Научная статья на тему 'Массовое поведение и способы его стереотипизации в современном российском обществе'

Массовое поведение и способы его стереотипизации в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1294
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фетисова Ольга Викторовна

Статья посвящена анализу содержания и особенностей массового поведения в современном российском обществе. В ней анализируются различные теоретические подходы к изучению понятий «масса» и «массовое поведение», показана альтернативность позиций. В статье также рассматривается внедрение практик «мифологизации» и «стереотипизации» в общественное сознание россиян и их влияние на массовое поведение. Автор описывает возможные способы стереотипизации массового поведения в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовое поведение и способы его стереотипизации в современном российском обществе»

УДК 316.35

Фетисова Ольга Викторовна

кандидат философских наук,

доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии. Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет [email protected] Olga V. Fetisova

Associate Professor, Southern Federal University, Institute of Sociology and Area studies [email protected]

Массовое поведение и способы его стереотипизации в современном российском обществе

The contents and features of mass behavior in the modern the Russian society

Аннотация: Статья посвящена анализу содержания и особенностей массового поведения в современном российском обществе.

В статье анализируются различные теоретические подходы к изучению понятий «масса» и «массовое поведение», показана альтернативность позиций.

В статье рассматривается внедрение практик «мифологизации» и «стереотипизации» в общественное сознание россиян и их влияние на массовое поведение. Автор описывает возможные способы стереотипизации массового поведения в современном российском обществе.

Ключевые слова: российское общество, стереотипизация, поведение, сознание, массовое поведение, культура, общественная жизнь.

Abstract: This article analyzes the content and features of mass behavior in contemporary Russian society.

The article analyses various theoretical approaches to the study of the concepts of "mass" and "mass behaviour", shows the alternative positions.

The article discusses the implementation of practices of "mythologizing" and "stereotyping" in public consciousness of Russians and their influence on mass behavior. The author describes possible ways of stereotyping of mass behavior in contemporary Russian society.

Keywords: Russian society, stereotypification, behavior, consciousness, mass behavior, culture, public life.

Актуальность поднятой проблемы заключается том, что в ХХ-ХХ! столетиях массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, она прослеживается во всех областях общественной жизни. Масс-медиа и массовая культура создают тип людей, обладающих сходными

чертами и способными действовать и влиять на социальные процессы. Роль массы оказывается принципиальной для характеристики многих черт современного общества.

Цель статьи - на основе анализа понятия «массовое поведение» выявить его особенности и способы стереотипизации в современном российском обществе.

Изучение поставленной проблемы осуществлялось на основе системного, целостного видения феномена масс и массового поведения.

Активизация исследовательского интереса к этой проблематике произошла в 19 веке. Первым к ней обратился Г. Лебон.[1], затем последовали Г. Тард,[2] З. Фрейд, [3] К. Ясперс[4],Х. Ортега-И-Гассет[5], Х. Арендт[6], Э. Канетти[7], Г. Блумер [8] и др.

Из современных исследователей можно отметить работы С. Московичи[9], Д.В. 0льшанского[10], В.А. Ядова[11] и др.

В философской и социологической литературе существует две противоположные точки зрения по вопросу о роли и месте масс в историческом процессе. Одна из них отражена в теории глобализации масс в современном мире и связана с работой французского автора С. Московичи «Век толпы». Вторая точка зрения опирается на положение о том, что грядет эра демассовизации, ее представляет американский футуролог и социолог Э. Тоффлер.

Московичи один из создателей теории массового общества, определяющей чертой которого, по его мнению, является поглощенность индивида коллективом. Для него масса - «это социальное животное, сорвавшееся с цепи... Это неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий»[9,65].

Э. Тоффлер. «демассовизациию» общества видит в том, что гибнет массовое индустриальное производство, рассыпаясь на мелкие разнообразные кусочки. Кажущийся беспорядок, в действительности, является глобальной перегруппировкой сил [12].

В философской и социологической литературе до настоящего времени нет общепринятого определения понятия «массовое поведение». Традиционно его можно определить как « тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникацию^ 13].

Близким к нему по сути трактуется другое определение: « массовое поведение - это коллективное поведение массы без любой очевидной прямой или межличностной коммуникации или взаимного влияния индивидов, составляющих массу»[14]. Субъектами массового поведения выступают массы, толпы, публика и отдельные индивиды и их группы (например,семья).

Важными регуляторами массового поведения выступают поиск успеха, стремление избежать неудачи, ожидания вероятности успеха.

Следует отметить, что большинство исследователей массового поведения его основным мотивом считают ориентацию на справедливость [15].

Рассматривая характер массового поведения в современной России, необходимо отметить заметное влияние внедрения практик «мифологизации» и «стереотипизации» в общественное сознание россиян.

Мифологизация представляет собой целеустремленное насаждение на все уровни общественного сознания социально-политических мифов.

Процесс мифологизации сознания в большей степени направлен не на отдельную личность, а на массу, символистика мифа выражает бессознательные порывы и импульсы масс. Как представляется, миф, объясняет и санкционирует существующий в коллективе и мире порядок, он таким способом объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок. То есть миф является средством коллективной саморефлексии и самоопределения.

Под стереотипизацией понимается внедрение в массовое сознание стандартизированных, эмоционально окрашенных представлений о фактах действительности, приводящих к упрощенным потребностям и рассуждениям со стороны индивидов.

В своей книге «Общественное мнение»[16] на многочисленных примерах истории У. Липпман раскрывает механизм формирования стереотипизированного пространства и внедрения его в сознание социальных групп. Автор предполагает, что прежде чем сформировать в своем сознании «реальный мир», человек сначала формирует представление о явлении, объекте или событии. То есть процесс социальной перцепции напрямую зависит от тех первообразов, «картинок в голове», которые назваются стереотипами.

Основу стереотипов составляют государственная идеология, социально-политический строй, нравственно-этические и культурные ценности общества. Стереотипы приводят к упрощению восприятия окружающей действительности, мешают её объективной оценке, ограничивают поведение личности элементарным набором реакций. Вместе с тем, стереотипы необходимы, поскольку без них человеку было бы намного сложнее справляться с тем огромным объемом информации, который ежедневно поступает из внешнего мира.

Приведем примеры основных технологий, применяемых современными манипуляторами с целью внедрения стереотипов в общественное сознание россиян.

«Наклеивание ярлыков» - является наиболее эффективным способом лингвистического манипулирования. Под ярлыком следует понимать эмоционально окрашенное стереотипизированное понятие, которое внедряется в общественное сознание, укореняется в нем, становится привычным и повседневным.

«Принцип ассоциирования» - связан с активизацией в памяти человека какого-либо положительного или отрицательного образа и перенос

его на конкретный объект. Например, образ В. Путина перенесенный на образ В. Медведева.

«Принцип значимой фигуры» - используется как действенный механизм влияния на ценностные ориентации личности и формирования общественного мнения. Для того, чтобы увеличить силу внушающего воздействия, задействуются люди, чье мнение считается авторитетным, значимым, весомым для данной аудитории. Это могут быть известные представители политики, науки, культуры и пр.

«Принцип спирали» - состоит в том, чтобы с помощью ссылок на недобросовестные опросы общественного мнения, заставлять большинство граждан поддерживать политическую оппозицию, нужную манипуляторам. Этот метод обычно используется накануне различных выборов в целях формирования стереотипизированных суждений относительно политических партий и отдельных политических фигур.

«Принцип образа» - основан на особенностях визуальных каналов информации. Используются неудачные фотоснимки, в которых внешность человека искажена или даже изуродована, часто это могут быть фотографии в движении. Так же используются заголовки - люди, как правило, покупают газеты или журналы в спешке, ориентируясь только на заголовки интересующих их разделов. В результате, эмоциональное клише создается еще до прочтения самой статьи.

«Принцип слогана» - их использование дает возможность сосредоточить основные качества рекламируемого товара (неважно, будет ли это политический лидер или торговый бренд) в одно выражение, которое и насаждается потребителю. Слоган - это короткие и эмоционально окрашенные «кричалки» или девизы., при конструировании лозунгов учитываются законы психолингвистики и, в частности, символическая нагрузка фонем в используемых словах, например, «Сильным — работу, слабым — заботу!». Этот принцип как способ стереотипизации сознания позволяет фиксировать не столько свойства определенного объекта, сколько его лакированный и позитивный образ.

Необходимо подчеркнуть, что манипулирование общественным сознанием приобретает глобальный характер в связи с развитием информационно-коммуникативных процессов, и свойственно любым сферам социальной жизни. Манипуляции пронизывают все сферы человеческого общения и являются естественным элементом массовой и межличностной коммуникации.

Таким образом, понятие «массы» в науке является сложным и недостаточно разработанным. В отличие от классических групп, стабильных и организованных, массы являются стихийно сложившимися кратковременными образованиями; они гетерогенны по составу и связанны общностью эмоциональных настроений составляющих их людей. К основным свойствам, отличающим массы друг от друга, можно отнести их границы, устойчивость их существования во времени, уровень их сплоченности в социуме, преимущество моментов упорядоченности или

интуитивности в ходе становления массы. К характерологическим особенностям массового поведения относят его стихийность, аморфность, несводимость к структурированности, стохастичность, ситуативность, случайность, неустойчивость, иррациональность. Эти же особенности и характеристики присущи самим массовым социальным общностям.

Индивидуальный выбор каждого, определяющий в конечном счете общее содержание массового поведения, особенно важен по своим последствиям в обстановке социальной неопределенности, когда решается вопрос о путях дальнейшего развития общества.

Литература:

1. Лебон Г. Психология масс.// Психология масс. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ- М 2001. - 592с.

2. Тард Г. Царство толпы. - Киев: УкрНИИНТИ, 1991. -548с.

3. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. Психоаналитические этюды. - Минск, 1991.-349с.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.389с.

5. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - M.: ACT, 2002.-299с.

6. Аренд Х. Истоки тоталитаризма - М., 1996.355с.

7. Канетти Э. Массы и власть. М.: Ad Maiginem, 1997.403с.

8. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль. Тексты. - М., 1994.-495с.

9. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. - М.: Центр психологии и психотерапии, 2002.389с.

10. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб: Питер, 2001. - 368с.

11. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследований российских трансформаций.-СПб.,2006.-445с.

12. Тоффлер А. Третья волна. М. 1999.-421с.

13. Поведение массовое // Энциклопедия социологии // http://dic. academ ic.ru/dic.nsf/socio/283 7

14. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2009 г. http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/masovoe-povedenie

15. Моисеев С.П. Концепты «масса» и «массовое поведение» в работах Б.А. Грушина// Мониторинг общественного мнения №2(138), март-апрель 2017.

16. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

Literature

1. Lebon G. Psychology of the masses.// The psychology of the masses. Reader. Samara: BAKHRAKH - M 2001. - 592с.

2. Tarde G. the Kingdom of the crowd. - Kiev: UkrNIINTIZ, 1991. -548с.

3. Z. Freud group Psychology and the analysis of the human Ya Psychoanalytic studies. - Minsk, 1991.-349с.

4. Jaspers K. Meaning and purpose of history. - M. S. 1991.389

5. Ortega y Gasset H. Revolt of the masses. - M.: ACT, 2002.-299с.

6. Arendt H. the Origins of totalitarianism - M., S. 1996.355

7. E. Canetti, Mass and power. M.: Ad Maiginem, 1997.403 S.

8. Bloomer City of Collective behavior //American sociological thought. Texts. - M, 1994.-495^

9. Moscovici, S. the Age of crowds: historical treatise on mass psychology]. - M.: Center ofpsychology and psychotherapy, 2002.

10. Olshansky D. V. Psychology of the masses. - SPb: Peter, 2001. - 368с.

11. Yadov V. A. Modern theoretical sociology as a conceptual framework studies of the Russian transformations.-SPb.,2006.-445с.

12. Toffler A. the Third wave. M. 1999.-421c.

13. The behavior of mass // encyclopedia of sociology // http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2837

14. Oxford dictionary of psychology/Under the editorship of A. Raber guy,2009. http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/masovoe-povedenie

15. Moiseev S. P. the Concepts of "mass" and "mass behavior" in the works of B. A. Grushin//Monitoring of public opinion №2(138), March-April 2017.

16. Lippmann W. Public opinion /per. from English. T. V. Barchunova, ed. by K. A. Levinson, K. V. Petrenko. Moscow: Institute of "Public opinion Foundation", 2004. - 384p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.