Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ГОРОДОВ ПОДМОСКОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ГОРОДОВ ПОДМОСКОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ / ECOLOGICAL TRAILS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА / EDUCATION AND CULTURE / ПАРКИ / PARKS / ЛЕСОПАРКИ И ЛЕСНЫЕ МАССИВЫ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ / РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАРКОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА / FLORA AND FAUNA OF PARKS IN THE MOSCOW REGION / FOREST PARKS AND FORESTRY OF MOSCOW AND THE MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылёва Александра Александровна

Работе отражена идея необходимости создания экологических троп в парках и лесопарках Москвы и Подмосковья, расположенных вблизи образовательных учреждений. Проектирование подобных троп и их дальнейшее проложение при участии школьников и студентов должно способствовать росту экологических знаний и воспитанию экологической культуры. Данная деятельность будет мотивировать интерес учащихся к изучению растительного и животного мира родного края, к постижению естественных наук в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брылёва Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Trails of Cities of the Moscow Region: Problems and Ways of Solution

The work reflects the idea of necessity to create ecological trails in parks and forest parks of Moscow and the Moscow region, which are located near educational institutions. The design of such trails and their further laying with the participation of pupils and students should contribute to the growth of environmental awareness and education of ecological culture. This activity should motivate the interest of students to study the lora and fauna of their native land and the comprehension of natural sciences in general.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ГОРОДОВ ПОДМОСКОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Естествознание в системе межнаучных связей

А.А. Брылёва

Экологические тропы городов Подмосковья: проблемы и пути решения

В работе отражена идея необходимости создания экологических троп в парках и лесопарках Москвы и Подмосковья, расположенных вблизи образовательных учреждений. Проектирование подобных троп и их дальнейшее проложение при участии школьников и студентов должно способствовать росту экологических знаний и воспитанию экологической культуры. Данная деятельность будет мотивировать интерес учащихся к изучению растительного и животного мира родного края, к постижению естественных наук в целом.

Ключевые слова: экологические тропы; экологическое образование; воспитание и культура; парки, лесопарки и лесные массивы Москвы и Подмосковья; растительный и животный мир парков Московского региона.

Московская область занимает первое место по числу городов среди субъектов Российской Федерации. Она включает в себя 83 городских поселения, в том числе более десяти крупных, с населением, превышающим сто тысяч человек. Однако, как показывает анализ теоретических источников, экологические тропы в Подмосковье практически отсутствуют (если не считать экотропы на территории национального парка «Лосиный Остров») [5].

Нет нужды специально говорить о важности и необходимости экотроп — наглядных средств пропаганды экологических знаний среди населения. В парках и лесопарках самой Москвы в настоящее время действуют более 20 таких маршрутов, активно посещаемых как взрослыми, так и школьниками. В настоящее время они открыты для посетителей на таких особо охраняемых территориях как природно-исторические парки «Кузьминки-Люблино» и «Битцевский лес», памятник природы «Серебряный Бор», природный заказник «Воробьевы горы», музей-усадьба «Коломенское». Экологические тропы в природно-исторических парках «Кузьминки-Люблино» и «Битцевский лес» специально оборудованы для посещения детьми с ограниченными физическими возможностями. На всех экологических тропах проводятся экскурсии в сопровождении экскурсовода [4; 6].

100

вестник мгпу ■ серия «естественные науки»

Экскурсии проводятся и в национальном парке «Лосиный остров» (в нем разработано шесть экскурсионных маршрутов) и в природном заказнике «Воробьевы горы». Экологический центр заказника «Воробьевы горы» проводит их регулярно. Программа 2012-2014 годов предусматривает обустройство экологических троп в ландшафтном заказнике «Теплый Стан», природно-историческом парке «Измайлово», заказнике долины реки Сходни, лесопарке «Кусково».

Отсутствие у организаторов опыта создания подобных маршрутов тормозит процесс освоения лесных массивов подмосковных городов. Этот факт, как нам представляется, существенно влияет на уровень эффективности экологического просвещения населения и, прежде всего, подрастающего поколения. Продолжается загрязнение малых рек, весенние палы травы, увеличивается объем мусора на несанкционированных свалках в лесах Подмосковья.

Необходимость воспитания экологического сознания у молодого поколения жителей Московской области ни у кого не вызывает сомнений, но мало что-либо делается в этом направлении, о чем свидетельствует, в частности, отсутствие экологических троп в Подмосковье. При этом для их организации условия в области даже более благоприятны, чем в Москве. Большие лесопарки и расположенные рядом с городской чертой лесные массивы имеются в Лыткарино, Мытищах, Люберцах, Химках, Раменском, Красногорске, Дубне, Одинцове, Балашихе, Наро-Фоминске, Яхроме, Истре и целом ряде других больших и малых городов столичного региона.

Создание для всех жителей и особенно для детей и школьников такого нужного, эффективного и малозатратного объекта экологического просвещения, как экотропы, должно стать на ближайшие годы первоочередной задачей юных туристов-экологов Москвы. Тем более что у них уже есть опыт организации подобных маршрутов в городских условиях. Достаточно вспомнить создание силами школьников экотропы в Кузьминках [1].

В создании подобных маршрутов могут и должны принять участие и школьники подмосковных городов. Особенно это касается городов-наукоградов, где уровень педагогических кадров позволяет организовать работу юных экологов на должном уровне. Это, в первую очередь, касается Дубны (Ратминский бор), Королёва (Мытищинский лесопарк), Фрязина (парк усадьбы Гребнево), Троицка (парк усадьбы Михайловское), а также Пущина и Черноголовки. Школьники г. Жуковского могли бы создать интересный эколого-краеведческий маршрут на склонах Боровского кургана.

Для рекламы и пропаганды этого весьма важного дела хорошо подойдут информационные стенды. В качестве образцов подобных стендов можно использовать материалы одного из лучших охраняемых объектов города Москвы — заказника «Воробьевы горы», а также пособия, характеризующие флору и фауну различных районов Подмосковья [2-3; 8-10].

В проектирование и реальное воплощение проектов экологических троп могут включаться и студенты-географы, биологи и экологи педагогических

Естествознание в системе межнаучных связей

101

вузов и колледжей Москвы и Подмосковья. Причем подобную работу они могли бы проводить в непосредственной близости от стен своих образовательных учреждений. Так, студенты и аспиранты Московского государственного областного университета, расположенного у станции «Перловская» Ярославской железной дороги, вполне могли бы взять на себя создание экотропы в Мытищинском лесопарке. Экологи Московского городского педагогического университета занялись бы маршрутом экологической тропы у Ма-зуринского озера в Балашихе, а представители Московского педагогического государственного университета проложили бы тропу в лесном массиве близ Коммунарки.

Мы надеемся, что областные власти и городские администрации областных городов поддержат подобную инициативу, учитывая тот факт, что ее претворение в жизнь не потребует сколько-нибудь значительных объемов финансирования.

Воспитание бережного отношения к природе является основополагающей целью экологического образования. Оно призвано средствами обучения и развития личности сформировать систему знаний, умений, ценностных ориен-таций, поведения и деятельности, обеспечивающих бережное отношение молодежи к окружающей среде [1].

Литература

1. Брылева А.А. Маршруты образовательного туризма экологической направленности и их использование в работе со школьниками // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2014. № 2 (14). C. 92-98.

2. Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные Подмосковного края. М.: Московский лицей, 2003. 270 с.

3. ВагнерБ.Б. Леса Московского региона. М.: МГПУ, 2010. 72 с.

4. Петров В.В. Лесная жизнь. М.: Просвещение, 1986. 160 с.

5. Путеводитель по экологическим тропам национального парка «Лосиный остров». М.: Недра. 2004. 83 с.

6. Программа развития Москвы: информационный материал «Парки». - URL: http://www.mos.ru/about/infographics/growth/

7. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: МГУ, 1994. 216 с.

8. Ремезова Г.Л, Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. М.: Просвещение, 1996. 192 с.

9. Рысин Л.П. Зеленая книга Москвы. М.: Театральный ин-т им. Бориса Щукина, 2003. 147 с.

10. Туров С.С. Животный мир Подмосковья. М.: Московский рабочий, 1961. 124 с.

Literatura

1. Bry'leva A.A. Marshruty' obrazovatel'nogo turizma e'kologicheskoj napravlen-nosti i ix ispol'zovanie v rabote so shkol'nikami // Vestnik MGPU. Seriya «Estestvenny'e nauki». 2014. № 2 (14). C. 92-98.

102

вестник мгпу ■ серия «естественные науки»

2. Vagner B.B., Zaxarova N.Yu. Zhivotny'e Podmoskovnogo kraya. M.: Moskovskij licej, 2003. 270 s.

3. VagnerB.B. Lesa Moskovskogo regiona. M.: MGPU, 2010. 72 s.

4. Petrov V.V. Lesnaya zhizn'. M.: Prosveshhenie, 1986. 160 s.

5. Putevoditel' po e'kologicheskim tropam nacional'nogo parka «Losiny'j ostrov». M.: Nedra. 2004. 83 s.

6. Programma razvitiya Moskvy': informacionny'j material «Parki». - URL: http:// www.mos.ru/about/infographics/growth/

7. Rajkov B.E., Rimskij-KorsakovM.N. Zoologicheskie e'kskursii. M.: MGU, 1994. 216 s.

8. Remezova G.L, E'ratova M.E. Vojdi v zeleny'j mir. M.: Prosveshhenie, 1996. 192 s.

9. Ry'sin L.P. Zelenaya kniga Moskvy'. M.: Teatral'ny'j in-t im. Borisa Shhukina, 2003. 147 s.

10. Turov S.S. Zhivotny'j mir Podmoskov'ya. M.: Moskovskij rabochij, 1961. 124 s. A.A. Bryleva

Ecological Trails of Cities of the Moscow Region: Problems and Ways of Solution

The work reflects the idea of necessity to create ecological trails in parks and forest parks of Moscow and the Moscow region, which are located near educational institutions. The design of such trails and their further laying with the participation of pupils and students should contribute to the growth of environmental awareness and education of ecological culture. This activity should motivate the interest of students to study the flora and fauna of their native land and the comprehension of natural sciences in general.

Keywords: ecological trails; environmental education, education and culture; parks, forest parks and forestry of Moscow and the Moscow region; flora and fauna of parks in the Moscow region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.