Научная статья на тему 'Маршал из Хасавюрта'

Маршал из Хасавюрта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маршал из Хасавюрта»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2007. № 2. С. 4 - 7.

Э.С. Ахмедов

МАРШАЛ ИЗ ХАСАВЮРТА

Первым маршалом инженерных войск Советских Вооруженных Сил был наш земляк Михаил Петрович Воробьев. Родился Михаил Петрович 29 декабря 1896 г. в многодетной семье линейного рабочего-связиста в слободе Хасавюрт. С детских лет он тяготел к математике и технике. Отец хотел, чтобы сын стал инженером. В 1906 г. семья Воробьевых переезжает в г. Владикавказ. Способного мальчика в том же году приняли в первое реальное училище. Семье постоянно не хватало средств. И Мише с 15 лет пришлось подрабатывать, давать уроки.

В 1912-1914 гг. он встречался с Сергеем Мироновичем Кировым, работавшим тогда в газете «Терек», что повлияло на формирование революционного сознания юноши.

В 1914 г. он успешно сдал конкурсные экзамены в Петербургский горный институт. И, будучи студентом, давал уроки гимназистам, работал на жестяной фабрике, на трубном заводе. В 1916 г. активный студент вечерами работает в Красном Кресте, в правлении Терского землячества, собирает средства в пользу политических заключенных. В апреле этого года полиция производит у него обыск. Впоследствии Михаил Петрович писал: «... после обыска полиции мне стало трудно жить в Петрограде».

По окончании 2-го курса Михаил был призван в армию и направлен рядовым во 2-й запасной батальон в г. Царицын (ныне г. Волгоград). После окончания Оренбургской школы прапорщиков Михаил Петрович, будучи командиром взвода, а затем роты, участвовал в боях на Румынском фронте. Солдаты уважали Михаила Петровича за его демократические взгляды. Поэтому не случайно после Февральской буржуазно-демократической революции М.П. Воробьева избрали председателем ротного, а после Великой Октябрьской социалистической революции - полкового комитета 269-го пехотного полка.

В марте 1918 г. он добровольно вступил в Красную Армию. В составе 1-го Владикавказского отряда сражался против войск Корнилова и Деникина на Северном Кавказе. Вскоре М.П. Воробьева направили на работу в Данию в качестве секретаря советского представительства в этой стране. По возвращении из Дании в марте 1919 г. он стал членом Коммунистической партии. В начале апреля он получил назначение в дорожно-мостовую роту Южного фронта, которой вскоре стал командовать. Так началась служба Михаила Петровича в инженерных войсках, которой он посвятил всю свою жизнь.

С апреля 1919 г. и до конца Гражданской войны он командовал отдельной дорожно-мостовой ротой 13-й стрелковой дивизии, затем был назначен инженером 3-й бригады 33-й Кубанской стрелковой дивизии, дивизионным инженером этой же дивизии. Он участвовал в борьбе с белогвардейцами и интервентами на Южном, Западном и Кавказском фронтах.

В 1924 г. Михаил Петрович поступает на фортификационно-строительный (инженерный) факультет Ленинградской военно-технической академии. По окончании академии в 1929 г. его как наиболее способного выпускника, одаренного специалиста, имеющего опыт службы в войсках, зачислили в адъюнкты. В адъюнктуре Михаил Петрович занимался разработкой надежных инженерных противотанковых средств и эффективных методов их применения в условиях высокоманевренных боев и операций современной войны. На основе своих исследований в 1931 г. он публикует свою работу «Служба заграждений», затем в 1932 г. - «Заграждения (устройство, применение, преодоление)», явившиеся учебными пособиями для слушателей академии и командного состава инженерных войск. Научные труды М.П. Воробьева наряду с трудами Д.М. Куйбышева стали важнейшими учебными пособиями по заграждениям для всего командного состава Красной Армии в течение всех 30-х гг. Основные идеи и мысли М.П. Воробьева были широко использованы в ходе Великой Отечественной войны.

М.П. Воробьев научную работу умело сочетал с педагогической. В марте 1932 г. он назначается преподавателем, а в июле того же года начальником факультета инженерного вооружения Военно-технической академии. Ему присваивается ученое звание доцента и очередное воинское звание военинженера 1 ранга. В июле 1936 г. его как высококвалифицированного специалиста, инженера с большим научным, боевым и практическим опытом назначают на должность начальника Ленинградского военно-инженерного училища, где под его руководством был перестроен учебный процесс в соответствии с новыми требованиями подготовки военно-инженерных кадров. В июле 1940 г. М.П. Воробьеву было присвоено звание генерал-майора инженерных войск и он был назначен генерал-инспектором инженерных войск Красной Армии. Постоянная заинтересованность в совершенствовании инженерного обеспечения войск, улучшении инженерной техники создали М. П. Воробьеву большой авторитет в инженерных войсках. Об-

ладая оперативно-тактическим мышлением, знаниями и опытом инженерного обеспечения войск в условиях Гражданской и Великой Отечественной войн, он смело внедрял свои замыслы в практику боевых действий, в обучение военноинженерных кадров.

Трудно переоценить деятельность М.П. Воробьева как руководителя инженерных войск в годы Великой Отечественной войны. В этот период инженерные войска выросли в количественном и качественном отношении. Однако боевые действия требовали дальнейшего совершенствования. Михаил Петрович принимал самое непосредственное участие в реорганизации структуры инженерных войск, их техническом перевооружении, приведении тактики действий в соответствие с новыми условиями, изучении и распространении передового опыта.

В сложной обстановке в июле 1941 г., когда советские войска вели тяжелые бои с фашистскими ордами на подступах к Смоленску, М.П. Воробьев был назначен на должность начальника инженерного управления Западного фронта. Здесь на главном направлении действий немецко-фашистских войск под его руководством осуществляются планомерные мероприятия по противодействию вражескому наступлению инженерными средствами. Разрабатывавшиеся им в 30-х гг. XX в. идеи и принципы использования заграждений получили первую боевую проверку.

Большую работу провели инженерные части Западного фронта по подготовке обороны города Москвы. В этой трудной обстановке, совмещая одновременно должности начальника инженерного управления фронта и командующего 1-й саперной армией, М.П. Воробьев сумел организовать укрепление позиций для прикрытия подступов к столице на Волоколамском, Можайском и Малоярославском направлениях, а затем и московской зоны обороны. На этих направлениях в короткий срок была сооружена широкая сеть непреодолимых для немецко-фашистских войск инженерных заграждений.

По неполным данным, в обороне на Московском направлении было построено свыше 3700 огневых сооружений, 1500 железобетонных огневых точек, вырыто 600 километров противотанковых рвов, устроено 1366 километров лесных завалов, установлены сотни тысяч мин и фугасов. Разрушения на дорогах, минные поля и другие заграждения сковали маневр противника и снизили темпы продвижения гитлеровских войск.

В декабре 1941 г. начальник инженерных войск Западного фронта генерал Воробьев доносил начальнику инженерных войск Красной Армии генералу Котляру: «Заграждения и минирование, проведенные инженерными войсками, в значительной мере содействовали изматыванию и уничтожению живой силы и материальной части противника на подступах к Москве».

Не в меньшей мере М. П. Воробьев проявил свои организаторские способности при проведении инженерных мероприятий в ходе контрнаступлений под Москвой. Под его руководством осуществлялись инженерные работы по обеспечению первого крупного наступления советских войск.

В апреле 1942 г. М.П. Воробьева как крупнейшего специалиста в области теории и практики применения заграждений, организатора обороны и инициативного военачальника советское правительство назначило на должность начальника инженерных войск Красной Армии. Находясь на этом посту до конца Великой Отечественной войны, он внес большой вклад в дело повышения роли инженерных войск и улучшения инженерного обеспечения боевых действий Советских Вооруженных Сил. Благодаря принятым М.П. Воробьевым мерам к лету 1942 г. под его руководством была завершена перестройка структуры инженерных войск.

В дальнейшем М.П. Воробьев добился создания специализированных инженерных соединений и частей.

Характеризуя деятельность М.П. Воробьева в период битвы под Сталинградом, генерал-полковник инженерных войск Цирлин, бывший в то время заместителем начальника штаба инженерных войск Красной Армии, писал: «Генерал Воробьев лично руководил процессами разработки плана строительства оборонительных рубежей на дальних и ближних подступах к Сталинграду, а с конца июня до конца июля находился в районе Сталинграда и на месте координировал деятельность саперных армий».

Огромную работу проводил генерал Воробьев при прорыве Ленинграда (январь 1943 г.), координируя действия инженерных войск Ленинградского и Волховского фронтов. При подготовке обороны на Курской дуге (1943 г.) проделал большую работу по инженерному оборудованию оборонительных полос и рубежей. В ходе наступления советских войск летом и осенью 1943 г. Михаил Петрович внес значительный вклад в инженерное обеспечение форсирования крупных водных преград, особенно Днепра.

Заслуги М.П. Воробьева в Великой Отечественной войне были высоко оценены правительством. В марте 1943 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск, в сентябре - генерал-полковника.

21 февраля 1944 г. Михаил Петрович первым из советских военноинженерных начальников был удостоен высокого воинского звания - маршал инженерных войск. За заслуги перед Родиной он был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.

После Великой Отечественной войны М.П. Воробьев в 1946 г. назначается начальником инженерных войск Сухопутных войск, в 1952-54 гг. - начальником инженерных войск Киевского военного округа, с 1954 г. - заместителем начальника строительства и расквартирования МО СССР, помощник командующего войсками Прибалтийского военного округа по строительству и расквартированию. Много сил и труда вложил Михаил Петрович в создание Семипалатинского испытательного полигона. До конца жизни он отдавал свои знания, силы, опыт делу укрепления инженерных войск. Много труда М.П. Воробьев вложил в организацию обучения и воспитания квалифицированных военно-инженерных кадров, созданию принципиально новых средств инженерного вооружения.

Михаил Петрович постоянно держал связь с родным Дагестаном. В связи с 25-летием Советского Дагестана он отправил трудящимся республики письмо, в котором поздравил своих земляков с праздником и пожелал дальнейших успехов в развитии экономики и культуры. В письме трудящимся родного Хасавюрта он писал, что «рад и горд тем, что мои земляки так успешно трудились в дни войны и. приняли участие в разгроме врага».

Умер Михаил Петрович на 61-м году жизни и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Дагестанцы свято чтят память о выдающемся земляке, военном деятеле, внесшем большой вклад в укрепление обороноспособности страны. Его именем названы теплоход, улица в Хасавюрте, где жила семья Воробьева, средняя школа № 122, а на фасаде дома, где он родился, установлена мемориальная доска. При школе создан музей о жизни и деятельности маршала инженерных войск М.П. Воробьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.