Г. Л. Ильин
Массовое непрерывное образование и его последствия
Непрерывное образование - активный процесс развития интересов, удовлетворения познавательных потребностей человека, создания своего жизненного проекта. Посредством этого он не только получает образование, но и создает свое понимание мира и свой путь в этом мире.
Ключевые слова: непрерывное образование, проективное образование личности, проект, личное знание, человек как субъект познания.
Мы живем в период реформ образования, которые затрагивают не только отечественное, но и мировое образование. Основная категория этих реформ: массовое непрерывное образование - обретение знаний в течение всей социально активной жизни. Эта форма образования противопоставляется традиционному «конечному» образованию, предлагающему знания, обретаемые для последующей жизни. В свете этой категории изменились и все прочие понятия, приобрели иное значение в новом семантическом поле, выражаемом термином «смена педагогической парадигмы».
Например, понятия образование и обучение. Раньше, до появления новой парадигмы непрерывного образования, эти понятия выступали едва ли не как синонимы и если различались в свете воспитания, то незначительно, особенно если говорилось об «обучающем воспитании» или «воспитывающем обучении». И то, и другое предполагало процесс внешнего воздействия на учащегося, неважно, что имелось в виду - обучение, воспитание или образование. Этот процесс обучения и воспитания осуществлялся в специально организованных условиях - учебных учреждениях.
С появлением непрерывного образования стало ясно, что образование - это не столько процесс воздействия на учащегося, сколько процесс развития его интересов, предполагающий не пассивное усвоение преподаваемых знаний, а активный процесс удовлетворения познавательных потребностей. Непрерывное образование - это не пожизненное сидение за учебными столами, а повседневный поиск и обретение информации и знаний для решения жизненных проблем, как в учебных учреждениях, так и за их стенами. Непрерывное образование личности предстало не обязанностью и долгом перед семьей и государством, а личным делом каждого учащегося в меру представления о его необходимости.
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
Таким образом, возникло иное понимание образования как процесса развития личности учащегося, в основе которого лежит не педагогический, а образовательный процесс. Поясним, о чем идет речь. Педагогический процесс - взаимодействие учащегося с преподавателем, учителем, воспитателем. Напротив, образовательный процесс - обретение необходимых учащимся знаний и информации всеми средствами, из любого источника информации, лишь одним из которых может выступать учитель, преподаватель или воспитатель. Словом, образование личности выступает альтернативой обучению и воспитанию, все более сводящимся к поучению и преподаванию.
Обучение заменяло и подменяло образование - именно так до сих пор обстояло дело в школьном обучении (от начальной до высшей школы), несмотря на усилия лучших педагогов и преподавателей. Сделать процесс обучения процессом образования личности - задача, стоявшая перед педагогикой на всем протяжении ее истории. Но до сих пор она решалась либо путем игнорирования образования и выпячивания обучения (когда учащийся рассматривался как tabula rasa или сосуд для знаний), либо, напротив, за счет гипертрофии образования и умаления роли обучения («свободное воспитание» и «свободное обучение»). В действительности же только взаимодействие одного с другим лежит в основе образовательного процесса, который может протекать вполне гармонично, «при взаимном непротивлении сторон» («педагогика сотрудничества», Ш.А. Амонашвили), а может нести драматические черты («педагогика противодействия», А.Н. Поддъяков).
Кроме того, в свете парадигмы непрерывного образования необходимо осознать различие двух идеалов, под обаянием которых длительное время находилась отечественная и общеобразовательная, и высшая школа, не замечая их противоположности («гармонически развитая личность» и «специалист»). Разрешению если не противоречия, то различия между ними может способствовать отнесение каждого из идеалов к определенной ступени образования (гармоничной личности - к общему образованию, а специалиста - к профессиональному). Но все же при решении проблемы противоречия образовательных идеалов должно возникнуть иное понимание обучающейся личности - на основе нового понимания образования, соответствующего массовому непрерывному образованию, образованию как личному делу учащегося.
Это иное понимание реализуется в концепции проективного образования личности. Проективное образование необходимо рассматривать как разновидность непрерывного, личностно-ориентированного образования в том понимании, которое было сформулировано выше.
Особенности излагаемых здесь взглядов определяются особым пониманием процесса становления, образования человека. В нашем понимании этот процесс изменяет и природу человека, и среду его обитания как форму его жизнедеятельности. Движение к цели изменяет не только человека, но и цель: цель формируется в процессе движения к ней. Образование - это изменение взгляда человека на мир, его отношения к вещам и другим людям, это изменение самого человека и воспринимаемого им мира. Восприятие мира становится выражением сущности человека, ибо в том, как человек воспринимает и понимает мир, и проявляется его сущность.
Такое понимание образования человека возможно в том случае, если субъектом образования становится сам человек; это взгляд на образование с точки зрения обучающегося, человека, познающего и осваивающего мир. Он не только образовывается в традиционном смысле, т.е. получает образование, но и сам образует мир: создает свое понимание, свое видение мира и свое место, свой путь в этом мире. Образование в таком понимании - это проектирование человеком своей жизнедеятельности, сфера образования - это область социальной жизни, в которой созданы условия, необходимые для такого проектирования.
Центральным понятием проективного образования является проект-замысел решения проблемы, имеющей для учащегося жизненно-важное значение. Проект - это выражение, утверждение и воплощение личной истины. Характерную его особенность составляет отличие от уже существующих решений и проектов. Стремление найти лучшее, свое решение определяет основную мотивацию в проективном образовании.
Проективное образование называется проективным от слова «проекция», ныне определяемое как «думать о будущем», «замышлять», «предполагать», «проектировать». Речь идет о планах, замыслах и проектах, свойственных каждому человеку, на любой стадии его развития: стремится ли он в младенчестве, лежа в манеже, перевернуться со спины на живот, пытается ли после школы поступить в вуз, или, став студентом, выбрать направление дальнейшей деятельности, или, уже на пенсии, отыскать действенное лекарство от болезни. Решая все эти задачи, самостоятельно или с помощью других людей, человек ориентируется в действительности, приобретает знания о мире, следовательно, образуется.
В этом понимании любое социальное действие, любая форма или способ поведения, осуществляемые впервые или в незнакомых, неизвестных условиях на собственный страх и риск, в силу внешней необходимости или по внутреннему побуждению, связаны с проективным образованием личности. Все, что способствует решению жизненных задач, накоплению
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
знаний о мире, о способах поведения в нем и тем самым способствует определению личности в этом мире, - все это относится к проективному образованию личности. Проективное образование личности по сути своей является непрерывным, поскольку происходит с каждым человеком, ищущим нужную информацию и реализующим свои замыслы. Оно непрерывно, поскольку перед человеком непрерывно возникают жизненные задачи и проблемы, которые надо решать.
Особенность проективного образования - использование не столько готовых, проверенных, объективных знаний, носителем которой выступали педагог-преподаватель или учебник, сколько информации - субъективной, ненадежной, противоречивой, из которой приходится выбирать наиболее достоверную, наиболее подходящую к решаемой жизненной задаче, будь то ссора сверстников, обмен квартиры, поиск лекарства от болезни, получение наследства. Это личная задача, на которую нет готового ответа: его надо найти самостоятельно. И знание, полученное при этом, носит глубоко личный характер, оно жизненно важно. Найденное знание становится личной истиной, достоянием человека.
Не станем касаться проблемы отношений образования и СМИ как носителей соответственно школьных знаний и информации о мире. Обратимся к проблеме знаний и информации в школьной практике.
Множественность и разноголосица учеников и учебных пособий - все это подрывает авторитетность излагаемых в них знаний. Возникает различие школьных знаний и информации о мире. Знания все более приобретают характер информации - мнений авторов учебников. Информация, наряду со знаниями, становится элементом образовательного процесса. Появились альтернативные источники информации, ставшие средствами обучения и образования учащихся (телевидение, Интернет и прочие средства массовой информации). Изменилась позиция учащегося, особенно старших классов: теперь это не столько усвоение предлагаемых преподавателем знаний, сколько умение или только попытки разобраться в противоречивой смеси знаний и информации и создать свое мнение об учебном предмете и стоящей за ним реальности.
Образование в информационном обществе - способ информационного обмена личности с окружающими людьми, который совершается в каждом акте ее жизнедеятельности на протяжении всей ее жизни и который предполагает не только усвоение, но и передачу, генерирование информации в обмен на полученную. Работа с информацией, превращение ее в личное знание, в котором уверен обучающийся, - важнейшая задача всех звеньев современного образования, не только школьного, но и вузовского и послевузовского, становящегося все более массовым.