Научная статья на тему 'МАРШРУТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ'

МАРШРУТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / EDUCATIONAL TOURISM / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ / NATURE TRAILS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ПАРКИ И ЛЕСОПАРКИ МОСКВЫ / PARKS AND FOREST PARKS IN MOSCOW / ПРИУСАДЕБНЫЕ ПАРКИ ПОДМОСКОВЬЯ / MANOR PARK NEAR MOSCOW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылева Александра Александровна

В работе представлены основные требования, необходимые при формировании маршрутов образовательного туризма экологической направленности («экологических троп»), проходящих по паркам и лесопаркам Московского региона. На примере создания экологической тропы в Кузьминском лесопарке рассмотрена проблема влияния подобного вида деятельности на развитие экологической культуры учащихся и повышение их уровня географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брылева Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Routes of Educational Tourism of Ecological Direction and Their Use in Work with Schoolchildren

The paper presents the basic requirements necessary for the formation of routes of educational tourism of ecological direction ("ecological trails"), passing through the parks and forest parks in the Moscow region. By an example of creating the ecological trail in Forest Park Kuzminki the author has considered the problem of the impact of such kind of activity on the development of ecological culture of pupils and increase of their level of geographic education.

Текст научной работы на тему «МАРШРУТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

А.А. Брылева

Маршруты образовательного туризма экологической направленности и их использование в работе со школьниками

В работе представлены основные требования, необходимые при формировании маршрутов образовательного туризма экологической направленности («экологических троп»), проходящих по паркам и лесопаркам Московского региона. На примере создания экологической тропы в Кузьминском лесопарке рассмотрена проблема влияния подобного вида деятельности на развитие экологической культуры учащихся и повышение их уровня географического образования.

Ключевые слова: образовательный туризм; экологические тропы; экологическое воспитание; парки и лесопарки Москвы; приусадебные парки Подмосковья.

Методика географического образования обладает широким арсеналом различных технологий обучения географии и формирования экологической культуры. К одной из них может быть отнесен образовательный туризм.

В Московском регионе огромное количество парков и лесопарков, лесов особого назначения, скверов, бульваров. По отношению их суммарной площади ко всей территории региона Москва опережает многие другие крупные города [5].

Экскурсии по экологическим тропам являются одной из самых действенных форм экологического воспитания. Основное назначение троп природы — воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, подобные тропы выполняют природоохранную функцию. Кроме того, с их помощью углубляются и расширяются знания школьников об окружающей природе, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов [2].

Таким образом, среди основных целей создания экологических троп можно выделить две:

природоохранная: формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе и одновременно локализация посетителей природной территории на определенном маршруте.

эколого-просветительская: сочетание активного отдыха школьников экологической тропы в природной обстановке с расширением их естественнонаучного кругозора [7].

бразовательный туризм, и в частности его экологическое направление, становится в наши дни все более массовым явлением.

Маршрут школьной экологической тропы, прокладываемый в лесопарке или усадебном парке, должен отвечать целому ряду требований, без выполнения которых эффективность его посещения резко снижается. Ниже приводится краткий перечень этих требований, выработанных на основе личного опыта автора и анализа функционирования лучшей из экологических троп Москвы в заказнике «Воробьевы горы»:

а) длина маршрута, предназначенного для школьных экскурсий, не должна быть больше 1,5-2 км. Тогда время экскурсий составит примерно 1,5 часа или 1 сдвоенный урок. Практика показала, что благодаря перерывам, связанным с переходами от точки к точке, школьники вполне сохраняют концентрацию внимания и активный интерес к рассказу на протяжении этого времени;

б) число обзорных точек, где экскурсовод рассказывает ребятам о природных особенностях и истории создания парка, не может быть больше 4-5. В противном случае наступает утомление и рассеивание внимания из-за избытка информации и снижается дисциплина в группе;

в) на маршруте экологической тропы должны быть представлены основные ландшафты данной местности (типы лесов, водоемы, элементы рельефа и т. д.), что предопределяет разнообразие впечатлений, повышает интерес юных слушателей к рассказу экскурсовода и снижает утомляемость. Помимо типичных ландшафтов, на маршруте обязательно должно быть несколько «изюминок», уникальных необычных объектов, знакомство с которыми надолго останется в памяти школьников;

г) желательно, чтобы экологическая тропа начиналась (или заканчивалась) возле историко-архитектурного памятника или иного объекта (скульптуры, моста, музея), позволяющего конкретизировать рассказ об истории создания парка;

д) экологическая тропа должна включать наглядно-информационную составляющую (стенды, схемы, плакаты, коллекции стволов деревьев, пни с указанием исторических событий, которым соответствуют те или иные годовые кольца, кормушки, птичьи домики и др.);

е) экологическая тропа изначально должна быть рассчитана не только на групповую экскурсионную работу, но и на самостоятельные индивидуальные посещения родителями с детьми либо со старшими школьниками. Достижению этой цели способствует оснащение маршрута наглядной информацией (см. пункт «д»), а также создание вблизи основных обзорных точек рекреационных площадок с тренажерами, теннисными столами, оборудованием для занятий малышей и просто скамеек и беседок. Привлеченные этим, старшеклассники и родители с детьми попутно заинтересуются и экологической информацией на стендах, а затем могут и пройти всю тропу или ее отдельные отрезки;

ж) при проведении экскурсий учителя обычно требуют от школьников, чтобы каждый из них вел дневник экскурсии или просто записывал в тетрадь свои впечатления. Практика показывает, что больше половины учащихся пренебрегают этим требованием или выполняют его чисто формально. Гораздо эффективнее разбить школьников на группы по 3-4 человека, и тогда один из чле-

нов группы ведет дневник, второй фотографирует, третий собирает гербарий (осенью), четвертый составляет план маршрута. После завершения экскурсий бригада в недельный срок должна подготовить отчет (или стенд) об экскурсии и выступить с ним на уроке географии, биологии или естествознания (возможна и организация специальной конференции по итогам экскурсии);

з) для школьников (особенно младших) очень важно активно участвовать в проведении экскурсии. Поэтому помимо ответов на вопросы экскурсовода и фотографирования, полезно привлечь ребят к непосредственному исследованию природного окружения. Можно предложить участникам экскурсий измерить окружность старого дерева в обхватах, замерить скорость течения ручья и его глубину, пополнить запасы в беличьей или птичьей кормушке принесенными из дома семечками и орешками и т. д.;

и) современный технический прогресс позволяет предложить принципиально новые формы экскурсионной работы на экологических тропах. Скажем, после открытия весной 2012 году пункта велопроката в национальном парке «Лосиный остров» появилась возможность проведения экологических велоэкскурсий по его северной и восточной части. При этом протяженность маршрута увеличилась до 10 км, что позволяет посетить наиболее интересные объекты четырех из семи экологических троп национального парка.

При соответствии экологических троп вышеуказанным требованиям эти маршруты становятся эффективным и увлекательным средством экологического воспитания школьников.

Экологические тропы представлены в нескольких московских природных территориях. Среди них: национальный парк «Лосиный остров» — в нем создано семь экологических троп, природный заказник «Воробьевы горы» — две экологических тропы, в лесопарке «Серебряный бор» — одна экологическая тропа, в природно-историческом парке «Битцевский лес» — одна экологическая тропа, Измайловский парк — одна экологическая тропа. Недавно была также открыта экологическая тропа в музее-заповеднике «Коломенское» [3].

В Кузьминском лесопарке созданы три экологические тропы. Протяженность одной из них, в создании которой принимала участие и автор данной работы, составляет 1,5 км. По продолжительности экскурсия занимает около часа. Ее маршрут знакомит школьников с природными особенностями Кузьминского лесопарка: растительным и животным миром, водоемами, закладывая основы экологической грамотности, а также с историко-культурными памятниками (рис. 1). Приведем в качестве примера описание основных точек наблюдения на данном маршруте.

Точка наблюдения 1. На этой точке происходит знакомство с группой, дается информация о протяженности маршрута, перечисляются объекты показа на маршруте, объясняются правила поведения на тропе, дается вводная информация об истории лесопарка, усадьбе князей Голицыных, памятниках природы и архитектуры. Лесные насаждения на территории Кузьминок в ос-

Рис. 1. Схема экологической тропы Кузьминского лесопарка (глазомерная съемка составлена автором)

новном молоды, однако попадаются и участки со столетним древостоем. Один из таких участков объявлен памятником природы. Это сложный по составу и структуре лес. Несмотря на то, что Кузьминский лесопарк находится на территории г. Москвы, животный мир его достаточно разнообразен [4].

Точка наблюдения 2. Точка находится на берегу Шибаевского пруда. Каскад Кузьминских прудов был создан после 1740 годов бароном Александром Григорьевичем Строгановым. По задумке А.Г. Строганова на реке Пономарке создали прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем про-

тяжении, что придало ей вид широкой реки. В состав каскада входят следующие пруды: Верхний Кузьминский (Кустовский), Нижний Кузьминский и Шибаевский.

Точка наблюдения 3. Переходим на противоположный берег Шибаевского пруда. Здесь видна река Чурилиха (Пономарка). У самой речки Пономарки есть и другие названия: Голедянка, Голодянка, Голединья, Гольдянка, Глядянка, Голя-денка; участок выше Кузьминских прудов назывался Чурилихой или Чурихой.

Точка наблюдения 4. Группа останавливается на мостике через протоку, соединяющую пруды. Шибаевский пруд впадает в Нижний Кузьминский пруд. Пруды образовались благодаря плотинам; до строительства запруд верхние части будущих прудов были искусственно расширены и углублены, поэтому пруды имеют примерно одинаковую ширину на всем протяжении, как и задумывалось проектировщиком.

Точка наблюдения 5. Точка располагается на участке между Щучьим и Нижним Кузьминским прудом. Помимо прудов на речке Пономарке есть Китайский (Щучий) пруд на ее правом притоке, впадающем в Нижний Кузьминский пруд.

Точка наблюдения 6. Точка располагается возле уникального представителя растительного мира, объявленного памятником природы, — дуба черешчатого, охраняемого государством. Высота дуба составляет 20 м, диаметр — 1,7 м.

Точка наблюдения 7. Заканчивается маршрут осмотром памятников архитектуры усадьбы «Влахернское-Кузьминки». Через дорогу видна церковь. Ныне восстановленная и действующая церковь — третья по счету, построенная на этом месте. В церкви находилась семейная реликвия Голицыных — Влахернская икона Божьией Матери (Одигитрия), датируемая VII веком (в настоящее время включена в экспозицию Третьяковской галереи).

Как показывает практика, для проведения экологических экскурсий пока явно недостаточно используются приусадебные парки Подмосковья. Необходимо пропагандировать идею создания в них экологических троп, в том числе и для проведения школьных экскурсий. Примерами таких парков могут служить усадьбы Архангельское, Остафьево, Горки, Горенки и многие другие, для которых автором разработаны подобные экскурсионные маршруты [1, 6].

Особая роль в формировании экологического мировоззрения принадлежит общеобразовательным учреждениям. Воспитание бережного отношения к природе является основополагающей целью экологического образования. Оно призвано средствами обучения и развития личности сформировать систему научных знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Воспитание у школьников такого отношения является одной из главных педагогических задач современной школы.

Литература

1. Брылева А.А. Усадебные парки Подмосковья как объекты экологического и образовательного туризма // Социально-экономическая география: теория методоло-

гии и практика преподавания: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2014. С. 94-98.

2. Доложенко Г.П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. Ростов-на/Д.: МарТ, 2006. 304 с.

3. Путеводитель по экологическим тропам национального парка «Лосиный остров», 2004.

4. Рысин Л.П. Зеленая книга Москвы. М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2003. 147 с.

5. Соломин В.П., Погодина В.Л. Инновационные процессы в образовательном туризме // География: проблемы науки и образования: мат-лы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2009.

6. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы. Аннотированный каталог с картой расположения усадеб. М.: 2006. 280 с.

7. Чижова В.П., Доброе А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Аг-ропромиздат, 1989. 159 с.

Literatura

1. Bry'leva A.A. Usadebny'e parki Podmoskov'ya kak ob"ekty' e'kologicheskogo i obrazovatel'nogo turizma // Social'no-e'konomicheskaya geografiya: teoriya metodologii i praktika prepodavaniya: mat-ly' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: MGPU, 2014. S. 94-98.

2. Dolozhenko G.P. E'kskursionnoe delo: ucheb. posobie. Rostov-na/D.: MarT, 2006. 304 s.

3. Putevoditel' po e'kologicheskim tropam nacional'nogo parka «Losiny'j ostrov», 2004.

4. Ry'sin L.P. Zelenaya kniga Moskvy'. M.: Teatral ny'j institut im. Borisa Shhukina, 2003. 147 s.

5. Solomin V.P., Pogodina V.L. Innovacionny'e processy' v obrazovatel nom turiz-me // Geografiya: problemy' nauki i obrazovaniya: mat-ly' ezhegodnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb., 2009.

6. Chizhkov A.B. Podmoskovny'e usad'by'. Annotirovanny'j katalog s kartoj raspolozheniya usadeb. M., 2006. 280 s.

7. Chizhova V.P., Dobrov A.V., Zaxlebny'j A.N. Uchebny'e tropy' prirody'. M.: Agropromizdat, 1989. 159 s.

A.A. Bryleva

The Routes of Educational Tourism of Ecological Direction and Their Use in Work with Schoolchildren

The paper presents the basic requirements necessary for the formation of routes of educational tourism of ecological direction ("ecological trails"), passing through the parks and forest parks in the Moscow region. By an example of creating the ecological trail in Forest Park Kuzminki the author has considered the problem of the impact of such kind of activity on the development of ecological culture of pupils and increase of their level of geographic education.

Keywords: educational tourism; nature trails; ecological education; parks and forest parks in Moscow; Manor park near Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.