УДК 009
МАСКА КАК КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА
Е.Г. Тихомирова
Донской государственный технический университет e-mail: [email protected]
В качестве центральной проблемы исследования в статье выступает сущность маски как культурной формы, репрезентирующей общезначимые и субъективные смыслы культуры. Реконструкция историко-культурного контекста позволила установить фазы формогенеза маски, дать классификацию видов формы.
В статье представлен анализ характерных черт и свойств маски, по которым происходит идентификация культурной формы. Смысловые интерпретации содержания маски рассмотрены в соотнесении со смысложизненными ориентациями. В статье аргументировано положение об областях, в которых осуществляется формулирование смыслов маски - общезначимой и субъективной.
Ключевые слова: культура, культурная форма, персоналистичность культуры, маска.
В ряду культурных форм, служащих внешним универсальным выражением единого содержания культуры, особое место занимает явление, отражающее в своей сущности результат взаимоотношения человека и мира через образы, его представляющие - маска.
Сюжеты о маске поднимались и поднимаются в философии, культурологии, антропологии, психологии, истории, археологии, искусствоведении, этнографии и других научных направлениях часто со вниманием, ограничивающим интерес к ней как предмету - накладке на лицо. Исследование сущности маски не столько в воплощении ее как вещи, сколько в наличии идеи маски и ее бытия в пространстве культуры позволяет вскрыть серьезный сюжет - о персоналистичности культуры и прояснить специфику многоуровневой связи Я и мира.
Представители множества научных направлений, принадлежащих к разным эпохам, разным культурным типам, пытались определить сущность, предпосылки, факторы, формы и особенности меняющихся в ходе исторического развития проекций-представлений индивида о самом себе, Другом и мире. Анализ сущности Я, поиск связей, детерминирующих специфику генезиса форм и содержаний, модифицируемых элементов личности, через призму познания взаимовлияния природного, индивидуального и общекультурного миров был обозначен в эволюционной биологии: изучение влияния физиологических особенностей (нервной системы) на становление личностных структур, указало на связь пространства, времени, Я и культуры. Эволюционисты оспаривали автономию Я, указывали на воздействие информационных потоков на сознание. Психология поставила вопрос о взаимовлиянии личностного и культурного - связи элементов внутреннего мира с историко-культурным опытом человечества. Эзотерики предложили рассматривать «оболочки» личности как совокупность энергий. Соционики делали акцент на драматургии коммуникации как фундаменте для рождения Я. Психиатры видели во фрагментации личности всевозможные патологии. Социологи подчеркивали связь непротиворечивого социокультурного развития с формированием цельной
индивидуальности. Искусствоведы, описывая маску, искали методы перевоплощения человека в сценический образ. Изучать особенности культуры через язык и опредмечивание его значений в ритуальных предметах - масках было предложено и структуралистами. Этнографы анализировали маску как «реквизит» сакральных и профанных действий. Античная философия обратила внимание на способность человека «примеривать лица» как на путь к открытию кажущегося; негативно маску как лицемерие, уход от Бога увидела теософия; от Нового времени началось становление взглядов на маску как выражение социальной роли; поиском себя и значимого Другого через смыслы «лиц» обозначилась экзистенциальная философия; фальши, симулякрам, автоматизации Я посвящены постструктуралистские концепты; к символике маскарада и ее значениям для культурного диалога обращены историко-культурные теории; несовпадение сущего и видимого, способность маркировать человеческое в качестве знака - сделали маску объектом интереса семиотики. Специфика современной культуры направила исследовательский интерес, прежде всего, на Я как объект, на «содержание» своего образа, на определение себя как целостности и ценности, наделяя при этом представления о Я и его трансформациях специфическими культурно-историческими смыслами.
Масочные сюжеты, как мы видим, раскрывались узко специфически - с акцентами на конкретных этнографических, лингвистических, эстетических, социальных или психолого-практических аспектах. Но все исследователи столкнулись при изучении маски с кругом вопросов о разноплановости Я, трансформациях Я, «истинных» и «ложных» лицах, личностной структуре, символичности маски и ее связи с культурной динамикой. Так, ученые принадлежащие к разным эпохам, разным культурным типам, начали путь к определению сущности, предпосылок, факторов, форм и особенностей меняющихся в ходе исторического развития проекций-представлений индивида о самом себе, Другом и мире.
В попытках найти суть и границы перманентно трансформирующегося в культурном пространстве образа Я, исследователям пришлось создать множество терминов, его обозначающих: «проекции» человеческого, «самосознание», «эго», «самость», «индивидуальность», «личность» и пр. Философская рефлексия вскрыла и параллельные темы, связанные с попытками зафиксировать представления не только о себе, но и о Другом, о мире - темы персоналистичности культуры, коммуникативности культуры, культурной идентичности, где обнаружились сложности историко-культурных интерпретаций. Обсуждение этих вопросов сделало проблемное поле исследований маски как культурной формы особенно актуальным.
Мы рассматриваем маску не как предмет (вещь или набор предметов), но как культурную форму, служащую выражением потребности человека познать мир и себя самого, создав «образ», результирующий этот процесс. Маска как культурная форма -целостная структура, реализующая в предметах, методах и технологиях, проекции объектов - результаты «человеческого открытия» внутреннего и внешнего пространства - рефлексирования себя, Другого и мира. Эти результаты рефлексии -маски-конструкты - формулируются и наделяются личностными и общезначимыми культурными смыслами. Данная структура культуры, содержащая представления о текущих состояниях или ожидаемых трансформациях объекта, всегда опосредована интерпретацией и не отражает абсолютно внутреннее содержание объекта - не является его презентацией, но находится с ним в изоморфных отношениях -настолько, насколько форма соответствует содержанию. Так, маска - не единичный
культурный артефакт, а проекция репрезентируемого объекта, раскрывающая через фиксацию границ, отсутствие или наличие в нем неких особенностей.
Сущностное содержание формы выражено в характерных чертах - образности, инаковости, многослойности, фрагментированности, трансформности, проективности, метафоричности, ситуативности (мобильности, динамичности). На основании данных черт, представленных в прагматическом и символическом функционале формы, происходит узнавание, осмысление и атрибуция «маски» в объекте.
Маска как культурная форма - репрезентант, смыслы которого детерминированы жизненными ориентирами субъекта, его потребностями и целями, а также регулятивными, ценностными, гносеологическими, социализирующими, инкультурационными и коммуникативными функциями культуры. Главными функциями формы выступают: гносеологическая и регулирующая - реализуются в ходе организации по форме культурных явлений и событий - мировоззренческой рефлексии (через создание образов - продуктов отношений и придание им смыслов); коммуникативная, инкультурационная и социализирующая - реализуются в процессах построения представлений о личностных типажах, социальных ролях, коммуникативных амплуа; культурно-идентификационная - актуализированная (как средство, критерий или метод). Исследуемая культурная форма - маска - являясь методом выстраивания социокультурного «пространства», «времени» и «Я», принимает участие в творении конкретных культурных продуктов наряду с другими формами (приемы и методы литературных направлений, художественных течений, коммуникативные технологии).
Маска как форма - обозначает результат и технологию его обретения. Потому она может быть актуализирована двояко - прямо и опосредованно. Прямо - в объекте материальной деятельности, в физической, чувственно-воспринимаемой форме, принадлежащей внешнему миру. Опосредованно - в атрибуции «масочных» черт культурным артефактам и явлениям. Потому форма служит, с одной стороны, фиксацией конкретного результата (продукта, явления), с другой - технологией его обретения: в создании внешних образов - предметные маски; создании поведенческих моделей в разнообразных коммуникативных практиках; создании систем методов для репрезентации объектов.
Формогенез маски - процесс становления новых стандартов культуротворческой деятельности, которые приводят к появлению новых видов масок и трансформации устоявшихся, а также к смене общезначимых и субъективных смысловых сюжетов, раскрывающих в масках значения совокупного культурного опыта. Поэтому последовательность стадий формогенеза маски связана с динамикой культуры. Фазы формогенеза: 1) инициирование новации осуществилось в период Каменного века на основе необходимости адаптивного взаимодействия человека со средой; 2) обозначение границ формы началось в ходе переплетения маски с многообразными повседневными практиками на основе мифологических и религиозных представлений (эпоха Древних цивилизаций); 3) становление надындивидуальной принадлежности формы в качестве стандарта культурной идентичности, определение границ смысловых атрибуций видов (эпоха Древних цивилизаций); 4) отбор видов маски - элиминация вариантов происходит параллельно изменениям в системах культурных норм и ценностей, характерных для каждого этапа историко-культурного процесса; 5я-6я фазы формогенеза - массовое внедрение формы в текущие практики Новейшего времени: легитимация масочных технологий в процессах трансформации, моделирования, проектирования конструктов внутреннего (личностного) и внешнего (социокультурного) миров (компьютерные программы-
фоторедакторы, технологии «психопрактик», имиджевая стилистика, текстовые «игры» с именами, значениями и т.п.).
К видам масок, появившимся в ходе развития формы, мы относим:
1. Прямые - предметные (маски как вещи):
- конструктивные (способствующие развитию);
- деструктивные (разрушающие индивидуальные или общекультурные основания);
- маски индивидуальные (соответствующие личному стандарту);
- маски групповые (соответствующие общекультурному стандарту);
- маски для человека;
- маски для предметов (декор интерьера);
- маски религиозные (ритуальные, обрядовые, церемониальные, мистериальные);
- светские (военные, театральные, карнавальные (народные, аристократические), политические);
2. Опосредованные маски:
- конструктивные (способствующие развитию);
- деструктивные (разрушающие индивидуальные или общекультурные основания);
- маски индивидуальные (соответствующие личному стандарту);
- маски групповые (соответствующие общекультурному стандарту);
- маски для человека (направленные на себя и других);
- маски для объектов (лингвальные (организованные языком через текст), эстетические (художественные, имиджевые, телесные технологии), психико-практические (типологизирующие, знаки здоровья, знаки патологии).
Маска как форма, организуя в конструкты совокупный культуротворческий опыт, задает параметры бытия культуры и структурирует этапы историко-культурного процесса. Видовое и смысловое многообразие видов формы обусловлено влиянием двух факторов: праксиологического - повседневными практиками, а также символического - ценностными системами. Эти факторы, опосредованные конкретикой исторического контекста отдельных культур, определяют особенности основных видов масок в мировой культуре.
В «примитивных» - африканских, океанических, американских (индейских) и северных (циркумполярных) культурах исследуемая форма выступила в качестве идеи, маркирующей единство человека и мира, образца, персонифицирующего синтез природного и коллективного в предметном виде (образы божеств/духов, управляющих стихиями, образы предков, старейшин). Специфика декора предметных архаических масок определяется региональными природно-климатическими факторами, особенностями мировоззренческой рефлексии (мифологической), выраженными в наборе культурных доминант, и указывает на «цивилизационные» технологии освоения мира этими культурами (миф, охота, рыболовство, земледелие, металлургия, ремесла и др.). Изолированность, локальность, экстремальные условия, данные природой, понимание универсума как гармонии внутреннего и внешнего мира, традиционализм, обрядовость, экспрессионизм, патриархальность и социоцентризм составляют основу репрезентируемых общезначимых смыслов маски в «примитивных» культурах. Маски «примитивных» культур актуализированы в ритуале, не реализованы массово в секулярных практиках, так как последующие этапы культурного развития отчетливо и полно в них не осуществились
(монотеистические религии, научные достижения были привнесены, а не произведены культурами).
Специфика масок Востока определена чертами, свойственными типам восточных культурных традиций: особенностями восприятия бытия (видение действительности через сакральную призму) и времени (цикличность), желанием реализовать духовные идеалы (согласно религиозной догматике), наличием характерного «обожествления» властных структур, общественными принципами (коллективизм, традиционализм, солидарность и др.). Центральными аспектами для ориентальной маски выступили аспекты растворения в мире как универсуме, природе и мире как социальной вселенной. У человеческого начала, выраженного абстрактно - в маске - нет фиксированного места, что нашло отражение в существовании множества образов восточных «лиц». Японские маски связаны с синкретизмом религиозных традиций поклонения силам природы, предкам, принятием буддизма, с социально-этической направленностью системы ценностей - аутентичными принципами должного и стыдного, с политико-правовыми историческими обстоятельствами, с ценностями эстетики - принципами познания прекрасного. Особенности становления и реализации маски как вещи в китайской культуре и близкими ей - тибетской, корейской, тайской и вьетнамской - показывают, что смыслы, репрезентированные в них, связаны с патриархальной этикой, традициями общинности и подчинения единого многому (Я - государству). В индийской культуре и культуре Шри-Ланки профанные и сакральные виды масок переплетены с медитативным характером обожествления природы, космогонической спецификой этики, универсальным принципом подчинения многого единому (Я - космосу), выраженных в центральных религиозно-философских категориях (сансара, карма, нирвана, майя). В арабо-мусульманских культурах маска как предмет реализована профанно и десакрально - в особенностях женской и мужской одежды, художественной культуре, атрибутике (грим) театральной (шиитской) традиции.
Скандинавские маски (кельтов, германцев - до романизации и христианизации) обладали особенностями, свойственными архаическим культурам -предметно маркировали связь человека и мира через персонификацию сил природы, образы духов, предков. В культуре античности предметные маски, визуализируя первоначально особенности мифологической рефлексии, служили обозначением гармоничного сосуществования богов, героев и людей через акцентуацию свойств (ловкость, доблесть, честь, хитроумие) в образности. В римский период маски стали презентировать идеи персоналистичности, подчеркивать качества личности, полезные обществу-государству. С началом христианизации маски, связанные с природностью тела, были вытеснены в сферу клеймения греха - средневекового карнавала и пенитенциарной системы. Примирение с дуальностью человека от Возрождения до Нового времени обусловило углубление процессов индивидуации, гуманизации и дальнейшей десакрализации масок: они стали означать обобщенные личностные типажи, совокупности характеристик субъекта социокультурного пространства.
В отечественной культуре языческого периода маски также выполняли мировоззренческую функцию - визуализировали сакрализованные представления о мире, Другом и Я. С приходом христианства началась демифологизация жизненного пространства (скоморошечья, балаганно-рыночная культуры): маски, как и в европейской культуре, стали инструментом межэпохального ценностно-нормативного диалога, технологией определения границ Я и границ культуры.
В эпоху Новейшего времени предметные маски повсеместно вошли в светский историко-культурный контекст как обусловленные культурными предписаниями
конструкты Я в коммуникативной драматургии (бально-маскарадные, театральные, игровые, протестные и пр.) и технологии преобразования внутреннего и внешнего мира.
Маска - репрезентант субъективных и общезначимых культурных смыслов, которые обретают ясность в контексте истории культуры. Через смысловое содержание форма объективно оказывает влияние на субъекта - постулирует присущие историко-культурным этапам образцы предписаний - культурные нормы и ценности. Устойчивость общезначимых смыслов, репрезентируемых маской -условие сохранения культурного опыта и последующей его трансляции. Отчетливо эксплицируются следующие репрезентируемые маской как формой общезначимые смыслы:
- отношение к сфере идей (религия, наука, убеждения) как высшим ценностям: наличествующие в примитивных культурах предметные маски богов, духов, сверхъестественных сил, персонифицирующих природу; также маски политических деятелей и исторически значимых личностей в античной театральной традиции; маски карнавалов («короли», «епископы», «студенты» - от средневековья до наших дней), персонажи мистерий, исторических реконструкций, косплеев, изображающие различного рода божеств; и непредметные маски как технологии и инструменты -поведенческие стереотипы восточных культур («хоннэ» и «татэмаэ» - лица для себя и других в Японии, построенные на понятиях иллюзорности реальности -поведенческие модели в Индии), повсеместно - образы политиков, ученых, современные протестные маски, «отцы» и «дети», типажи субъектов зшай-пространства, дресс-код и пр.;
- открытие себя и Другого как ценность - конструирование презентаций Я и Другого (от предметных масок, способствующих идентификации до непрямых выражений формы - социально-ролевой дифференциации и альтернативе -псевдонимике). Осознание, приятие/неприятие себя и Другого осуществляется в ходе диалога образов: выражение «лиц»-масок богов поясняют их деяния, театральные маски (амплуа) способствуют лучшему пониманию сюжета зрителями, дресс-код помогает составить представление в коммуникативном пространстве о себе и Другом;
- отношение к смерти - наличие в некрокультуре всех культурных общностей «специализирующихся» на этом смысле масок: погребальные и посмертные. Эти предметные маски сопровождали, во-первых, веру в существование посмертия; во-вторых, были проекцией «послежизненного» Я в мире живых - олицетворяли культурный опыт значимого умершего. В эпоху Возрождения и Нового времени традиция фиксации образа умершего в прямой маске перешла в традицию слепков лиц и рук, посмертных портретов и памятников, которая существует вплоть до сегодняшнего дня; реализация этого смыслового ориентира включает в себя и этически искаженный вид формы - зеШе на фоне умерших или гибнущих людей;
- ценность творчества - реализована изначально в сути акта по творению образа маски. Творение осуществлялось во всех культурах с учетом художественных принципов: через подбор материала, имеющего особую ценность для конкретной общности (у мезоамериканских индейцев мозаичные технологии нефритом, бирюзой или в Японии - использование дорогостоящего лака, трудоемких технологий, ценных красителей). Далее творческий смысл маски осуществился в искусстве - создании образов-представлений о себе и Другом посредством специфики методов (через жанр портрета, автопортрета, словесного портрета и пр.). Творчество наделяет смыслом виды новейших непредметных масок в повседневных текущих практиках - создание
проекций Я, Другого и мира с использованием специальных инструментов (графических и фото-редакторов - программ) в эшай-пространстве;
- отношение к красоте как ценности - привнесло в каждый конкретный вид маски представления о прекрасном, свойственные народам и эпохам. Предметные маски делали по законам, представляющим каноны красоты лица, выраженные в пропорциях, наличии особых деталей на «лице»: вавилонские предметные маски - с геометрически правильно завитыми бородами или японские/китайские - с выбеленными для «совершенства» женскими «лицами». Или - возрожденческие, подчеркивающие открытый лоб, венецианские, маски дель арте - с идеальным обрисом «лица», формы носа. В украшениях и дресскоде маска выступила технологией, обращающей человека к красоте: преобразованием несовершенного (данного от природы) тела «человеческими» предметами - украшениями - бусами, серьгами, брошами, одеждой и т.п.; в современности - масочные представления выразились в «красоте» искаженных лиц (художники Магритт, Бэкон) и подмене прекрасного «аксессуарами» - в феномене эеШе фон, одежда замещают индивидуальную красоту восхищением статусности.
- любовь как ценность - осознание данного смысла происходит в рамках открытия Другого, где на образе ставится эмоционально-чувственный акцент, подчеркивающий его значимость. Таковы маски инициации мужского и женского начала, существующие во всех примитивных культурах и культурах Древних цивилизаций (женские образы и образы героев-любовников театральной традиции). Венецианские карнавальные маски - с чувственно-эротическим посылом: баута прячет лицо, чтобы открыть его Значимому Другому. Стоит отметить и непрямые маски, реализованные в подборе одежды, украшений, макияжа, в формулировании словесных конструктов и поведенческих моделей - для успешной любовной коммуникации;
- отношение к свободе - признание свободы как ценности, зафиксированной в маске, осуществляется двояко: с одной стороны, спрятанное под маской лицо делает человека свободным от предписаний культуры конкретному Я - во время карнавала представитель любого пола, класса, профессии выстраивает поведение, свободное от повседневной реальности; с другой стороны - маска, принуждая субъекта к скрытому в ее образе стереотипу поведения, ограничивает свободу через фиксацию границ проекции объекта. На ограничение свободы человек идет, делая необходимый выбор в пользу желаемой для конкретной ситуации маски. Таковы маски злых и добрых духов из «актерской массовки» мистериальных действий, героев и врагов («наших» -«не наших») - в исторических реконструкциях, псевдонимы, литературные приемы фантастики, фэнтези и мистического реализма, образы эшай-пространства - ники, аватары, их фейковая (обманная - не соответствующая реальности) составляющая в социальных сетях.
Субъективные смыслы маски связаны с тем, что только сам индивид предопределяет то, что будет выступать в каждой конкретной ситуации (ситуативно) для него культурным репрезентантом. В связи с этим возникает определенная сложность исследования смыслов маски: субъект не всегда способен рационально сформулировать смысл как составляющую своего повседневного бытия, так как он вплавлен в течение жизни и дан в чувственно-эмоциональном переживании. Субъективность смыслов маски детерминирована опосредованностью -зависимостью от ряда факторов: эмотивно-чувственного состояния интерпретанта, осознания идентичности пространству, времени и пр. Потому маски выбирают адекватно и неадекватно - по соответствию состоянию, ситуации, презентируемому
объекту или нет. Таковы маски театра Кабуки, которые выбирает лично актер, и от этого выбора зависит интерпретация сценария пьесы; или выбор маски шаманом, лекарем, зависящий от его субъективного видения «проблемы»; предпочтения в одежде, макияже, украшениях, именах; выбор литературной фабулы для персонажа, времени пространства и пр.
Противоречия современной эпохи поставили перед историей и теорией культуры сложные задачи: найти и своевременно применить способы, инструменты и технологии для адекватной адаптации субъекта к происходящим трансформациям внутреннего - личностного и внешнего - социокультурного пространства. Одним из таких адаптационных комплексов способна выступать исследуемая культурная форма - маска. Исследование сущности маски, ее видового многообразия в культур-истории, функций, смысловых сюжетов способно прояснить взаимосвязь прошлых и настоящих культурных трансформаций, раскрыть их характер и способствовать прогнозированию динамики культуры.
Список литературы
1. Маршак А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии. - М.: НИЦ «Академика», 2013. - 224 с.
2. Практики взаимодействия субкультур / В.П. Римский и др.; под ред. В.П. Римского. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. - 224 с.
3. Тихомирова Е.Г. Идея маски и ее смыслы в культуре Новейшего времени: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ 2014. - 192 с.
4. Тихомирова Е.Г. Маска как инструмент репрезентации культурных смыслов: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГСУ 2016. - 130 с.
5. Штомпель Л.А. Смыслы времени: монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2001. - 220 с.
MASK AS A CULTURAL FORM
E.G. Tihomirova
Don state technical university e-mail: [email protected]
As the central issues in the research article appears essence of masks as a cultural form, its specificity as a representation of the significant and subjective meanings of culture. Reconstruction of the historical and cultural context has allowed to establish genezis phase of mask as form, to classify types of this form.
The article presents an analysis of the characteristics and properties of the mask, on which there is the identification of cultural forms. Semantic interpretation of the content of the mask are considered in correlation with life orientations. The paper argued the position of the areas in which the formulation of meanings mask -generally significant and subjective.
Keywords: culture, cultural form, personal culture, mask.