УДК 616-056.5:616-003.96(571.513)
МАССА ТЕЛА И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЮНОШЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
12 12 2 2 2 2 А. С. Пуликов ' , О. И. Зайцева ' , И. А. Петров , Е. Б. Маркович , Е. Н. Власова , А. А. Басистый
1 Обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера» 2Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье характеризуется состояние здоровья и адаптационного потенциала 348 юношей коренного и пришлого (европеоидов) населения Хакасии в зависимости от массы и индекса массы тела, физического развития и вегетативной регуляции. Установлено, что юноши-хакасы по своим гравиметрическим параметрам плотнее и меньше юношей европеоидов. Количество юношей в обеих группах убывает от астенического к нормостеническому и пикническому типам телосложения как и от долихоморфного к мезоморфному и брахиморфному телосложению, но среди европеоидов значительно больше юношей с избыточной массой тела и ожирением. Юноши-хакасы находятся в основном под симпатическим влиянием вегетативной нервной системы, более адаптированы к окружающей среде и более здоровы, так как имели более высокие адаптационные «резервы» и уровень здоровья, чем европеоиды, находящиеся больше под парасимпатическим влиянием с напряжением механизмов адаптации и умеренно пониженным уровнем здоровья.
Ключевые слова: здоровье, адаптация, вегетативная регуляция, физическое развитие, конституция.
Введение. Важным интегративным критерием состояния здоровья является физическое развитие. Антропометрические параметры и их производные отражают морфологические (структурные) особенности организма, которые позволяют оценить характер наиболее общих закономерностей, лежащих в основе прогрессивного развития. В такой совокупности различные размерные признаки могут рассматриваться как морфофункциональ-ные и как критерии, являющиеся информацией об особенностях ростовых процессов [1; 2].
Изучение физического статуса и тесно связанной с ней вегетативной нервной системы в периоды постна-тального онтогенеза позволяет правильнее не только оценить и понять общебиологические закономерности развития человека, но и строить краткосрочные прогнозы физического здоровья и состояния отдельных систем организма настоящего и будущего поколений [3; 4; 5]. Главным принципом для интегральной оценки состояния организма человека как биологической целостности является использование морфологических показателей в комплексе с функциональными и биохимическими признаками, унаследованными или приобретёнными, относительно устойчивыми во времени, определяющими особенность реактивности организма и профиль его индивидуального развития [6-9].
Одной из основных составляющих физического развития организма, поддержания его гомеостаза и состояния здоровья является масса тела. Она определяет особенности адаптивных процессов к условиям существования и формирования телосложения [10], а избыточный вес признан одним из корригируемых факторов риска развития многих заболеваний и после курения является второй по значимости причиной заболеваемости и смертности, которые можно устранить. Ожирение в молодом возрасте неизбежно ведёт к раннему развитию нежелательных патологических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и формированию сахарного диабета 2 типа [11].
Большой вклад в состояние здоровья в онтогенезе вносят адаптационный потенциал и состояние психоэмоциональной сферы, так как последняя обусловливает многочисленные психосоматические заболевания [12], но именно адаптационные возможности являются основой состояния здоровья.
Цель исследования - определить вегето-соматический статус, адаптационные возможности и состояние здоровья у юношей коренного и пришлого населения Хакасии.
Материал и методы. Согласно схеме возрастной периодизации онтогенеза человека обследовано 348 лиц юношеского возраста (17-21 год), из них 172 юноши европеоидных национальностей и 176 юношей-аборигенов хакасской национальности. Обследования проводились на добровольной основе и с учётом информированного согласия на участие в научном исследовании, в первой половине дня, в светлом помещении со стандартным набором антропометрических инструментов, прошедших метрическую поверку, по общеизвестным и принятым методикам [13-16] с использованием коэффициентов и индексов [3].
Результаты исследований вносились в индивидуальные протоколы и в электронную базу данных. Статистическую обработку результатов проводили с помощью пакета прикладных программ Statistika 6.0. Нормальность распределения измеренных переменных подтверждена проверкой, осуществлявшейся на основе теста Колмогорова-Смирнова. Данные представлены в виде медианы (Ме) и 50 % межквартильного диапазона (Р25-Р75 %). При статистической обработке материала использовали ^критерий Стьюдента для независимых выборок. Критический уровень значимости (р) в работе принимали равным или меньше 0,05.
Результаты работы и их обсуждение. При анализе грави-антропометрических показателей юношей выявлено, что они по своим значениям у юношей-хакасов достоверно значимо ниже, да и по внешнему виду юноши-хакасы выглядят в общей массе мельче европеоидов. Так, масса тела у юношей-хакасов примерно на 5 кг меньше (Ме-63,96 кг, (57,93-67,23)) по сравнению с европеоидами (Ме-69,1 кг, (62,9-77,2)), рост ниже на 6,5 см (у юношей-хакасов Ме-172,3 см, (167-176), у европеоидов Ме-179,0 см (174-183), ОГК (окружность грудной клетки в покое) у юношей-хакасов меньше на 1,7 см (Ме- 87,3 см (83,0-91,88)), чем у европеоидов (Ме-89,0 см, (84,0-94,5)).
Индекс массы тела (ИМТ, Кетле 2), как интегральный признак массы тела в организме, свидетельствует о наличии в обеих группах юношей соответствующей нормы (18,5-24,9 кг/м2 согласно Меморандуму ВОЗ ) с
недостоверно значимым преобладанием у юношей-европеоидов. Однако ИМТ внутри каждой из групп имеет свои особенности, заключающиеся в том, что у большего (почти в 2 раза) числа юношей-европеоидов по отношению к юношам-хакасам выявляется избыточная масса тела (ИзбМТ) (13,57 и 7,95 %) и ожирение (Ож) (6,43 и 3,42 %), а хроническая энергетическая недостаточность ХЭН (по ИМТ < 18,5 кг/м2) наблюдается в одинаковых величинах (7,86 и 7,95 %). Индекс Рорера (плотности тела) как интегральный признак содержания костной, жировой и мышечной массы в организме также у обеих групп юношей находится в пределах нормы (11,6-13,0 кг/м3), но всё же определяет достоверно незначимую, несколько повышенную плотность тела у юношей-хакасов.
По индексу Рис-Айзенка, характеризующему пропорциональность и конституцию телосложения, юноши обеих групп по медиане (Ме) и по интерквартильному интервалу (Р25-Р75) относятся к астеническому типу, что подтверждается индексом грудной клетки (ИГК): 49,44 у европеоидов и 49,37 у неевропеоидов, и характеризует юношей превалированием роста в длину или как долихоморфный тип с узкой и пропорционально развитой грудной клеткой. Внутри групп по физической конституции идёт убывание числа юношей от астенического к нормостеническому и пикническому типам телосложения, и, хотя между одноимёнными типами в группах достоверной значимости нет, более многочисленны астеники у монголоидов, а нормостеники и пикники - у европеоидов. Объём грудной клетки астеников в обеих группах юношей выше 50 %. Такую же закономерность, как и с конституциональными типами (убывание по численности от долихоморфного типа к мезоморфному и брахиморфному), мы наблюдаем по индексам «стении», ИГК.
В определённых экологических условиях формирование всех адаптивных типов телосложения полностью взаимосвязано с вегетативной регуляцией, которая у большинства юношей-хакасов находится под симпатическим влиянием (88,64 %), а у юношей-европеоидов - под парасимпатическим влиянием (57,38 %). Состояние эйтонии наблюдается чаще у юношей-европеоидов.
Вегетативная иннервация очень тесно взаимосвязана с адаптационными возможностями организмов. При этом у 40,9 % юношей-хакасов преобладала удовлетворительная адаптация, а у 59,1% - напряжение механизмов адаптации. И только у 16,39 % юношей-европеоидов преобладала удовлетворительная адаптация, а у 83,61 % - напряжение механизмов адаптации. Тем самым выясняется, что юноши-хакасы находятся в основном под симпатическим влиянием вегетативной нервной системы и более адаптированы к окружающей среде, чем европеоиды, находящиеся больше под парасимпатическим влиянием с напряжением механизмов адаптации, а симпатический тонус усиливает адаптационный потенциал.
Весь комплекс взаимодействия организма с окружающей средой определяет состояние его здоровья, которое подразделяется на несколько уровней [16]. Юноши-хакасы в общей массе были более здоровыми, чем европеоиды, так как имели более выраженный уровень здоровья, при котором внутри кагорты 25,0 % из числа юношей сохраняют удовлетворительный уровень, 72,73 % имели умеренно пониженный уровень и только 2,27 % - пониженный уровень здоровья. Юноши-европеоиды в своём большинстве (свыше 90,0 %) имели умеренно пониженный уровень здоровья, а 8,33 % юношей - удовлетворительный уровень.
Заключение. Юноши-хакасы по своим гравиметрическим параметрам плотнее и меньше юношей европеоидов. Количество юношей в обеих группах убывает от астенического к нормостеническому и пикническому типам телосложения. как и от долихоморфного к мезоморфному и брахиморфному телосложению, но среди юношей-европеоидов значительно больше представителей с избыточной массой тела и ожирением. Объём грудной клетки астеников в обеих кагортах юношей выше 50 %, однако более многочисленны астеники у хакасов, а нормостеники и пикники - у европеоидов.
Симпатический тонус усиливает адаптационный потенциал. Юноши-хакасы находятся в основном под симпатическим влиянием вегетативной нервной системы, более адаптированы к окружающей среде и более здоровы, так как имели более высокие адаптационные «резервы» и уровень здоровья, чем европеоиды, находящиеся больше под парасимпатическим влиянием с напряжением механизмов адаптации и пониженным уровнем здоровья.
Библиографический список
1. Комисарова, И. А. Антропометрические параметры - критерии информации о наиболее общих закономерностях развития / И. А. Комисарова // Гигиена и санитария. - 1983. - № 2. - С. 63.
2. Литовченко, О. Г. Онтогенетические и адаптационные аспекты морфофункционального состояния учащихся г. Сургута в условиях лечебной деятельности / О. Г. Литовченко // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 2. - С. 45.
3. Никитюк, Б. А. Новая техника соматотипирования / Б. А. Никитюк, А. И. Козлов // Вопросы спортивной и медицинской антропологии: сб. науч. тр. - М., 1990. - Вып. 3. - С. 121-141.
4. Пуликов, А. С. Сомато-вегетативный статус юношей Красноярского края и Республики Хакасия / А. С. Пуликов, О. Л. Москаленко // В мире научных открытий. - 2016. - № 11 (83). - С. 147-159.
5. Пуликов, А. С. Конституциональные особенности полового диморфизма и физическое развитие юношей Центральной Сибири / А. С. Пуликов, О. Л. Москаленко, О. И. Зайцева // Якутский медицинский журнал. - 2011. - № 3. - С. 7-9 .
6. Клиорин, А. И. Соматотипы и парадигмы индивидуальных конституций. Развитие учения о конституции человека в России во второй половине XX столетия / А. И. Клиорин // Физиологический журнал им. Сеченова. - 1996. - № 3. - С. 15-21.
7. Пуликов, А. С. Особенности адаптации организма юношей в возрастном аспекте в различных экологических условиях / А. С. Пуликов, О. Л. Москаленко, О. И. Зайцева // В мире научных открытий. - 2011. - № 5. - С. 76-83.
8. Синдеева, Л. В. Избыточная масса тела как социальная проблема человека в возрастно-половом аспекте / Л. В. Синдеева, И. И. Орлова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 12 (20). - С. 79.
9. Сокольская, Т. И. Гендерно-возрастные особенности физического развития и составляющих массы тела у лиц с ожирением / Т. И. Сокольская, В. Б. Максименко, А. В. Гулин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. -2010. - Т. 15. - № 2. - С. 669-672.
10. Пуликов, А. С. Физическое развитие и мужской гипогонадизм у юношей в условиях Центральной Сибири / А. С. Пуликов, О. Л. Москаленко // В мире научных открытий: Проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.2(26). - С. 128-142.
11. Ивлева, А. Я. Избыточный вес и ожирение - проблема медицинская, а не косметическая / А. Я. Ивлева, С. Г. Бурков // Ожирение и метаболизм. - 2010. - № 3. - С. 15-19.
12. Пуликов, А. С. Особенности психоэмоциональной сферы у школьников различного возраста, проживающих в разных регионах Сибири / А. С. Пуликов, О. И. Зайцева, О. Л. Москаленко, Т. А. Колодяжная // В мире научных открытий. - 2011 - № 5.1. - С. 578-587.
13. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. -М.: Наука, 2006. - 248 с.
14. Rees, W. L. A Factorial Study of Some Morphological and Psychological Aspects of Human constitution / W. L. Rees, H. J. Eisenck // Br. J. Psych. - 1945. - V. 91. - № 382. -P. 8-21.
15. Суханова, И. В. Особенности физического развития юношей-призывников Магаданской области / И. В. Суханов, А. Л. Максимов, С. И. Вдовенко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2015. - Т. 23. - № 4. - С. 19-21.
16. Суханова, И. В. Показатели морфофункционального развития студентов СМУ в зависимости от типа телосложения / И. В. Суханова, А. Я. Соколов // Вестник Северного международного университета. - 2006. - Т. 6. - № 6. - С. 89-92.
© Пуликов А. М., Зайцева О. И., Петров И. А., Маркович Е. Б., Власова Е. Н., Басистый А. А., 2018 УДК 616-056.5:616-003.96(571.513)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ ЕВРОПЕОИДНОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
А. В. Сидоренко1, А. С. Пуликов1'2, Е. Б. Маркович1, И. А. Петров1
'Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 2 Обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера»
Исследованы антропометрические показатели юношей, проживающих на территории Республики Хакасия, принадлежащих к национальностям европеоидной расы. Установлено, что юноши в среднем имеют нормальное физическое развитие. Наилучшие показатели физического развития наблюдаются у юношей в возрасте '9 лет.
Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, конституция, юноши, Республика Хакасия.
Введение. Вариабельность антропометрических показателей в популяциях различных климатогеографиче-ских регионов определяет длительное влияние факторов окружающей среды [1-4]. При этом комплексная оценка физического развития популяции предусматривает постоянный мониторинг соматометрических и конституциональных изменений населения [5; 6]. Часть авторов рассматривают юношеский возраст как наиболее перспективный период онтогенеза для изучения конституциональных и других особенностей популяции [7; 8]. Физическое развитие очень тесно связано с общей и физической конституцией, с половым диморфизмом, двигательной активностью, здоровьем молодого поколения, экологической характеристикой региона, в котором проживают, адаптационными возможностями и имеет существенное значение для молодого и растущего организма в процессе формирования и полового созревания в пубертатном и постпубертатном периодах [9-12].
Антропометрические данные позволяют следить за физическим развитием отдельных групп населения и в ряде случаев диагностировать заболевания, поэтому физическое развитие следует относить к основным факторам физического здоровья человека.
Цель исследования - выявить особенности физического развития юношей пришлого населения Хакасии в зависимости от возраста, массы и плотности их тела.
Материал и методы исследования. Исследованию подверглись 140 юношей (от 17 лет до 21 года), принадлежащих к национальностям европеоидной расы. Антропометрические измерения проводились на добровольной основе, в первой половине дня, в светлом помещении, стандартным набором антропометрических инструментов и приборов, прошедшим метрическую поверку. В качестве основных показателей физического развития использовали рост, массу тела и окружность грудной клетки. По дополнительным методикам определяли индексы массы тела (ИМТ, Кетле2) и плотности тела (индекс Рорера), индексы грудной клетки и Эрисмана.
Результаты исследований вносились в индивидуальные протоколы и в электронную базу данных. Статистическую обработку результатов проводили с помощью пакета прикладных программ Statistika 10.
Результаты и обсуждение. Длина тела у юношей-европеоидов варьируется от 152,0 до 197,0 см, при средней длине тела 178,3 ± 0,58 см. Среднее значение массы тела в рассматриваемой группе юношей составляет 72,32 ± 1,18 кг, максимальное значение массы тела - 119 кг, минимальное - 48,6 кг. Так как большинство показателей среди юношей 17 и 18 лет, а также 20-21 года были довольно близки друг к другу, мы разделили юношей на 3 возрастные группы: к первой отнесли юношей в возрасте 17-18 лет, ко второй - в возрасте 19 лет и к третьей - в возрасте 20-21 года.
Первая группа составила 54,1 % от всей численности юношей. Индексы массы тела (ИМТ, Кетле2) свидетельствуют об их энергетической стабильности (22,6 ± 0,36 кг/м2) и достаточной плотности тела, определяемой индексом Рорера (12,75 ± 0,22 кг/м3). По индексу грудной клетки большинство юношей относятся к долихо-