А. А. Соболев
МАРТИНА ОБРИ И СЕГОЛЕН РУАЯЛЬ: ДВА СТИЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ФРАНЦИИ
В статье исследуются различные стили политического лидерства двух известных французских политиков — Сеголен Руаяль и Мартины Обри. Особое внимание уделяется соответствию внутреннего содержания руководства партией его внешней стороне, которая доступна широкой публике. Статья позволяет по-новому взглянуть на внутренние процессы, происходящие в одной из ведущих французских партий — Социалистической партии — накануне важнейшего избирательного цикла 2012 г.
Ключевые слова: французская партийная политика, Социалистическая партия Франции, Сеголен Руаяль, Мартина Обри, партийная элита.
В начале XXI в. одна из ведущих политических партий современной Франции, Социалистическая партия (СП), находится в состоянии перманентного кризиса управления, когда традиционное понятие «руководство партией» целесообразно было бы заменить понятием «попытки руководства партией». Борьбу за лидерство в современной французской Соцпартии невозможно представить без двух женщин, всецело посвятивших себя политической деятельности, — С. Руаяль и М. Обри. Если судить по материалам, представленным во французских СМИ и научной периодике, эти лидеры представляют собой две совершенно различные фигуры в современной французской политике. Существует сложившаяся точка зрения, что они относятся к полярным типам лидерства, «харизматическому» и «легальному». Однако на данный момент фактически отсутствуют попытки сравнительного анализа деятельности двух женщин-лидеров. Как полагаем, что именно выявление ключевых деталей их деятельности в общем контексте позволит ответить на вопрос: насколько глубоко зашли сегодня противоречия внутри СП.
Сеголен Руаяль: политический аутсайдер?
Как справедливо пишет французский политолог Р. Лефебр в издании «Nouvelle Fondation», с первого взгляда кажется, что С. Руа-яль является «чистым продуктом» так называемой «демократии опросов» (Lefebvre, 2007, p. 20). Действительно, образ женщины-политика, стремящейся к переменам во французской политической
© А. А. Соболев, 2012
жизни и самой воплощающей эти перемены, очень органичен. В данном случае вспоминается одно из правил из сферы политической коммуникации: «Неважно, какой создаётся образ, главное, чтобы он был простым и внутренне непротиворечивым». Поэтому, чтобы различить имиджевые находки журналистов и политтехноло-гов и реальное положение дел, обратимся непосредственно к политической карьере С. Руаяль, её parcours («жизненном пути») в политике.
Восхождение С. Руаяль к лидерским позициям в СП произошло именно в период глубокого структурного кризиса среди социалистов. Партия дважды буквально стояла на грани раскола: во время внутренних консультаций с активистами в 2004 г. и во время референдума по Конституционному соглашению Европейского союза в 2005 г. (Interview avec F. Haegel..., 2007, p. 11). До описанного момента С. Руаяль твёрдо связывала свою роль в политике с занимаемой ею позицией председателя совета региона Пуату-Шарант (см.: Harneis R., 2007, p. 130). Таким образом, претензии на лидерство С. Руаяль были обусловлены в первую очередь обстоятельствами французской политической жизни и внутрипартийной жизни СП.
Очень важным был момент выдвижения С. Руаяль на позиции кандидата от СП на президентские выборы 2007 г. Поддержку ей обеспечивали отнюдь не «аутсайдеры» со стороны, не эксперты-консультанты из медиа-сферы, а партийные функционеры, занимавшие видные посты в структурах повседневного управления СП (Национальном секретариате, Национальном бюро и т. д.) (см.: Rouquan, http://www.sens-public.org/spip.php?article343). Это отнюдь не кажется случайным: С. Руаяль закончила ENA, «кузницу» высшей французской политической элиты. «Старые связи» в такой ситуации никуда не делись, их следовало только «актуализировать». Будучи когда-то советником Ф. Миттерана, она не случайно привлекла к ведению своих политических кампаний Ж.-Л. Бьянко, бывшего руководителя администрации президента-социалиста (см.: Clift, 2007, p. 285).
Рассматриваемое возвышение С. Руаяль не сопровождалось обновлением поколений в Соцпартии. Политический класс обновляется циклами, как справедливо отмечает французский исследователь Ф. Савицкий (Sawicki, 2009, p. 50). Это теоретическое положение является краеугольным камнем современного бурно развивающегося направления в политологии, которое занимается изучением политических элит. Возникает вопрос: если С. Руаяль — представитель «нового поколения» в партии, то почему её восхождение
к вершинам партийного управления не сопровождалось появлением новой партийной элиты? Конечно, чисто внешне то, в какой форме С. Руаяль утвердила себя на пост кандидата в президенты от соцпартии, могло выглядеть как некий «внутрипартийный переворот» (см.: Hanley, 2008, p. 91). Но траектория восхождения С. Руаяль как партийного лидера является классической для представителя элиты массовой партии. Примечательно, что, как показывает в своей статье британский политолог Д. Хэнли, новаторский стиль, который формально был присущ С. Руаяль, не сопровождался сколько-нибудь значительными изменениями во внутренней структуре, идеологии и программе СП (Ibid., p. 83). О чём это говорит? В первую очередь это может быть подтверждением того, что С. Руаяль использовала внешнюю оболочку «аутсайдера», а внутренне была «типичным продуктом» своей партийной среды. Исследование личности С. Руаяль, проведённое американскими политическими психологами П. де Суттером и И. Обри по концептуальной модели Миллона, подразумевающей составление психологического портрета по 34 оценочным шкалам, показывает, что кандидат от СП на президентских выборах 2007 г. имеет так называемый «навязчиво-бюрократический» тип личности. Иначе говоря, её личность обретает наибольшие возможности для самореализации в формальных структурах, где групповые правила обеспечивают ей чувство сопричастности и безопасности (Aubrey, Sutter, 2007, p. 110).
Если детально рассмотреть последующие действия С. Руаяль и сравнить их с логикой развития французской Соцпартии, то окажется, что амбициозная женщина-лидер не совершила ничего революционного. Борьба за лидерство в Соцпартии проходила очень традиционно. Для утверждения С. Руаяль в качестве единственного партийного лидера была необходима своеобразная «жертва» — политический жест, показывающий, что С. Руаяль готова решительно «усмирять» любую внутрипартийную оппозицию. Под «каток» утверждающегося лидера попал Э. Бессон — экономический советник высшего руководства Соцпартии, которому поручили подготовить основные тезисы экономического раздела С. Руаяль. Кандидат в президенты от СП проигнорировала написанное Бессоном, поставив на его работе резолюцию следующего содержания: «Да кто знает г-на Бессона?!» В ответ Э. Бессон демонстративно вышел из состава СП, опубликовал несколько гневных деклараций, посвя-щённых личности С. Руаяль, написал книгу «Кто знает г-жу Руа-яль?» и даже перешёл в лагерь сторонников Н. Саркози (см.: Ugolini, 2010, p. 46).
Конфликт С. Руаяль и Э. Бессона можно было бы считать проявлением беспрецедентных амбиций первой, если бы до этого в
Соцпартии не было «суперпрезидентского» лидерства Ф. Миттерана, попыток единоличного лидерства Л. Жоспена, Ф. Олланда и многих других фигур. Таким образом, попытка С. Руаяль подчинить себе всю партию целиком — не исключение, а типичный случай.
Если вспомнить кампанию С. Руаяль, то она действительно имела инновационные элементы: достаточно автономный от партии штаб кампании, работа в социальных сетях в Интернете, претензии на «универсальную» (catch-all) политическую стратегию. Была даже создана ассоциация «Грёзы будущего» (Desirs d'avenir), которая постепенно из простого дискуссионного клуба превратилась в структуру со своими собственными приверженцами, комитетами в каждом департаменте, штаб-квартирой на бульваре Распай и председателем (см.: Martin, 2008). Но это — форма проведения кампании, а с содержанием дело обстояло иначе.
По содержанию С. Руаяль вела кампанию в очень эмоциональном, а не рациональном ключе, до последнего скрывая свои политические предпочтения. Её средства привлечения избирателей можно назвать политизированными только с «большой натяжкой», они скорее затрагивают область личных переживаний. C. Руаяль даже язвительно называли «неопознанный политический объект» (см.: Marliere, http://www.rue89.com/2008/10/20/segolene-royal-ou-la-politique-cameleon). Но данная аполитичность была не следствием противоборства с партийным аппаратом, а результатом общей тенденции к определённому стилю ведения кампаний в медиатизиро-ванном окружении (En attendant..., 2006, p. 85). Французы «устали от политики», поэтому через СМИ им транслировался довольно аполитичный образ социалистического лидера. Всё это диктовали данные опросов и «замеров» общественного мнения, но их широкое использование объяснялось отнюдь не лидерской волей С. Руаяль. Французская соцпартия давно превратилась в «заложницу» опросов, и любой её политик, имевший президентские амбиции, вёл бы кампанию точно так же (см.: Lefebvre, Sawicki, 2006, p. 10). Привычки социалистической элиты остались неизменными и в 2007 г. Здесь уместно вспомнить стратегию Л. Жоспена на президентских выборах 2002 г.: «Моя программа не является социалистической» (см.: Marliere, 2007, p. 26). Тогдашний первый секретарь СП избрал такую стратегию именно потому, что перед выборами опросы общественного мнения показывали центристскую ориентацию большинства избирателей.
С. Руаяль осталась довольно традиционной и в реальных методах проведения кампании. Несмотря на «пышную риторику», по своей медийной составляющей кампания С. Руаяль не шла ни в ка_ 167
ПОЯИТЭКС. 2012. Том 8. № 1
кое сравнение с всеобъемлющей по охвату и «пирамидально» организованной кампанией американского президента Б. Обамы (см.: Cabedoche, 2010, p. 234). На деятельность по поддержке кандидата в Интернет ушло лишь 4,2% общего бюджета кампании С. Руаяль см.: Baygert, 2009, p. 50).
В целом президентская кампания 2007 г., форма её ведения никак не подтверждают какую-то особую харизму С. Руаяль, как её неожиданный взлёт — её прошлую роль «признанного аутсайдера». Более того, действия С. Руаяль после окончания активных политических событий вообще не подтверждают ни того, ни другого. После поражения на президентских выборах 2007 г. С. Руаяль так и не покинула Соцпартию, для неё вопрос образования своей собственной «президентской машины» так и остался «табу» (см.: Martin, http://www.rue89.eom/blog-ps/2008/11/24/segolene-royal-risque-t-eNe-de-quitter-le-ps-en-cas-de-defait). Обладай она одновременно прошлым партийного аутсайдера и настоящим харизматического лидера, она непременно выбрала бы будущее партийного строителя после серьёзного поражения СП. Таким образом, С. Руаяль — это традиционный партийный лидер, к которому нельзя применять яркие журналистские ярлыки. Не будучи аппаратчицей и чужой креатурой, она всё же — типичный продукт своей партии, стремящийся подняться над ней и возглавить столь мощную структуру, как французская Соцпартия.
Мартина Обри: типичный представитель партийной элиты?
При первом приближении М. Обри кажется полной противоположностью «харизматичной и склонной к ярким политическим жестам» С. Руаяль. Вот наглядный пример их противопо-ставления во французской электронной прессе: «Агрессивный стиль М. Обри расходится с "гламурным" подходом С. Руаяль. Первая вписывается в преемственность партийных структур, вторая стремится их "раскачать"... предложив преимущественное право принятия решений рядовым членам партии» (см.: Roche, 2009, p. 66).
Действительно, политическая карьера М. Обри, траектория её политической жизни серьёзно отличаются от таковых у С. Руаяль. Ещё в 1994 г. один из ведущих представителей социалистической «старой гвардии» П. Моруа выделил М. Обри из рядов своих соратников, выразив пожелание, чтобы она возглавила список СП на муниципальных выборах в Лилле (до этого его возглавлял сам П. Моруа) (см.: Laurent, 2002, p. 212). Следующее высказывание, озвученное одним из функционеров Соцпартии Б. Романом, относится именно к М. Обри: «Она восходящая звезда партии. Говорят, что ей удалось сделать успешную карьеру министра в правительстве, ко-
торое не справилось со своими обязанностями» (см.: Barboni, 2010, p. 494). Руаяль никогда не пользовалась таким одобрительным отношением со стороны «старого» партийного аппарата. Но вот вопрос: как М. Обри пользовалась этим потенциальным ресурсом поддержки со стороны партийного аппарата и позиционировала себя в Соцпартии? При рассмотрении данной проблемы оказывается, что во внутренней жизни СП М. Обри никогда не вмешивалась в игру её партийных течений. Вместо этого она создавала персональную базу поддержки: в середине 1990-х годов под её патронажем был создан фонд «Против политики исключения», в котором активно участвовал французский крупный бизнес (Ibid.). Но это был единственный фактор, который мог укрепить её потенциальные лидерские амбиции.
Более того, важнейшая для М. Обри кампания в 2004 г., когда она боролась за пост мэра города Лилль, строилась на завуалированном, но всё же довольно значительном дистанцировании от бюрократической машины СП и идее её «персональной близости» к определённой культурной территории (см.: Lefebvre, 2004, p. 132). Конечно, это была попытка стать местным «нотаблем», но попытка, произведённая политиком нового качества, который явно опирается на свой личный образ, а не на партийную идентичность. Представляется, что именно по этой причине СП, несмотря на глубокий кризис, удаётся выигрывать региональные и муниципальные выборы: высокий уровень внутрипартийной демократии позволяет социалистам выдвигать фигуры, «не связанные напрямую с партийной идентичностью», т. е. с образом СП как «непоротливой» и «архаичной» массовой партии.
И только итоги выборов 2007 г. и последующая расстановка сил внутри Соцпартии позволили М. Обри «примерить на себя» роль партийного лидера. Если вспомнить прошедшие события из политической жизни СП, то кандидатура М. Обри на пост первого секретаря СП была не менее «неожиданной», чем кандидатура С. Руаяль на пост президента в 2007 г. Ветераны Соцпартии Л. Жоспен, Л. Фабиус, Д. Стросс-Кан использовали кандидатуру М. Обри, чтобы воспрепятствовать С. Руаяль и амбициозному политику Б. Деланоэ взять под контроль партийный аппарат (см.: Rakotoarison, http://www.centpapiers.com/martine-aubry-sera-t-eNe-la-future-angela-merkel-francaise/11310/). Легитимность избрания М. Обри была весьма спорной, многие не считали ее компетентным лидером.
После этого, будь М. Обри нейтральным функционером, она бы не выказывала явных лидерских амбиций. Но факты говорят обратное. Риторика М. Обри стала очень агрессивной, она стала нести в
себе черты так называемого framing («структурирования смысла»), когда идеи, высказываемые ею, стали приобретать чёткую направленность. В частности, в своей речи, обращённой к секретарям секций Соцпартии, М. Обри постоянно говорила об обновлении партии, о необходимости смены поколений, о «новом активизме», о новых инструментах реформирования внутрипартийной жизни (Martine Aubry..., 2009). Для человека, чувствующего себя «временщиком», это было бы чересчур амбициозно. Риторика М. Обри была направлена против Н. Саркози. Вот одно из её характерных высказываний о лидере правого лагеря: «Если бы наращивание государственного долга и дефицита бюджета было бы олимпийской дисциплиной, Саркози получил бы золотую медаль» (Landrin, 2010, p. 8). В контексте лидерских устремлений Обри позиция критика Н. Саркози означает, что первый секретарь СП хочет быть первой внутри партийной организации не только по названию своей должности.
Во время проведения летнего университета соцпартии в городе Ла-Рошеле в 2009 г. М. Обри фактически зашла ещё дальше, чем до неё С. Руаяль, в реформистских устремлениях по поводу механизмов функционирования СП. Ей были предложены несколько тем для обсуждения в рамках дискуссии о дальнейшем развитии социалистов: открытые первичные выборы для выдвижения кандидата от СП на президентские выборы 2012 г., запрет на совмещение депутатских мандатов, принятие «хартии ценностей» для укрепления внутренней дисциплины и т. д. Важно то, что обсуждение всех этих сюжетов встречает почти полный консенсус среди рядовых активистов Соцпартии (см.: Roche, 2009, p. 66). Кроме того, М. Обри предложила свой проект, защитила его, провела через Национальный совет Соцпартии и немедленно закрепила свой успех положительным голосованием активистов (Ibid., p. 67). Это не могло не поднять её статус лидера до необходимого уровня.
Перспективы дальнейшего повышения своего авторитета внутри партии у М. Обри могут быть весьма разнообразны. Тот факт, что М. Обри решительно выступает с идеей контроля над избранными партийными представителями через отмену практики совмещения мандатов в законодательных органах разного уровня, не случаен. Первый секретарь СП стремится столкнуть рядовых членов партии и её представителей во власти (см.: Lefebvre, 2009). Усиление позиций простых активистов может коренным образом изменить Соцпартию, превратив её в структуру с сильным лидером, на позицию которого и рассчитывает М. Обри.
Конечно, форма реализации лидерского потенциала у нынешнего первого секретаря Соцпартии несколько иная, чем у С. Руаяль. Но эта «латентность» имеет всё ту же конкретную цель — прочное
завоевание партийного лидерства. То, что М. Обри открыто не навязывает Соцпартии свою лидирующую роль, ещё ни о чём не говорит. Как справедливо отмечает французский политолог З. Лайди, «все социалисты ненавидят личностные конфликты» внутри партии (Laidi, http://www.telos-eu.com/fr/node/1539/print). Неизвестно, как бы вела себя антипод М. Обри С. Руаяль, если бы обстоятельства не открыли ей дорогу к позиции партийного кандидата в президенты. Таким образом, М. Обри — не «нейтральный карьерист», не функционер без амбиций, а вполне схожий с С. Руаяль по своим целям и содержанию применяемых приёмов политической борьбы руководитель.
***
Анализ деятельности двух партийных лидеров современной Франции красноречиво говорит нам, что С. Руаяль и М. Обри стремятся стать единоличными лидерами партии с широкими возможностями контроля над ней, что ведёт к их конфронтации с разветвлённой партийной бюрократией. Обе женщины-политика хотят превратить партию в «плоскую структуру», и у них нет другого пути, как опереться на самый многочисленный слой членов партии — рядовых активистов. То же самое делали такие партийные лидеры, как Б. Клинтон, Э. Блэр, Х.-Р. Сапатеро, Н. Саркози.
При этом идеологические, программные, установочные моменты становятся «прикрытием» для реализации лидерских устремлений. Именно поэтому формальная стилистика С. Руаяль и М. Обри как лидеров различается довольно серьёзно: если они были бы похожи, они просто не могли бы рассчитывать на осуществление своих планов. Но основа, на которую опирается тот или иной лидерский стиль, остаётся неизменной — борьба за власть внутри партии. Какие перспективы это сулит СП как организации? Прежде всего, тот факт, что С. Руаяль и М. Обри имеют одни и те же глубинные мотивы, может парадоксальным образом привести к их альянсу внутри партии. Примеры таких альянсов ход развития современных политических партий уже знает: в Лейбористской партии Великобритании существовало неформальное соглашение между Э. Блэром и Г. Брауном. В долгосрочной перспективе это может привести к завоеванию СП власти в общенациональном масштабе, если только процесс внутрипартийных реформ не помешает возможной консолидации лидерства.
Литература
Aubrey I., Sutter de P. The Political personality of 2007 French presidential candidate Segolene Royal // Journal of ISPP scientific studies. New York. 2007. N 29. P. 98-112.
Barboni Th. These pour l'obtention du doctorat de science politique «Le Parti Socialiste, entre configuration partisane et cartellisation (1971-2007). Paris, 2010. 685 p.
_ 171
ПОЯИШЭ%£. 2012. Том 8. № 1
Baygert N. French politics at the digital age: did Social Media really change the presidential campaign of 2007 // Recherches en communication. Bruxelles. 2009. N 28. P. 44-52.
Cabedoche B. Open source strategies and media in political elections of the new millennium: an emerging script on technological determinism? // Content, channel and audience in the new millennium: interaction and interrelations / Ed. by E. Vartanova. Moscow: Moscow State University Press, 2010. P. 215-235.
Clift B. The Ségolène Royal phenomenon: political renewal in France? // The Political Quarterly. London. 2007. Vol. 78. N 2. P. 282-291.
En attendant la bombe informatique: Entretien avec Paul Virilio (Par Serge Raffy) // Revue «Medias». Paris. 2006. N 9. P. 82-86.
Hanley D. Changing the Parti Socialiste: renewal or adaptation // Journal of Contemporary European Studies. London. 2008. Vol. 16. N 1. P. 83-97.
Harneis R. Segolene Royal: a biography. London: Harriman House, 2007. 209 p.
Interview avec F. Haegel: Les partis politiques sont affaiblis, mais pas le systeme partisan. Propos recueillis par Dely Renaud // Liberation. Paris. 2007. N 8106. P. 10-11.
Laidi Z. PS: l'incontournable question de leadership // http://www.telos-eu.com/fr/nodeZ1539/print
Landrin S. Martine Aubry dans les habits de premiere opposante // Le Monde. 2010. P. 8.
Laurent A. Lille. De Pierre Mauroy a Martine Aubry la transition inachevee // Le vote de villes. Paris: Presses de Sciences-Po, 2002. P. 211-228.
Lefebvre R. La difficile notabilisation de Martine Aubry à Lille. Entre prescriptions de rôles et contraintes d'identité // Politix. Paris. 2004. Vol. 17. N 65. P. 119-146.
Lefebvre R. Entre democratie d'opinion et democratie participative // Nouvelle Fondation. Paris. 2007. N 3-4 (7-8). P. 20-29.
Lefebvre R., Sawicki F. Le societe des socialistes: le PS aujourd'hui. Broissieux: Editions du Croquant, 2006. 255 p.
Lefebvre R. Vers la fin du cumul au Parti Socialiste? // Le Monde Diplomatique // http://www.monde-diplomatique.fr/2009/10/LEFEBVRE/18224
Marliere Ph. Segolene Royal ou la politique-cameleon // «Rue 89» // http://www.rue89.com/2008/10/20/segolene-royal-ou-la-politique-cameleon
Marliere Ph. Segolene Royal, une candidature jospinienne // Politique, revue de debats. Bruxelles. 2007. N 49. P. 23-28.
Martin J. Segolene Royal risque-t-elle de quitter le PS en cas de la defaite? // «Rue 89» // http://www.rue89.com/blog-ps/2008/11/24/segolene-royal-risque-t-elle-de-quitter-le-ps-en-cas-de-defaite
Martine Aubry aux secretaires de section: «Bon courage!» // http://actus.parti-socialiste.fr/2009/02/02/discours-de-martine-aubry-lors-du-rassemblement-des-secretaires-de-section/
Rakotoarison S. Martine Aubry sera-t-elle la future Angela Merkel francaise? // «Cent papiers» // http://www.centpapiers.com/martine-aubry-sera-t-elle-la-future-angela-merkel-francaise/11310/
Roche P. Le PS, un parti balkanise // Politis. Paris. 2009. N 94. P. 61-66.
Rouquan O. Quelques remarques a propos de l'effet de communication «Segolene» // «Sens Public» // http://www.sens-public.org/spip.php?article343
Sawicki F. Quels nouveaux leaders au PS? Propos recueillis par Alice Pouyat // L'Express. Paris. 2009/ N 3038. P. 50-51.
Ugolini L. Le candidat contre son propre parti: Lionel Jospin et Segolene Royal // Hermes. Paris. 2010. N 54. P. 42-53.