Научная статья на тему 'Мастера советского балета. Памяти Леонида Якобсона'

Мастера советского балета. Памяти Леонида Якобсона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ЯКОБСОН / БАЛЕТМЕЙСТЕР / ЭКСПЕРИМЕНТ / CHOREOGRAPHY / YAKOBSON / BALLET-MASTER / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уланова Галина Сергеевна

В статье приводятся личные воспоминания великой балерины о Л.В. Якобсоне, фантазирующем, изобретающим, придумывающим, одержимым «балетмейстерством», создателе творческого коллектива «Хореографические миниатюры» в Ленинграде. The article is devoted the remembers of the great dancer about L.V. Yakobson, famous soviet master of the choreography, the creator of the ballet creative company

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастера советского балета. Памяти Леонида Якобсона»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 9

Г.С. Уланова

МАСТЕРА СОВЕТСКОГО БАЛЕТА* ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА

В статье приводятся личные воспоминания великой балерины о Л.В. Якобсоне, фантазирующем, изобретающем, придумывающем, одержимым «балет-мейстерством», создателе творческого коллектива «Хореографические миниатюры» в Ленинграде.

Ключевые слова: хореография, Якобсон, балетмейстер, эксперимент.

С молодых лет помню Леонида Якобсона фантазирующим, изобретающим, придумывающим. Он был буквально одержим «балетмейстерством». Эта творческая одержимость не оставляла его до последнего часа...

В его хореографии - своеобразной и глубоко индивидуальной -отразились многие спорные, иногда разрешавшиеся, иногда нет, проблемы, которые волновали советский балетный театр в пору его становления. Якобсон спорил убежденно, порою упрямо, ему чужды были компромиссы. Разумеется, с годами некоторые его крайние взгляды приобрели иную направленность; в более зрелую пору деятельности мастер обретает право на утверждение своих творческих позиций.

Якобсон всегда стремился обогатить танец всеми видами пластической выразительности. Так родились его совершенно разные по стилю балеты «Золотой век», «Шурале», «Спартак»... Он искал танцевальные ассоциации в литературе, скульптуре, живописи, удивляя смелостью замыслов и неожиданностью решений. Он был лириком и сатириком, добрым и злым, наивным и глубоким одновременно. Не перечислишь всего, что создано им. Он не мучился в поисках тем, доступных хореографии, они сами «приходили» к нему. По приблизительному подсчету, Якобсон поставил около трехсот концертных номеров.

* Музыка и хореография современного балета. / Сб. статей. Выпуск 2 - Л.: Музыка. 1977. - С. 164-165.

10 Наследие гениев

Начинал Леонид Якобсон в Ленинградском хореографическом училище, где безвозмездно поставил множество балетных номеров для детей. Ему очень хотелось фантазировать, сочинять, превращать свои замыслы в балетное зрелище.

К сожалению, непосредственно в работе я встретилась с Якобсоном лишь однажды. Было это в балете «Золотой век» на музыку Дмитрия Шостаковича, который ставился тремя балетмейстерами, в том числе - Якобсоном. Я танцевала положительную героиню балета - комсомолку-спортсменку. Якобсон добивался от балерин не копирования гимнастических движений, а образного ощущения спортивной легкости, красоты «полета» человеческого тела. Мне кажется, сцена физкультурных состязаний стала одной из лучших в спектакле.

Якобсон считал единство музыки и хореографии непременным условием для воплощения своих замыслов. И так богат, разнообразен был мир музыки, открываемый им для хореографии: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов, Скрябин, Шостакович, Стравинский, Прокофьев, Хачатурян... Множество произведений зарубежных классиков. Все это подтверждает ненасытность поисков Якобсона, постоянное стремление к эксперименту.

Он любил говорить, что ему везло с актерами. Думаю, везение было взаимным. Многие балетные артисты, особенно ленинградских театров, считают, что их творчество обогатили встречи с Якобсоном. Ленинградская труппа «Хореографические миниатюры» просуществовала при жизни Якобсона четыре с лишним года. Репертуар, созданный хореографом за столь короткий срок, обширен, разнообразен, богат. То, что именно Якобсон стал создателем такого коллектива - результат его многолетней, экспериментаторской выстраданной работы в хореографии. Начатое им необходимо продолжить.

В репертуаре этого коллектива не только минутные миниатюры, но и серьезные циклы, сюиты, своего рода танцевальные симфонии, объединенные одной темой, одним названием. Таков расширенный и дополненный цикл «Роден», интересное по

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 11

форме и содержанию произведение «Классицизм - романтизм»; таков «Секстет» на музыку Моцарта, поэтичную и глубоко человечную. Есть в репертуаре и талантливые одноактные балеты «Клоп», «Свадебный кортеж», «Бродячий цирк», «Блестящий дивертисмент» и др.

Поставил Якобсон и целое концертное отделение, состоящее из классических дуэтов, в которых использована столь разнообразная музыка Россини, Шопена, Легара... В старинную форму классического танца он вложил неожиданное современное содержание. Леонид Якобсон сказал свое честное, веское, талантливое слово в советской хореографии.

Abstract

The article is devoted the remembers of the great dancer about L.V. Yakobson, famous soviet master of the choreography, the creator of the ballet creative company.

Keywords: choreography, Yakobson, ballet-master, experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.