Научная статья на тему 'Герои, не попавшие в энциклопедии'

Герои, не попавшие в энциклопедии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герои, не попавшие в энциклопедии»

Исковскши край в Велжжой От®ч®ст1®мЕ©ж войне (К 7Ф=л®тшю освобождения)

1©£ш@мінанім, статьи, документы

Н. В. Никитенко

Герои, не попавшие в энциклопедии

Имя Василия Петровича Петрова — Героя России, удостоенного этого высокого звания за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, не вошло в известный энциклопедический справочник о Героях Советского Союза. Нет его и в более поздних, региональных изданиях, где собраны материалы о наших знаменитых земляках, отличившихся на полях сражений минувшей войны, например, «Псковской энциклопедии» или книги «Подвиги героев бессмертны», в которую включены сведения о 159 Героях Советского Союза, родившихся на Псковщине1. Это наиболее полное собрание сведений об уроженцах нашей области, удостоенных высшей степени отличия за боевые заслуги.

Объяснить такую ситуацию можно просто: звание Героя России Василию Петровичу Петрову было присвоено спустя более 50 лет после Победы. К тому времени все наши Герои были уже известны, изучены и исследованы, появление новых «не планировалось». Но случилось приятное исключение из правил: на Псковщине «родился» новый, 160-й Герой.

... Запомнился сюжет, показанный по первому каналу телевидения вскоре после

Никитенко Николай Васильевич — заместитель председателя Псковского регионального отделения Союза краеведов России.

В. П. Петров

обнародования президентского Указа: новый Герой, бывший летчик, участник Великой Отечественной войны, рассказывает, как он летал в тыл врага по приказу самого Жукова, чтобы найти штаб нашей окруженной немцами армии и вручить её командующему Рокоссовскому срочный приказ. Не сразу даже в такое поверилось: ведь столько лет прошло! Но, как оказалось, это не выдуманная история. А героем её был наш земляк летчик Василий Петрович Петров, ставший в конце 1950-х москвичом.

Родился он 27 декабря 1912 года в д. Мутовозово ныне Пустошкинского района Псковской области в семье железнодорожного рабочего2. Русский. Рано лишился отца, и все мужские заботы в семье легли на его неокрепшие плечи. В 1920-е годы — формовщик-литейщик ленинградского завода «Боль-

шевик». С октября 1932-го по март 1935 г. проходил военную службу в 201-й авиационной бригаде (г. Витебск), где окончил школу младших специалистов и стал стрелком-ра-дистом бомбардировщика Р-5. После увольнения в запас поступил на работу в этом городе, без отрыва от производства окончил аэроклуб и летную школу Осоавиахима. Был направлен в Минский аэроклуб, где назначен командиром звена, затем — начальником летной части.

С началом Великой Отечественной войны летчики и самолеты Минского аэроклуба были включены в состав отдельной эскадрильи связи Западного фронта, а В. П. Петров назначен заместителем командира эскадрильи. Неоднократно выполнял ответственные задания командования фронта. Так, в августе 1941 г. на самолете У-2 доставил на аэродром Андреаполь начальника инженерных войск фронта генерал-майора М. П. Воробьева (будущего маршала инженерных войск). Во время полета был атакован четырьмя МЕ-109, но вывел свой самолет к аэродрому.

А вот и тот самый случай, о котором наш Герой поведал с экрана телевизора и который отражен в наградных документах. В октябре 1941 г. при отходе наших войск севернее Гжатска получил задание от командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенанта И. С. Конева найти штаб нашей 16-й армии, с которым была потеряна связь, вручить ее командующему К. К. Рокоссовскому важный приказ. Задание было выполнено: Петров благополучно возвратился и вручил Коневу ответное донесение от Рокоссовского. И тут произошло неожиданное: в помещение штаба вошли В. М. Молотов, Г. К. Жуков и К. Е. Ворошилов. Петров даже растерялся. Но Конев сообщил вошедшим военачальникам, что Петров только что вернулся из-за линии фронта, от Рокоссовского. Генерал армии Жуков распорядился: «Срочно вылетайте к Рокоссовскому и доставьте его сюда!»

Как вспоминал позже Петров, он быстро заменил самолет, вылетел за Рокоссовским и доставил его в штаб Западного фронта. Потом ему приказали доставить командарма обратно.

Полные риска полеты Петрова сделали свое дело: штаб фронта организовал для

16-й армии посильную помощь, и вскоре ее войска вышли из окружения.

За несколько месяцев, начиная с августа 1941 г., Петров вылетал в тыл врага более ста раз.

В конце 1941 г. был переведен в полк ночных бомбардировщиков, а в 1942 г. — в штурмовую авиацию, назначен командиром эскадрильи 766-го штурмового авиационного полка. В его составе с августа участвовал в битве под Сталинградом, неоднократно вылетал на бомбежку живой силы и техники врага. С октября 1943 г. — штурман, с июля 1944-го — заместитель командира, а с октября 1944-го — командир 766-го штурмового авиационного полка. Он участвовал в боях на Воронежском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Только в августе 1943 г. произвел 62 боевых вылета. К середине сентября 1944 г. на боевом счету Петрова числилось 21 уничтоженный танк, 203 автомашины, 3 паровоза, 21 железнодорожный вагон, 9 складов с боеприпасами и горючим, свыше тысячи солдат и офицеров противника.

С учетом боевых заслуг майор Петров был представлен к званию Героя Советского Союза, однако по непонятным причинам награжден не был. Лишь спустя более 50 лет — Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 г № 1192 полковнику авиации в отставке В. П. Петрову было присвоено звание Героя России.

После войны он продолжил службу в армии. Был назначен помощником командира авиадивизии в Дальневосточном военном округе, позже — заместителем командира и командиром 159-й штурмовой авиадивизии. В 1954 г. окончил Военно-воздушную академию, командовал 311-й штурмовой авиадивизией (Белорусский военный округ). В 1958 г. уволен в запас. Многие годы отдавал свои силы военно-патриотической работе среди молодежи. Жил в Москве.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й ст., многими медалями.

Умер Василий Петрович Петров 3 декабря 2002 года, на 90-м году жизни. Похоронен на Митинском кладбище столицы.

***

За мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение новосокольнической земли от немецко-фашистских захватчиков в начале 1944 года, восемь советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, причем семь из них — посмертно. Имена П. И. Аврамкова, А. В. Гальперина, М. Д. Лю-бичева, А. Н. Молдагуловой, Я. Л. Райнберга, Э. Б. Салихова, В. В. Трофимова, А. Т. Яковлева увековечены в районной Книге Памяти, в названиях улиц, в памятных досках и обелисках.

Но, оказывается, этот перечень Героев, совершивших подвиги на новосокольнической земле в январе 1944 года, во время Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции советских войск, неполный. Еще один воин — командир звена 431-го Краснознаменного истребительноавиационного полка 315-й истребительной авиационной дивизии младший лейтенант Мурад Ахмедович Оздоев — был представлен в те дни к званию Героя Советского Союза (посмертно). Но, как это иногда бывает в жизни, судьба преподнесла сюрприз: летчик оказался жив, а золотую звезду Героя он получил только в 1995 году.

М. А. Оздоев Но обо всем по порядку. Родился Мурад Ахмедович Оздоев 10 марта 1922 года в далекой Ингушетии, в городе Назрани, в рабочей семье. Успешно окончив семь классов, проявил дальнейший интерес к учебе. Уехал в город Грозный, работал на разных предприятиях, но мечтал стать летчиком. Прошел медицинскую комиссию и сдал экзамены

в Грозненский аэроклуб. Успехи Оздоева в освоении теории и мастерства вождения самолета были замечены — его направили для дальнейшей учебы в Армавирскую военную авиационную школу, где готовили летчиков-истребителей. Он окончил её незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Вчерашние курсанты получили новые истребители конструкции А. С. Яковлева и были отправлены на фронт в составе 431-го авиационного полка 315-й авиационной дивизии.

Первое боевое задание, первое столкновение, лицом к лицу, с врагом, первый сбитый самолет противника. В те дни летчики мужали быстро. На Западном, Сталинградском, Брянском и Втором Прибалтийском фронтах М. А. Оздоев совершил 248 боевых вылетов и сбил лично восемь немецких самолетов, в том числе — один «Фокке-Вульф-189». И это не считая те, которые он уничтожил в боях в составе группы. М. А. Оздоев провел в небе 157 часов 53 минуты, из них — 54 часа 33 минуты — в воздушных боях. Он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями.

Не раз ему довелось побеждать в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Однажды, например, четверка немецких истребителей попыталась подловить на взлете с аэродрома четыре наших самолета, в том числе и младшего лейтенанта Оздоева. Нашим летчикам с трудом удалось уйти от огня врага и набрать высоту. Прямо над аэродромом разгорелся воздушный бой: три немецких истребителя рухнули на землю (один из них был на счету Оздоева), а четвертый — спасся бегством. Ни один из самолетов и пилотов нашей группы не пострадали.

О летном мастерстве М. А. Оздоева высоко отзывался один из старших начальников — генерал Г. А. Чечельницкий, написавший в своих мемуарах «Летчики на войне»: «смелый летчик А. С. Суровешкин. Он, и вместе с ним молодой летчик Мурад Оздоев, стоят четырех. Вертикальный маневр — это для них самое обычное3».

Последний боевой вылет М. А. Оздоева состоялся 25 января 1944 года на прикрытие наших штурмовиков, наносивших удар по

железнодорожной станции Маево под Ново-сокольниками. Над озером Смертным самолет его «Як-7Б» с бортовым номером «24» был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, но угодил в скопление горящих вагонов с живой силой и техникой противника.

Видевшие эту трагедию товарищи Оз-доева посчитали, что он погиб. Командование полка и дивизии представило его к званию Героя Советского Союза посмертно. Родителям же в далекую Ингушетию отправили извещение о гибели сына «при выполнении боевой задачи». Большое горе пришло в те дни в дом Оздоевых. Не успели высохнуть слезы по поводу потери Мурада, как свалилась новая беда — 23 февраля 1944 года состоялось массовое выселение всех ингушей в холодные казахстанские степи....

В те дни только одна Минат — мать Мурада — не верила в гибель сына. И сердце её не обмануло: М. А. Оздоев не погиб, он получил ранения и в бессознательном состоянии попал в плен. Больше года находился в фашистских концлагерях в Восточной Пруссии, Польше и Чехословакии. Несколько раз пытался бежать, но всегда — неудачно. И только в мае 1945 года он был освобожден советскими войсками.

М. А. Оздоев вернулся в свой полк, где с радостью был встречен боевыми товарищами, его восстановили в звании, даже назначили командиром звена. Но . в январе 1946 года он был уволен из Вооруженных Сил и депортирован вслед за своей семьей в Акмолинскую область Казахстана. Представление к званию Героя Советского Союза «затерялось», казалось бы, навсегда.

В 1957 году М. А. Оздоев вернулся с семьей на родину, в Назрань. Постепенно жизнь наладилась — построил свой дом, подрастали семеро детей. Не было лишь спокойствия в душе из-за допущенной когда-то несправедливости.

В 1960-е годы бывший летчик побывал на новосокольнической земле, на месте падения своего самолета. Встретился с коллективом Маевской средней школы, поделился своими воспоминаниями о войне, был принят в почетные пионеры.

И вот в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, 8 мая 1995 года, вышел Указ Президента Российской Федерации о присвоении М. А. Оздоеву звания Героя Российской Федерации «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Отечественной войне 1941-1945 годов». Этому событию было посвящено торжественное собрание, которое состоялось на назранском стадионе. «Со всей Ингушетии пришли сюда люди посмотреть на героя и поздравить его с высокой наградой , — писала газета «Ингушетия».— Это был большой незабываемый праздник для всех4». В тот день М. А. Оздоеву вручили ключи от новой автомашины «Волга».

М. А. Оздоева не стало 25 февраля 1999 года.

А несколько лет спустя поисковики Центра воинской славы Псковской области провели огромную работу по освобождению из водного плена озера Смертное в Новосокольническом районе фрагментов самолета «Як-7Б», на котором младший лейтенант Оздоев совершил свой последний боевой вылет. В феврале 2012 года в Назрани состоялась передача их сыну легендарного летчика Казбеку Оздоеву, с последующей передачей в краеведческий музей им. Тугана Мальсагова.

Имена двух Героев России, жизнь и боевые подвиги которых связаны с Псковщиной, навечно вошли в историю Великой Отечественной войны и, надеюсь, найдут свое отражение в новых региональных справочноэнциклопедических изданиях.

Примечания

1 Корнеев Н. П, Алексеев О. В. Подвиги героев бессмертны. Псков, 2005. С. 6.

2 Здесь и далее использованы материалы статьи «Петров Василий Петрович» // Солдаты ХХ века. Выпуск 1. М. 2000, С. 331-332.

3 Чечельницкий Г А. Летчики на войне. М. 1974. С. 39.

4 Советская Ингушетия. 1995. 12 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.