Научная статья на тему 'Масс-медиа как социализирующий фактор'

Масс-медиа как социализирующий фактор Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / ФАКТОР / FACTOR / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL SOCIALIZATION / КОММУНИКАЦИЯ / СOMMUNICATION / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / AGENTS OF SOCIALIZATION / MASS-MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Геозалян Леонид Саркисович

В предлагаемом материале раскрывается значение средств массовой коммуникации в процессе политической социализации современного человека, а также выявляются агенты политической социализации. Пока-зывается, каким образом современные средства массовой коммуника-ции, масс-медиа, реализуют свою функцию институционального агента политической социализации на разных этапах развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given material reveals mass media's mean-ing in the process of a contemporary individual's socialization. The agents of political socialization are considered. The author shows the means by which mass media perform their function as an institutional agent of political sociali-zation.

Текст научной работы на тему «Масс-медиа как социализирующий фактор»

МАСС-МЕДИА КАК СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР

До недавнего времени исследователи процессов политической социализации обходили стороной такой мощный фактор социализации современного человека, как средства массовой информации, ставя на первый план семью и школу.

В данной статье мы предприняли попытку взглянуть на систему политической социализации сквозь призму эволюции технологий убеждения, прежде всего, технологий, представленных средствами массовой информации, масс-медиа.

Именно развитие масс-медиа является одним из основных признаков и критериев растущей информатизации общества, без которого невозможно представить наступление постиндустриальной эпохи. И этот процесс не может не оказать серьёзного влияния на перемены в массовой психологии и массовом сознании молодого поколения. Иными словами, процесс информатизации не может не затронуть как форму, так и содержание процесса политической социализации.

В качестве основных институтов, агентов системы социализации в традиционных обществах выступают семья, школа, церковь (религиозные институты), институты государства. Зарубежная, прежде всего американская, политическая наука серьёзное внимание как социализирующему фактору уделяет группам сверстников, группам друзей-товарищей, «группам равных».

Рассматривая политическую социализацию как результат непрерывного коммуникационного взаимодействия социализирующегося субъекта, с одной стороны, и многочисленных разнообразных агентов и механизмов — с другой, мы можем прийти к заключению, что в определенном смысле содержанием процесса политической социализации является политическая коммуникация как процесс сложного, одновременно и многовекторно протекающего социального взаимодействия (тран-

сакции), в ходе которого люди конструируют субъективные образы окружающего их мира.

Политическую социализацию можно представить как непрерывно продолжающийся долговременный процесс формирования идентичности, а также политического «я» представителей нового поколения, с его приобретаемыми регулярными знаниями (через обучение), с его субъективной самооценкой приобретаемого опыта взаимодействия (обмена символами, знаками, мессиджами) с политическими объектами и субъектами, с формирующимися установками-аттитюдами в отношении образов политических объектов, усваиваемыми моделями поведения и конструирования субъективной политической реальности. Результат же коммуникации можно представить в дискретном виде - как отдельное звено в бесконечной цепи вхождения человека во «взрослую» политическую жизнь. Иначе говоря, по нашему убеждению, в основе процесса социализации лежит процесс коммуникации.

Такая точка зрения позволяет нам взглянуть на процесс политической социализации с позиции теории коммуникации. Теория коммуникации, как известно, разделяет коммуникацию на три основных вида: межличностную, групповую и массовую. С развитием общества возрастает роль массовой коммуникации. Она становится все более значительным фактором системы социализации, в том числе политической. Элементами этой системы являются институты, механизмы и агенты социализации.

Историческая ретроспектива эволюции системы политической социализации позволяет сделать интересные наблюдения и выводы. В частности, по аналогии с делением обществ на традиционные и «современные», можно представить систему политической социализации как традиционную, переходную и современную, соответствующую той или иной стадии развития человеческой цивилизации.

Традиционная система политической социализации будет соответствовать традиционному (доиндустриальному) обществу, или премодер-ну. В такой системе существуют исключительно те институты и механизмы социализации вообще и социализации политической в частности, которые возникли одновременно с появлением цивилизации, общества вообще. Это прежде всего семья, община (также основанная на кровнородственных отношениях), институты служения религиозным культам, позднее церковь, школа и армия.

Переходная система политической социализации возникает с началом эпохи индустриального общества. Главным критерием перехода, по нашему мнению, является появление массовых механизмов и институтов политической социализации по аналогии с появлением технологий массовой коммуникации. И такой революционный прорыв безусловно связан с появлением газет.

Вершиной технологий массовой коммуникации эпохи зрелого индустриального общества стало телевидение. Ворвавшись в жизнь человека, оно существенно изменило практически все стороны общественно-политической жизни.

Событием, по своим последствиям сопоставимым с появлением телевидения, стало создание всемирной информационной сети Интернет и повсеместное внедрение связанных с ним информационных виртуальных технологий. Телевидение и Интернет изменили мир до неузнаваемости. Эти изменения не могли не отразиться и на процессах политической социализации современного человека.

Возникнув как продукт индустриализации, масс медиа постепенно превратились в самостоятельную область общественной жизни (и экономики, и культуры, и многого другого, из чего соткана ткань общественной жизни). И как джин, однажды выпущенный из бутылки, средства массовой коммуникации к настоящему времени превратились в настоя-

щего Демиурга современной реальности, силы, которая, однажды возникнув из современности, способна эту современность создавать1.

В своём развитии после Второй мировой войны средства массовой коммуникации совершили невероятный качественный и количественный скачок. Они стали активно использоваться властью как эффективное средство контроля. Только этот контроль не был прямым, как в странах «народной демократии», а позднее «социалистического лагеря». В отличие от коммунистических стран, он в странах Запада осуществлялся технологически - путём развития технологий пропаганды, рекламы и паблик рилейшнз. Одним из основных принципов функционирования подобной системы информационного контроля было то, что во всё более развивающейся рыночной среде, масс медиа попали в растущую зависимость не только от власти, но и от бизнеса, которые, в свою очередь, в своей деятельности стали всё больше опираться на средства массовой коммуникации, особенно на телевидение. «Телевидение играет особо важную роль как наиболее значимое средство коммуникации, - писали исследователи технологий убеждения П. Гоулдинг и Ф. Элиот, -большая часть людей, живущих в индустриально развитых странах, большую часть своего свободного времени проводит у телевизора»2. Р. Флэкс отмечал именно контролирующий аспект деятельности масс-медиа: «Сегодня масс-медиа, особенно телевидение, находятся в числе наиболее влиятельных институтов, поддерживающих и возобновляющих существующее в обществе неравенство в отношении власти. Постольку, поскольку медиа контролируют спектр мнений, на которые обращает своё внимание разнообразная аудитория, освещение в средствах массовой коммуникации может «затемнить» или даже перевернуть общественное мнение в отношении проводимой политики»3.

1 См.: Островский Е. О предназначении политических консультантов //Сообщение, 2003, №4. Flacks R., Making History:

The Radical Tradition in American Life. N. Y., 1988, p. 14.

2 Цит. по: Flacks R., Making History..., p. 14.

3 Ibidem.

Каким образом современные средства массовой коммуникации, реализуют свою функцию институционального агента политической социализации?

Они это делают через применение особых технологий массового убеждения и влияния на общественное мнение: пропаганду, управление новостями (news management), рекламу.

Статистика, отражающая влияние средств массовой информации, поразительна. Распространение информации - это индустрия с оборотами более чем в 400 млрд. долл. в год, из которых 206 млрд. тратятся на массовое информирование, т. е. на информацию, производимую и распределяемую в идентичной форме для потребителей по всему миру. Более половины времени активного бодрствования мы тратим на средства массовой информации.

Американское правительство тратит свыше 400 млн. долл. в в год на оплату более 8000 работников, ведущих пропаганду политики США и американского образа жизни.

Едва ли не каждый крупный политический деятель нанимает специалистов в области средств массовой коммуникации и политических консультантов, чтобы получить совет, как убедить публику и добиться своего избрания. И после избрания типичный американский президент в попытке сохранить положительные рейтинги обычно тратит миллионы долларов, чтобы нанять личных специалистов по опросам общественного мнения и политических консультантов'.

Смысл происходящих изменений при переходе в постиндустриальное общество заключается в том, что информация, а, следовательно, и средства ее передачи, т.е. коммуникации, становятся средствами материальных изменений в мире, одним из основных факторов социального

1 См.: Пратканис Э.Р., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление, СПб., М., 2003, с. 20-22.

развития. В экономике это означает превращение информации в мощнейший экономический фактор, когда на смену производству и продвижению материального продукта приходит производство и продвижение брендов, т. е. определённых смыслов. То же происходит и в социальной сфере - из своеобразного зеркала, в котором отражается реальность, масс-медиа превращаются в средство социального и политического конструирования. Соответственно и политическая социализация как социальный процесс по своей сути становится активным средством социального конструирования, роль и значение которого возрастает многократно (Г. Маркузе).

В рассмотрении процессов политической социализации, по нашему мнению, важное значение имеет вопрос о социальном и политическом контроле. История человечества убедительно показывает, как прямое насилие в качестве инструмента социального и политического контроля при смене эпох уступает место косвенным, прежде всего информационным, механизмам. Процесс политической социализации, являясь важнейшим элементом социального контроля, также со временем претерпевает изменения, созвучные всему ходу развития человеческой цивилизации.

Л.С.ГЕОЗАЛЯН

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Невинномысского института

*

экономики управления и права

Геозалян Л. С. Масс-медиа как социализирующий фактор. В

предлагаемом материале раскрывается значение средств массовой коммуникации в процессе политической социализации современного че-

* Геозалян Леонид Саркисович, e-mail: 24052tf@mail.ru.

ловека, а также выявляются агенты политической социализации. Показывается, каким образом современные средства массовой коммуникации, масс-медиа, реализуют свою функцию институционального агента политической социализации на разных этапах развития общества.

Ключевые слова: масс-медиа, фактор, политическая социализация, коммуникация, агенты социализации.

Geozalyan L. S. MASS MEDIA AS A SOCIALIZING FACTOR OF THE MODERNIZATION EPOCH. The given material reveals mass media's meaning in the process of a contemporary individual's socialization. The agents of political socialization are considered. The author shows the means by which mass media perform their function as an institutional agent of political socialization.

Key words: mass-media, factor, political socialization, сommunication, agents of socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.