128 Высшее образование в России • № 11, 2007
Литература
1. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.
2. Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - №2.
3. БодрийярЖ. Система вещей. - М., 1999.
4. Бауман 3. Свобода. - М., 2006.
Г. КАРТАШОВ, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова
Смягчение миграционного законодательства в последнее десятилетие ХХ в. предоставило российской молодежи возможность получать высшее образование и ученые степени в западных университетах. Каковы масштабы миграции российских студентов за рубеж, каков «портрет» уезжающего студента, каковы цели уезжающих студентов, по каким специальностям обучения уезжают учиться российские студенты за рубеж и т.д. - эти вопросы становятся сегодня значимым предметом размышлений отечественных социологов. Нельзя также недооценивать проблему «утечки мозгов». Невозвращение молодых людей после окончания учебы ведет к потере Россией части ее интеллектуального потенциала. Если же, окончив учебу, они возвращаются домой во всеоружии новых знаний, то это играет только положительную роль. Поэтому представляет интерес выяснить, как ориентированы уехавшие за рубеж студенты.
Особенную актуальность анализ масштабов академической мобильности российских студентов приобретает в связи с Бо-лонским процессом, основные принципы которого должны начать действовать с 2010 г. Это существенно увеличит шансы студентов из стран-участниц учиться за рубежом.
Знакомство с литературой по теме заставляет признать недостаток профессиональных исследований в области изучения миграционного поведения наших студентов. Сколько россиян обучается в западных
Масштабы миграции российских студентов
вузах? Ввиду отсутствия, по объективным причинам, достоверной отечественной статистики ориентирами могут служить данные ЮНЕСКО об иностранных студентах в странах-реципиентах.
В середине 1990-х гг. совокупная численность студентов-россиян, обучавшихся в зарубежных вузах, составляла на начало учебного года примерно 13 тыс. человек. Подавляющее большинство - в четырех странах: США, Германии, Франции, Великобритании. Безусловным лидером в этом плане являются США, которые в середине прошлого десятилетия аккумулировали по меньшей мере до 40% наших студентов [1]. В начале нового века, по разным оценкам, численность российских студентов в зарубежных университетах составляла от 26 тыс. до 50 тыс. человек [2].
В 2006 г. в мире насчитывалось около 2,5 млн. студентов, обучающихся за рубежом. Странами-лидерами здесь являются Китай - 395 тыс., Индия - 139 тыс., Южная Корея - 97 тыс., Япония - 65 тыс., Германия - 63 тыс. и Франция - 52 тыс. На долю этих шести стран приходится треть всех студентов, отправленных за рубеж. Россия находится на 15-мместе среди стран мира, уступая США (46 тыс.) и Канаде (42 тыс.). Россия - самый большой «экспортер» студентов из стран СНГ (39 тыс.); следующими после нее идут Казахстан (29 тыс.) и Украина (27 тыс.). Великобритания занимает скромное 21-е место (26 тыс. студентов) [3].
Итак, по количеству уехавших за рубеж
Социология образования
129
студентов Россия находится среди мировых лидеров. Однако имеет смысл учесть фактор размера страны и сравнить страны по доле студентов, обучающихся за рубежом. Так, среди 15 стран-лидеров по абсолютному числу обучающихся за рубежом студентов меньше всех в относительном исчислении отправляют за рубеж США -всего 0,3% [3]. Следом за ними идет Россия со скромным показателем в 0,5%. Практически для всех остальных стран из группы лидеров этот показатель составляет 1,5-3%: Китай (2%), Индия (1,2%), Корея (3%). Исключениями являются три страны с высокой долей «уезжающих» студентов: Малайзия (6%), Греция (6%) и Марокко (14%). Россия - страна с наименьшей среди постсоветских стран долей уезжающих на учебу за рубеж студентов, следом за ней идет Украина (1%). Средний показатель среди стран бывшего СССР составляет 3,8%. Средний показатель среди стран Западной Европы - 2,3%, а среди стран Восточной Европы - 2,6% [3].
Мы видим, что относительно других стран в России доля студентов, уезжающих из страны на учебу за рубеж, довольно мала. Эти данные интерпретируются однозначно. Наша страна уступает западным по этому показателю в связи с тем, что у российских студентов меньше финансовых возможностей и больше сложностей с переездом, чем у их западных сверстников. В то же время доля уезжающих учиться за рубеж студентов в остальных странах бывшего СССР существенно выше, чем в России, т.к. большая часть этого потока студентов направляется для учебы в более благополучную Россию, которая предоставляетвесьма качественное, доступное и бесплатное образование. Начало Болонского процесса должно «разбавить» со временем концентрированный поток в Россию студентов из стран СНГ студентами из стран-участниц и в то же время увеличить долю российских студентов, уезжающих за рубеж, до уровня, близкого к европейскому (2-3%).
Если кое-какую информацию об общем
числе обучающихся за рубежом россиян удалось найти, то получить подробные качественные данные о них можно только с помощью специальных исследований. В частности, такую информацию дало социологическое исследование профессионально-миграционного поведения студентов-россиян, обучающихся в зарубежных университетах по широкому спектру специальностей, проведенное в 2000/2001 уч. г. в рамках проекта «Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию» [4].
Как показало обследование, женщины участвуют в международной учебной миграции не менее активно, чем мужчины (соответственно 48% и 52%). Возрастной диапазон составляет от19 до 35 лет, при этом каждый второй студент имеет возраст 2325 лет. Средний возраст россиян, обучающихся за рубежом, 25 лет. До выезда за границу 43% респондентов проживали в Москве и 16% в Санкт-Петербурге; остальные - в областных, краевых и республиканских центрах (31%), редко кто в малых городах (6%).
Определяется ведущий маршрут международной учебной миграции российской молодежи: Москва - университеты США (трое из четырех респондентов-москвичей учатся в США). Почти половина респондентов, обучающихся в американских университетах, - выходцы из Москвы. Жители Санкт-Петербурга и областных/республиканских центров отдают предпочтение европейским университетам: таковыми являются трое из четырех респондентов, обучающихся за рубежом.
По уровню образования, полученному в России, - это представители молодежной элиты: каждый второй респондент имеет законченное высшее российское образование, каждый десятый окончил аспирантуру без защиты диссертации, а ряд лиц даже защитили кандидатскую диссертацию.
Лишь один из четырех человек перед выездом из России не имел высшего образования, т.е. являлся собственно студентом.
130 Высшее образование в России • № 11, 2007
Около 70% учебных мигрантов, исходя из российского понимания, уже можно с полным правом назвать молодыми учеными или специалистами.
Спектр специальностей, по которым россияне проходят обучение за рубежом, достаточно широк: физика, математика, компьютерные технологии, химия, биология, экология, экономика, история, социология, политология, право, филология, педагогика. По данным исследований, студенты естественно-технического профиля составляют 28%, студенты общественно-гуманитарного профиля - 12%. Во многомэто объясняется традиционно высоким качеством российского образования по естественным и техническим дисциплинам и несколько худшей ситуацией в области социально-политических и экономических специальностей. Представители естественно-технических областей знания чаще всего выезжают за рубеж не с учебными задачами, а с целью стажировки или трудовой деятельности на Западе.
Наиболее амбициозныв отношении высших ступеней обучения, т.е. получения магистерской и докторской степеней, студенты, обучающиеся в США; то же характерно для студентов, обучающихся по естественно-техническим дисциплинам.
Молодые россияне, обучающиеся в США, по ряду показателей выглядят более зрелыми и прагматичными, чем те, кто учится в Европе: для них главнейшая цель учебы за границей - достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда. По-видимому, они чаще рассматривают обучение за рубежом как ступень к дальнейшему трудоустройству на Западе. Для них также очень важен фактор благополучия: хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом [5]. Студенты же, обучающиеся в Европе, свою учебу за рубежом воспринимают несколько иначе, у них чаще преобладают чисто «просветительские» соображения: возможность увидеть мир, завести новых друзей, их также привлекает высокое качество обучения.
В качестве источника финансирования обучения наиболее часто выступает полная университетская стипендия - 31%. Таким образом, при поездке для обучения за рубеж ведущую роль играет не столько материальный достаток семьи, сколько набор личных качеств самого студента (высокий уровень подготовки, профессионализм, инициативность и т. п.), позволяющих ему успешно привлекать внешние источники финансирования.
Во время учебы в университете большинство обучающихся (62%) уже предпринимают практические шаги по поиску будущего места работы. Чаще всего работу ищут одновременно и за границей, и в России (каждый третий) или исключительно за границей (примерно каждый четвертый). Чаще ориентированы на работу исключительно за рубежом молодые россияне, обучающиеся в США, что касается специальностей, то здесь выделяются представители естественно-технических областей знаний.
Ориентация на западный рынок труда подкрепляется более высокой оценкой своих шансов на успешное профессиональное трудоустройство на Западе по сравнению с Россией. По мнению почти половины респондентов (42%), спрос на их профессиональные знания выше на западном рынке труда, чем на российском; 16% придерживаются противоположной точки зрения, и 29% считают, что спрос равный (часть респондентов воздержались от оценок). Уверенность в своей конкурентоспособности на западном рынке труда сильнее выражена среди студентов, обучающихся в США, и особенно сильно - среди студентов, специализирующихся в естественно-технических областях знаний. Женщины на западном рынке труда ощущают себя вполне конкурентоспособными: оценки мужчинами и женщинами спроса на их профессиональные знания и квалификацию практически одинаковы [6].
Большинство респондентов (68%) поддерживают профессиональные связи с
Социология образования
131
коллегами на родине, но примерно у каждого второго эти контакты слабые, и лишь у каждого пятого - тесные. У трети опрошенных профессиональные контакты с Россией отсутствуют. Несколько выше объем профессиональных контактов с родиной, особенно тесных, у студентов-гуманитариев и у студентов, обучающихся в Европе, т.е. тех, у кого наблюдается относительно повышенная заинтересованность в российском рынке труда.
Четкой ориентации на жизнь и работу в России во всей совокупности опрошенных придерживается лишь один человек из пяти. Твердо намереваются остаться жить и работать за рубежом вдвое меньше - примерно каждый десятый. В целом же преобладают гибкие миграционно-возвратные ориентации: возвращение в Россию с целью будущей профессиональной деятельности возможно лишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональных возможностей в России: об этом заявили 60% респондентов.
Заинтересованность большей части обследованного контингента в получении помощи в реализации их профессиональных стратегий, связанных с Россией, определяет необходимость выработки целенаправленных программ индивидуальной работы с российскими студентами, заканчивающими обучение за границей по различным специальностям. Безусловно, эффективность та-
ких программ в немалой степени будет зависеть от возможности маневрировать наиболее весомыми с точки зрения адресата профессиональными и организационно-финансовыми стимулами в условиях социально-экономической нестабильности в России.
Литература
1. Strategic Conference on U.S. - Russian Educational Programs. - http://www.new-horizons-project.org/CUSREP_English.pdf
2. Леденева ЛИ, Тюрюканова Е.В. Россий-
ские студенты за рубежом: перспективы возвращения. - М., 2002; Арефьев А. Зарубежные стажировки: социологический анализ // Высшее образование в России. - 2003. - № 5; 2004. - № 2.
3. UNESCO Institute for Statistics. Global Education Digest 2006: Comparing Education Statistics across the World. 2007. - http:// www.uis.unesco.org/
4. Леденева Л. И. Не потеряет ли Россия сво-
их Платонов и Невтонов?// Демоскоп Weekly, 2002.
5. Де Тинги А., Леденева Л. Российские уче-
ные и специалисты: сотрудничество с Западом // Миграция студентов и специалистов / Под ред. Ж. Зайончковской. Вып. 5. - М., 2000.
6. Шереги Ф.Э, Дмитриев Н.М, Арефьев А.Л.
Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). - М., 2002.
g