Научная статья на тему 'Маршал из Хасавюрта'

Маршал из Хасавюрта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маршал из Хасавюрта»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2011. № 2. С. 139-145.

ХРОНИКА

А-М.Б. Бабаев

МАРШАЛ ИЗ ХАСАВЮРТА

(К 115-летию маршала инженерных войск М. П. Воробьева)

Первым маршалом инженерных войск Советских Вооруженных Сил был наш земляк Михаил Петрович Воробьев. Детство этого выдающегося военачальника проходило в Дагестане.

Он родился 29 декабря 1896 г. в семье линейного рабочего-связиста в слободе Хасавюрт. В 1906 г. семья Воробьевых переезжает в г. Владикавказ, где Михаил учился в церковно-приходской школе, а затем в реальном училище. Многодетная семья Воробьевых в те годы испытывала материальные трудности. И поэтому с 15 лет Михаилу пришлось подрабатывать, давая уроки в частных домах.

В 1914 г., по окончании реального училища, Михаил поступил в Петербургский горный институт. И здесь учебу пришлось сочетать с работой сначала в частных домах, а затем на жестяной фабрике, трубном заводе. В 1916 г. он вечерами работал в Красном Кресте, в правлении Терского землячества.

По окончании 2 курса горного института он был призван в армию и направлен рядовым во 2-й запасной батальон в город Царицын (ныне г. Волгоград). В марте 1917 г. после окончания Оренбургской школы прапорщиков Михаил Петрович, будучи командиром взвода, а затем роты, участвовал в боях на Румынском фронте. Солдаты уважали

Михаила Петровича за его демократические взгляды. Поэтому не случайно М. П. Воробьева после Февральской буржуазно-демократической революции избрали председателем ротного, а затем - полкового комитета 269-го пехотного полка.

Вернувшись с фронта, он работал в отрядах самообороны во Владикавказе. С марта по сентябрь 1918 г. он был активным участником революционных событий на Северном Кавказе. В составе 1-го Владикавказского отряда сражался против контрреволюционных войск Корнилова и Деникина. Но вскоре его направили на работу в Данию в качестве секретаря советского представительства в этой стране.

В апреле 1919 г. по возвращении получил назначение в дорожно -мостовую роту 13-й стрелковой дивизии Южного фронта. Так начиналась служба Михаила Петровича в инженерных войсках, которой он посвятил всю свою жизнь. Затем М. П. Воробьев назначается инженером 3-й бригады и дивизиона 33-й Кубанской стрелковой дивизии. В составе этих дивизий он мужественно воевал на Южном, Западном и Кавказском фронтах против белогвардейцев и иностранных интервентов.

С 1924 по 1929 гг. успешно учился на фортификационно-строительном (инженерном) факультете Ленинградской военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского. Успешной учебе способствовала хорошая подготовка, опыт военной службы и непосредственное участие в боевых действиях. Его курсовая работа, посвященная проблемам обороны Севастополя с моря, получила отличную оценку и в Ленинградской военнотехнической академии и на Черноморском флоте. Как наиболее способного выпускника, одаренного специалиста, имеющего опыт службы в войсках, руководство академии в мае

1929 г. зачислило его в адъюнкты.

Начальник инженерного факультета академии профессор фортификации С.А. Хмельков, оценивая результаты учебы Михаила Воробьева как адъюнкта, в аттестации за

1930 г. подчеркнул, что «тов. Воробьев имеет большую склонность к полевой фортификации; особенно интересуется вопросами службы заграждений и противовоздушной обороны различных пунктов и сооружений, имеющих стратегическое и тактическое значение в современной войне... В военное время может быть назначен на должность корпусного инженера». В адъюнктуре Михаил Петрович Воробьев занимался разработкой наиболее надежных инженерных противотанковых средств и эффективных методов их применения в условиях высокоманевренных боев и операций современной войны. На основе своей диссертации он в 1931 г. опубликовал брошюру «Служба заграждений», а в 1932 г. - книгу под названием «Заграждения». В предисловии к этой книге начальник академии известный советский военный деятель А. И. Седякин отмечал актуальность освещаемой темы, правильность решения рассматриваемой проблемы, ее конкретность, современность и соответствие уровню боевых требований и возможностей Красной Армии и рекомендовал труд для подготовки начсостава всех родов войск в частях и вузах. Научные труды М.П. Воробьева, как и работы Д.М. Карбышева, явились важнейшими учебными пособиями по заграждениям для всего командного состава Красной Армии в течение 30-х гг. XX в. Основные идеи и мысли М. П. Воробьева были широко использованы в ходе Великой Отечественной войны. Некоторые идеи книги «Заграждения» актуальны и в современных условиях.

М.П. Воробьев научную работу умело сочетал с педагогической. В марте 1932 г. он назначается преподавателем Военно-технической академии, вскоре уже начальником факультета инженерного вооружения Военно-инженерной академии в Москве, готовившего высококвалифицированных инженеров-механиков для инженерных войск. Значительна его роль в становлении и развитии данного факультета.

Под его руководством на факультете была развернута большая научная работа, в частности в деле разработки новейших средств инженерной техники. С сентября 1935 г. его как высококвалифицированного командира, инженера с большим научным, боевым и практическим опытом назначили начальником и военкомом командного факультета Во -енно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского.

В январе 1936 г. ему присвоили ученое звание доцента, а через месяц досрочно очередное воинское звание военинженера I ранга. С конца июля 1936 г. он работает начальником Ленинградского военно-инженерного училища, где под его руководством коренным образом был перестроен весь учебный процесс в соответствии с новыми требованиями подготовки военно-инженерных кадров. В результате чего вскоре училище стало лучшим учебным заведением Ленинградского гарнизона, а самому М. П. Воробьеву было присвоено звание комбрига. В июле 1940 г. он уже генерал-майор инженерных войск и в конце этого же месяца назначается генерал-инспектором инженерных войск Красной Армии

В суровые годы Великой Отечественной войны М. П. Воробьев показал себя крупнейшим организатором военно-инженерного дела. В первые же дни войны он был назначен начальником инженерного управления Западного фронта, находившегося на главном направлении действий немецко-фашистских войск. Идеи и принципы применения заграждений, выработанные М. П. Воробьевым, в условиях войны получили боевую проверку. В тяжелых условиях начального периода Великой Отечественной войны мероприятия по инженерному отводу советских войск, разработанные нашим земляком, были изложены в директивном письме военного совета Западного фронта от 18 июля 1941 г. В этой директиве был предусмотрен ряд мероприятий, в частности: выделение в полосе каждой дивизии или соединения специальных отрядов заграждений, постройка колонных путей и маршрутов для пропуска отходящих советских войск, минирование дорог и подготовка к разрушению мостов и других искусственных военных объектов. Как известно, в первый период войны советские войска испытывали нехватку инженерных сил, особенно минновзрывных и других заградительных средств. В этих условиях М. П. Воробьев добивался большого эффекта от применения имевшихся в наличии инженерных сил и средств, изматывая противника и выигрывая время для организации противодействия на новых рубежах.

С первых месяцев войны совершенствовалась и тактика применения заграждений. Имевшееся в начале войны слабое взаимодействие инженерных подразделений и частей, устанавливающих заграждения, с войсками, производящими операцию, было изжито.

В ходе войны была разработана теория изменения заграждений и осуществлено на практике создание их в невиданных ранее масштабах перед фронтом, в глубине своей обороны и в тылу у противника. Заграждения стали неотъемлемой частью инженерного обеспечения боевых действий войск во всех видах боя и операции.

Наряду с устройством заграждений войск Красной Армии выполняли грандиозные работы по укреплению оборонительных рубежей и приспособлению к обороне городов. О масштабах выполненных работ свидетельствует протяжение рубежей, построенных с июля 1941 г. до сентября 1942 г., достигавшее 25 тыс. км. Объем земли, вынутой при этом, составил 250 млн. куб. м.

На основе опыта первых месяцев войны была разработана и применена на практике новая система инженерного оборудования оборонительных полос, в основу которой были положены траншеи и ходы сообщения. Система траншей и ходов сообщения в сочетании с противотанковыми опорными пунктами и узлами, оказалась исключительно эффективной не только для создания устойчивой обороны, но и для подготовки условий для занятия войсками исходного положения наступления.

Колоссальную работу провели инженерные войска при обороне Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда и столицы нашей Родины - Москвы. Жители этих и других городов проявляли трудовой героизм, работая под руководством инженерных войск по укреплению подступов к городам и самих городов.

Инженерные части Западного фронта под руководством М. П. Воробьева проводили большую работу по подготовке обороны города Москвы, особенно для прикрытия подступов к столице нашей Родины на волоколамском, можайском и малоярославецком направлениях, а затем и московской зоны обороны. На этих направлениях силами москвичей и инженерных частей в короткий срок была сооружена широкая сеть непреодолимых для немецко-фашистских войск инженерных заграждений. В дни великой битвы за Москву М.П. Воробьев совмещал одновременно должность начальника инженерного управле-

ния Западного фронта и командующего 1-й саперной армией. Говоря о деятельности Михаила Петровича в дни великой битвы под Москвой, тогдашний начальник одной из крупных оперативных групп заграждений Западного фронта, впоследствии генерал-лейтенант И. П. Галицкий отметил, что «группа оперативных заграждений работала в тесном контакте с начальником инженерных войск фронта. М. П. Воробьев не только ставил общие задачи по устройству заграждений и производству разрушений в соответствии с оперативной обстановкой, но и определял все детали плана работы группы. При его непосредственном участии устанавливались объекты разрушений, все технические детали устройства заграждений».

В октябре 1941 г. Западный фронт был значительно усилен инженерными войсками. В его состав была введена только что сформированная 1-я саперная армия, имеющая девять саперных бригад. В первое время этой армией командовал по совместительству начальник инженерных войск фронта генерал-майор инженерных войск Воробьев М.П. Не -сколько позже Западному фронту была передана еще одна армия - 3-я саперная армия. Создание таких крупных инженерных объединений, как саперные армии, резко повысило удельный вес инженерных войск и их значение и позволило осуществлять в широких масштабах инженерные мероприятия.

Еще в ноябре 1941 г. начальник инженерных войск Западного фронта генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев изложил свои соображения в Ставке Верховного Главнокомандования о целесообразности укрупнения формирований инженерных войск. Вскоре на основе этого доклада была создана 33-я инженерная бригада специального назначения - первое соединение подобного рода.

Генерал-майор инженерных войск Ф. М. Савельев, непосредственный исполнитель работ по созданию заграждений на канале, вспоминал: «В конце ноября 1941 года я был вызван в штаб инженерных войск фронта, который находился в районе Жуковки. Заслушав мой доклад, Михаил Петрович подвел меня к карте и ознакомил с обстановкой. Противник из районов Клина и Солнечногорска танковыми группами намеревался нанести удар по Яхроме и Дмитрову, переправить пехоту через канал по льду, а танки - по мостам, чтобы создать непосредственную угрозу Москве. Затем он поставил мне задачу -при появлении гитлеровцев на западном берегу канала действовать по обстановке, но так, чтобы канал стал преградой на их пути к Москве. Приказ был выполнен. 28 ноября 1941 года шлюзы на канале в Дмитрове и Яхроме был открыты и мощный поток воды преградил путь врагу».

При всей занятости Михаил Петрович непрестанно теоретически обобщал опыт организации инженерного обеспечения военных операций Красной Армии. Это нашло отражение в директиве ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 г., разработанной при непосредственном участии М. П. Воробьева. В директиве были вскрыты недостатки в деле организации инженерного обеспечения военных операций Красной Армии и использования инженерных войск, а также намечены кардинальные меры по дальнейшему улучшению создания и использования инженерных сооружений для разгрома врага. В результате заграждения и минирования, проведенные инженерными войсками, в значительной мере содействовали изматыванию и уничтожению живой силы и материальной части гитлеровцев на подступах к Москве.

Анализируя опыт применения советскими войсками инженерных заграждений в обороне под Москвой, 8 декабря 1941 г. командующий Западным фронтом генерал армии, впоследствии четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своем донесении Председателю Государственного Комитета Обороны СССР И. В. Сталину особо подчеркнул, что «применение противотанковых мин дает все больший эффект. ... Это объясняется прежде всего тем, что в последних боях значительно улучшилось взаимодействие с саперными частями на поле боя. Подразделения саперов-истребителей с противотанковыми минами выдвигались на направление движения танков и устанавливали быстро мины иногда в непосредственной близости от танков противника. В бою у деревни Акулово заградительным огнем артиллерии танки были загнаны на

минные поля, где понесли большие потери. Приняты меры к распространению этого опыта взаимодействия во всех армиях фронта». За успехи в руководстве инженерными войсками во время разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1942 г. года М.П. Воробьев был награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1942 г. М. П. Воробьева как крупнейшего специалиста в области теории и практики применения заграждений, организатора и инициативного военачальник правительство назначило на должность начальника инженерных войск Красной Армии.

М. П. Воробьев был храбрым и талантливым военачальником, все свои силы и знания вложил в дело победы над фашизмом. Он всегда находился в гуще личного состава войск и на передовом рубеже фронта, на линии огня, внедряя все передовое на практике. При личном участии Михаила Петровича были разработаны и направлены на фронты важнейшие документы, в которых был обобщен опыт войск. К ним наряду с вышеуказанной директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 г. относятся такие документы, как «Инструкция по рекогносцировке и строительству полевых оборонительных рубежей» от 27 апреля 1943 г., «Руководство по форсированию водных преград» (1944 г.) и другие документы, утвержденные начальником Генерального штаба и направленные на фронты. Под его руководством были созданы и внедрены в боевую практику ряд военно-инженерных новинок, изобретений. Так, он лично принял участие в подготовке, испытании и внедрении трала в боевых действиях Красной Армии.

Находясь на посту начальника инженерных войск Красной Армии до конца Великой Отечественной войны, он внес большой вклад в дело повышения роли инженерных войск и улучшения инженерного обеспечения боевых действий Советских вооруженных сил. Благодаря принятым М. П. Воробьевым мерам еще к лету 1941 г. под его руководством была завершена перестройка структуры инженерных войск с созданием бригадных форм организации инженерных войск, а в дальнейшем он добился создания специализированных инженерных соединений и частей: понтонно-мостовых, штурмовых, инженерносаперных и других. Им же был реорганизован штаб инженерных войск, Главное военноинженерное управление, воссоздан инженерный комитет.

В 1942 г. были расформированы саперные армии и созданы управления оборонительного строительства (УОС) как тыловой эшелон инженерных войск. Большое внимание им было уделено также техническому оснащению инженерных войск, внедрению передового опыта инженерного обеспечения.

Огромную работу проводил генерал М. П. Воробьев при строительстве оборонительных рубежей на дальних и ближних подступах к Сталинграду, при подготовке обороны на Курской дуге, при организации форсирования Днепра и осуществлении других крупных военных кампаний Великой Отечественной войны.

К весне 1943 г. Красная Армия провела ряд наступательных операций. Все чаще и чаще нашим войскам приходилось взламывать вражескую оборону. Возникла необходимость специального инженерного обеспечения штурма заранее подготовленных оборонительных рубежей, насыщенных особо прочными сооружениями, сложными системами заграждений.

В мае 1943 г. М. П. Воробьев доложил Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину предложение по формированию ударных инженерных соединений. «Назовем их не ударные, а штурмовые инженерно-саперные бригады», - уточнил И. В. Сталин. И такие бригады были созданы. К середине 1944 г. было сформировано пять моторизованных инженерно-саперных бригад, решительно действовавших при прорыве вражеской обороны. Учитывая особое назначение штурмовых инженерно-саперных бригад и их роль в прорыве обороны противника, 20 июня 1944 г. Советское Верховное Главнокомандование приняло решение приравнять их по всем видам довольствия к ударным соединениям. За подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны трем бригадам присвоено звание гвардейских, большинство получило почетные наименования, удостоено орденов.

В годы войны советские инженерные войска умело и самоотверженно решали поставленные перед ними задачи. В ходе боев ими установлено более 20 миллионов мин, подготовлено свыше 400 тысяч километров войсковых путей, построено около 11 тысяч мостов, проделаны сотни тысяч проходов в минных полях и других заграждениях противника, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории.

Советское правительство, отмечая вклад М. П. Воробьева в организацию инженерного обеспечения боевых действий советских войск в период сталинградской эпопеи, в марте 1943 г. ему присвоило звание генерал- лейтенанта инженерных войск, а за заслуги в деле разгрома врага на Курской дуге 16 сентября того же года - звание генерал-полковника инженерных войск. 21 февраля 1944 г. он стал маршалом инженерных войск. Михаил Петрович первым заслужил это высокое звание. За заслуги перед Родиной М. П. Воробьев награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I степени, Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.

После войны он работал начальником инженерных войск Советской Армии (до апреля 1946 г.), начальником инженерных войск сухопутных войск Советской Армии (до мая 1952 г.), начальником инженерных войск Киевского военного округа и т.д.

М. П. Воробьев все свои силы и энергию отдавал делу Вооруженных Сил страны, развитию инженерных войск, их техническому оснащению. Он был очень скромным и доступным человеком, авторитетным военачальником. Эту черту характера первого маршала инженерных войск отмечали сослуживцы и военачальники. Маршал Советского Союза А. А. Гречко в аттестации, подписанной им 6 января 1953 г., как командующий войсками Киевского военного округа писал: «С прибытием в округ товарищ Воробьев активно включился в работу. Высоким званием не кичится».

М. П. Воробьев принимал активное участие в общественной жизни страны как депутат Верховного Совета РСФСР второго созыва, Московского городского совета депутатов трудящихся и других. Михаил Петрович постоянно держал связь с родным Дагестаном. В 1945 г. в связи 25-летием советского Дагестана он отправил трудящимся республики письмо, в котором горячо поздравил своих земляков с праздником и пожелал дальнейших успехов в развитии экономики и культуры. В письме трудящимся родного города Хасавюрта он писал, что он «рад и горд тем, что мои земляки так успешно трудились в дни войны и. приняли участие в разгроме врага». В том же 1945 г. он принял делегацию трудящихся Хасавюрта и всегда старался удовлетворить запросы земляков, содействуя в приобретении автотранспорта, строительных материалов, необходимых для благоустройства родного города.

Умер Михаил Петрович на 61 году жизни 12 июня 1957 г. и похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Над могилой установлен бюст. В некрологе, опубликованном 15 июня 1957 г. в газете «Правда» и подписанном выдающимися советскими полководцами Г.К. Жуковым, А.М. Василевским, И. С. Коневым, К.К. Рокоссовским, Р.Я. Малиновским, С.М. Буденным, В.Я. Соколовским, И.Х. Багряманом и другими крупными военачальниками, подчеркивалось, что «в лице М. П. Воробьева Советская Армия потеряла опытного и заслуженного военачальника, отдавшего всю сознательную жизнь служению советскому народу».

В годы Великой Отечественной войны, будучи начальником инженерных войск фронта, затем возглавляя инженерные войска Советской Армии, М. П. Воробьев проявил себя пламенным патриотом Родины, умелым организатором и воспитателем подчиненных. В послевоенный период М.П. Воробьев, работая на руководящих должностях в во -енных округах и центральном аппарате Министерства обороны СССР, делал все от него зависящее для дальнейшего укрепления обороноспособности нашей великой Родины.

Народы Дагестана свято чтут память о выдающемся земляке как военном деятеле, внесшем большой вклад в укрепление оборонного могущества страны. Имя и бессмертные его дела навсегда останутся в сердцах благодарных потомков. Его именем названы улица, на которой жила семья Воробьевых, средняя школа № 112, а также теплоход, а на

фасаде дома, где он родился, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска с его барельефом установлена и на стене здания Калининградского ВИУИВ.

Вся жизнь первого маршала инженерных войск Михаила Петровича Воробьева - замечательный пример беззаветного служения Отечеству.

БИБЛИОГРАФИЯ

Аганов С., 1986. Маршал инженерных войск М.П. Воробьев // Военно-исторический журнал. № 12.

Бабаев А., 1976. Наш маршал (К 80-летию маршала инженерных войск М. П. Во -робьева) // Дагестанская правда. 31 декабря 1976.

Бирюков П., Истомин В., 1967. Выдающийся военный инженер // Военно-

исторический журнал. № 1.

Инженерные войска Советской Армии в важнейших операциях Великой Отечественной войны. М., 1958.

Макаревский В., 1976. Маршал инженерных войск М.П. Воробьев // Военноисторический журнал. № 12.

Письмо маршала инженерных войск т. Воробьева трудящимся Хасавюрта // Дагестанская правда. 2 сентября 1945 г.

Правда. 15 июня 1957 г.

Советская военная энциклопедия. Т. 2. М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.