Научная статья на тему 'Масcмедиа в системе политического управления'

Масcмедиа в системе политического управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / СИСТЕМЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СРЕДСТВА ДОНЕСЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ситников Николай Андреевич

Статья посвящена рассмотрению средств массовой информации как основы политической публичности, в рамках которой действуют различные политические силы. Рассматривается основная цель средств массовой информации с точки зрения её места в политической жизни общества, которой является обеспечение социальной стабильности при воплощении в жизнь тех или иных политических решений. Основное внимание уделяется вопросам выполнения важных социальнозначимых функций систем массовой информации. Также описываются современные средства массовой информации по средству донесения и разделение их на категории. Подчеркивается что, развитие информационных технологий и телекоммуникационных систем привело к появлению новых типов транслирования информации, а также новых форм коммуникации, в свою очередь власть стала публичной, а сама политика стала превращаться в медиапроцесс. В заключение кратко рассматривается пространство интернета как средство массовой информации со своими факторами и особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Масcмедиа в системе политического управления»

Масемедиа в системе политического управления

сч

СП £

Б

а

2 о

Ситников Николай Андреевич,

аспирант, кафедра экономики и финансов общественного сектора, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

Статья посвящена рассмотрению средств массовой информации как основы политической публичности, в рамках которой действуют различные политические силы. Рассматривается основная цель средств массовой информации с точки зрения её места в политической жизни общества, которой является обеспечение социальной стабильности при воплощении в жизнь тех или иных политических решений. Основное внимание уделяется вопросам выполнения важных социально-значимых функций систем массовой информации. Также описываются современные средства массовой информации по средству донесения и разделение их на категории. Подчеркивается что, развитие информационных технологий и телекоммуникационных систем привело к появлению новых типов транслирования информации, а также новых форм коммуникации, в свою очередь власть стала публичной, а сама политика стала превращаться в медиа-процесс. В заключение кратко рассматривается пространство интернета как средство массовой информации со своими факторами и особенностями.

Ключевые слова: массмедиа, системы массовой информации, политическое управление, средства донесения, политическая публичность.

С развитием технологий, производства и социума, возрастает значимость информации как таковой. В двадцать первом веке ежесекундно мы получаем в десятки раз большее количество информации, чем когда-либо прежде. В наши дни системы массовой информации не только являются неотъемлемой частью жизни современного общества, они играют существенную роль в формировании мировоззрения граждан, и их отношения к тем или иным политическим, экономическим, социальным и культурным процессам.

Система СМИ выполняет важные социально-значимые функции:

- информационная - в рамках этой функции средства массовой информации оперативно предоставляют людям данные о произошедших в мире событиях, а так же о процессах культурной, общественной и политической жизни. Информационная функция способствует формированию мировоззрения индивида.

- функция социализации - СМИ оказывают непосредственное влияние на формирование системы ценностей и взглядов на различные социальные, политические, культурные процессы.

- функция мобилизации общественного мнения - освещая те или иные события под определенным углом, СМИ способны формировать отношение общества к событию или процессу. Вызывая, таким образом, широкий общественный резонанс, способный приводить к серьезным политическим последствиям. Зачастую именно эта функция средств массовой информации используется в угоду определенных политических сил и отвечает их интересам [6].

- функция обратной связи общества и властных структур - средства массовой информации являются формой выражения мнения общественности, её отношения к проводимой политике, экономическим и социальным процессам. СМИ помогают представителям власти получать информацию об отношении общества к проводимой политике, процессах и настроениях в обществе и при необходимости принимать определенные меры для нормализации и стабилизации отношения общества к власти.

- рекреационно-развлекательная функция - СМИ способны удовлетворять культурные потребности большей части населения. В рамках этой роли, средства массовой информации позволяют развлекать людей и организовывать их досуг определенным образом. Стоит отметить, что речь здесь идет не только о развлекательных передачах или статьях, носящих развлекательный характер. Так пропаганда того или иного вида отдыха способна формировать отношения человека к нему.

Современные средства массовой информации по средству донесения могут быть разбиты на следующие категории:

- печатные СМИ - газеты, журналы, периодические издания. Интерес общества к данной разновидности средств массовой информации велик, но со временем снижается. Печатные издания в классическом их виде, на сегодняшний день, как правило, ориентированы на более возрастную аудиторию и с появлением Интернета большая часть газет или журналов имеет онлайн версии, более востребованные среди аудитории помоложе.

- телевидение - аудитория телевидения, на данный момент, является наибольшей, телевизор смотрят представители разных

социальных слоев, люди разных возрастов и взглядов.

- радио - радиовещание охватывает несколько меньшую аудиторию, нежели телевидение, но аудитория радио столь же разношерстна.

- Интернет - в настоящее время аудитория Интернета огромна и постоянно растет. Популярные Интернет-СМИ уже сейчас могут помериться рейтингами со многими телеканалами, в том числе и федеральными. Фактически сама по себе Всемирная Паутина является средством массовой информации, но в рамках данной статьи мы выделим некоторые формы предоставления (получения) информации в Интернете, которые рассмотрим ниже.

Средства массовой информации являются основой политической публичности, в рамках которой действуют различные политические силы. Сами СМИ в условиях публичности подвержены влиянию множества факторов, среди которых взгляды целевой аудитории, инвесторы, владельцы СМИ, а так же органы государственной власти, помимо этого СМИ должны удовлетворять интересам рекламодателей, общественных и политических и т.д. Таким образом, перед средствами массовой информации стоит непростая задача - постоянно лавировать между, зачастую противоречивыми интересами агентов - источников противоречивыхтребований и ограничений [4].

Основной целью, которую преследуют СМИ, с точки зрения их места в политической жизни общества, является обеспечение социальной стабильности при воплощении в жизнь тех или иных политических решений. Так для совершения какого-либо политического действия политическим силам требуется легитимность, во многом достигаемая и поддерживаемая при помощи систем массовой информации, выступающими своего рода посредником между властью и обществом.

Манипуляционные технологии, если они используются правящей группировкой, могут выступать гарантом легитимности для правящих элит в рамках политической коммуникации. Так же манипуляция может быть из инструментов оппозиции, используемым ей в борьбе за поддержку электората и, как следствие, за власть. В современном демократическом обществе роль общественного мнения на политические процессы достаточно велика и постоянно растет, как следствие, манипуляционные технологии становятся не просто способом формирования общественного сознания, но одним из средств управления государством и методом достижения определенных политических целей.

В рамках политической коммуникации с обществом манипулирование общественным сознанием нуждается в широком использовании средств массовой коммуникации. В таком формате коммуникаций контроль над СМИ либо над самой информацией является стратегической задачей государства [3].

Развитие информационных технологий и телекоммуникационных систем привело к появлению новых типов транслирования информации, а также новых форм коммуникации. Власть стала публичной, а сама политика стала превращаться в медиа-процесс [2].

С интенсивным развитием сферы инфокоммуникационных технологий и усиления политического влияния на средства массовой информации, в современной политике появляется новая форма организации публичной власти - медиакра-тия, характерная для перехода к информационному обществу. Такая форма организации государственной власти основывается на преимущественном контроле медиа пространства политическими силами, находящимися у власти. Она предполагает широкое использование имиджевых стратегий и рекламных технологий, разрушаю-

щих барьеры между публичной и частной сферами жизни, социальными и культурными механизмами целенаправленного воздействия на поведение человека. Это может вести к девальвации механизмов коммуникации власти и только формирующихся структур гражданского общества. В результате общественность постепенно утрачивает рычаги информационного воздействия на позиции властей а политическая элита становится собственником публичной информации и в безальтернативным источником проектирования политического будущего страны; за не элитарными слоями закрепляется роль пассивного реципиента политической информации. Связи между политическими факторами и СМИ становятся всё прочнее, в настоящий момент можно говорить о процессе сращивания масс-медиа и политики - медиатизации политической сферы. Это позволяет политическим элитам практически бесконтрольно применять манипулятивные технологии в процессе политической борьбы [5].

С развитием Интернет-СМИ диалог Власть-Общество перешел на качественно новый вид. Причиной тому является специфика размещения информации во Всемирной паутине и её всеобщая доступность. Любой человек в сети может делиться своим мнением о том или ином событии или политическом вопросе, более того, теоретически любой комментарий могут увидеть из любой точки планеты бесконечно многое количество людей, так же имеющих свое мнение.

Таким образом, пространство Интернет, казалось бы, смогло воплотить в жизнь демократические идеи о свободе прессы. Однако даже с отсутствием жесткой цензуры и всеобщей свободой высказывать свое мнение средства массовой информации в Интернете не являются независимыми и подчиняются тем же факторам, что и любые другие разновид-

© £

Я

3

г

9

сч ai £

Б

а

ности СМИ. Более того, чаще всего СМИ в Интернете не являются чем-то принципиально новым, так, скажем, новостные порталы почти всегда являются аналогом печатных изданий и освещают те же новости в том же контексте что и их печатные собратья. Тем не менее, Интернет действительно оказывает на современные СМИ колоссальное влияние.

Причиной тому служит ряд технических, психологических и социальных факторов, отличающих Интернет от прочих разновидностей средств массовой информации

К этим факторам можно отнести.

- работа поисковых алгоритмов - современные поисковые системы способны фильтровать информацию не только по популярности и ряду технических факторов, используемых при ранжировании, но и в соответствии с интересами конкретного пользователя. Таким образом каждый человек, пользующийся Интернетом, сам того не зная, является цензором своих новостей.

- возможность обсуждений -в отличие от прочих СМИ, технические возможности средств массовой информации в Интернете позволяют находиться в открытом диалоге с аудиторией в режиме реального времени двадцать четыре часа в сутки, что усиливает влияние аудитории на средства массовой информации.

- возможность самостоятельной публикации - благодаря Интернету любой человек может освещать то или иное событие, делиться взглядами и мнением по поводу тех или иных процессов.

Эти факторы (в особенности, последний) рождают огромный поток неконтролируемой информации, и делают невозможным тотальный контроль над СМИ. Другое дело контроль над информацией. Современные реалии вынуждают политтехнологов работать в тесной взаимосвязи, в том числе, и с Интернет-СМИ. При должном подходе, неконтролируемый поток информации не является действительно неконтролируемым, ведь, если человек, разделяющий взгляды с правящей элитой, свободно делится своим мнением, то в этом нет ни чего плохого [1].

Таким образом, от непосредственного контроля над системами массовой информации политические силы переходят к контролю над самой информацией, её представлением и освещением.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Предисловие к русскому изданию 1999 г. ? М.: Academia 1999.

2. Горбунов А.С. Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: канд. фи-лос. наук. ? М., 2000.

3. Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества. // Социально-гуманитарные знания. ? 2000. ? №1.

4. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. // Вопросы философии. ? 2001. ? №3.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. - Мн.: Попурри, 1999.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. - Мн.: Попурри, 1997.

Mass media in the system of political control

Sitnikov N.A.

Russian Academy of national economy and public service under the President of the Russian Federation

The article is devoted to consideration of the media as the basis of political publicity in which there are different political forces. Is considered the main goal of the media from the point of view of its place in the political life of society, which is social stability in realisation of those or other political decisions. Focuses on the implementation of important socially-significant system functions, media. Also describes modern media means of conveying and separating them into categories. It is emphasized that the development of information technology and telecommunication systems has led to the emergence of new types of broadcast information, and new forms of communication, in turn the government became public, and the policy itself has become a media process. To conclude, we consider the space of the Internet as a mass medium with its factors and features.

Keywords: mass media, media, political management, a means of conveying, political publicity.

References

1. Bell D. Future post-industrial society.

The preface to the Russian edition of 1999 ? M.: Academia, 1999.

2. Humpbacks of Ampere-second. Violent impact on the personality from mass media: edging. ($>u.noc. sciences. ? M., 2000.

3. Kretov B. I. Mass media - an element

of political system of society.// Social and humanitarian knowledge. ? 2000. ? No. 1.

4. Reyman L. D. Information society and

a role of telecommunications in its formation.//Philosophy questions. ? 2001. ? No. 3.

5. Spengler O. Decline of Europe. T. 2. -

Mh.: Potpourri, 1999.

6. Fromm E. Flight from freedom. - Mh.:

Potpourri, 1997.

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.