Научная статья на тему 'МАСС-МЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО'

МАСС-МЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МАСС-МЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ДИСКУРС / МАСС-МЕДИА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснокутская М.А.

В данной статье исследуется масс-медиальный дискурс как инструмент влияния на социум. Изучение того, как именно масс-медиа влияют на человеческое подсознание, мировоззрение и поведение актуально, ввиду постоянного развития СМИ и социальной реальности. Изучение масс-медиального дискурса показывает растущее влияние СМИ благодаря присущему им преобразованию передаваемой информации. Как следствие, исследователи говорят о формировании нового информационного класса общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA DISCOURSE AS A TOOL TO INFLUENCE MODERN SOCIETY

This paper explores mass media discourse as a tool to influence society. The study of how exactly mass media influence the human subconscious, worldview and behaviour is relevant because of the constant evolution of media and social reality. The study of mass media discourse reveals the growing influence of the media through its inherent transformation of transmitted information. As a consequence, researchers speak of the formation of a new information class of society.

Текст научной работы на тему «МАСС-МЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

МАСС-МЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

М.А. Краснокутская, студент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-134-136

Аннотация. В данной статье исследуется масс-медиальный дискурс как инструмент влияния на социум. Изучение того, как именно масс-медиа влияют на человеческое подсознание, мировоззрение и поведение актуально, ввиду постоянного развития СМИ и социальной реальности. Изучение масс-медиального дискурса показывает растущее влияние СМИ благодаря присущему им преобразованию передаваемой информации. Как следствие, исследователи говорят о формировании нового информационного класса общества.

Ключевые слова: СМИ, масс-медиальный дискурс, дискурс, масс-медиа, коммуникативный инструмент.

Влияние средств массовой информации на современное общество трудно переоценить. Путем тщательного подбора лексических единиц происходит неявное установление норм, формирование удобных систем ценностей, взглядов и мировоззрения. Это можно объяснить актуальной для современного общества проблемой восприятия, понимания и интерпретации полученной информации.

Обращаясь к политической действительности, СМИ тем самым привлекают к себе всеобщее внимание разных лингво-культур как на местном, так и на международном уровне. В современной лингвистике нередко исследуется коммуникация адресата и адресанта, а также тема дискурса и власти, с целью установить роль языка и его влияние, в том числе в сфере СМИ. На процесс масс-медиальной коммуникации влияет социальная, экономическая и политическая ситуация в стране, создавая при этом успешную или неуспешную среду для деятельности СМИ. При этом масс-медиальный дискурс без всяких сомнений влияет как на социально-экономический, так и на политический курс в стране.

Согласно Ю.С. Степанову, дискурс представляет собой язык в языке, который существует преимущественно в текстах с особым лексиконом, грамматикой и синтаксисом, а соответственно и с особым своим миром [1].

Масс-медиальный дискурс, в свою очередь, служит одним из центральных источников информации для людей о происходящих в мире событиях. В дискурсе СМИ косвенно задействованы многие другие типы дискурсов, содействующие главной цели масс-медиа как социального института - воздействовать на немалочисленную аудиторию путем её осведомления и оценки предоставляемой информации.

Важным фактором для эффективного воздействия на потребителя являются риторические умения и высокая квалификация журналистов, а также общественно-политических лиц, сотрудничающих со СМИ. Успех в политической деятельности нередко связан с грамотно выстроенной политической коммуникацией в масс-медиа. Можно заметить следующую закономерность: чем свободнее и проще построен диалог между СМИ и аудиторией, тем демократичнее государство. По масс-медиальному дискурсу можно отследить социально-экономические и культурные связи в пределах государства и между государствами, а также распознать потребности современного социума. Целью масс-медиальной коммуникации является формирование идеологического большинства (политического, духовного, потребительского, и т.д.) и достижение социальной общности.

Масс-медиальный дискурс можно рассматривать как речь участников масс-медийной коммуникации. То есть, дискурс СМИ изображает актуальное состояние языковой и культурной среды общества, отражая их положение в социуме.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дискурс это комплексное коммуникативное явление, которое помимо текста включает в себя социальный контекст, сообщающий нам не только информацию об участниках коммуникации, но и о процессах создания и интерпретации сообщения. По мнению М.Р. Желтухиной, масс-медиальный дискурс - это связный вербальный или невербальный текст, представленный нам в либо в устной, либо в письменной форме в сочетании с прагматическими, социально-культурными и иными факторами, созданный СМИ, полученный в событийном аспекте и воплощающий систему восприятия участников коммуникации [2].

Исконно главной функцией средств массовой информации является информирование, тем не менее, все больше лингвистов отмечают возрастающую роль воздействующей функции СМИ, которая характеризуется подчинительной направленностью и обуславливается идеологическими и прагматическими установками.

Итак, мы знаем, что масс-медиа выполняют в отношении к массовой коммуникации информативную функцию, однако масс-медиа является не только средством передачи информации, согласно Н.Б. Кирилловой, но и средством передачи культурного кода [3].

По этой причине В.П. Конецкая подчеркивает важную воздействующую спо-

ной аудитории актуальные события либо с положительной, либо с отрицательной окраской, учитывая структуру как социальных норм поведения, так и этических и нравственных ценностей, которые необходимы с позиции конкретного общества. Во многих случаях результатом является изменение мировоззрения и даже манеры поведения. Так СМИ сознательно или неосознанно порождают всевозможные по характеру и мощности изменения в общественной действительности, а в отдельных случаях могут не допустить формирующихся изменений [4].

Учитывая все вышесказанное, мы можем выделить два основных способа воздействия СМИ на аудиторию:

- непосредственное воздействие, когда информация поступает получателю через средства массовой информации;

- ретранслируемое воздействие, когда информация поступает через СМИ от третьего лица с субъективной оценкой данной информации.

Учитывая особенности масс-медианального дискурса, мы можем говорить о его особенной структуре как о концентрации массовой культуры, состоящей из большого многообразия накладывающихся друг на друга типов дискурсов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что масс-медиальный дискурс обладает большими возможностями воздействия средств массовой информации на современное общество и, вместе с тем, представляет собой наиболее действенный коммуникативный инструмент государственных институтов управления в процессе регулирования социального развития.

собность СМИ преподнести многочислен-

Библиографический список

1. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. - М., 1998. - С. 676677.

2. Желтухина М.Р. Политический и масс-медиальный дискурсы: воздействие - восприятие - интерпретация // Язык, сознание, коммуникация. - 2003. - Вып. 23. - С. 38-51.

3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005. - С. 22.

4. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

MASS MEDIA DISCOURSE AS A TOOL TO INFLUENCE MODERN SOCIETY

M.A. Krasnokutskaya, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This paper explores mass media discourse as a tool to influence society. The study of how exactly mass media influence the human subconscious, worldview and behaviour is relevant because of the constant evolution of media and social reality. The study of mass media discourse reveals the growing influence of the media through its inherent transformation of transmitted information. As a consequence, researchers speak of the formation of a new information class of society.

Keywords: media, mass-media discourse, discourse, mass-media, communicative tool.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.