Научная статья на тему 'Массовая литература в современной России: вызовы дигитальной эпохи'

Массовая литература в современной России: вызовы дигитальной эпохи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
799
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КУЛЬТ-ТОВАРЫ" / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕРИАЛ / ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / ТРАНСФИКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДИГИТАЛЬНОСТЬ / 'CULT-GOODS' / MASS LITERATURE / MODERN LITERARY PROCESS / SERIES / INTERMEDIALITY / TRANSFICTIONALITY / DIGITALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Даниленко Юлия Юрьевна, Крендель Александра Борисовна

Дается аналитический обзор статей сборника «Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой» (Санкт-Петербург, 2018); обозначаются основные идеи, формирующие проблемное поле исследований современной массовой литературы, получившие отражение в издании. Сборник вписывается в контекст российских исследований популярной культуры и представлен как результат реализации очередного этапа масштабного многолетнего проекта «Культ-товары», инициированного ведущими специалистами в области современной литературы: М. А. Черняк (Санкт-Петербург), М. П. Абашевой (Пермь), И. Л. Савкиной (Тампере), М. А. Литовской (Екатеринбург). Проект нацелен на междисциплинарные исследования масскульта в режиме реального времени: литературоведы собираются ежегодно для участия в научных конференциях, на которых поднимаются острые проблемы и фиксируются актуальные тенденции развития современного литературного процесса, формирующиеся под воздействием внелитературных факторов. Главная тенденция последнего времени тотальная цифровизация, влияющая на все сферы жизни современного человека, становится центральной темой рецензируемого сборника. Авторы статей более двадцати ведущих исследователей литературного процесса: М. А. Черняк, М. П. Абашева, В. В. Абашев, И. Л. Савкина, М. А. Литовская, Е. А. Ермолин, Г. Л. Тульчинский, Е. В. Козлов и другие изучают процессы воздействия новых медиатехнологий на современную словесность, механизмы трансформации состава литературы под воздействием цифровизации, качественное изменение понятия массовой культуры. Массовая литература теперь понимается как широко распространенная, востребованная, и исследование этого пласта словесности представляется ученым необходимым условием понимания смысловой картины мира современного человека. Анализ статей сборника позволяет выявить наиболее значимые тенденции современного литературного процесса: культурологический сдвиг от вербального кода к визуальному, перемещение литературы в пространство интернета и кино, трансформация культурных ролей «автор», «читатель», а также содержания понятий «литература», «текст», «массовая литература», «элитарная литература»; сдвиг жанровой эволюции романа в сторону сериала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS LITERATURE IN MODERN RUSSIA: CHALLENGES OF THE DIGITAL AGE

The paper presents an analytical review of the collection of scientific articles Cult-Goods: Mass Literature of Modern Russia between the Letter and the Digit (2018) and identifies the main ideas that form the problem field in researching modern mass literature. The collection is shown to be part of Russian studies of popular culture and presented as a result of the implementation of yet another stage of the large-scale multi-year project ‘Cult-Goods’, initiated by the leading experts in the field of modern literature (M. A. Chernyak (St. Petersburg), M. P. Abasheva (Perm), I. L. Savkina (Tampere), M. A. Litovskaya (Ekaterinburg)). The project is aimed at interdisciplinary research on mass culture in real time: a team of experts gathers annual scientific conferences, where researchers raise topical issues and identify current trends in the development of the modern literary process which are formed under the influence of extra-literary factors. The main trend of recent times is total digitization, affecting all spheres of a modern person’s life, and it constitutes the central theme of the reviewed collection. The team of authors includes more than twenty leading experts in the field of the modern literary process. M. A. Chernyak, M. P. Abasheva, V. V. Abashev, I. L. Savkina, M. A. Litovskaya, E. A. Ermolin, G. L. Tulchinsky, E. V. Kozlov and others study the way the new media technologies influence modern literature, the mechanisms of transformation of literature and its composition under the impact of digitalization, the qualitative change in the concept of mass culture. Nowadays, mass literature is understood as literature in demand. Therefore, the study of this stratum of culture appears to be a necessary condition for scientists to understand the semantic picture of the world of modern man. Analysis of the articles allows us to identify the most significant trends of the modern literary process: a cultural shift from the verbal code to the visual, the transfer of literature into the Internet and cinema space, the transformation of the cultural roles ‘author’, ‘reader’, as well as of the content of the concepts ‘literature’, ‘text’, ‘mass literature’, ‘elite literature’; a shift in the genre evolution of the novel towards the series.

Текст научной работы на тему «Массовая литература в современной России: вызовы дигитальной эпохи»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ

2019. Том 11. Выпуск 2

УДК 821.161.1"2000-е гг."

doi 10.17072/2073-6681-2019-2-86-93

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЫЗОВЫ ДИГИТАЛЬНОЙ ЭПОХИ

Юлия Юрьевна Даниленко

к. филол. н., доцент кафедры теории, истории литературы и методики преподавания литературы

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24. danilenko.juli@mail.ru SPIN-код: 4452-0922

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1705-211X ResearcherID: D-9674-2019

Александра Борисовна Крендель аспирант кафедры теории, истории литературы и методики преподавания литературы

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24. aleksandrakrendel@gmail.ru SPIN-код: 8323-0074

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1531-952X ResearcherID: D-5882-2019

Статья поступила в редакцию 11.03.2019

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Даниленко Ю. Ю., Крендель А. Б. Массовая литература в современной России: вызовы дигитальной эпохи // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, вып. 2. С. 86-93. doi 10.17072/2073-6681 -2019-2-86-93 Please cite this article in English as:

Danilenko Yu. Yu., Krendel A. B. Massovaya literatura v sovremennoy Rossii: vyzovy digital'noy epokhi [Mass Literature in Modern Russia: Challenges of the Digital Age]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2019, vol. 11, issue 2, pp. 86-93. doi 10.17072/2073-6681-2019-2-86-93 (In Russ.)_

Дается аналитический обзор статей сборника «Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой» (Санкт-Петербург, 2018); обозначаются основные идеи, формирующие проблемное поле исследований современной массовой литературы, получившие отражение в издании. Сборник вписывается в контекст российских исследований популярной культуры и представлен как результат реализации очередного этапа масштабного многолетнего проекта «Культ-товары», инициированного ведущими специалистами в области современной литературы: М. А. Черняк (Санкт-Петербург), М. П. Абашевой (Пермь), И. Л. Савкиной (Тампере), М. А. Литовской (Екатеринбург). Проект нацелен на междисциплинарные исследования масскульта в режиме реального времени: литературоведы собираются ежегодно для участия в научных конференциях, на которых поднимаются острые проблемы и фиксируются актуальные тенденции развития современного литературного процесса, формирующиеся под воздействием внелитературных факторов. Главная тенденция последнего времени - тотальная цифровизация, влияющая на все сферы жизни современного человека, - становится центральной темой рецензируемого сборника. Авторы статей - более двадцати ведущих исследователей литературного процесса: М. А. Черняк, М. П. Абашева, В. В. Абашев, И. Л. Савкина, М. А. Литовская, Е. А. Ермолин, Г. Л. Тульчинский, Е. В. Козлов и другие - изучают процессы воздействия новых медиатехнологий на современную словесность, механизмы трансформации состава литературы под воздействием цифровизации, качественное изменение понятия массовой культуры.

© Даниленко Ю. Ю., Крендель А. Б., 2019

Массовая литература теперь понимается как широко распространенная, востребованная, и исследование этого пласта словесности представляется ученым необходимым условием понимания смысловой картины мира современного человека. Анализ статей сборника позволяет выявить наиболее значимые тенденции современного литературного процесса: культурологический сдвиг от вербального кода к визуальному, перемещение литературы в пространство интернета и кино, трансформация культурных ролей «автор», «читатель», а также содержания понятий «литература», «текст», «массовая литература», «элитарная литература»; сдвиг жанровой эволюции романа в сторону сериала.

Ключевые слова: «Культ-товары»; массовая литература; современный литературный процесс; сериал; интермедиальность; трансфикциональность; дигитальность.

Массовая литература активно изучается во всем мире, однако в российском литературоведении эта традиция находится еще на стадии становления. Методология исследования массовой литературы вырабатывается на стыке гуманитарных наук, что неизбежно, поскольку сам предмет изучения, по определению Ю. М. Лот-мана, является «понятием социологическим» [Лотман 1993: 231]. Потому значимыми для выработки методологической базы исследований и для понимания процессов развития массовой литературы являются работы культурологов и социологов Б. Дубина [Дубин 2010], М. Берга [Берг 2000], Л. Гудкова, В. Страды [Гудков, Дубин, Страда 1998], которые рассматривают массовую литературу как социальный институт и продукт современной культуры. В последнее время в отечественном литературоведении наблюдается значительный интерес к массовой литературе, для ученых становится очевидной необходимость междисциплинарного изучения этого обширного пласта культуры. Проблемам изучения массовой литературы посвящаются крупные научные конференции, издаются учебники [Черняк, Черняк 2015] и монографии [Литовская, Савкина 2017], в которых вырабатывается понятийный аппарат и описывается логика развития российского масскульта. Значимую роль в становлении отечественной литературоведческой традиции изучения массовой литературы играют ученые, организаторы междисциплинарного научного проекта «Культ-товары».

Проект «Культ-товары» был инициирован более десяти лет назад ведущими специалистами в области изучения современного литературного процесса М. А. Черняк (Санкт-Петербург), М. П. Абашевой (Пермь), И. Л. Савкиной (Темпере, Финляндия), М. А. Литовской (Екатеринбург). За годы существования проекта было организовано пять международных конферен-ций1 и издано пять сборников научных трудов, в которых всякий раз ставилась задача выявления наиболее острых проблем современной массовой литературы, обозначения важных тенденций развития отечественной словесности. Ученые актуализировали также проблемы разработки новой методологии исследования меняющегося на гла-

зах предмета изучения - массовой литературы. Последняя, к тому же, тоже претерпела изменение статуса: от понимания ее как формульной, низкокачественной литературы до признания статуса массовой как широко распространенной, без снижающей маркировки. Потому обращение исследовательского интереса к такому значимому сегменту современной культуры, как массовая литература, представляется остроактуальным.

Сборник «Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой» 2018 г. издан по итогам очередной научной конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2017 г., организованной командой междисциплинарного проекта «Культ-товары», Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Российской национальной библиотекой и Российским книжным союзом.

Внимание авторов статей рецензируемого сборника сосредоточено на двух наиболее актуальных проблемах современной культуры: на росте сегмента массовой культуры (литературы, в частности) в современном мире и на тотальном влиянии на все сферы жизни цифровой революции, свидетелями которой мы являемся.

Анализ статей сборника позволяет выявить ключевые, на взгляд специалистов в этой области, проблемы современного состояния массовой литературы в условиях цифровизации, проследить динамику процессов ее порождения и потребления. В центре внимания исследователей -проблема культурологического сдвига, происходящего в настоящее время: от вербальной культуры к визуальной. Поэтому тематика статей сосредоточена главным образом на процессах трансформации традиционных культурных явлений под влиянием новых медиа. Под воздействием медиатехнологий появляются не только новые формы трансляции и носители текста, но и новые модификации самого литературного произведения, создаваемого часто не только на бумаге, но сразу и на различных медиаплатформах (интернет-игра, блог, фан-форум, экранизация). Как правило, они создаются при активном участии потребителя-читателя, который становится соавтором. Таковы проекты Д. Глуховского

«Метро-2033», С. Лукьяненко «Ночной Дозор», «Дневной дозор», тексты Б. Акунина «Квест», А. Иванова «Хребет России», «Тобол» и др. Под влиянием новых технологий изменяется само содержание понятий «литература», «текст», «автор», «читатель», «массовая литература», «элитарная литература» и т. д. Все эти явления требуют выработки новой методологической базы для исследования процессов трансформаций стремительно меняющейся литературы, особенно массовой, поскольку этот пласт культуры имеет наибольшее влияние на формирование картины мира современного человека.

Открывает сборник статья профессора РГПУ им. А. И. Герцена М. А. Черняк «Современная отечественная массовая литература как территория новых смыслов», в которой автор с позиции организатора конференции освещает все исследовательские направления и проблемные зоны, заявленные учеными во время работы и нашедшие отражение в сборнике статей: «Предметом обсуждения на конференции 2017 г. стали актуальные и требующие серьезного научного изучения острые проблемы: глобальное и национальное в современной массовой литературе; трансформация сообществ в цифровую эпоху и переопределение границ популярного и элитарного; массовая литература и другие формы массовой культуры и масс-медиа; сериал как жанр массовой литературы» [Черняк 2018б: 7]. М. А. Черняк подчеркивает значимость центральной темы конференции - взаимодействия «буквы и цифры», которое коснулось всех сфер литературного производства: изменились не только природа литературного текста, но и отношения писателя и читателя, практики чтения, взаимоотношения писателя и издателя, роль критики, а следовательно, должны вырабатываться новые методологии изучения всех этих процессов.

Статью профессоров В. В. Абашева и М. П. Абашевой «Поверх барьеров: трансфикци-ональность, интермедиальность, трансмедиаль-ность как стратегии современной культуры» можно рассматривать как диагностику современных процессов в массовой литературе. Говоря о методологии исследования, авторы соотносят парадигмальные сдвиги, происходящие в отечественной культуре под воздействием циф-ровизации, с аналогичными процессами в западной культуре. Они предлагают обзор подходов к новой интермедиальной литературе, осуществляемых сегодня исследовательскими группами в европейский университетах2.

Обращаясь к опыту изучения процессов влияния новых медиа на культуру современности в зарубежных исследованиях (к работам Г. Джен-кинса [Jenkins 2006], Оге А. Ханзен-Леве, [Хан-

зен-Леве 2016], М. Маклюэна [Маклюэна 2007]), ученые описывают важные механизмы, «работающие» в современной литературе под воздействием медиатехнологий. Логика развития этих процессов направлена от расширения приемов вербального искусства к интермедиальности: исследуются такие явления, как трансфикцио-нальность (развитие сюжетных линий прецедентного текста в новых произведениях), далее -изменения поэтики текста под влиянием визуальной культуры и, наконец, явление трансмеди-альности (существование текста на разных ме-диаплатформах: компьютерных и настольных играх, комиксах, сериалах и т. д.). Важным для понимания природы современной массовой культуры представляется понятие «трансфикци-ональность», описанное авторами статьи. Введенное Р. Сен-Жилем, оно объясняет многие процессы, происходящие в современной литературе. Исследователи отмечают, что «своей получившей известность книгой "Вымыслы перебежчики. Трансфикциональность и ее вызовы", изданной в 2011 г., Ришар Сен-Жиль как раз ответил на один из вызовов массовой культуры, на свойственную ей тягу к пересечению границ авторских произведений и свободной миграции персонажей, сюжетов, топосов» [Абашев, Аба-шева 2018: 24]. Понятие транфикциональности сегодня вытесняет понятие интертекстуальности, заключают авторы статьи, поскольку современными писателями движет не желание трансформации и деконструкции текста, а «наивное, но неизбывное и законное читательски-авторское любопытство и желание выйти за границы авторского текста: продлить полюбившийся вымысел, потребность узнать / дорассказать, что же будет дальше с Родионом Раскольниковым или что еще может произойти на острове сокровищ» [Абашев, Абашева 2018: 25]. В качестве примеров трансфикционального письма авторы статьи приводят тексты Б. Акунина «Алмазная колесница» (2002), где фигурирует герой И. Куприна «Штабс-капитан Рыбников», роман В. Шарова «Возвращение в Египет» (2015), героем которого является правнук Н. В. Гоголя, а также фильм К. Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» (2017)и др.

Использование новых интермедиальных стратегий, меняющих природу художественного текста, авторы статьи иллюстрируют примерами прозы Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2015), Алексея Иванова «Хребет России» (2010), «Тобол» (2017) - писателей, которые ориентируются на визуальный код, а именно кинематографический. Проекты «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Дозоры» Сергея Лукьяненко рассматриваются ими как примеры трансмеди-

ального сторителлинга, когда в тексте задействованы и кино, и музыка, и игры, и дополненная реальность.

Авторы других статей сборника сосредоточены на актуальных сферах и жанрах современной массовой культуры эпохи новых медиа. Судя по количеству работ о сериалах, именно сериал сегодня является ведущим жанром популярной культуры. Г. Л. Тульчинский в статье «Факторы сериальности в массовой культуре и литературе» рассматривает влияние сериалов на формирование смысловой картины мира современного социума. Сериалы, по мнению автора, обладают социальной значимостью, они способны изменять картину мира, создавать «более интенсивную реальность, превосходящую интенсив реальности» [Тульчинский 2018: 45].

Продолжает тему изучения авторитетной роли сериалов в процессе формирования и закрепления культурных норм в массовом сознании статья М. А. Литовской, в которой рассматриваются сериалы нулевых годов, переосмысляющие период советской «оттепели» - «Таинственная страсть» (2016), «Оптимисты» (2016), «Однажды в Ростове» (2012), «Фарца» (2015), «Оттепель» (2013). М. А. Литовская видит значимость кинотекстов, рассчитанных на массовую аудиторию, в трансляции новой ценностной шкалы относительно периода «оттепели», разрушающей его романтический ореол, расставляющей новые акценты в маркировании «положительных» и «отрицательных» героев и явлений. М. Литовская констатирует, что в нарративе современных сериалов «закрепляется новый стереотип изображения «оттепели». Сегодня вчерашние стиляги становятся главными героями эпохи. Чтобы превратить вчерашних злодеев в неотрицательных персонажей, необходимо поменять контекст отрицательного явления, сдвинув границы социально дозволенного и предложив новую концепцию «нормального», «естественного» существования человека. Границы нормы смещаются, и зрителю ее предлагают как новую норму» [Литовская 2018: 164].

Как новую норму доминирующего в культуре нарратива рассматривает сериал и Е. В. Козлов в статье «Нарратив сериала: между буквой и цифрой». Автор отмечает, что в культуре происходит радикальное изменение соотношения вербального и визуального. По мнению исследователя, сериал - это новая форма рассказывания, занимающая сознание и подсознание зрителя, активно использующая современные цифровые технологии и формирующая образы и смыслы. Поскольку сериалы по сути своей являются коммерческим продуктом, то важной особенностью становится незавершенность повествования (возмож-

ность бесконечно продолжать историю). Автор приходит также к выводу, что в настоящее время сам жанр сериала претерпевает изменения в сторону усложнения нарратива, перестает быть низким жанром, обретая все большую художественную значимость: «вероятно, массовая культура, культура развлечений, переживает новый этап своего развития и связан он с сериалами. Впрочем, остается вопрос: является ли это именно массовой культурой? Можно, действительно, замечать некоторую тенденцию к усложнению художественного продукта. Сериал усложняется и становится интересней, а значит, можно предположить, что и аудитория, к которой он обращен, становится интересней и сложнее» [Козлов 2018: 69].

Этот сдвиг аналитического фокуса к аудитории, читателю показателен для всех авторов сборника. Так, Е. А. Ермолин в статье «Популярный блог как мультиавторское комьюнити» размышляет об изменении роли автора и читателя в культурном поле, оценивает роль и функции писательских блогов и других площадок Интернета как аналог литературных салонов и клубов. Автор статьи описывает новые стратегии коммуникации писателя с читателем в Интернете, а также возможные опасности такого взаимодействия. Писатели заводят страницы в социальных сетях, активно общаются со своими читателями на платформах Facebook, ВКонтакте и других площадках, выстраивая индивидуальные стратегии интерактивной коммуникации: общение в форумах, тематических чатах, организация конкурсов, направленных на вовлечение читателей в процесс создания книги. Как правило, контент подобных комьюнити становится материалом для медиапроектов, таких как «РОМАН» Романа Лейбова, «Вселенная Метро 2033» и др. В результате активного взаимодействия писателя с читательским сообществом, по наблюдениям Е. А. Ермолина, «реализуется новый способ сборки произведения в режиме мультиавторско-го высказывания. Оно принимает формат вербального, а иногда и мультимедийного текста -поста или серии постов. Хозяин блога выступает его владельцем и модератором, но не обязательно даже ведущим автором; его роль представляет собой модификацию разных культурных ролей: хозяйки салона или организатора клубной жизни, ведущего ток-шоу, распорядителя в кафе» [Ермолин 2018: 78]. Эта тенденция, по мнению Е. Ермолина, свидетельствует об изменении функций читателя и автора и, как следствие, такой формат способствует появлению «мультиав-торства», новой формы производства текста, когда читатель становится соавтором. Однако Е. Ермолин видит в этом процессе опасность

неизбежного снижения качества литературы, зависимости автора от читательских ожиданий.

Новую категорию авторства, явленную в особой формуле массовой литературы, описывает И. Л. Савкина в статье «Быть знаменитым красиво: эготексты как феномен». Предметом изучения становятся автобиографические книги (эго-тексты) знаменитых, успешных людей, часто далеких от писательской деятельности, - певца Димы Билана, бизнесмена Олега Тинькова, фигуристки Ирины Родниной, писательниц Дарьи Донцовой и Екатерины Вильмонт. Медийные персоны современности сами пишут новую серию «Жизни замечательных людей», отвечая на запрос массовой аудитории. Проведя анализ автобиографических книг знаменитостей, И. Сав-кина приходит к выводу о терапевтическом эффекте этих текстов: «В анализируемых эго-текстах выстраивается имидж успешного человека, с которым читатель все же может самоотождествиться. Эти книги в определенной степени предлагают (массовому) читателю позитивный образец и оптимистическую идею возможного шанса для каждого» [Савкина 2018: 122]. Принципиальную новизну современных автобиографических текстов И. Савкина видит в авторской установке на коммуникацию и сближение с массовым читателем, что проявляется в утверждении авторами собственной «обыкновенности».

Изучению механизмов взаимодействия автора и читателя в современном культурном поле посвящены также статьи П. В. Шубиной «Фан-фикшн как технология самообразования», Ю. В. Булдаковой «Дискурс фандома и поведение читателя фан-фикшн», К. В. Беловой «Портрет читателя славянской фэнтези: к вопросу о динамике читательских предпочтений» и др.

Одной из важных тем, инициируемых авторами сборника, является тема жанровых трансформаций и гибридных форм вторичных текстов в массовой литературе. Профессор Е. В. Абрамов-ских в статье «Жанровые разновидности «вторичных текстов»: ремейки и продолжения» развивает размышления В. В. и М. П. Абашевых над природой трансфикциональных текстов. Исследователь отталкивается от идеи о том, что современная культура представляет собой гипертекстовую структуру: предшествующая информация дает возможность появиться последующей и т.д. Поэтому автор останавливается на жанровых разновидностях вторичных текстов. Анализируя особенности ремейков и продолжений, Е. В. Абрамовских констатирует, что оба жанра в основе своей имеют исходный вариант (пре-текст), но если ремейк опирается на пародию и работает с различными уровнями структуры исходного текста, то продолжение - дописывание -

представляет собой «заблокированный текст» (термин Е. В. Абрамовских) [Абрамовских 2018: 87], механизмы построения которого ограничены заложенными в претексте сюжетными ходами.

М. А. Черняк в статье «Новые тексты и новые кинотексты: случай Анны Карениной» продолжает тему сериальности и ремейков, рассматривая феномен игры современного масскульта с классической литературой. М. А. Черняк показывает, как роман «Анна Каренина» претерпевает перекодировку в современной культуре и порождает различные проекты: фанфики, чтение романа в рамках «Каренина. Живое издание», роман-сиквел А. К. Золотько «Анна Каренина-2» и другие и приходит к выводу, что «в основании каждой культурной эпохи лежит свой порождающий механизм. Разнообразные примеры приватизации толстовского романа - это своеобразные литературные оксюмороны, по-своему воссоздающие матрицу современности» [Черняк 2018а: 153].

Процессы трансформации традиционных жанров массовой литературы рассматриваются в статьях Л. С. Кисловой, М. А. Ветошкиной «Траве-лог как жанр массовой литературы», Д. К. Ра-винского «Chick lit вместо традиционного любовного романа?», М. Г. Пономаревой «Современный исторический детектив в издательской политике "Эксмо"».

В целом, сборник освещает основные направления развития современной отечественной словесности, предлагаемое разнообразие подходов к анализу массовой литературы, безусловно, будет полезно исследователям-гуманитариям, а также широкому кругу читателей в качестве навигатора по актуальным тенденциям современной массовой литературы. Важно отметить также, что сборник снабжен глоссарием, разработанным авторами статей, включающим такие понятия, как «абсорбционные книги», «демотиватор», «интермедиальность», «транфикциональность», «трансмедиальность», «цифровая революция», «фан-фикшн», «Young adult-литература» и мн. др. Такой глоссарий необходим для выработки новой методологической базы исследования актуальных явлений в современной литературе.

В сборник включены также интервью с писателями, авторами массовой литературы. А. Ма-ринина, М. Метлицкая, А. Берсенева, А. Чиж, Е. Колина, Р. Арбитман отвечают на вопросы о процессе создания формульной литературы, о влиянии критики на механизмы продвижения текста в литературном поле, о политике издательств, о роли института литературных премий и т. д. Этот инсайдерский взгляд на ситуацию массовой литературы с позиции производства представляет особый интерес для изучения.

Примечания

1 «Культ-товары - феномен массовой литературы в современной России» (Санкт-Петербург, 2008), «Культ-товары - XXI: ревизия ценностей (Масскультура и ее потребители)» (Екатеринбург, 2012), «Топография популярной культуры» (Тампере, Финляндия, 2013), «Патриотизм, гражданственность, национализм: политические концепты в современной массовой культуре» (Пермь, 2015), «Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой» (Санкт-Петербург, 2017).

2 Международное общество интермедиальных исследований» (ISIS) в университете Линнеус (Швеция), центр при Ягеллонском университете в Кракове (Польша). В России же исследования в этой области только начинаются, среди научных центров авторы отмечают университет «Высшая школа экономики» (Москва), в котором процессы трансмедийных трансформаций в культуре изучаются такими исследователями, как Р. Гам-баратто, Е. Г. Лапина-Кратасюк, О. В. Мороз [Гамбарато, Лапина-Кратасюк, Мороз 2017].

Список литературы

Абашев В. В., Абашева М. П. Поверх барьеров: трансфикциональность, интермедиальность, трансмедиальность как стратегии современной культуры // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 19-37.

Абрамовских Е. В. Жанровые разновидности «вторичных текстов»: ремейки и продолжения // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С.84-96.

Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.: Новое лит. обозрение, 2000. 352 с.

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ; Ин-т европейских культур, 1998. 80 с.

Дубин Б. В. Массовая словесность, национальная культура и формирование литературы как социального института // Классика, после и рядом. М.: Новое лит. обозрение, 2010. С. 76-83.

Гамбарато Р., Лапина-Кратасюк Е. Г., Мороз О. В. Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив // Шаги / Steps: Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований. 2017. Т. 3, № 2. С. 20-46.

Ермолин Е. А. Популярный блог как муль-тиавторское комьюнити // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 70-83.

Козлов Е. В. Нарратив сериала: между буквой и цифрой // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 63-69.

Литовская М. А. Капитализация «плесени»: незамеченные герои романтической эпохи // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С.155-165.

Литовская М. А., Савкина И. Л. Читать нельзя изучать: Книга о массовой литературе для учителей и учеников. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 150 с.

Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: Александра, 1993. Т. III. С. 380-388.

Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 464 с.

Савкина И. Л. Быть знаменитым красиво: эго-тексты как феномен // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 110-123.

Тульчинский Г. Л. Факторы сериальности в массовой культуре и литературе // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 38-50.

Ханзен-Леве Оге А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.

Черняк М. А. Новые тексты и новые кинотексты: случай Анны Карениной // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018а. С. 137-154.

Черняк М. А. Современная отечественная массовая литература как территория новых смыслов // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018б. С. 5-18.

Черняк В. Д., Черняк М. А. Массовая литература в понятиях и терминах: учеб. словарь-справочник. М.: Флинта; Наука, 2015. 193 с.

Jenkins H. Convergence Culture. Where Old and New Media Collide. N. Y. & L.: New York University Press, 2006. 308 p.

References

Abashev V. V., Abasheva M. P. Poverkh bar'erov: transfiktsional'nost', intermedial'nost', transmedial'-nost' kak strategii sovremennoy kul'tury [Over the barriers: transfictionality, intermediality, transmedi-

ality as a strategy of modern culture]. Kul't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 19-37. (In Russ.)

Abramovskikh E. V. Zanrovye raznovidnosti «vtorichnykh tekstov»: remeyki i prodolzheniya [Genre variations of 'secondary texts': remakes and continuations]. Kul't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 84-96. (In Russ.)

Berg M. Literaturokratiya. Problema prisvoeniya i pereraspredeleniya vlasti v literature [Literaryocra-cy. The problem of appropriation and redistribution of power in literature]. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2000. 352 p. (In Russ.)

Gudkov L., Dubin B., Strada V. Literatura i ob-shchestvo: vvedenie v sotsiologiyu literatury [Literature and Society: Introduction to the Sociology of Literature]. Moscow, Russian State University for the Humanities; Higher School of European Cultures Press, 1998. 80 p. (In Russ.)

Dubin B. V. Massovaya slovesnost', natsional'-naya kul'tura i formirovanie literatury kak sotsi-al'nogo instituta [Mass literature, national culture and the formation of literature as a social institution]. Klassika, posle i ryadom [Classic, after and next]. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2010, pp. 76-83. (In Russ.)

Gambarato R., Lapina-Kratasyuk E. G., Mo-roz O. V. Panorama rossiyskikh transmedia: opyt kartirovaniya mul'tiplatformennykh initsiativ [Panorama of the Russian transmedia: The experience of mapping multi-platform initiatives]. Shagi / Steps: Zhurnal shkoly aktual'nykh gumanitarnykh issledo-vaniy [Shagi / Steps: The Journal of the School of Advanced Studies in the Humanities], 2017, vol. 3, issue 2. pp. 20-46. (In Russ.)

Ermolin E. A. Populyarnyy blog kak mul'tiavtor-skoe kom'yuniti [Popular blog as a multi-author community]. Kul 't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 70-83. (In Russ.)

Kozlov E. V. Narrativ seriala: mezhdu bukvoy i tsifroy [Series narrative: between the letter and the digit]. Kul 't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern

Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 63-69. (In Russ.)

Litovskaya M. A. Kapitalizatsiya «pleseni»: ne-zamechennye geroi romanticheskoy epokhi ['Mold' capitalization: the unsung heroes of the romantic era]. Kul't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 155-165. (In Russ.)

Litovskaya M. A., Savkina I. L. Chitat' nel'zya izuchat': Kniga o massovoy literature dlya uchiteley i uchenikov [To read cannot be studied: A book on the mass literature for teachers and students]. Moscow, Ekaterinburg, Kabinetnyy Uchenyy Publ., 2017. 150 p. (In Russ.)

Lotman Yu. M. Massovaya literatura kak istori-ko-kul'turnaya problema [Mass literature as a historical and cultural problem]. Izbrannye stat'i v trekh tomakh [Selected articles in three volumes]. Tallinn, Alexandra Publ., 1993, vol. 3, pp. 380-388. (In Russ.)

McLuhan M. Ponimanie Media: vneshnie ras-shireniya cheloveka [Understanding Media: The extensions of man]. Moscow, Giperborea Publ., Kuchkovo Pole Publ., 2007. 464 p. (In Russ.)

Savkina I. L. Byt' znamenitym krasivo: egoteksty kak fenomen [Being famous is beautiful: egotexts as a phenomenon]. Kul't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 110-123. (In Russ.)

Tul'chinskiy G. L. Faktory serial'nosti v massovoy kul'ture i literature [Seriality factors in popular culture and literature]. Kul 't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018, pp. 38-50. (In Russ.)

Hanzen-Leve Oge A. Intermedial'nost' v russkoy kul'ture. Ot simvolizma k avangardu [Intermediality In Russian culture. From symbolism to avant-garde]. Moscow, Russian State University for the Humanities, 2016. 450 p. (In Russ.)

Chernyak M. A. Novye teksty i novye kino-teksty: sluchay Anny Kareninoy [New texts and new film texts: the case of Anna Karenina]. Kul't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia be-

tween the letter and the digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018a, pp. 137-154. (In Russ.)

Chernyak M. A. Sovremennaya otechestvennaya massovaya literatura kak territoriya novykh smyslov [Modern Russian mass literature as a territory of new meanings]. Kul't-tovary: massovaya literatura sovremennoy Rossii mezhdu bukvoy i tsifroy: sbornik nauchnykh statey [Cult-goods: mass literature of modern Russia between the letter and the

digit: Collection of scientific articles]. St. Petersburg, The Herzen State Pedagogical University of Russia Press, 2018b, pp. 5-18. (In Russ.)

Chernyak V. D., Chernyak M. A. Massovaya literatura v ponyatiyakh i terminakh: uchebnyy slovar '-spravochnik [Mass literature in concepts and terms: educational reference dictionary]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2015. 193 p. (In Russ.)

Jenkins H. Convergence Culture. Where Old and New Media Collide. NY & London, New York University Press, 2006. 308 p. (In Eng.)

MASS LITERATURE IN MODERN RUSSIA: CHALLENGES OF THE DIGITAL AGE

Yuliya Yu. Danilenko

Associate Professor in the Department of Theory, History of Literature and Methods of Teaching Literature Perm State Humanitarian-Pedagogical University

24, Sibirskaya st., Perm, 614990, Russian Federation. danilenko.juli@mail.ru

SPIN-code: 4452-0922

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1705-211X ResearcherlD: D-9674-2019

Alexandra B. Krendel

Postgraduate Student in the Department of Theory, History of Literature and Methods of Teaching Literature Perm State Humanitarian-Pedagogical University

24, Sibirskaya st., Perm, 614990, Russian Federation. aleksandrakrendel@gmail.ru SPIN-code: 8323-0074

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1531-952X ResearcherlD: D-5882-2019

Submitted 11.03.2019

The paper presents an analytical review of the collection of scientific articles Cult-Goods: Mass Literature of Modern Russia between the Letter and the Digit (2018) and identifies the main ideas that form the problem field in researching modern mass literature. The collection is shown to be part of Russian studies of popular culture and presented as a result of the implementation of yet another stage of the large-scale multi-year project 'Cult-Goods', initiated by the leading experts in the field of modern literature (M. A. Chernyak (St. Petersburg), M. P. Abasheva (Perm), I. L. Savkina (Tampere), M. A. Litovskaya (Ekaterinburg)). The project is aimed at interdisciplinary research on mass culture in real time: a team of experts gathers annual scientific conferences, where researchers raise topical issues and identify current trends in the development of the modern literary process which are formed under the influence of extra-literary factors. The main trend of recent times is total digitization, affecting all spheres of a modern person's life, and it constitutes the central theme of the reviewed collection. The team of authors includes more than twenty leading experts in the field of the modern literary process. M. A. Chernyak, M. P. Abasheva, V. V. Abashev, I. L. Savkina, M. A. Litovskaya, E. A. Ermolin, G. L. Tulchinsky, E. V. Kozlov and others study the way the new media technologies influence modern literature, the mechanisms of transformation of literature and its composition under the impact of digitalization, the qualitative change in the concept of mass culture. Nowadays, mass literature is understood as literature in demand. Therefore, the study of this stratum of culture appears to be a necessary condition for scientists to understand the semantic picture of the world of modern man. Analysis of the articles allows us to identify the most significant trends of the modern literary process: a cultural shift from the verbal code to the visual, the transfer of literature into the Internet and cinema space, the transformation of the cultural roles 'author', 'reader', as well as of the content of the concepts 'literature', 'text', 'mass literature', 'elite literature'; a shift in the genre evolution of the novel towards the series.

Key words: 'cult-goods'; mass literature; modern literary process; series; intermediality; transfic-tionality; digitality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.