Научная статья на тему 'Массовые музыкальные игры в отечественной педагогической практике 1920-х — 1990-х гг'

Массовые музыкальные игры в отечественной педагогической практике 1920-х — 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРЫ / МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / GAMES / MASS MUSIC GAMES / HISTORY OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефимова Е. А.

В статье рассматривается исторический опыт применения в работе с детьми массовых музыкальных игр, основанных на ритмическом движении и совместном пении. Затрагиваются некоторые аспекты культурно-массовой работы с молодежью и взрослыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MUSICAL GAMES IN THE RUSSIAN DOMESTIC PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE 1920S - 1990S

The article discusses the historical experience of work with children popular mass musical games based on the rhythmic movement and congregational singing. Touches upon some aspects of cultural and mass work with young people and adults.

Текст научной работы на тему «Массовые музыкальные игры в отечественной педагогической практике 1920-х — 1990-х гг»

Двухкомпонентность эмоции проявляется как нерасторжимое единство её объектного (когнитивного) элемента -отображения на экране психики объекта эмоции, и субъектного элемента - эмоционального переживания, уходящего своими корнями в ощущения тела [см. 1, с. 381-406]. Исследования психологов показали, что в рисунках и пиктограммах, отражающих ту или иную эмоцию, двухкомпонентность выражается в наличие центрального компонента и периферийного пространства. Надо полагать, что в музыке она находит выражение в существовании рельефного и фонового материала, а это обнаруживаются на любом уровне музыкального произведения и даже в одноголосии (как слой основы и орнаментации).

Двузначность эмоции выражается в существовании положительных и отрицательных эмоций, в основе которых лежат элементарные чувства удовольствия и неудовольствия. Эти элементарные чувствования, как показал ещё В.Вундт в своих опытах с метрономом, возникают в связи с чередованием напряжения и разрядки (расслабления), возбуждения и успокоения. При этом само чередование этих чувствований вызывает у человека положительную эмоцию [2, с. 589; 3, с. 47-53]. Музыке как процессуальному виду искусства присуще чередование напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения, что осуществляется посредством различных музыкальных средств, и что знает каждый из своего музыкального опыта.

Обобщённость эмоции проявляется в том, что человек может одинаково относиться (проявлять одинаковое переживание) к различным, но в чём-то сходным объектам [1, c. 443]. Обобщённость музыкальной эмоции не вызывает сомнения, поскольку обобщён (и нередко в значительной мере) сам объект музыкального отражения.

Временно-пространствнные характеристики эмоции также находят отражение в звуковой материи, элементарным и наиболее очевидным проявлением чего являются ритмическая и звуковысотная организация музыки (хотя не только). Заметим, что ритм имеет особое значение в воплощении эмоций, в их генезисе, поскольку он самым непосредственным образом связан с движением, существующем в субъекте как ощущения тела (как интеро- и проприорецептивные ощущения). В музыке ритм играет особую роль. Даже высота звука как система колебаний представляет собой особое ритмическое явление.

Модальность эмоции - это характеристика её качественного своеобразия. Поскольку эмоция двухкомпонентна, то она бимодальна по своей сущности: она отражает информацию, поступающую из внешнего мира (экстеросенсорика) и информацию, поступающую из тела (интерорецептивная, кинестетическая сенсорика). При восприятии музыки человек получает звуковую информацию (экстеросенсорика) и информацию из тела, представленную в кинестетико-проприорецептивных ощущениях, ощущениях идущих от внутренних органов (интеросенсорика). Интеросенсорика обусловлена тем, что музыка “заставляет” мышцы сокращаться, а внутренние органы, мозг “работать” в определённом режиме. Понятно, что эта информация изначально заключена в музыкальном звучании. Поскольку музыкальное звучание способно вызывать в слушателе различные соощущения (зрительные, тактильные, вкусовые и пр. ощущения), то музыкальная эмоция может оказаться не только бимодальной, но и полимодальной.

Интенсивность эмоции, как показали опыты В.Вундта, зависит (хотя до определённого предела) от интенсивности самого ощущения. Заметим, что любой элемент музыкально-звуковой материи (любое музыкальное средство), отражённый на экране психики, ощущается с той или иной интенсивностью. Вместе с тем можно назвать элементы музыки, интенсивностная характеристика которых выступает на первый план, а потому они способны непосредственно коррелировать с интенсивностью эмоции. Прежде всего к ним относятся средства, связанные с силой звучания (громкостная динамика, фактура). Вместе с тем некоторые отступления от привычных норм использования музыкальных средств также способны усилить эмоциональное воздействие музыки, что знакомо каждому любителю этого вида искусства.

Таким образом, в музыкальном звучании непосредственно отражается эмоциональное явление, что служит основой эмоционального переживания слушателем сугубо музыкальной эмоции, о которой сложно говорить словами и которую он (слушатель) связывает с самим произведением. Как только это переживание окажется в контексте представлений и мыслей о некоем художественном мире с присущими ему атрибутами мира реального, оно будет подобно жизненной эмоции. Согласно изложенной точке зрения, к сугубо музыкальным переживаниям следует отнести эмоции, связанные с оценкой исполнительского мастерства, находок композитора и прочих моментов, не выходящих за ''границы'' музыки как искусства звуков.

Понимание механизмов отражения и трансляции музыкальных эмоций может сыграть позитивную роль при анализе музыкальных произведений, а также при организации процесса обучения музыке, при целенаправленной реализации её социальных функций.

Литература

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

2. Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1880. - 1038 с.

3. Вундт В. Введение в психологию. - М.: Космос, 1912. - 152 с.

4. Гарипова Н.М. Интонационная природа музыки: механизмы объективации и трансляции смысла. Монография. -Saarbrucken: Lambert Academic Pablishing, 2012. - 560 c.

5. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993. - 263 с.

Ефимова Е. А.

Кандидат педагогических наук, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 1920-Х — 1990-Х

ГГ.

Аннотация

В статье рассматривается исторический опыт применения в работе с детьми массовых музыкальных игр, основанных на ритмическом движении и совместном пении. Затрагиваются некоторые аспекты культурно-массовой работы с молодежью и взрослыми.

Ключевые слова: игры, массовые музыкальные игры, история педагогики.

Efimova E.A

PhD in pedagogic science, Moscow's city Palace of children's (youthful) creativity MASS MUSICAL GAMES IN THE RUSSIAN DOMESTIC PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE 1920S - 1990S

Abstract

The article discusses the historical experience of work with children popular mass musical games based on the rhythmic movement and congregational singing. Touches upon some aspects of cultural and mass work with young people and adults.

Keywords: games, mass music games, history of pedagogy.

Предметом нашего исследования является исторический опыт применения в работе с детьми массовых музыкальных игр, основанных на ритмическом движении и совместном пении, затрагиваются также некоторые аспекты культурно-массовой работы с молодежью и взрослыми. Корни подобных игр лежат в народной хороводной традиции, в гимнастических фигурных маршировках, в детских музыкальных играх и инсценировках, принятых в конце XIX - начале XX в. в городских семьях [4; 6; 22

22

10]. Динамика применения в педагогической практике массовых музыкальных игр неплохо прослеживается на материале игровой работы в пионерской организации, объединявшей в период 1922-1991 гг. большинство детей 10-14 лет.

Для периода 1920-х гг. характерно широкое применение в организационной, досуговой, рекреационной работе с детьми и взрослыми массовых форм, активизация клубной работы, возникновение новых революционных праздников и укрепление традиций массового их проведения. Было разработано и успешно проводилось на практике «массовое действо» -театрализованное интерактивное зрелище под открытым небом, в котором участвовало в качестве исполнителей и зрителей одновременно большое количество людей [8; 9]. В этом контексте представляется логичным внимание педагогических, клубных, пионерских работников к массовым гимнастическим упражнениям, фигурным маршировкам и перестроениям. Фигурные маршировки и перестроения преследовали кроме развлекательных и эстетических целей, развития чувства ритма и темпа, также дисциплинарные, объединяющие, организующие цели. Была начата разработка теории и методики массовых детских праздников, где коллективные ритмические движения под музыку или пение играли значительную роль [3; 7].

В годы НЭПа («новая экономическая политика», 1921-1927 гг., время существования смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов, в области массовой культуры характеризуется засилием низкопробных, «нэпманских» вкусов и запросов) в комсомоле, а также и в пионерской организации развернулась дискуссия об отношении к танцам. Парные танцы как развращающее явление буржуазной культуры в течение нескольких лет были запрещены в детских, комсомольских и рабочих клубах. Специалистами в области игры в эти годы активно пропагандировались массовые игры с пением и перестроением как альтернатива танцам [2; 5]. Массовость, ритм, доступное музыкальное сопровождение, пение народных и революционных песен придавали таким играм современное звучание, повышая их эстетическое и организующее значение.

В практике физкультурной работы с детьми и молодежью нацмен (термин «национальные меньшинства», широко применявшийся в научной и общественно-политической лексике 1920 - 1930-х гг. для обозначения групп населения, которые можно рассматривать как этнические или конфессиональные меньшинства) широко применялись массовые музыкальные игры, разработанные на основе народных танцев с элементами строя, маршировки. Такие игры и танцы-перестроения активизировали запись в физкультурные кружки, способствуя вовлечению детей и молодежи в общественную жизнь [12].

С конца 1920-х гг. власти стали проявлять значительное внимание к организации досуга населения. В открывавшихся один за другим парках культуры и отдыха в крупных городах велась большая досуговая работа, в которой отдавался приоритет именно массовости. По образцу московского ЦПКиО в городских парках открывались площадки массовых игр, где работали специально подготовленные массовики-затейники, организовывавшие массовые танцы и игры. Действовали детские парки, детские и пионерские уголки в парках, также ориентированные на организацию массового проведения досуга. В эти годы изданы многочисленные методические разработки по массовым игра и танцам в детских внешкольных учреждениях.

В 1930-х гг. в связи с развертыванием детской художественной самодеятельности большое распространение в танцевальных коллективах Домов и Дворцов пионеров получают детские массовые танцы, в том числе и игрового характера, разработанные на фольклорной основе и преследовавшие цели эстетического воспитания, организации детского досуга, но не развлечения. Эта линия сохранилась и на несколько послевоенных десятилетий.

Для 1950-х гг. характерен необычайный подъем культурно-массовой работы среди населения всех возрастов с целью развлечения, организации рационального досуга. Журналы «Затейник» (журнал детской художественной самодеятельности) и «Клуб» (ориентированный на взрослую аудиторию) в каждом номере публиковали игры, игры-танцы, массовые музыкальные игры, простые и сложные массовые танцы, а также игры, сочиненные или разработанные на основе народных фольклорных танцев. В эти годы значительный размах приобретает подготовка массовиков-затейников, специальности, востребованной для работы со всеми возрастами.

Вторая половина 1960-х гг. отмечена обращением внимания руководства комсомола и пионерской организации к играм как к действенному воспитательному средству. Во исполнение постановления [11] широко развернулось движение юных затейников, включенное в систему воспитательной работы пионерской организации.

Значительную роль сыграло проведение в 1967-1968 гг. на базе Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» слетов юных затейников и организация в 1968 г. всесоюзных конкурсов по сбору любимых детских игр. По всей стране успешно действовали пионерские игровые коллективы, в репертуаре которых были массовые музыкальные игры, игры-танцы с народной основой, между ними проходил активный обмен материалом, взаимные контакты, изучение опыта. Массовые музыкальные игры получили в последующие десятилетия широкое распространение в игровых коллективах, в пионерских лагерях, во внешкольной работе.

Именно в 1950-х - 1970-х гг. был создан тот золотой фонд массовых музыкальных игр, хороводных игр, игр с пением, на основе которого в течение многих десятилетий успешно работают специалисты-игровики клубных и внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования), специалисты по организации летней каникулярной работы с детьми, вожатые, педагоги-организаторы, современные игротехники.

Однако в 1980-е гг. использование массовых музыкальных игр в работе с детьми пошло на убыль, в частности, в связи в широчайшим распространением массовых ритмических дискотечных танцев, исполняемых не парно, а в кругу или же группами. Одним из первых таких танцев стал известный танец «Утята», содержащий в себе элементы игры - танцевальные движения, напоминающие реальные движения уток. Массовые примитивные дискотечные танцы, цель которых - только развлечение, весьма потеснили не только парные танцы из клубов, из парков, с танцплощадок, но и массовые музыкальные игры с школьных вечеров отдыха, «огоньков», детских дней рождения и пр. К началу XXI в. массовые музыкальные игры были вытеснены современными дискотечными танцами, представляющими собой общие ритмические движения под музыку, не требующие подготовки, знания правил игры, музыкального слуха и даже минимальной дисциплины.

Многие массовые музыкальные игры, когда-то широко использовавшиеся в работе с детьми пионерского возраста (10-14 лет), редуцировались в развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Нам удалось отследить, в частности, путь игрового танца «Буги-вуги» («Мы танцуем «Буги-вуги», поворачиваясь в круге...»), в 1970-х гг. входившего в игровой репертуар вожатых многих пионерских лагерей, начиная с «Артека», позже позиционированного как «танец-игра для младших школьников» и впоследствии оказавшегося средством для разучивания с детьми 1-2 лет названия рук — правая и левая [13]. В практике появилось определение «коммуникативные танцы-игры для детей», включающее в себя массовые музыкальные игры со сменой партнера, применяемые для развития коммуникативных навыков (навыков общения) у дошкольников и младших школьников, в том числе и коррекционных учреждений [1].

Большинство массовых музыкальных игр, особенно с фольклорными элементами, сохранились как средство музыкальноэстетического развития дошкольников, эта традиция не прерывалась с XIX в. Педагоги признают, что игры с пением оказывают на детей большое эмоциональное воздействие в первую очередь потому, что мелодия связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение; общее пение с общим движением позволяет детям усвоить структуру народной песни. 23

23

Массовые музыкальные игры также живут в игровых разновозрастных коллективах, основанных на деятельности энтузиастов, сохраняющих игровые традиции.

Литература

1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. / А.И. Буренина. - СПб.: Музыкальная палитра, 2004. - 36 с.

2. Вечера игр и развлечений : Сб. / Сост. А. Зеленко, М. Козлов, Н. Кравченко, А. Родин. Под ред. сектора по исследованию игры Института методов внешкольной работы. - М.: МГ, 1927. - 312 с.

3. Игры и развлечения : Сб. / В.В. Гориневский, А.Ф. Родин, В.Г. Марц. - 3-е изд., перер. и знач. доп. - М.-Л.: МГ, 1924. - 196 с.

4. Детские праздники : Сб. (для родителей, воспитателей и ст. братьев и сестер) / [Соч.] К. Лукашевич. - 3-е изд., (доп.). Т. 12. - М.: Т-во И.Д. Сытина, 1917. - 2 т.

5. Игральные вечеринки : Сб. игр, песен, плясок и развлечений для вечеринок подростков. / Под ред. А.Ф. Родина. - М.-Л.: МГ, 1930. - 248 с.

6. Литературно-сценический сборник для семьи и школы / [Сост.] В.Г. Егоров. - 2-е изд., испр. Кн. 1-5. - СПб.: Тип. Н.Н. Клобукова. - 5 т.

7. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / В.Г. Марц. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 2O4 с.

8. Массовое действо. Сценические игры. Всемирный Октябрь, поставленный на 1-й Всесоюзной спартакиаде и другие сценические игры. / Под ред. Н.И. Подвойского. - М.: Теакинопечать, 1929. - 158 с.

9. Массовое действо. Руководство к организации и проведению празднования десятилетия Октября и других революционных праздников. / Под ред. Н.И. Подвойского и А.Р. Орлинского. - М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. - 288 с.

10. На память детям : Игры, хороводы, гимны на 1, 2 и 3 голоса a cappella : Пособие для семьи, школ и дет. садов при устройстве подвиж. игр и дет. праздников / Собр. В. Поляков. - М.: П. Юргенсон, [1914]. - 46 с.

11. Об усилении внимания комсомольских организаций, органов народного образования и советов спортивных обществ и организаций к использованию игры в коммунистическом воспитании детей и подростков. Постановление Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР, Президиума Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. 14 сентября 1967 г. // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов. - 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С.309-311.

12. Семенов Н. Массовая работа по физкультуре в нацреспубликах. / Н. Семенов. - М.-Л.: Физкультура и туризм, 1930. - 48 с.

13. Школа повышения квалификации мам. Для настоящих мам. Материалы для занятий. Видеоурок 7. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mamarada.su/dlya_nastoyashhix_mam/materialyi_dlya_zanyatij/videouroki/videourok_7.html (дата обращения 27.10.2013).

Крохина Т.А.

Старший преподаватель, Волгоградской Государственной Академи Физической культуры.

ДИНАМИКА СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕ ДЕВОЧЕК 10-15 ЛЕТ ЗА ПЕРИОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития силовых способностей школьниц 10-15 лет различных типологических групп. Одна из главных задач физического воспитания - развитие физических качеств школьников. Исследования средств и методов силовой подготовки должно рассматриваться как одно из наиболее приоритетных направлений в ряду актуальных проблем изучения развития двигательной функции, разработка которого, несомненно окажет благотворное влияние на повышение эффективности воздействия на всю систему двигательных способностей и качество физического воспитания в целом. Подтверждением такого мнения являются многочисленные данные, свидетельствующие о том, что силовая подготовка является важным условием для развития других двигательных качеств [1,2].

Ключевые слова: силовые способности, силовые упражнения.

Krokhina T.

Teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture (VGAFK)

DYNAMICS OF POWER POTENTIAL OF GIRLSs 10-15 YEARS DURING THE STUDY PERIOD

Abstract

The paper addresses the problem ofpower abilities schoolgirls 10-15 years of various typological groups. One of the main objectives ofphysical education - the development of the physical qualities of the students. Research tools and methods for strength training should be considered as one of the top priorities in a number of pressing problems of studying the development of motor function , the development of which undoubtedly will have a positive impact on improving the efficiency of the impact on the entire system of motor abilities and the quality ofphysical education in general. Confirmation of this view are numerous data showing that strength training is an essential condition for the development of other motor characteristics [ 1,2].

Keywords : power capacity , strength exercises .

В начальном обследовании у девочек контрольной и экспериментальной групп показатели силовых способностей были приблизительно одинаковыми. За период исследования у девочек экспериментальной группы достоверно применились семь показателей: сгибание и разгибание рук от гимнастической скамейки (38,5%, Р<0,05); подтягивание на низкой перекладине (30%, P<0,05); кистевая динамометрия (18,6%, P<0,05); поднимание туловища лежа на груди, руки за головой (10,5%, P<0,05); приседание на двух ногах (10,3%, P<0,05); бросок набивного мяча сидя из-за головы (10,2%, P<0,05); подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты (9,3%, P<0,05).

У девочек контрольной группы таких достоверных изменений значительно меньше - одно (бросок набивного мяча стоя из-за головы - 7.9%, P<0,05).

Три показателя, характеризующие силовые способности (прыжок в длину с места, подтягивание на низкой перекладине, удержание вытянутых ног под углом 45 градусов, сидя на полу) у девочек экспериментальной группы изменились недостоверно.

Большинство (девять из десяти) таких показателей у детей контрольной группы изменились несущественно.

Таким образом, инновационная типоспецифическая методика развития силовых способностей у девочек среднего школьного возраста более эффективна, чем традиционная методика силовой подготовки учащихся. 24

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.