Центра — повышение интереса к немецкой литературе, а также содействие развитию экспорта и торговли лицензиями. КнИЦ способствует установлению деловых контактов между германскими и российскими издателями и привлекает российских специалистов к участию во Франкфуртской книжной ярмарке. Работа Центра ориентирована на сотрудничество с российскими и германскими издателями, книготорговцами, библиотекарями, переводчиками и другими специалистами, интересующимися немецкоязычной литературой.

Во многом внешняя политика Германии в области культуры и образования поддерживается политическими фондами этой страны. Политические фонды настолько близки к той или иной партии, что направление их работы вытекает из приверженности соответствующей политической ориентации. Объединяет политические фонды общая цель — поддержка социально-политического образования у себя в стране и за рубежом, а также пропаганда демократических ценностей. Следующими направлениями их деятельности являются наука, образование и культура. Политические фонды оказывают поддержку талантливой молодежи, предоставляя стипендии. Политическое образование — важнейшее и первоочередное направление их деятельности. Каждый фонд имеет свои политико-образовательные центры, а такие крупные фонды, как Фонд Эберта и Фонд Аденауэра, имеют наряду с центральными академиями целую сеть региональных центров, а также конференц-центры за рубежом [9, с. 138]. Референтами для докладов приглашаются независимые эксперты или политики близко стоящих к фондам партий.

Второе общественно важное направление внутриполитической работы фондов — поддержка стипендиями одаренных студентов и аспирантов, в том числе и таких, которым, вследствие высокого достатка их родителей, государственной стипендии не положено. Политические фонды стоят в одном ряду с такими крупными стипендиальными организациями, как Учебный фонд немецкого народа или Кузанус [10, с. 111]. Работа фондов со студентами не ограничивается предоставлением стипендии: для студентов-стипендиатов проводятся обязательные семинары, в том числе зарубежные, они активно привлекаются к работе фонда в целом. От студентов не требуется принадлежать к соответствующим партиям, однако подразумевается определенная идейная близость к ним. Среди немецких стипендиатов немало функционеров соответствующих молодежных организаций, близких фондам партий. По окончании учебы поощряется поддержка связей с фондом, организуются группы бывших стипендиатов, проводятся конференции, встречи. Получают стипендии и студенты, не являющиеся гражданами Германии. Как правило, условием для получения становится наличие учебного места в немецком университете и минимум два семестра успешной учебы. Фонд Эберта получает от Министерства иностранных дел Германии средства, позволяющие ему отбирать студентов для учебы в Германии непосредственно в тех странах, где у фонда есть свои представительства. Приоритеты отбора иностранных стипендиатов меняются в связи с изменениями приоритетов зарубежной работы фонда.

Фонд Эберта в конце 80-х годов открыл бюро в Москве. Общие направления его деятельности включали социальную политику и политику занятости, коммунальное самоуправление, международные проблемы. Отличительной чертой деятельности Фонда была интенсивная поддержка развития демократических профсоюзов [11, S. 6]. В своей программе фонд провозглашает следующие цели: политическое и общественное образование для приобщения к демократическим позициям и представлениям о ценностях; поддержка национального и международного общественно-политического диалога, содействие установлению взаимопонимания между народами разных стран; поддержка

одаренных и общественно активных студентов и молодых ученых в Германии и за рубежом путем предоставления стипендий; научно-исследовательская деятельность в собственных организациях и поддержка других научных учреждений, особенно в сфере общественной истории, экономической политики, трудовых и социальных отношений [12].

Сотрудничество с научными и высшими образовательными учреждениями занимает значительное место в деятельности фонда Конрада Аденауэра. Весной 1992 г. он начал сотрудничество с МГУ, которое позже, со сменой руководства бюро, было приостановлено в пользу интенсивной региональной работы и взаимодействия с политическими партиями и вновь возобновлено с приходом очередного руководителя (пример того, как много значит личность руководителя для определения направлений работы представительства фонда). Научное сотрудничество развивалось сначала по двум направлениям: сотрудничество с философским факультетом и с факультетом журналистики. На философском факультете МГУ в феврале-марте 1992 г. прошла первая серия лекций цикла «Московские лекции» (обзор западной философии XX в., основные проблемы теории правового государства, вопросы естественного права и правовой философии и т.д.). Лекции проводились также на экономическом факультете при ИПК МГУ [9, с. 142].

В первые годы сотрудничества мероприятия фондов проходили преимущественно в федеральном центре России. Позже работа была перенесена в регионы. Децентрализация традиционно считалась составным процессом демократизации. Особенно активно направился в регионы Фонд Аденауэра, он начал работу в двух регионах: в Красноярске и Санкт-Петербурге.

Московское представительство Фонда Конрада Аденауэра, аккредитованное на территории России с 1993 г., стремится способствовать росту доверия и взаимопонимания в отношениях между Германией и Россией, а также оказывать партнерскую поддержку развитию трансформационных процессов, происходящих в России. Представительство сотрудничает со своими многочисленными российскими партнерами, к ним относятся Администрация Президента РФ, Высшие Суды РФ и демократически ориентированные партии, а также университеты, научные учреждения и неправительственные организации. Основной акцент в работе Фонда делается на сотрудничестве с Русской православной церковью, проходящем в духе эйкуменизма [13].

В Петербурге Фонд сотрудничает с такими общественными организациями, как Центр изучения прав человека и народов СПбГУ, «Центр международной и региональной политики», «Журналистский международный центр» и «Музей Галины Старовойтовой». Основные направления деятельности бюро Фонда Конрада Аденауэра в Санкт-Петербурге — выборы в регионах, местное самоуправление, экология и экономика, формирование молодого поколения лидеров, социальная этика, преодоление тоталитарного прошлого, в Северо-западном регионе — вопросы расширения ЕС и поддержка одаренных молодых людей и ученых. В рамках последнего направления Представительство Фонда в Северо-западном регионе предоставляет стипендии одаренным студентам и аспирантам для продолжения обучения или стажировки в немецких учебных заведениях [14]. Санкт-Петербургское бюро содействует также формированию интереса у молодых людей к общественно значимым событиям и процессам в России, привлекая их к работе проводимых Фондом форумов, конференций, семинаров, поддерживает проведение конкурсов студенческих научных работ и их публикацию.

Таким образом, политические фонды способствуют успешному сотрудничеству между Россией и Германией, одновременно преследуя интересы и цели политики своего

государства и своей партии. В своей деятельности фонды уделяют большое внимание сфере образования и культуры.

На территории России сегодня успешно функционируют многие германские неправительственные организации различного толка. В этом контексте важно отметить роль евангелическо-лютеранских и католических общин в России. Со времен правления Петра Первого всем иностранцам было предоставлено право на свободу вероисповедания и соблюдения религиозных обрядов. Иностранцы могли строить храмы и имели свои школы, больницы, образовательные учреждения. Одним из ярких примеров религиозного и культурного центра немецкой жизни в России можно назвать Германо-российский центр встреч при Петрикирхе в Санкт-Петербурге.

В настоящее время в Санкт-Петербурге проживают около 4000 представителей немецкого этнического меньшинства. Общее количество этнических российских немцев в Северо-Западном регионе России составляет около 13 000 человек. Германо-российский центр встреч при Петрикирхе существует с 1993 г. и призван, с одной стороны, сохранять культурное наследие этнических российских немцев, а с другой — знакомить представителей других национальностей с жизнью современной Германии [15]. Основные направления деятельности центра — организация языковых курсов, проведение различных молодежных и профессионально-образовательных программ, а также осуществление социальных проектов. В начале каждого полугодия выпускается актуальная программа мероприятий. Центр является также местом встречи для тех, кто хотел бы узнать о своих немецких корнях с помощью имеющейся базы данных. С 2006 г. Центр встреч выполняет функцию методико-дидактического языкового центра для 420 российских немцев в странах СНГ.

В Центре встреч располагается постоянная, обновленная в 2005 г. историческая выставка «История немцев в Санкт-Петербурге», которая рассказывает о вкладе немцев в основание Санкт-Петербурга и развитие России в целом.

Таким образом, современная Германия как крупнейшее государство — член Европейского союза во многом определяет содержание экономических и политических процессов как на европейском континенте, так и в мире в целом. Германия остается государством, определяющим основное содержание и направления восточной политики Евросоюза на постсоветском пространстве, в первую очередь отношения с Россией. Тесные и многогранные политические, экономические и культурные отношения связывают Германию с Санкт-Петербургом и Северо-Западным регионом России вообще. Благодаря своей географической близости к Балтийскому морю регион имеет большое значение для развития двусторонних отношений. Санкт-Петербург дал название форуму «Петербургский диалог», в рамках которого ежегодно встречаются для обмена мнениями руководители правительств и представители гражданского общества, а также под его патронажем проходит Молодежный парламент. Эти форумы представляют одни из успешных примеров российско-германского сотрудничества.

Литература

1. Плато А. фон. Объединение Германии - борьба за Европу / Пер. с нем. М.: РОССПЭН, 2007.

2. Никитин А. К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ. М., 2008.

3. Председательство ФРГ в Европейском союзе / А. Никитин // Обозреватель — Observer. 2007. № 3. С. 69.

4. Личное интервью автора с атташе по Культуре Генерального Консульства Германии в Санкт-Петербурге Маркусом Штадтхаусом 23.12.2009.

5. URL: http://www.goethe.de/ins/ru/lp/uun/ruindex.htm (дата обращения: 10.02.2010).

6. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0„3700606,00.html (дата обращения: 1.02.2010).

7. Renvert N. Mission possible? DAAD/AICGS working papers 2005. URL: www. aigs.org/Publications/

8. URL: http://www.deutscheschule.ru/pycc™^ (дата обращения: 31.01.2010).

9. Погорельская С. В. Неправительственные организации и фонды во внешней политике Федеративной Республике Германии. М., 2007.

10. НПО и внешняя политика Германии / А. Никитин // Обозреватель — Observer. 2007. № 1. С. 105-113.

11. Die Tatigkeit der politischen Stiftungen in MOE sowie in der ehemaligen Sowjetunion. BMZ. Bericht 26.02.1997.

12. URL: http://www.fesmos.ru/what-is-fes/ (дата обращения: 8.03.2010).

13. URL: http://www.kas.de/proj/home/home/49/6/about_us-1/index.html (дата обращения: 12.02.2010).

14. KAS. Jahresbericht 2007. Sank-Augustin, 2007. S. 91.

15. URL: http://www.drb.ra/Lhtm (дата обращения: 12.02.2010).

Статья поступила в редакцию 18 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.