Научная статья на тему 'Маржинальный анализ: сущность, возможности, проблемы и значение'

Маржинальный анализ: сущность, возможности, проблемы и значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1672
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепетова В. Н.

В статье автор исследует особенности, возможности и трудности проведения маржинального анализа на предприятиях как промышленных, так и эксплуатационных. Рассмотрен пример калькуляции затрат с использованием системы «директ-костинг». Даны основные этапы и сформулированы условия проведения анализа на предприятиях речного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARGINAL ANALYSIS AS THE INSTRUMENT OF SUBSTANTIATIONS OF ADMINISTRATIVE DECISIONS

In the article the author investigates features, opportunities and difficulties of carrying out of marginal analysis at the enterprises both industrial, and operational. The example of accounting of expenses with use of system "direct-casting" is considered. The basic stages are given and conditions of carrying out of the analysis at the enterprises of river transport are formulated.

Текст научной работы на тему «Маржинальный анализ: сущность, возможности, проблемы и значение»

Теоретики бухгалтерского учета предлагают различные альтернативы современным принципам учета [4]. Чаще всего рекомендуется изменить подход, ориентированный на прибыль, на подход, ориентированный на активы и обязательства, поскольку при последнем получаемая прибыль является результатом изменения чистых активов; вести учет активов по текущей - восстановительной или ликвидационной стоимости; определять размер амортизационных отчислений рассчитывая себестоимость на единицу продукции с учетом текущей стоимости производящих активов, а не распределяя историческую стоимость по периодам, поскольку альтернативный метод позволяет уравнять амортизационные отчисления по новым и существующим активам [4].

В рамках существующей модели бухгалтерского учета, основанной на исторической (себе)стоимости, отказаться от систематического распределения затрат по периодам невозможно, поскольку существующая схема не предполагает измерения текущей стоимости активов. Изменение принципов реализации (признания) прибыли и сопоставления затрат, а также отражение всех фактов хозяйственной деятельности, влияющих на положении компании, значительно повысят затраты на ведение учета и составление финансовой отчетности. Однако большинство критиков современных методов учета уверены в том, что рассмотренные принципы являются не более чем дымовой завесой: реальная цель защитников современных принципов учета - стабильность отчетной прибыли.

Список литературы

[1] "Arthur Levitt Addresses 'Illusions,'" JofA, Dec.98, p.age 12.

[2] Paul Rosenfield. What drives earnings management? (Generally Accepted Accounting Principles). Journal of Accountancy, Oct, 2000.

[3] Современный бухгалтерский учет. В. Ф. Палий. Москва: Бухгалтерский учет, 2003.

[4] Accounting Theory. A Conceptual and Institutional Approach. Harry Wolk, Jere Francis, Michael Tearney. PWS_KENT Publishing Company, Boston.

EARNINGS MANAGEMENT UNDER ACCOUNTING STANDARDS

S. N. Chekunova, A. A. Koshurina

Modern accounting standards are based on the income-measurement approach and, therefore, the balance sheet is burdened with by-products of income measurement and expense allocation rules, which hampers the assets current value measurement.

УДК 658.012.12

В. Н. Щепетова, доцент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: СУЩНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ЗНАЧЕНИЕ

в статье автор исследует особенности, возможности и трудности проведения маржинального анализа на предприятиях как промышленных, так и эксплуатационных. Рассмотрен пример калькуляции затрат с использованием системы «директ-костинг». Даны основные этапы и сформулированы условия проведения анализа на предприятиях речного транспорта.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах рыночной экономики и играет большую роль в обосновании управленческих решений.

Данная методика была разработана и предложена в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрах как метод планирования под названием графика критического объема производства. Позже этот подход называли метод содействия доходу или анализ безубыточности или маржинальный анализ. В отечественной литературе методика маржинального анализа была подробно описана Зудилиным А.П. в 1971 г. [3]. Методика маржинального анализа позволяет изучать соотношения между издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и на основе этого управлять процессом формирования финансового результата.

Для применения маржинального анализа на предприятии необходимо в бухгалтерском управленческом учёте использовать систему «директ-костинг», в основе которой лежит деление затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменения объема производства», и использование таких категорий как маржинальный доход или маржинальная прибыль. Сущность системы «директ-костинг» состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только лишь в части переменных затрат, т. е. лишь переменные расходы распределяются по носителям затрат. Оставшаяся часть издержек (постоянные расходы) собирается на отдельном счете, в калькуляцию не включается и периодически списывается на финансовые результаты, то есть учитывается при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы - остатки готовой продукции на складах и затраты в незавершенном производстве.

Принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным затратам они из расчетов исключаются. Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции обшей суммой без подразделения на конкретные виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от продаж:

Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»;

Кт 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок отражения операций на счетах в условиях системы «директ-костинг»:

Прямые производственные затраты с кредита счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство».

Переменная часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается на счет 20 (23). Затраты, используя какую-либо базу распределения, в дальнейшем будут отнесены на соответствующие носители затрат, то есть будут участвовать в калькулировании. Постоянная часть общепроизводственных издержек вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами, рассматриваемыми как периодические, при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования (носителей затрат), а списываются на уменьшение выручки от реализации продукции.

Таким образом, применение системы «директ-костинг» на практике предлагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части. К счету 25 создаются два субсчета: 25/1 «Общепроизводственные переменные расходы» и 25/2 «Общепроизводственные постоянные расходы». Оборот счета 25/1 закрывается счетом 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж».

Необходимо обратить внимание на то, что остатки незавершенного производства и готовой продукции, то есть запасы, оцениваются в этом случае по неполной (переменной себестоимости).

Использование системы «директ-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых

результатов. Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о прибылях и убытках (как правило, двухступенчатая) содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль.

Маржинальный доход - это разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным расходам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель прибыли от продаж (операционной прибыли).

Как же влияет выбранный метод учета на величину себестоимости продукции, оценку запасов и прибыли предприятия? Рассмотрим пример.

Предприятием производятся два вида продукции - А и Б. Прямые затраты на производство продукции А составляют - 200тыс. руб., в том числе прямая заработная плата

- 100 тыс. руб.. Прямые затраты на производство продукции Б - 400 тыс. руб., из них заработная плата - 200 тыс. руб. За отчетный период дебетовый оборот по счету 25 «Общепроизводственные расходы» составляет 180 тыс. руб., по счету 26 «Общехозяйственные расходы» - 240 тыс. руб. Для упрощения предположим, что общепроизводственные расходы состоят только из переменной части. Допустим также, что:

а) половина всех произведенных за отчетный период затрат материализовалась в готовой продукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, причем за отчетный период произведено 20000 кг. готовой продукции А и 30000 кг. -изделия Б;

б) вся произведенная продукция реализована. Выручка от продаж составила 800 тыс. руб., том числе 200 тыс. руб. от продукции А и 600 тыс. руб. от продукции Б.

При учете затрат по методу «директ-костинг» к счету 20 открыты два субсчета -для калькулирования себестоимости каждого вида продукции - 20-А и 20-Б. Прямые затраты отнесены непосредственно на носители затрат: 200 тыс. руб. - на продукцию А и 400 тыс. руб. - на продукцию Б.

Затраты, собранные на счете 25, распределяются между продуктами пропорционально какому - либо признаку например: прямой заработной плате, амортизации, цеховой себестоимости или другим признакам. Разделение между А и Б, сделаем пропорционально прямой заработной плате, т. е. в пропорции 1 : 2.Таким образом, из общей суммы общепроизводственных затрат в 180 тыс. руб. 60 тыс. руб. отнесено на продукцию А, 120 тыс. руб. - на продукцию Б.

Общехозяйственные расходы как периодические в сумме 240 тыс. руб. прямо списаны на себестоимость реализованной продукции.

Видно, что на производство продукции А, в отчетном периоде затрачено 260 тыс. руб. Половина из них (130 тыс. руб.) - себестоимость готовой продукции. По условию за отчетный период произведено 20000 кг продукции А. Следовательно, себестоимость одного кг. - 6,5 руб. В незавершенном производстве останется продукции А на сумму 130 тыс. руб.

Аналогичные расчеты, произведенные по изделию Б, позволяют оценить готовую продукцию (30000 кг.) в 260 тыс. руб., следовательно, себестоимость единицы изделия Б составляет 260000: 30000 = 8,7 руб. Незавершенное производство по изделиям Б оценивается в 260 тыс. руб.

Себестоимость всей готовой продукции -390 тыс. руб. (130 + 260). Это переменная себестоимость. На счете 90 формируется первый финансовый показатель - маржинальный доход; в данном случае он равен 410 тыс. руб. (800 - 390). После списания общехозяйственных расходов на счете 90 выводится второй показатель - прибыль, то есть разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. В приведенном примере операционная прибыль равна: 410 - 240 = 170 тыс. руб.

Так как готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным производством. Его общий размер составляет: 130 + 260 = 390 тыс. руб.

При калькулировании полной себестоимости отличие от предыдущей схемы состоит в том, что в калькулировании участвуют все расходы, включая и постоянные. Таким образом, между продуктами А и Б помимо общепроизводственных расходов будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения - прямая заработная плата, пропорция распределения, как и прежде, составляет 1 : 2. Тогда на продукцию А будет отнесено 80 тыс. руб. общехозяйственных расходов, на продукцию Б - 160 тыс. руб., дебетовый оборот по счету 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 340 тыс. руб.; из них половина - стоимость готовой продукции, а половина остается в незавершенном производстве. Следовательно, 20000 кг. готовой продукции А оценивается в 170 тыс. руб., т. е. себестоимость единицы - 8,5 руб. за кг.

По продукции Б имеем: изготовление 30000 кг обошлось предприятию в 340 тыс. руб., то есть себестоимость единицы составляет: 340000:30000 = 11,3 руб. за кг.

Себестоимость всей готовой продукции - 510 тыс. руб. (170 + 340). Следовательно, прибыль от продаж (операционная прибыль) составит: 800 -510 = 290 тыс. руб.

Оценим запасы незавершенного производства. По продукции А стоимость равна 170 тыс. руб., по продукции Б - 340 тыс. руб. Отсюда себестоимость запасов составила 510 тыс. руб.

Результаты выполненных расчётов можно свести в табл. 1.

Таблица 1

Оценка себестоимости, прибыли и ■запасов при учете переменных (метод «директ-костинг» и полных затрат)

Показатели, тыс. руб. Учет переменных затрат Учет полных затрат

Себестоимость продукции: А единицы 6,5 8,5

Б 8,7 11,3

Оценка запасов 390 510

Прибыль 170 290

Сравнение полученных результатов позволяет заключить: себестоимость единицы продукции, рассчитанная по методу «директ-костинг», ниже полной себестоимости: по продукции А - на 2 руб., по продукции Б - на 2,6 руб.). В результате при калькулировании неполной себестоимости на 120 тыс.руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета полных затрат (510-390). Поэтому себестоимость реализованной продукции оказывается выше, а следовательно, прибыль меньше при методе учета переменных затрат на те же 120 тыс. руб. (290 - 170).

Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.

В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, внимание фокусируется на разделении затрат на постоянную и переменные части. При этом непременно формируется показатель маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки или прибыль плюс постоянные затраты. Маржинальный доход на единицу продукции (или маржа) представляет собой разность между ценой изделия и переменными затратами, приходящими на единицу продукции.

С учетом цифрового примера отчет выглядит следующим образом (табл. 2).

В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается (табл. 3).

Маржинальный анализ позволяет определить порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Таблица 2

Отчет о прибылях и убытках (составлен при использовании маржинального подхода)

№ строки Показатели Сумма, тыс. руб.

1 Выручка от продажи продукции 800

2 Переменная часть себестоимости проданной продукции 390

3 Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2) 410

4 Постоянные расходы 240

5 Операционная прибыль (прибыль от продаж)

(стр. 3 - стр. 4) 170

Таблица 3

Отчет о прибылях и убытках (составлен по результатам калькулирования полной себестоимости продукции)

№ СТРОКИ Показатели Сумма, тыс. руб.

1 Выручка от продажи продукции 800

2 Себестоимость проданной продукции 510

3 Операционная прибыль (прибыль от продаж)

(стр. 1 - стр. 2) 290

Порог рентабельности - это объём продаж в стоимостном измерении, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Порог рентабельности определяется как частное от деления суммы постоянных расходов на долю маржинального дохода в выручке.

Запас финансовой прочности это превышение выручки над порогом рентабельности.

Определим порог рентабельности для каждого вида изделия. Исходные данные и результаты расчёты расчёта порога рентабельности и запаса финансовой прочности приведём в табл. 4.

Таблица 4

Расчёт порога рентабельности и запаса финансовой прочности

№ Показатели Вид продукции Итого

А Б

1 Выручка от продаж, тыс. руб. 200 600 800

2 Переменные расходы, тыс. руб. 130 260 390

3 Маржинальный доход, тыс. руб. 70 340 410

4 Постоянные расходы, тыс. руб. 80 160 240

5 Прибыль (убытки), тыс. руб. (Ю) 180 170

6 Доля маржинального дохода в выручке (стр.З: стр. 1) 0,35 0,57 0,51

7 Порог рентабельности, тыс. руб. (стр.4: стр.6) 228,6 280,7 470,6

8 Запас финансовой прочности, тыс. руб. (стр.1 - стр.7) -28,6 319,3 329,4

9 Запас финансовой прочности, % (стр8 : стр.!) -14,3 53,2 41,2

Анализируя полученные данные мы видим, выпуск продукции А порога рентабельности не достиг, а выпуск продукции Б перешёл порог рентабельности и дал при-

быль в 180 тыс. руб., часть которой пошла на покрытие убытков по производству и продаже продукции А. (180- 10 = 170 тыс. руб.).

Производство продукции Б представляется более выгодным, чем производство продукции А. Рассчитаем порог рентабельности при полном отказе от выпуска продукции А. (240 : 0,57). Он составит 421,1 тыс. руб., запас финансовой прочности при этом составит 29,8 %. А выпуск двух видов продукции обеспечивает запас финансовой прочности в 41, 2%. Это произошло, т.к. каждый из видов продукции взял на себя покрытие части постоянных расходов.

На речном транспорте использование маржинального анализа и калькулирование затрат имеет свои особенности, обусловленные спецификой деятельности. В частности нет незавершённого производства, большая доля постоянных затрат, например, амортизационные расходы, вызванные значительной фондоёмкостью и др.

Использование системы «директ-костинг» на речном транспорте связано с большими сложностями разделения затрат предприятия на переменные и постоянные. Переменные затраты зависят от объема перевозок и перегрузочных работ. К ним относятся: материальные затраты на сырье и материалы, расходы на топливо и энергию на технологические цели. Переменные затраты могут встречаться также в составе и других затрат, а также управленческих и коммерческих расходов.

По определению переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производства, т. е. увеличение объема производства в два раза приводит к росту переменных затрат тоже в два раза. Другими словами, переменные затраты линейно зависят от объема производства, но при этом переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Они остаются неизменными при различных масштабах производства за определенный период времени. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации персонала и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и услуг, общие для нескольких однородных видов услуг и общие для компании в целом.

Постоянные затраты на единицу продукции (услуг) уменьшаются по мере роста объема хозяйственной деятельности и увеличиваются по мере его сокращения. Т.е., можно сказать, что изменение производс твенных мощностей, оборудования, трудовых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличению или уменьшению постоянных затрат. Общая величина при этом неизменна, т.к. в эти периоды предприятие в тех же размерах начисляет амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивает проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату. Организации более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направлений распределения прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что постоянные затраты сохраняют свой уровень неизменным, только в зоне релевантности (в ограниченном диапазоне объемов производства) и на протяжении определенного периода времени. Поэтому для проведения маржинального анализа требуется довольно точно спрогнозировать будущую загрузку мощностей, используя при этом данные о затратах прошлого периода. В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от продажи продукции не так легко снизить.

Разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, так как многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Это так называемые смешанные затраты, к которым относятся затраты на текущий ремонт судов и перегрузочного оборудования, заработанная плата плавсостава и т.д. При проведении конкретных расчетов в рамках маржинального анализа выделяют постоянную и переменную составляющие в смешанных затратах и причисляют их к постоянным и переменным затратам соответственно.

Деление затрат на переменные и постоянные затраты позволяет определить зону прибыльности и точку безубыточности предприятия речного транспорта.

В точке безубыточности выручка покрывает все затраты (переменные и постоянные), но не приносит прибыли. Или другими словами, характеризует объём перевозок и перегрузочных работ, при которых нет ни прибыли, ни убытка. Следовательно, её можно определить как в стоимостном выражении (уровень выручки, доходов), так и в натуральном выражении (количество услуг - перевезённых и перегруженных тонн груза). После прохождения точки безубыточности каждая дополнительная единица проданной продукции (услуг) будет приносить компании прибыль в размере маржи. Однако следует помнить, что погрешности разделения и аппроксимации переменных и постоянных затрат делают эти результаты ориентировочными.

Маржинальный анализ позволяет определить порог рентабельности и запас финансовой прочности компании (зону безопасности), которая определяются как разность между фактическим количеством реализованной продукции (услуг) и безубыточным объемом продаж (разность фактической выручки от продаж и порога рентабельности). Наличие запаса финансовой прочности положительно влияет на финансовое состояние компании, и свидетельствует о возможности сохранения финансовой устойчивости при снижении выручки до критического объёма продаж.

Расчет данных показателей основывается на взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли. Для определения безубыточного объема продаж услуг (критического объема продаж, точки безубыточности), порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия можно использовать графический и аналитический способы.

Важным источником резервов увеличения суммы прибыли и улучшения финансового состояния предприятия является оптимизация структуры перевозок и перегрузочных работ, т.е. увеличение доли тех услуг, которые приносят большую маржинальную прибыль компании. Однако маржинальный анализ показывает, что сведение своей производственной программы только к одной самой доходной услуге, с тем, чтобы максимизировать прибыль и минимизировать вероятность банкротства, а также в связи с изменением конъюнктуры рынка далеко не всегда приводит к желаемому результату.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема перевозок или перегрузочных работ (порога рентабельности) при заданных соотношениях доходной ставки, постоянных и переменных затрат;

- максимального уровня постоянных затрат, которые может позволить фирма при заданном уровне объёма перевозок или перегрузочных работ;

- минимальной доходной ставки при заданном объеме перевозок или перегрузочных работ и уровне переменных и постоянных затрат;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли (запаса финансовой прочности);

- оптимальной структуры перевозок судоходной компании и пр.

На основе маржинального анализа можно обосновывать и другие управленческие решения, такие как: выбор вариантов изменения производственной мощности флота и перегрузочной техники, доходных ставок на новые перевозки, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Маржинальный анализ включают следующие основные этапы:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Разделение общих затрат на предоставленные транспортные и перегрузочные услуги, а также производство и реализацию продукции на постоянные и переменные и расчет их величины.

3. Сравнительный и факторный анализ уровня исследуемых показателей и их взаимосвязей и взаимозависимостей.

4. Прогнозирование их величины в среде, подверженной влиянию множества случайных факторов.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции (услуг);

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного периода, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности компании и спроса на услуги речного транспорта;

- эффективность производства, уровень доходных ставок и потребляемые производственные ресурсы (топливо, материалы и пр.) не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

- пропорциональность поступления доходов объему выполненных услуг.

Международные бухгалтерские стандарты не разрешают использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов. В чем же тогда состоит практическое значение этой системы?

Прежде всего ее применение позволит оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, расходами и доходами, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой и рыночной активности.

В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится производство отдельных видов услуг и продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за используемое имущество или какова заработная плата у управляющих и его помощников. Поэтому одним из принципов управленческого учета и анализа является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполненные работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно лишь используя бухгалтерскую, управленческую систему учёта и анализа «директ-костинг» иначе возможности маржинального анализа.

Список литературы

[1] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994.

[2] Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

[3] Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. - Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.

[4] Карпова Т.П. Основы управленческого учёта. - М.: Инфра-М, 1997.

[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доб. - Минск; М.: Экоперспектива, 2001.

[6] Справочник финансиста предприятия. - М.: Инфра-М, 1996.

[7] Финансовый менеджмент. Учебно-практическое руководство / Под ред. Е.С. Стояновой/. -М.: Перспектива, 2000.

[8] Финансовый анализ деятельности фирмы. - М.: Ист-сервис, 1995.

[9] Шеремет А.Д., Сайфуллин А.И. Методика финансового анализа предприятия. - М.: Инфра-М, 2001.

[ 10] Хелферт 3. Техника финансового анализа / Пер. с англ. - М.: Аудит; Юнити, 1996.

MARGINAL ANALYSIS AS THE INSTRUMENT OF SUBSTANTIATIONS OF ADMINISTRATIVE DECISIONS

V. N. Shepetova

In the article the author investigatesfeatures, opportunities and difficulties of carrying out of marginal analysis at the enterprises both industrial, and operational. The example of accounting of expenses with use of system "direct-casting" is considered. The basic stages are given and conditions ofcarrying out of the analysis at the enterprises ofriver transport areformulated.

УДК 657.92:[338.515]

В. Н. Щепетова, доцент.

Т. В. Панфилова, аспирант-стажер, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

В статье получили освещение современные проблемы оценки прибыли на предприятиях речного транспорта.

Для осуществления Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2003 г. № 194 утверждена отраслевая инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте. Инструкция разработана на основе действующих ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 и, в частности, применяется организациями внутреннего водного транспорта для определения финансовых результатов. При определении налогооблагаемой прибыли инструкция применяется с учетом 25 главы Налогового кодекса и ПБУ 18/02.

Впервые в учетной практике России выражение «для целей налогообложения» появилось в 1991 г., а, начиная с 1993 г., наблюдаются активные попытки вмешательства налоговых органов не только в процесс регулирования налогового законодательства, но и в процесс регулирования бухгалтерского учета. Это проявлялось в издании разного рода инструкций и официальных разъяснений. Своеобразное толкование налоговыми органами правил бухгалтерского учета негативно повлияло на общее состояние бухгалтерского учета, на понимание его целей и предназначения.

Начиная с 1995 г. экономистами высказывались мнения о разделении учета на два вида: бухгалтерский и налоговый. Тем не менее, в общей части Налогового кодекса закрепился приоритет данных бухгалтерского учета над данными регистров, формируемых в иных системах учета, которые необходимы для расчета налогов.

Методика исчисления налогооблагаемой прибыли выглядела следующим образом: Первичные документы —► Регистры бухгалтерского учета —» Бухгалтерская прибыль (Бухгалтерская отчетность) —* Корректировки —» Налогооблагаемая прибыль (Налоговая отчетность).

Разработчики предполагали, не противопоставляя зарождавшийся налоговый учет бухгалтерскому учету, продолжать реформирование российских правил бухгалтерского учета в направлении международных стандартов.

Введенная в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса превзошла все ожидания специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения. Положения главы 25 трансформировали используемый ранее метод расчета налогооблагаемой прибыли отчетной формы в форму специального налогового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.