Научная статья на тему 'Машиностроительный комплекс Кузбасса. Проблемы и пути решения'

Машиностроительный комплекс Кузбасса. Проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ENGINEERING INDUSTRY / STRATEGY OF DEVELOPMENT / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копытов Александр Иванович, Клепцов Александр Алексеевич

Рассмотрены основные проблемы развития машиностроительного комплекса Кузбасса, предложены возможные пути их решения. Определена роль КузГТУ в решении проблем машиностроения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Machine-building industry of Kuzbass. Problems and solutions

The principal problems of engineering industry development of Kuzbass are considered. Some possible ways of its solution are proposed. The part of KuzSTU is determined in solution of problems of engineering industry of region.

Текст научной работы на тему «Машиностроительный комплекс Кузбасса. Проблемы и пути решения»

УДК 621.01

А.И. Копытов, А.А. Клепцов

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КУЗБАССА. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Модернизация экономики нашей страны в настоящее время осуществляется с большим интересом и повышенным вниманием, конструктивными мерами власти, бизнеса и гражданского общества к развитию машиностроения, как фундаментальной, фондообразующей отрасли.

По сути, здесь сосредоточен уникальный оборонно-промышленный, научно-технологический интеллектуальный потенциал и ресурсы для обеспечения экономической безопасности и технологической конкурентоспособности.

Современный региональный, российский и мировой рынок предъявляют к производителям продукции машиностроения очень жесткие требования.

Сохранение конкурентоспособности, не говоря уже о выходе на лидерские позиции, невозможно без разработки и внедрения прогрессивных технологий и инновационных продуктов, получения новых технологических и управленческих компетенций.

Анализ работы машиностроительных предприятий Кузбасса за два последних года показывает, что есть определенные положительные результаты, главным образом за счет роста производства транспортных средств почти на 28 % в 2012 г. к уровню 2011 г.

В то же время приходится констатировать, что машиностроение в Кемеровской области пока еще остается сервисно-ремонтным комплексом.

По данным статистики в настоящее время на машиностроительных предприятиях области трудится около 30 тыс. специалистов, это 26 % к уровню 1990 г.

Доля машиностроения в ВРП снижена более, чем на 21 % и составляет всего около 3 %.

Кузбасс является ведущим угольно-

металлургическим регионом России.

Роль угля в экономике России, роль и место угля в топливно-энергетическом балансе мира в XXI веке рассмотрена на Международной научнопрактической конференции в расширенном заседании организационного комитета Всемирного горного конгресса в мае 2011 г. в г. Кемерово. Здесь же Министерство энергетики России представило «Программу развития угольной промышленности до 2030 г.».

В январе 2012 г. Программа утверждена при посещении Кузбасса В. В. Путиным.

Учеными и специалистами отмечено, что главной угольной базой страны на весь XXI век остается Кузбасс.

Это основа стратегии экономического разви-

тия региона. Однако удельный вес использования в угольной отрасли продукции отечественного машиностроения не более 20 % и совершенно мизерная доля регионального машиностроения. Технологически зависимость от импорта возрастает. Инновационная активность не более 5 %.

Аналогичная ситуация с продукцией машиностроения и в других отраслях экономики Кузбасса.

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года предусматривает существенный рост инновационной активности в машиностроении. Принята и реализуется мегапрограмма «Сибирское машиностроение», которая предусматривает, меры правового обеспечения отрасли, глубокую диверсификацию, загрузку мощностей, модернизацию и выпуск инновационной продукции.

Кемеровская область участвует в данной программе в блоке «Производство оборудования для угольной промышленности».

В соответствии с программой с 2008 года должно быть реализовано 56 инновационных проектов на сумму 6,4 млрд. руб. Выполнено в полном объеме 17 проектов на сумму около 200 млн. руб., частично выполнено проектов еще на сумму более 2,3 млрд. руб. Это 16 % от завезенного по данным Кузбасской таможни горношахтного оборудования.

В 2010 году создано некоммерческое объединение «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» (НО «АМК»), в которую вошли более 30 предприятий Кемеровской, Новосибирской, Томской областей.

Ассоциация создана в целях повышения научно-технического, производственного и инвестиционного потенциала, развития кооперации и специализации, укрепления и развития конкурентоспособности продукции машиностроения Кузбасса, а также машиностроения России, стран СНГ, и дальнего зарубежья на основе их взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках ассоциации создан и действует Совет по техническому содействию. Созданы секции малых и средних предприятий и крупных предприятий.

Одной из важных задач ассоциации машиностроителей Кузбасса совместно с департаментами угольной промышленности и энергетики, промышленности и предпринимательства Администрации Кемеровской области и учеными Кемеровского научного центра является разработка стратегии развития машиностроительного комплекса

90

А.И. Копытов, А. А. Клепцов

Кузбасса по производству оборудования для угольной промышленности в увязке с программой развития угольной отрасли до 2030 г.

Здесь нужна и государственная поддержка в виде очевидной целесообразности ограничения закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в Кузбассе и России. Для реализации структурноинвестиционной политики необходимо сконцентрировать значительные средства именно на приоритетных направлениях.

Объем капиталовложений, формируемых за счет собственных средств предприятий в настоящее время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы из-за сложного финансового положения самых предприятий. Одним из дополнительных источников капвложений в наше машиностроение являются частные инвестиции. Но основную нагрузку по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей экономики должно взять государство. Это стимулирование за счет налоговых льгот, сдерживание тарифов на энергоносители и перевозки, эффективная кредитная политика и т. д. Эти предложения надо готовить и вносить через органы законодательной власти.

Главное назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность насыщением всех отраслей экономики основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроение характеризуется большой фондоемкостью, капиталоемкостью и трудоемкостью продукции. Конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы. Особенно острый дефицит предприятия испытывают в современных инженерно-конструкторских кадрах.

Положительно решают данную проблему собственники ООО «Юргинский машзавод» в рамках реализации инвестиционных проектов модернизации предприятия совместно с филиалом Томского политехнического университета.

В то же время слабо используется потенциал Кузбасского государственного технического университета для подготовки специалистов машиностроителей.

Подготовка специалистов-машиностроителей в университете началась в 1963 году с открытием кафедры «Технология машиностроения». С тех пор подготовлено свыше 3,5 тыс. инженеров-технологов, абсолютное большинство которых трудится на больших и малых машиностроительных предприятиях Кузбасса.

Реформирование высшей школы предъявляет новые требования к организации и уровню подготовки специалистов, и университет стремится соответствовать этим требованиям. Наряду с продолжением выпуска инженеров по специальности

«Технология машиностроения» с 2001 года начата подготовка по специальности «Оборудование и технология сварочного производства», выпускники которой оказались в высшей степени востребованными на рыке труда области и региона.

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 3-го уровня пересмотрена структура подготовки специалистов. Для подготовки специали-стов-машиностроителей в настоящее время в университете лицензированы все уровни обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура по двум направлениям подготовки: «Конструкторско-

технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Машиностроение».

В соответствии с требованиями ФГОС каждое направление предусматривает подготовку бакалавров по различным профилям. Так, ФГОС по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» предусматривает жесткий набор из трех профилей, из которых в университете ведется подготовка бакалавров по профилям «Технология машиностроения» и «Металлообрабатывающие станки и комплексы». ФГОС по направлению «Машиностроение» не ограничивает количество и набор возможных профилей подготовки бакалавров. Так, наряду с уже имеющимся профилем подготовки «Оборудование и технология сварочного производства» с этого года начнется прием на новый профиль «Реновация (восстановление и ремонт) оборудования топливно-энергетического комплекса». Возможно и открытие других профилей подготовки по направлению «Машиностроение» в соответствии с пожеланиями работодателей - собственников и руководителей машиностроительных предприятий.

Следует отметить, что ФГОС 3-го поколения предоставляют больше возможностей по подготовке специалистов с учетом пожеланий работодателей. В частности большое количество дисциплин по выбору обучающихся - не менее 33% от общего объема подготовки, позволяет готовить бакалавров с различными «уклонами», с углубленным изучением определенных дисциплин, вопросов, проблем по желанию заказчика-работодателя. Еще одна возможность - организация практик и дипломирования на предприятиях работодателей.

Вообще, одной из целей реформирования высшего образования является широкое привлечение работодателей к участию в подготовке специалистов, и это не только участие руководителей и специалистов машиностроительных предприятий в формировании учебных планов и рабочих программ дисциплин. Снижение затрат государственного бюджета на высшее образование показывает, что государство не будет оплачивать подготовку специалистов для собственников предприятий. В этих условиях основной упор должен быть

сделан на участие собственников в финансировании подготовки специалистов для своих предприятий. Это и целевой набор на бюджетные места с оплатой собственниками обучения, и контрактная подготовка специалистов, и другие формы финансового участия собственников в реализации образовательных программ для подготовки своих будущих специалистов.

К сожалению, в настоящее время превалирует односторонний «иждивенческий» поход собственников и руководителей к подготовке специалистов: «дайте нам хороших инженеров». Но хороший инженер может получиться только в том случае, если большая часть его подготовки проходит на машиностроительном предприятии, при его участии в решении реальных производственных проблем.

Несколько иная картина складывается при подготовке специалистов 2-го уровня - магистров. В области машиностроительных технологий университет готовит магистров по двум направлениям: «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Машиностроение». В соответствии с ФГОС магистратуры профили и программы подготовки магистров отсутствуют: обучение ведется в целом по направлению, что позволяет максимально увеличить гибкость подготовки. Этим объясняется большое количество «производственников» - выпускников прошлых лет, отработавших на предприятиях машиностроения 1-2-3 года, желающих продолжить обучение в магистратуре. Специалисты, получив реальный опыт работы после окончания университета, хотят продолжить и совершенствовать свое образование, причем руково-

□ Авторы статьи

Копытов Александр Иванович, докт. техн. наук, проф. каф строительства подземных сооружений и шахт КузГТУ, е-таД:Ь01Ъ(1у@уап11ех.ги

дство предприятий заинтересовано в продолжении образования своих сотрудников.

Таким образом, университет предлагает весь спектр образовательных услуг для подготовки специалистов в области машиностроения и смежных отраслях. Университет открыт как для обсуждения, так и для реализации различных форм сотрудничества с заинтересованными собственниками и руководителями предприятий машиностроительного сектора области и региона.

Идет реформирование высшего образования. Некоторые важные специализации, возможно, будут исключены. Поэтому рабочие программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами следует формировать с собственниками и профессионалами в подготовке инженерных кадров для машиностроения Кузбасса. Возможно, открывать новые специальности в связи с развитием транспортного машиностроения.

Только консолидация усилий власти, промышленного менеджмента, науки, общественных формирований и гражданского общества может способствовать инновационному развитию и переходу от рыночной экономики к высоким технологиям и интеллектуальным ресурсам.

Совершенно очевидно, что без внедрения новых идей, прорывных технических решений в машиностроении Кузбасса, как фундаментальной, фондообразующей отрасли инновационного развития экономики, модернизация останется лишь модным словом, а шестой технологический уклад, в который вступает значительная часть цивилизованного мира - лишь заманчивой мечтой.

Клепцов Александр Алексеевич . канд. техн. наук, доц., зав.

каф. технологии машиностроения КузГТУ,

тел. 8 960 903 43 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.