Научная статья на тему '\ мастер-класс \ здоровье дороже'

\ мастер-класс \ здоровье дороже Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ мастер-класс \ здоровье дороже»

Александра

СТАРИКОВА

Здоровье дороже

Нам бы день простоять, да ночь продержаться...

«Заволжскому» удалось сохранить элитное стадо в 800 голов голштинской породы. Средний удой от одной коровы здесь превышает 6 тыс. кг в год (средний показатель по области за 2008 год — 3877 кг). Благодаря разнотравью угодий, специальным кормовым добавкам молоко получается вкусным и жирным. Ярославские жительницы любят делать из него творог, из 3 л молока получается целый килограмм, а это не самый плохой показатель.

«Элитность породы означает, что корова будет продуктивной, — поясняет гендиректор ЗАО «АК Заволжский» Юрий Кардаков. — У нее качественное молоко, здоровое потомство. За сдачу элитного молодняка немного приплачивает областной департамент сельского хозяйства, он же дотирует закупку семян и удобрений. Но увеличить стадо мы, увы, не можем: площадь и кормовая база имеют предел. Значит, надо идти в сторону повышения продуктивности надоев».

То, что могли поменять и отремонтировать на собственные средства, сделали сразу. Так, на центральной ферме в пос. Гаврилово установили новые бойлерную, молоковод, вакуумные насосы, холодильную камеру, доильную установку, провели ремонт зданий, закупили по лизингу комбайн и сеялку. При затратах порядка 4 млн. руб. ожидается повышение производительности фермы на 5%.

К экономическому кризису, естественно, никто готов не был. В 2009 году переработчики снизили закупочные цены на молоко-сырье в среднем с 15 руб. за литр до 10. А себестоимость производства осталась прежней — 10,9 руб. В структуре продаж молочной продукции агрокомбината реализация сырья составляет львиную долю, лишь 2% развозят цистернами по городским дворам и продают жителям по 16 руб. за литр. Да и на этом микрорынке стало тесно: молока в регионе нынче

с избытком. Соседние области (Кострома, Вологда) также традиционно «молочные». Спасти может собственный перерабатывающий модуль, который позволит поднять стоимость продукции до 22-24 руб., в хозяйстве решается вопрос об изыскании средств.

Аналогичная ситуация, к слову, с огурцами и помидорами. Себестоимость килограмма огурцов, например, — 52 руб., а цена продажи летом падает до 15-20, иначе не выдержать конкуренции с продукцией стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Это вопрос большой политики, — считает гендиректор. — Своего товаропроизводителя в России никто не защищает. Попробуй в Америку завезти продукцию со стороны, там такие таможенные пошлины установят! А у нас для Турции, Ирана и прочих южных стран границы открыты. И еще «страшилка» появилась: якобы в Турции построено 25 тыс. га теплиц под овощи, которые предназначены для реализации исключительно в России. Если эти объемы действительно попадут в нашу страну, овощеводство увянет на корню».

Основная проблема тепличных хозяйств — высокая стоимость теплоэнергии, тогда как на юге теплоноситель естественный — солнце. Еще три года назад «Заволжский» закупал гигакалории по 250 руб., сегодня тариф вырос до 764. Цена же на овощи не изменилась. А задержка платежей в таком специфическом бизнесе, как тепличный, подобна смерти: отключат подачу тепла и конструкции попросту рухнут из-за резкого перепада температур.

«Были мы недавно в аналогичном хозяйстве г. Владимира, — рассказывает руководитель агрокомбината, — им гигакалория обходится в 460 руб., потому что дотирует местная администрация. Мы же бить челом ездим регулярно, посылаем запросы в министерства и ведомства. Ответы такие: «Держим на контроле», «Послезавтра будет совещание», «Документы на подписи». Так что главная наша задача сейчас — удержаться, выстоять и все-таки

ЗАО «АК Заволжский» (г. Ярославль) основан в 1946 году. Работает по двум направлениям — животноводство и растениеводство. Динамика объема реализованной продукции: 2006 год —

49,5 млн. руб.,

2007-й — 65,5 млн.,

2008-й — 71,6 млн. Число сотрудников — 178.

70

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009

\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \

с

ж

О

Совхоз

«Заволжский» — одно из передовых хозяйств ярославской области. В конкуренции с продовольственным импортом здесь сделали ставку на экологически чистую продукцию.

начать развиваться. Государство смогло организовать предприятие в тяжелые послевоенные годы, так неужели мы сейчас дадим пустить его на дно?»

Если ты себя плохо чувствуешь, значит, что-то не то съел

Овощное тепличное хозяйство «Заволжского» — практически единственное в Ярославской области, которое еще держится на плаву. Все 3,5 га построек — наследство «золотых» советских времен. Овощи продолжают выращивать старым добрым способом — в грунте, с использованием самого естественного удобрения — навоза.

В течение трех лет в «Заволжском» медленно, но верно растет объем отгружаемых овощей (в 2006 году — 958 т, в 2008-м — 1000 т), сейчас тоже идут с опережением плана. Повышать урожайность помогает все тот же навоз: если его регулярно перемешивать, удобрение выделяет углекислый газ, что приводит к приросту в среднем на 2 кг с квадратного метра. Так и мешают вилами в бочках — деньги не пахнут. Теплицы 50-70-х годов не рассчитаны на хорошее энергосбережение, поэтому был принят ряд мер: герметизация корпусов и стеклянных крыш, автоматизация подачи тепла и учета его поступления от поставщика. Температуру воздуха и грунта также контролирует компьютер. Все это позволяет экономить до 10% затрат на теплоэнергию.

«Если бы наши теплицы были суперсовременными, урожайность была бы в полтора раза выше, — считает агроном-агрохимик Ольга Санаева. — За счет высоты, лучшего освещения, идеального микроклимата появлялось бы большее число завязей, можно было высаживать более интенсивные по росту сорта. Но в суперсовременных теплицах нельзя работать с навозом, они рассчитаны на метод, который обыватель называет гидропонным (к корням растения подводятся трубки с химикатами). Плоды получаются, конечно, красивые. Не хочу никого обижать, но наши овощи вкуснее и полезнее».

Однако с тенденцией увеличения поставок «красивых» овощей на российский рынок бороться все сложнее. Агрокомбинату остается единственный путь — разработка и продвижение «экологического» бренда.

«Не зря же есть выражение: если ты плохо себя чувствуешь, значит, что-то не то съел, — подключается к разговору начальник цеха защищенного грунта Сергей Корнев. — По данным ученых, только 1% канцерогенов попадает в человеческий организм с водой или воздухом. А все остальное — с пищей. И мало кто знает, что в теплицах южных стран настолько жарко, что овощи выращиваются только с применением химикатов. Биометод, используемый в средней полосе, там не пройдет».

Биометод — это технология, которую придумали для борьбы с вредителями. В лаборатории выращивают специальных насекомых — энтомофагов, которые уничтожают тлю, паутинного клеща и прочих «плохишей». Помимо повышения урожайности (от 1,5 до 4,5 кг с квадратного метра), биометод позволяет экономить до 80 тыс. руб. в год за счет отказа от ядохимикатов. Так что огурцы-помидоры в «Заволжском» цветут и плодоносят с минимальным содержанием пестицидов, структуру имеют крепкую, а сохранность (лежкость) — длительную.

К точкам продаж «Заволжского» выстраиваются очереди. В основном потому, что дешево: цены в 1,5-2 раза ниже, чем у конкурентов. Демпинг нужен для того, чтобы реализовать овощи в тот же день, сработать без убытка.

«По идее, на нашу экологически чистую продукцию мы должны устанавливать цену в 2-3 раза выше себестоимости. В Москве, не говоря уж о развитых странах, есть магазины, торгующие такой продукцией, там сформировался свой покупатель, заботящийся о здоровье. Вот «ножками Буша» все наелись, и сейчас мы наблюдаем подъем отечественного птицепрома. Ярославцы же придут к мысли о здоровой пище тогда, когда нас уже не будет», — невесело шутит Сергей.

\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.