Научная статья на тему 'Массовая оценка на зрелость, или "возвращение" сочинения в школу'

Массовая оценка на зрелость, или "возвращение" сочинения в школу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) / FINAL ESSAY (SUMMARY) / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ASSESSMENT CRITERIA / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / SEMANTIC READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савиных Галина Петровна

Анализ принятых Федеральной службой по контролю и надзору в сфере образования и науки подходов к проведению итогового сочинения (изложения); сопоставление критериев оценки изложения и оценки сочинения; вариативность оценки по разным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савиных Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовая оценка на зрелость, или "возвращение" сочинения в школу»

МАССОВАЯ ОЦЕНКА НА ЗРЕЛОСТЬ, или «возвращение» сочинения в школу

Галина Петровна Савиных,

эксперт «МЦФЭР Образование», г. Москва, кандидат педагогических наук

• итоговое сочинение (изложение) • критерии оценки • функциональная грамотность • смысловое чтение

В октябре 2014 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки утвердила порядок проведения итогового сочинения (изложения) для выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. В конце ноября вышло Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О направлении уточнённой редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)».

Одни практики восприняли «новый» экзамен как своеобразную «реанимацию» уже подзабытой шестичасовой творческой работы выпускников; другие сочли это ненужным дополнением к ЕГЭ, в котором и так есть часть «С», предполагающая создание выпускником связного текста по заданной проблеме.

И те, и другие оказались неправы.

Во-первых, надо говорить о несопоставимости объёмов классического школьного сочинения и того текста, который ждут от выпускников сегодня. Раньше выпускники писали работу со средним объёмом пять-

шесть тетрадных страниц. Сейчас минимум определяют в 350 слов, соответственно, средний объём будет (в переводе на «тетрадь») в порядке одной-двух страниц. Кроме того, прежнее сочинение было экзаменом, скорее, по литературе, чем по русскому языку. По крайней мере, темы формулировались исходя из программ по литературе. Сейчас же на литературные источники делается лишь ссылка, да и выбор этих источников ученик, как правило, делает сам.

Во-вторых, перенос центра тяжести с литературы на русский язык указывает на обновление целей и задач филологического образования в современной школе. Федеральные подходы к итоговому сочинению (изложению) предполагают прежде всего функциональность филологического образования, а предмет «Литература», будучи элементом образовательной области «Филология», направлен в основном на овладение учащимися компетенцией смыслового чтения. Это вполне согласуется с требованиями ФГОС С(п)ОО, где выделено умение выпускников «ясно, логично и точно выражать свою точку зрения и использовать языковые средства, адекватные

обсуждаемой проблеме»1. Согласуется всё это и с требованиями ФГОС С(п)ОО к личностным результатам освоения ООП среднего (полного) общего образования, в числе которых активная гражданская позиция и способность выпускника ставить цели и строить жизненные планы2.

В-третьих (возражая тем, кто не видит принципиальных различий между итоговым сочинением (изложением) и частью «С» ЕГЭ), во внимание необходимо принять степень обязательности «новой» выпускной работы. Вводимый порядок устанавливает, что итоговое сочинение (изложение) пишут все выпускники. В процессе же сдачи ЕГЭ часть «С» можно не выполнять, и многие так и делают, особенно если им не нужны высокие баллы по результатам экзамена.

Характерно, что рамками обязательности очерчиваются такие навыки выпускников общеобразовательной школы, как

• рассуждение на предложенную тему;

• выбор пути её раскрытия;

• констатация и аргументация собственной позиции.

Как обязательное декларируются самостоятельность суждений выпускника, общая информированность (сопоставима с классической «начитанностью»), умение планировать и реализовывать речевое действие. А это не может не радовать на фоне утрачиваемой способности современной молодёжи мыслить самостоятельно, иметь собственное аргументированное суждение и излагать его в правильных речевых формах.

1 ФГОС среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06. 2012 № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: пп. 7 п. 10 раздел II.

2 ФГОС среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 07.06. 2012 № 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»: п. 8 раздел II.

В уточнениях к Письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.10 . 20143 говорится, что подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение, как подчёркивается разработчиками документа, позволит проверить речевые компетенции учащегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Не преувеличивая своевременности шага, предпринятого Федеральной службой по контролю и надзору в сфере образования и науки, хочется всё-таки подчеркнуть его значимость для укрепления и стабилизации культуры чтения в детской и молодёжной среде, интегрирующей самые разные тексты: начиная от традиционного печатного текста, заканчивая текстом медийным. Очевидно, что массовый (и неизбежный) «уход» детей и подростков в сеть должен быть подготовлен. Именно в школе у молодёжи должно сложиться полное понимание того, что такое текст; какими видами текстов «оперирует» культура социума; какие опасности заключают в себе медийные тексты, как тексты информационные пересекаются с текстами поведенческими и др.

Получается, что «возврат» обязательного итогового сочинения в практику выпускных испытаний учащихся школы — это тот инструмент, к которому государство прибегает, чтобы внести баланс в читательское поведение современных подростков. Вернуть былой статус классического

3 Письмо Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки от 27.11. 2014 № 02—747 «О направлении уточнённой редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)».

чтения сегодня можно, если изменить подходы к филологическому образованию и усилить внимание к формированию у учащихся навыков интерпретации текстов любых типов и стилей. Что касается демонстрации этих навыков в рамках итогового сочинения (изложения), то их объём минимальный, базовый. Именно базовый уровень читательских компетенций заложен в критерии оценки итоговой работы.

Попытаемся разобраться в критериях оценки итоговой выпускной работы. Заметим сразу, что по отношению к разным формам итоговой работы: сочинению и изложению — эти критерии близки (см. табл.), равно как и принципы оперирования ими в ходе проверки выпускных работ.

Согласованность критериев оценивания итогового сочинения и изложения

Сочинение Изложение

1. Соответствие теме 1. Содержание изложения

2. Аргументация. Привлечение литературного материала 2. Логичность изложения

3. Композиция и логика рассуждения 3. Использование элементов стиля исходного текста

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Итоговую работу в форме сочинения пишут выпускники, за исключением тех, кто выделен Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в отдельную группу, ориентируемую на написание итоговой работы в форме изложения. Эта форма (вместо формы сочинения) выбирается представителями такой группы по желанию.

Относительно формы сочинения оговаривается, что при составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера приводится несколько формулировок тем:

1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

2. Почему люди пишут стихи?

3. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Комментарий к критериям оценки сочинения приведён далее.

Итоговую работу в форме изложения вправе писать:

• учащиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды;

• учащиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования

в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

• учащиеся по состоянию здоровья

на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Выпускник, выбирающий форму изложения, обязан:

• написать текст в объёме 250—300 слов (но не менее 150);

• передать содержание текста без существенных искажений, то есть фактологически достоверно, а также логично, избегая неоправданных повторов и нарушений последовательности.

Принцип, по которому будет ставиться «зачёт/незачёт» за итоговое изложение, более чем гуманен. Всего определено пять критериев оценивания, по каждому из которых ставится «зачёт» или «незачёт»:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Из этих пяти критериев оценивания два первых — ведущие. То есть если хотя бы по одному из них будет «незачёт», то и вся работа выпускника не засчитывается. При этом «зачёт» по критерию 1 «Содержание изложения» ставится за умение выпускника передать содержание исходного текста. «Незачёт» — если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. По критерию 2 «Логичность изложения» «зачёт» ставится за умение логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения. «Незачёт» — если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.

В случае положительного оценивания итоговой работы выпускника по первым двум критериям ему необходимо получить «зачёт» ещё хотя бы по одному из критериев 3—5.

Критерий 3 «Использование элементов стиля исходного текста» отражает умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы4 стиля исходного текста. «Незачёт» по этому критерию ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 4 «Качество письменной речи» отражает умение выпускника выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. Здесь «незачёт» ставится, если выпускник демонстрирует низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, которые существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 5 «Грамотность» отражает меру грамотности выпускника. «Незачёт» по этому критерию ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов)5.

Впервые, как видим, выпускнику даётся возможность акцентировать те свои способности, которые более адекватны природным задаткам и склонностям. Выпускники с хорошей памятью, информационно цепкие, но «безграмотные», и выпускники с пониженной информационной цепкостью, но «грамотные» имеют одинаковые шансы получить «зачёт» за итоговое изложение.

Те же учащиеся, которые склонны к свободному словесному творчеству, могут и хотят выражать собственное мнение, владеют навыками его аргументации, достаточно грамотны и начитанны, могут выбрать для итоговой работы форму сочинения.

Оценивание сочинения осуществляется по аналогичному принципу. Определены пять критериев оценивания, по каждому из которых ставится «зачёт» или «незачёт»:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Для получения оценки «зачёт» необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям 1 и 2 в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объём сочинение не менее 250 слов и написать работу самостоятельно.

5 При оценке грамотности учитывается специфика письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющаяся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.

4 Как правило, это лексические или синтаксические конструкции, передающие особенность авторской манеры повествования, либо отражающие специфику речи персонажей (героев, участников и др.) повествования.

Критерием 1 «Соответствие теме» оценивается способность выпускника рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия. «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерием 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» оценивается умение использовать тексты художественных произведений, дневники, мемуары и публицистику для построения рассуждения на предложенную тему и аргументации своей позиции. Подчёркивается, что выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

«Незачёт» здесь ставится только в случаях, когда:

• сочинение написано без привлечения литературного материала;

• выпускник существенно искажает содержание используемого произведения;

• используемое выпускником произведение упоминаются в работе формально, без содержательной связи с текстом сочинения и приводимыми в нём аргументами.

Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения» отражает умение выпускника логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Он должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при наличии грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного. Основанием «незачёта» может стать и отсутствие тезисно-доказательной части сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 4 «Качество письменной речи» отражает качество речевого оформления текста сочинения: разнообразие лексики, используемых грамматических конструкций, уместность употребления терминов, профессиональной лексики и др. «Незачёт» по данному критерию ставится, если речевые ошибки затрудняют понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Как и в случае изложения, выпускникам дана возможность продемонстрировать те свои способности, которые более адекватны природным задаткам и склонностям. В определённой мере, можно говорить, что начитанные, креативно мыслящие, но «безграмотные» выпускники имеют равные шансы с выпускниками, не обладающими речевым даром, но информированными и грамотными.

В целях реализации подходов Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки устанавливается отдельная — десятибалльная система оценивания итогового сочинения. Использоваться она может только для оценки итоговых сочинений при приёме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. Это даёт выпускнику возможность получить до десяти дополнительных баллов к единому государственному экзамену. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, представлены в приложении к Письму Ро-собрнадзора от 27.11. 2014 № 02-747 «О направлении уточнённой редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)». НО

Инструкция для написания итогового изложения

Из материалов приложений к Письму Рособрнадзора от 27.11.2014 № 02—747 «О направлении уточнённой редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)»

• Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём —

250-300 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

• Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.

• Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).

• Изложение пишите чётко и разборчиво.

Открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми разрабатывается закрытый перечень тем сочинений 2014/15 учебный год

Из материалов приложений к Письму Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки от 27.11.2014 № 02— 747 «О направлении уточнённой редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)»

Тематическое направление Комментарий

«Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют учащихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)

Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы)

Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.