Маркетплейсы как инструменты цифровизации продаж товаров и услуг
Пахомова Элина Александровна,
аспирант, кафедра «Теории менеджмента и бизнес-технологий», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Различные цифровые решения всё более плотно входят в нашу жизнь и применяются для оптимизации деятельности, в том числе для поддержания и повышения конкурентоспособности бизнеса и роста экономической эффективности, для развития отраслей, регионов и системы функционирования государства в целом. Цифровые платформы становятся одним из популярных решений для осуществления удобного взаимодействия между участниками рынка. Маркетплейсы, в свою очередь, как частный вид цифровой платформы также активно распространяются в различных сферах. При этом отмечено, что они могут применяться на различном уровне, включать различные товары и услуги - быть как нишевым решением проблем удобства взаимодействия, так и универсальными, включающими в себя взаимодействия межу участниками рынка по нескольким категориям товаров и услуг. При этом взаимоотношения могут касаться как только товаров, так и только услуг, или совокупно. На основании рассмотренных материалов доказана востребованность применения цифровых платформенных решений и маркетплейсов в частности для оптимизации деятельности.
Ключевые слова: платформы, маркетплейсы, цифровые решения, оптимизация деятельности, цифровизация.
Ое
см
О)
Актуальность работы обусловлена активным развитием цифровых технологий на рынке и потребностью оптимизировать рыночные взаимодействия между участниками рынка. Цель работы состоит в обосновании востребованности применения платформ и маркетплейсов как цифровых решений для оптимизации деятельности.
Цифровые решения, различные инструменты призваны по своей сути оптимизировать рабочие процессы, сделать деятельность более эффективной. Многие ощутили острую востребованность цифровых решений для различных аспектов и повышения уровня цифровизации с наступлением пандемии COVID-19. В ряде отраслей в этот момент столкнулись с вопросом решения проблемы - как продавать, как взаимодействовать с клиентами, как оптимизировать данные взаимодействия. И несмотря на то, что данный вопрос был актуален всегда, так как от него зависит конкурентоспособность компаний на рынке, то во время пандемии он стал ещё более острым, так как многие аспекты было необходимо решать в удалённом формате и адаптироваться к нему. И то, каким образом это отлажено, непосредственно влияет на желание клиента осуществлять своё взаимодействие. Одним из инструментов осуществления взаимодействия нацеленного на оптимизацию удобства совершения сделок является маркетплейс. Согласно источнику [1] преимуществами маркетплейса для поставщиков онлайн-продуктов являются возможность сэкономить на продвижении, обеспечение постоянного притока аудитории, которая готова приобрести и не боится совершать покупки, так как доверяет маркетплейсу, также расширение географии продаж без вложений и помимо этого из положительных сторон маркетплейса для поставщиков онлайн-продуктов является возможность получать обработанные и проверенные данные клиента [1] и др. В целом использование маркетплейсов и платформ в целом становится всё более популярным за счёт своего удобства.
При этом обратимся к тому, что же собой в целом представляют платформы, в каком контексте используются, как развиваются и какую ценность представляют для общества. Согласно источнику [2], как в материале описано автором, само по себе слово «платформа» в русском языке используется для обозначения множества понятий, в различных словосочетаниях различных индустрий и отраслей. Однако рассмотрим, каким образом данное понятие используется относительно цифровых решений, электронных аспектов, в том числе с опорой на употребление данного понятия в документах. Как отмечается
в источнике [2], в 2000-х гг. понятие «платформа» стало входить в программные документы, концепции, стратегии, устанавливающие цели и задачи развития электронного взаимодействия участников различных правоотношений, но при этом отмечается, что в первой программе «Электронная Россия», которая была утверждена в 2002 г., это понятие отсутствовало [2]. Но также автором статьи источника [2], Габовым А.В., членом-корреспондентом РАН, отмечается, что в том же 2008 году есть появление документов, в которых слово «платформа» начинает использоваться для описания различных аспектов электронного взаимодействия участников различных правоотношений и как пример он приводит, что в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденной в 2008 г., можно встретить понятие «программно-аппаратная платформа», также Габов отмечает, что значительное расширение использования слова «платформа» можно заметить в новой редакции программы «Электронная Россия», утвержденной в 2009 г.; где понятие платформа использовано много раз, в основном с прилагательным «технологическая» [2]. Таким образом на основании рассмотренного материала следует отметить, что понятие платформы развивалось и можно предположить, что также и продолжает изменяться и трансформироваться вместе с тем, как всё больше в обиход входят цифровые платформы и чем больше их используют как инструмент для оптимизации какой-либо деятельности. То, что платформы и маркетплей-сы становятся всё более популярным решением для осуществления более эффективной деятельности и что всё больше люди обращаются к ним для создания оптимальных решений свидетельствует материал Агентства стратегических инициатив (АСИ) от 2020-го года - как отмечается на сайте агентства «Проекты цифровых решений для социального предпринимательства оказались одними из самых многочисленных среди идей, представленных на крауд-платформе АСИ по направлению «Новая социальная стратегия». В их числе - платформы и центры поддержки для социальных предпринимателей и СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации), маркетплейсы для производителей и потребителей социальных услуг» [3]. Также в материале приведено объяснение экспертом, руководителем программ направления «Социальные проекты» Борисом Филатовым, почему платформенные решения так популярны - по его мнению, ссылаясь на мнения экспертов, согласно материалу, цифровые платформы - это оптимальный способ коммуникации для бизнес-пользователей, в материале отмечается, что агрегирование большого числа сервисов в рамках одной экосистемы позволяет организовать единую «точку входа» как для уже состоявшихся ее участников, так и для новичков, а также повышает ее транспарентность, отмечаются воз-
можности для быстрого роста, и несмотря на то, что в рамках материала источника [3], активно затрагивается в обсуждении социальная сфера, стоит отметить, что данное обоснование возможно применить и к иным сферам (на основании источника [3]). Из конкретных примеров платформенных решений, которые были представлены на сайте, которые призваны улучшить ту или иную деятельность, можно привести технологическую платформу «Ортомода», предполагающую создание маркетплейса средств реабилитации [3]. На основании данного примера плавно перейдём к теме маркетплейсов как способа оптимизации деятельности и как частного вида цифровой платформы. Стоит отметить, что мар-кетплейсы становятся востребованным решением во многих сферах и формируются различные отраслевые маркетплейсы в том числе. Из крупных примеров применения маркетплейса в качестве решения по оптимизации с озвученным обоснованием можно привести пример Банка России, который инициировал проект «Маркетплейс» в декабре 2017 года [4]. Как указано на сайте -цель данного решения - создание законодательной и нормативной базы для дистанционной розничной продажи финансовых продуктов (услуг) по всей стране, без географических ограничений, с регистрацией таких финансовых сделок в специальном реестре - регистраторе финансовых транзакций [4]. В том же материале разъясняется, что подразумевается под понятием мар-кетплейса - в источнике приводится следующая расшифровка - «Маркетплейс» - онлайн-сервис, позволяющий гражданам приобретать финансовые продукты от разных организаций на одной платформе в круглосуточном режиме» [4]. В целом стоит отметить, что данное понятие, за исключением отраслевой спецификации, возможно применять и к другим сферам. При этом обратим внимание на то, что в данном источнике присутствует формулировка «в круглосуточном режиме» - действительно, многими маркетплей-сами мы можем пользоваться круглосуточно, однако стоит сказать, что возможные технические ошибки, влияющие на данный аспект в том числе, являются как раз тем минусом, который стоит отметить в использовании маркетплейсов - технические решения и цифровые инструменты допускают то, что может возникнуть техническая проблема, поэтому техническому обеспечению внедрения решений в данном контексте, безусловно, должно уделяться значительное внимание при оптимизации бизнеса и отраслей, иначе цифровое решение какого-либо аспекта может превратиться в создание дополнительных проблем, а не оптимизацию деятельности.
Говоря о маркетплейсах стоит отметить, что можно выделить как нишевые, так и универсальные - таблица 1. В таблице приведены примеры того, что реализуют те или иные маркетплейсы, которые являются ключевыми игроками российского рынка маркетплейсов.
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
Таблица 1. Виды маркетплейсов и характеристика крупных маркетплейсов России - на основании источника [5]
Название Кол-во уникальных гостей в месяц Комиссионный сбор Юр. статус продавца Приоритетная товарная категория
Универсальные Яндекс-Маркет « 11.8 млн. 3 рубля за клик Юридические лица, ИП, физические лица со статусом самозанятого Электроника, быто -вая техника
АлиЭкспресс и 29.1 млн. От 5% до 8% ИП, юрлица -
ОЗОН и 79.5 млн. От 5% до 40% ИП, юридические лица -
Wildberries и 137.7 млн. От 15% с продаж Юридические лица, ИП, физические лица со статусом самозанятого
Нише-вые Lamoda и 10 млн. 40% Юридические лица и ИП Одежда, обувь, аксессуары
ВсеИнструменты и 17 млн. от 0.75% Только ИП Стройматериалы, инструменты,това-ры для ремонта
Леруа Мерлен и 18 млн. Индивидуальная Только юрлица Товары для дома, сада, строительства и ремонта
Ое
см
О)
Как видно из таблицы, с одной стороны, принцип функционирования маркетплейсов сохраняется, благодаря маркетплейсам участники рынка могут более эффективно и удобно взаимодействовать друг с другом, с другой стороны, существует вариабельность по тому, что может быть реализовано посредством того или иного маркетплей-са, на каких условиях осуществляется взаимодействие и вход участников на маркетплейс, соответственно, каждый участник может выбирать для себя наиболее подходящий маркетплейс в случае, если несколько вариантов удовлетворяют его первоначальным запросам относительно того что конкретно ему требовалось от маркетплейса.
Таким образом на основании рассмотренных материалов можно сделать вывод и подвести и итог, отмечая, что цифровые платформы и мар-кетплейсы как частное решения активно используются на рынке и способствуют оптимизации деятельности бизнеса.
Литература
1. Гарнов А.П., Захарова Е.В., Афанасьев Е.В. Маркетплейс как инструмент повышения доступности финансовых услуг. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2022;(2):13-20. https:// doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-13-20
2. Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление. А.В. Габов. Пермский юридический альманах. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-platforma-kak-novoe-pravovoe-yavlenie Дата обращения: 25.09.2022
3. Агентство стратегических инициатив. Цифровые платформы, маркетплейсы и кооперация в интернете: авторы представили идеи
для социального предпринимательства. АСИ. 26 октября 2020. [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/news/157336/ Дата обращения: 25.09.2022
4. Банк России. Маркетплейс. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/fintech/market_ place/ Дата обращения: 25.09.2022
5. Лучшие маркетплейсы России в 2022 году. 30.06.2022. [Электронный ресурс] URL: https:// www.1cbit.ru/blog/luchshie-marketpleysy-rossii/ Дата обращения: 25.09.2022
MARKETPLACES AS TOOLS FOR DIGITALIZATION OF SALES OF GOODS AND SERVICES
Pakhomova E.A.
Plekhanov Russian University of Economic
Various digital solutions are increasingly becoming part of our lives and are being used to optimize activities, including maintaining and increasing the competitiveness of businesses and increasing economic efficiency, for the development of industries, regions and the system of functioning of the state as a whole. Digital platforms are becoming one of the popular solutions for convenient interaction between market participants. Marketplaces, in turn, as a particular type of digital platform, are also actively distributed in various areas. At the same time, it was noted that they can be applied at various levels, include various goods and services - be both a niche solution to the problems of ease of interaction, and universal, including interactions between market participants in several categories of goods and services. At the same time, the relationship can concern both only goods, and only services, or in aggregate. Based on the materials reviewed, the demand for the use of digital platform solutions and in marketplaces, in particular, for optimizing activities, has been proved.
Keywords: platforms, marketplaces, digital solutions, business optimization, digitalization.
References
1. Garnov A.P., Zaharova E.V., Afanasyev E.V. Marketplace as a tool to increase the availability of financial services. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(2):13-20. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-13-20
2. Gabov A.V. Digital platform as a new legal phenomenon. A.V. Gabov. Perm legal almanac. 2021. [Digital source] URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/tsifrovaya-platforma-kak-novoe-pravovoe-yavlenie Date of the application: 25.09.2022
3. Agency for Strategic Initiatives. Digital platforms, marketplaces and cooperation on the Internet: the authors presented ideas
for social entrepreneurship. 26.10. 2020. [Digital source] URL: https://asi.ru/news/157336/ Date of the application: 25.09.2022
4. Bank of Russia. Marketplace. [Digital source] URL: https://www. cbr.ru/fintech/market_place/ Date of the application: 25.09.2022
5. The best marketplaces in Russia in 2022. 30.06.2022. [Digital source] URL: https://www.1cbit.ru/blog/luchshie-marketpleysy-rossii/ Date of the application: 25.09.2022