Научная статья на тему 'МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ'

МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FASCINATION / MASS SPECTACLES / CELEBRATION / COMMUNICATION / ФАСЦИНАЦИЯ / МАССОВЫЕ ЗРЕЛИЩА / ПРАЗДНИК / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шорохова С.П.

В статье кратко анализируется феномен массовой фасциации, средства и способы ее реализации в человеческом обществе, а также показано, что фасцинация наряду с информацией составляет основу коммуникативных процессов обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS FASCINATION AS A CULTURAL PHENOMENON

The article briefly analyzes the phenomenon of mass fascination, means and methods of its implementation in human society, and shows that fascination along with information is the basis of communication processes in society.

Текст научной работы на тему «МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ»

v-rossii-v-2018-godu (Дата обращения 24.11.2019).

9. Фуко М. «Воля к знанию. История сексуальности. Том первый». — М.: Касталь, 1996. — 448 с.

10. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. — M.: Ad Marginem, 1999. — 480 с.

11. Фуко М. Нужно защищать общество. — М.: Наука, 2005. — 312 с.

12. Щербакова Е. Россия: предварительные демографические итоги 2018 года [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. — 2019. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0801/ barom03.php (Дата обращения 24.11.2019).

13. Rivkin-Fish M. Pronatalism, Gender Politics, and the Renewal of Family Support in Russia: Toward a Feminist Anthropology of «Maternity Capital» // Slavic Review. 2010. 69 (3). P. 722

УДК 175

СЛ. Шорохова,

кандидат философских наук, доцент декан факультета международных отношений и геополитики, зав. кафедрой политических процессов и пропаганды

НАНО ВО «ИМЦ», Москва

МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

S.P. Shorokhova,

PhD in Philosophy, associate Professor head of the Department of political processes, technologies and propaganda,

«IWC», Moscow E-mail: orator3@yandex.ru

MASS FASCINATION AS A CULTURAL PHENOMENON

Аннотация. В статье кратко анализируется феномен массовой фасциации, средства и способы ее реализации в человеческом обществе, а также показано, что фасцинация наряду с информацией составляет основу коммуникативных процессов обществе.

Ключевые слова: фасцинация, массовые зрелища, праздник, коммуникация.

Abstract. The article briefly analyzes the phenomenon of mass fascination, means and methods of its implementation in human society, and shows that fascination along with information is the basis of communication processes in society.

Key words: Fascination, mass spectacles, celebration, communication.

Массовую фасцинацию можно определить как аффектированное воздействие сигнала-Образа, вызывающее очарование (восхищение, благоговение, восторг, экстаз) или испуг-страх (вплоть до панического ужаса) одновременно у большой группы людей. Фейерверки и салюты бессмысленно смотреть в одиночку — теряется смысл ликования вместе со всеми. Примерами массового фасцинаторного действия сигнала-Образа и фасцинатор-ной аффектированной реакции могут служить праздничные парады и торжества, театральные, игровые, ритуальные, национально-праздничные массовые зрелища, шоу-концерты, карнавалы. Массовые эмо-

ции всегда фасцинативны, доминантны и глубоки, так как к их механизмам подключается эмоциональный резонанс и заражение.

Массовая фасцинация может воздействовать на некое множество людей, как объединенных местом и действием (зрители на стадионе, в театре и кинозале, участники массового стихийного митинга или массового организованного шествия), так и разобщенных в пространстве, если у них есть сознание одномоментности восприятия некоторого чарующего или шокирующего воздействия (трансляции по телевидению или радио). При трансляции шоу на телевидении для фиксации эффекта массово-

А во-вторых, в Афинах, где ведут споры философы, где знаменитые художни-

сти служит группа зрителеи в помещении, откуда ведется трансляция.

В человеческом сообществе массовая фасцинация служит функциональным механизмом родового единения и группо-воИ защиты и пронизывает собоИ любые процессы социальнои идентификации. Идентификация с группоИ всегда проходит через массовую фасцинацию коллективного ритуала, зомбирования речевыми и ударными нагнетающими ритмами, ритмическими коллективными движениями, доводящими психику участников до изнеможения и транса, болевыми общими истязаниями и унижениями и такими же, но контрастными ободрениями и т.д., что создает невыразимое состояние экстатического единства с группоИ [4-6].

Эффективно использовали это своИ-ство массовоИ фасцинации устроители массовых шествиИ, парадов и зрелищных партиИных собраниИ фашисты Италии и Германии. Так проходили и празднества-триумфы в древнем Риме. Пространство массовоИ фасцинации — это: холмы, стадионы, площади, форумы, радио- и телеэфир, само небо (когда его используют как фон для цветосветовых эффектов) — это социально организованное пространство. Замечательно организованные пространства для массового общения и массовоИ фас-цинации изобрели древние греки и римляне (древнегреческиИ театр и римскиИ КолизеИ). Греки изобрели театр и амфитеатр — то пространство-место, которое с тех пор стало типичным местом массового общения и массовоИ фасцинации человечества. Древняя функция театра и массового фасцинативного общения посредством театра — собрать людеИ вместе, чтобы сделать зрителями общего для всех театрального представления и предлагаемого драматургами смысла. Праздников у афинян было много, более 200 в году, и обходились они недешево. Перикла, которыИ увеличил число праздников, противники обвиняли в том, что он таким способом покупает симпатии демоса. Но он прекрасно понимал, что пышные торжества — это тоже политика.

Во-первых, престиж. Пусть все приезжающие в Афины убеждаются в том, сколь богата и сильна афинская держава.

ки, скульпторы, архитекторы создают произведения, отмеченные высочаИшим вкусом, где на каждом шагу люди соприкасаются с прекрасным, где даже самыИ бедныИ ремесленник знает грамоту, — народ достоин зрелищ, которые устраиваются для него. Он умеет отдыхать и веселиться, охотно участвует в процессиях во время празднеств и искренне переживает во время представлениИ.

Перикл предложил учредить особую театральную кассу — феорикон. Все желающие (прежде всего малосостоятельные афиняне) могли получать из нее во время праздников по два обола ежедневно — специально для посещения спектаклеИ. Театральные дни были событием, которого ждали целыИ год. Театр позволял вырваться из повседневности, окунуться в торжественную, праздничную атмосферу. Он вызывал слезы и улыбки, задавал вопросы, заставлял размышлять, давать оценки. Мифологические сюжеты не мешали драматургам говорить о том, что волновало современников. Комедия же носила в ту эпоху откровенно политическиИ характер. Она высмеивала конкретных деятелеИ, критиковала различные стороны государ-ственноИ жизни. Она не щадила никого, даже сам демос, изображая его немощным старцем, падким на лесть, легко становящимся игрушкоИ в руках демагогов (именно она окончательно скомпрометировала это слово, сделав его синонимом развязного болтуна, обманщика и корыстолюбца, заигрывающего с народом). Доставалось и Периклу. Поэт Кратин выводил его в своих комедиях, называя его «сыном Зевса и Смуты» [1]. Он издевался над сооружением им Длинных стен. Насмешки вызвало и предпринятое по инициативе Перикла строительство Одеона — специального здания для соревнованиИ певцов и танцоров. ДревнегреческиИ театр был тоИ формоИ массовоИ фасцинации, которая захватывала сразу и художественно-эстетические, и политические, и социализаторские чувства. Добавим к нему еще одно изобретение греков — ОлимпиИские игры, ставшие в современном мире общечеловеческим зрелищем.

Другим местом для массовой фасци-нации, изобретенным в древности, был Колизей. В отличие от греческого театра, Колизей был специализирован именно на массовых зрелищах, к которым древние римляне имели буквально наркотическое пристрастие.

Одно только перечисление того, что показывали народу в Колизее, кроме известных всему образованному миру гладиаторских схваток, может привести в изумление и содрогание. Тут и морские сражения, и схватки с хищными животными, и растерзание львами и тиграми преступников, от чего зрители были в восторге и неистово аплодировали. Колизей мог вместить до 70 тыс. зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Можно сказать, что Колизей явился символом социально-управленческой философии зрелищ, которая преобладает и до сегодняшнего дня. Зрелища, дарящие массе людей экстремальные ощущения, — лучшее и эффективнейшее средство вытесняющей фасцинации, позволяющей отвлечь человека от праздных размышлений и не очень праздных намерений. Возможно поэтому зрелища, наряду с перманентными войнами, советовал государю Макиавелли.

В современном мире своеобразным Колизеем служит телевидение. Телевидение с точки зрения подачи зрелищ массам — это, по сути, виртуально растиражированный Колизей, Колизей, растянутый до размеров земного шара. То, что могли видеть в древние века воочию 70 тыс. лиц, разместившихся на ярусах Колизея, теперь могут видеть на телевизионном экране миллионы и миллиарды при ясном сознании, что смотрят все вместе (и перезваниваться по телефону, чтобы убедиться, что и другие видели то, что видел ты). Подобное массовое «смотрение» посредством ТВ достигло вселенского масштаба: олимпийские состязания или матчи чемпионатов по хоккею и футболу, бои боксеров и «без правил» смотрят теперь сотни миллионов и миллиарды. Более того, в этот просмотр как зрелища включены с недавнего времени уже и военные действия. Следует отметить, что значительная часть массовой коммуникация в современном обществе

пронизана массовым фасцинирующим цинизмом.

Массовая фасцинация есть самое эффективное средство реализации врожденного человеку стремления быть в обществе других людей, потребности в создании эмоционально значимых отношений с другими. Общая радость и общая печаль необходимы человеку в первую очередь для сцепления в общность и подкрепления принадлежности к этой родной общности. Зрелище увеличивает силы и вдохновляет, нацеливает в одну точку индивидуальные энергии и создает общее настроение [2]. Таким образом, сказать, что фасцинация зрелища является мощным управляющим феноменом, заложенным в эволюцию общества с самого его зарождения. Жизненная необходимость единения функционально обеспечивалась массовой фасцинацией, и в первую очередь в массово-ритуальных зрелищных, театрализованных, игровых, ритмических, музыкальных и иных формах.

Основополагающей формой массового общения, невозможной без массовой фасцинации, и по сути, представляющей собой ее реализацию, является праздник. Праздник — это всеобщая радость и изгнание скуки бытия. Праздник — неотъемлемая составляющая человеческого группового взаимодействия со времен появления homo sapiens. Можно сказать, что человек отличается от животных тем, что он выдумал праздники как способ оптимизации единства и стал празднующим существом, скучающим без праздника. Праздник можно рассматривать как сложную, сце-нарно и театрально организованную игру. Праздники включали в себя и специально изобретенные игры, которые могли даже затем вычленяться из праздника и становиться самобытным ритуалом или мини-праздником. К таким отдельным игровым включениям и праздникам-играм можно отнести русские кулачные бои, просуществовавшие в некоторых регионах России до середины XX в. и корриду San Fermin в испанском городе Памплона.

Русские кулачные праздники устраивались на Масленицу, на Святки, на Илью Пророка и были поистине всенародно любимы. Попытки милиции разогнать деру-

щихся, уже в начале 20-х годов XX века ни к чему и не привели. По окончании боев многие из гостей разъезжались по домам с поломанными ребрами, с выбитыми и подбитыми глазами, оглушенными на одно или оба уха от разрыва барабанных перепонок. Но чем больше таких искалеченных людей давал бой, тем больше он возбуждал разговоров, тем больше любителей привлекал, а если в результате боя бывало даже одно или два убийства, это особенно укрепляло славу кулачных боев.

Праздник San Fermin у испанцев каждый год проходит с 6 по 14 июля в испанском городе Памплона. Коррида выходит с закрытых арен прямо на улицы города. В 8 утра по сигналу открываются двери загонов, и обезумевшие от внезапной свободы быки бросаются по городским улицам в направлении стадиона. А перед быками несутся люди. Традиция проведения гонок с быками берет свое начало в 1591 г. В то время состязание носило практический характер — быков просто загоняли на арену корриды. Сейчас же это экстремальный спорт, забава, тест на смелость. Сами испанцы San Fermin рассматривают еще и как праздник посвящения юноши в мужчину, не случайно основные участники — юноши. «Именно в тот момент, когда испанец бежит впереди быка, проявляя смелость и отвагу, он побеждает в себе труса, становится мужчиной» — говорят памплонцы. При этом единственное «оружие», которое позволено бегущим, — это свернутая газета.

И смельчаки находятся. На старых фотографиях, где запечатлена коррида времен Хемингуэя, можно видеть приблизительно сотню бегунов. Сейчас по тем же улицам за те же 2-3 минуты гонки бегут уже по 15 тыс. смельчаков. Большая часть из них — туристы. Рекордным по количеству жертв стал 1924 г., когда быки растерзали 13 и ранили 200 человек. И, что удивительно, большая часть тех, кто был ранен в этой сумасшедшей гонке, приезжают на San Fermin снова [3]. Такого рода экстремальные праздничные игры существуют у всех народов планеты.

Массовая фасцинация — лучший способ управления массами посредством формирования наркотически блаженного

состояния психики, массового удовлетворенного настроения, каким бывает настроение болельщиков после успешного для их команды футбольного матча или после массовых гуляниИ с пивом, салютами и феИерверками.

Массовая фасцинация невозможна без экстремальности сигналов-Образов (зрелищ) и аффектов. Зрелище — то, что опирается на зрение и без зрения невозможно. Человеческая цивилизация — это зрелищная цивилизация. Зрелище, объединяя некое множество людеИ срежиссирован-ноИ и срепетированноИ картиноИ, поднимает участников до смысла этоИ картины. В этом великое социальное значение ритуала как формы массового активного зрели-ща-деИствия и заложенноИ в нем фасцина-ции символов и смысла [4-6]. Но зрелище, создавая эффект единства, с таким же успехом может и опускать его участников до уровня разъяренноИ толпы, котороИ режиссер задал доминантную эмоцию и направление разрушительного деИствия.

К сожалению, общепризнанными феноменами современного социального бытия стали тотальная угнетенность и скука. Фасцинация в этом контексте представляет собоИ своеобразныИ коммуникативно-эмоциональныИ стимулятор, способныИ приводить миллионы людеИ в состояние возбужденно-агрессивного психоза. Известно психотическое влияние на психику молодых людеИ так называемого тяжелого рока и других разновидностеИ музыкаль-ноИ поп-культуры [4-6].

Эмоциональная приподнятость и возбужденность являются, вообще говоря, потребностью психики и общения. В этом смысле праздничные и эстрадные формы массовоИ фасцинации необходимы человеку и полезны для его полноценноИ эмоци-ональноИ жизни. Иначе не существовали бы тысячи лет праздники, театр во всех его формах, массовые фасцинативные зрелища от феИерверков до кулачных потешных боев. Но совсем другое дело, когда потребление фасцинации переходит на уровень нагнетания остроты ощущениИ и безумия стадности, часто подстегиваемоИ еще и химическими наркотиками. Тут начинается уже опасное наркотическое заражение искусственно нагнетаемыми шоковыми

эмоциями, пребывание в которых разрушительно и для психики, и для соматики.

Подобная потребительская ориентация на экстремальность, подстегиваемая и культивируемая индустрией досуга, приводит молодежную психику в состояние перманентного праздника и безделья, сопровождаемого разного рода девиантностью. А это для будущего человеческой цивилизации путь в никуда, а, быть может, точнее — в массовое психотическое состояние и самоуничтожение (через вырождение, уход в нетрудовые формы бытия и увеличение количества суицидности и тяжелых неврозов с потерей смысла жизни и тягой к некрофилии). Субфасцинативная массовая коммуникация становится всемирной, распространяется быстро и тотально мощнейшими средствами массовой фасцинации (телешоу, эстрадная и экстрим-индустрия, всемирные конкурсы, зомбирование эротизированной рекламой), каких раньше у человечества не было, и дополняется столь же тотальным нашествием химических наркотиков с сопровождением СПИДа и прочих истребительных недугов. Фасци-нация высокого искусства и прелестных этнических празднеств, которые веками сплачивали человеческие сообщества, катастрофически сужает свое пространство, уступая место массовой поп- и субкультуре экстремально-вульгарного и симуля-тивно-эротизированного содержания. Нечто подобное уже начинает происходить с пугающим возрастанием в современном мире. Фасцинация массовых зрелищ и фейерверков в соединении с пищевкусовой

фасцинацией пивного пристрастия может стать техникой массового зомбирования и превращения человечества в «охлос».

Мечта почти каждого школьника — стать коммуникабельным, не быть выключенным из коммуникации, попасть в кадр, стать субъектом публичного обсуждения и восторга в подростковых «тусовках», даже если для этого надо «взорвать школу». Это прямой результат наркотического воздействия на молодую неокрепшую психику мощно-чарующей массовой фасцинации.

Список литературы

1. Арский Ф. Перикл. — М., 2004.

2. Соковнин В. Фасцинология. Пролегомены к науке о чарующей, доминантной и устрашающей коммуникации животных и человека. — Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2005.

3. Сан Фермин 2009: первая смерть. — Электронный ресурс: режим доступа — http://meta. kz//307902-san-fermin-2009-pervaja-smert. html.

4. Мазур Е.Ю. К анализу психологических подходов в исследовании идентичности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2010. — № 5. — С. 146-151.

5. Мазур Е.Ю. К вопросу о понимании идентичности в психологии // Проблемы высшего образования. Материалы международной научно-методической конференции. — 2010. — С. 185-188.

6. Мазур Е.Ю. Идентичность: сознание, самосознание, образ я // Статья в открытом архиве № ФС77 — 37668 23.06.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.