Научная статья на тему 'Маркетинговый подход к участию населения в местном самоуправлении'

Маркетинговый подход к участию населения в местном самоуправлении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
254
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / оказание услуг / удовлетворенность населения / local government / rendering of services / satisfaction of the population.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куриленко Анастасия Николаевна

В статье представляется взаимодействие муниципальнойвласти и населения через призму маркетингового подхода. Определяютсяформы социальной активности населения, анализируется их востребованность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING APPROACH TO PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT

This article introduces the interaction of the municipal authorities and the population through the prism of marketing approach. Determined forms of social activity of the population, analyze their relevance.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый подход к участию населения в местном самоуправлении»

УДК 352

Куриленко Анастасия Николаевна, выпускница специальности маркетинг, Курский государственный университет e-mail: briz@rbcmail.ru

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УЧАСТИЮ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ

САМОУПРАВЛЕНИИ

Аннотация: в статье представляется взаимодействие муниципальной власти и населения через призму маркетингового подхода. Определяются формы социальной активности населения, анализируется их востребованность.

Ключевые слова: местное самоуправление, оказание услуг,

удовлетворенность населения

Kurilenko Anastasya Nikolaevna, graduate degree in marketing, Kursk State University

e-mail: briz@rbcmail.ru

MARKETING APPROACH TO PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT

Abstract: This article introduces the interaction of the municipal authorities and the population through the prism of marketing approach. Determined forms of social activity of the population, analyze their relevance.

Keywords: local government, rendering of services, satisfaction of the population.

Маркетинговый подход востребован, когда речь идет о повышении эффективности управленческих процессов. С внедрением менеджеризма в практику российского государственного и муниципального управления все чаще обсуждается вопрос зависимости качества управления территориями от общественной активности населения, от степени его участия в самоуправлении [Слатинов 2015: 39-40].

В рамках маркетингового подхода можно рассматривать государственное администрирование как деятельность по оказанию услуг для удовлетворения потребностей граждан как потребителей органами власти, прежде всего муниципальной. В этом случае к категории услуг можно отнести и собственно оказание услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ, транспорта и более широкое их толкование:

- реагирование на обращения граждан;

- доступ к всесторонней информации об оказании услуг через интернет, СМИ, а также проведение собраний и сходов;

- проведение опросов общественного мнения и учет полученных результатов при составлении программ развития муниципальных образований.

1

Отсутствие взаимного доверия между чиновниками и населением в худшую сторону меняет социально-политическую и социально-экономическую обстановку в регионе, что отмечается исследователями данной проблемы Е.Ю.Подосинниковым, Е.Н.Пясецкой [Подосинников 2015; Пясецкая 2014]. Эффективное функционирование органов власти возможно лишь при наличии развитой системы социальной коммуникации и взаимном обмене информацией о возможных путях решения проблем. Не менее важным является увеличение интенсивности потоков информации, что влияет на характер развития процессов социального взаимодействия.

В основе проблемы эффективного взаимодействия власти и населения лежит социальная активность. Основываясь на различных трактовках определения социальной активности и ее признаков, было дано следующее определение: социальная активность - это способность различных слоев населения к массовой и регулярной деятельности, направленной на социальные изменения позитивного или негативного характера [Пясецкая 2014: 155].

Предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления. Первая включает формы непосредственной или прямой демократии, когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса: местные референдумы; муниципальные выборы; голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований; сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Вторую группу составляют формы представительной демократии -выборные и другие органы местного самоуправления, когда участие граждан состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни: участие граждан в опросах по различным вопросам; собрания и конференции (собрания делегатов); публичные слушания, правотворческая инициатива граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; мирные массовые акции населения, а также разнообразные формы территориального общественного самоуправления [Борщик 2015:27-28]. Однако на практике они не применяются в должной мере, так, например, в Курской области местный референдум не проводился с 1995 года.

Удовлетворенность граждан деятельностью и информационной открытостью Администрации г. Курска является важным показателем взаимодействия населения с властью. Ниже представлены показатели удовлетворенности населения качеством муниципальных услуг и деятельностью Администрации г. Курска по данным социологических опросов, проведенных администрацией города. В целом, итоговая оценка удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска, в том числе открытостью и прозрачностью информации, достигла в 2012 году 48,2 % [Официальный сайт Администрации г. Курска]. То есть положительную оценку дало менее половины опрошенных. Необходимо учитывать, что эти данные

2

получены в ходе исследования, которое было проведено по заказу Администрации г. Курска и достоверность данных относительна.

Для определения эффективных форм участия в населения в самоуправлении было проведено собственное исследование - интервью жителей г. Курска, в котором предлагалось оценить их эффективность и реальное использование в практике деятельности органов МСУ.

Предпочтения эффективных форм местного самоуправления с точки зрения населения распределились следующим образом: сходы граждан для решения местных проблем (21 %), а о том, что эта форма воплощается на практике, уверены 18 % граждан; на втором месте стоят регулярные отчеты перед населением избранных лиц исполнительной власти и органов МСУ (15 %), на практике - 5 %; на третьем прямые телефонные линии с органами исполнительной власти и МСУ (14 %), на практике - 9 %. Перспективные консультативные формы обсуждения проектов и программ развития пока не пользуются такой популярностью у населения (8 %), однако возможность ими воспользоваться совсем удручает (2 %). То есть в вопросах совещательной демократии наше местное самоуправление находится в самом начале пути.

Обращает на себя внимание большое количество ответов (19 %) о неиспользовании каких-либо форм взаимодействия местной властью.

Анализ применяемых практик общественного управления показывает: реальную пользу население видит в проведении сходов граждан по решению местных проблем, регулярных отчетах избранных депутатов перед населением, а также в организации прямых телефонных линий с органами власти и местного самоуправления, организации общественных приёмных. Однако реальное использование данных форм в реальной жизни города невысоко. А представительные формы участия в управлении вообще недооцениваются и считаются неэффективными (такие, как обращения в общественные организации и политические партии).

Еще хуже обстоит дело с консультативными формами взаимодействия. Обсуждения планов и проектов, отчетов о деятельности МСУ на официальных сайтах органов власти кажется довольно важным для опрошенных, однако используются они властными структурами в четыре раза ниже потребности населения. То есть деятельность официальных сайтов сводится

преимущественно к информационному одностороннему взаимодействию, не предусматривающего полноценного диалога.

Таким образом, в ходе проведенного исследования по проблеме социального взаимодействия населения с представителями муниципальной власти был сделан вывод: в целом общение населения с органами власти, чиновничеством отягощено отрицательным опытом.

Среди причин, препятствующих эффективному социальному

взаимодействию населения и местной власти, населением определены: непонимание или нежелание понимать его проблемы, нежелание вовлекать их в дела, а тем более в желаемые формы участия в местном самоуправлении.

3

Для решения данных проблем, необходимо найти более реальные, чем существующие на сегодняшний день, способы взаимодействия населения и органов МСУ.

В целях разработки механизмов обратной связи власти и населения считаем возможным сформулировать следующие практические рекомендации органам регионального и муниципального управления.

При реализации Концепции региональной информатизации нужно предусмотреть минимальные требования к типовому проекту официального вебсайта органов исполнительной и законодательной власти:

- возможность обращения с вопросами (срок ответа целесообразно сократить до 10 дней);

- возможность обращения в адрес органов власти с обязательным их размещением на портале;

- проведение Интернет-опросов по наиболее значимым проблемам города с введением порядка учета мнения граждан;

- для активизации населения, не имеющего достаточной информационной грамотности необходима возможность регулярного проведения очных муниципальных опросов;

- организовать Интернет-трансляции заседаний коллегиальных органов исполнительной власти и законодательных собраний;

- организация общественных советов, представительств, консультативных групп при органах власти разного уровня, их участие в подготовке и реализации партнерских договоров;

- соучастие представителей общественности в формировании общих позиций по проблематике программ и корректировке условий жизни;

- создание общественных комиссий, контрольных органов по проверке деятельности структур власти.

Сейчас открытость и доступность стали стратегическими ориентирами развития государственной и муниципальной власти. Создание и внедрение механизмов эффективных коммуникаций местной власти и населения является первоочередной задачей. Такое взаимодействие может быть выгодно обеим сторонам, местное сообщество, вовлеченное во взаимодействие с властью, сможет решать насущные проблемы, так же это влечет улучшение жизни в целом, если органы местной власти сумеют активизировать население для решения конкретных интересов, можно будет говорить о налаживании взаимодействия между ними.

Выявленные тенденции взаимодействия подводят к выводу о необходимости маркетингового подхода в процессе взаимодействия местного сообщества и структур публичной власти. Возникающая при этом система партнерства является оптимальным вариантом на пути развития гражданского общества и форм общественного самоуправления.

4

Список литературы:

1. Борщик Н.Д. Совершенствование системы управления муниципальными образованиями Курской области // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 6 (15). - С. 27-28.

2. Подосинников Е.Ю.Использование социальных стандартов как инструмента управления качеством жизни населения муниципальных образований Курской области // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 3 (6). - С. 98-100.

3. Пясецкая Е.Н. Развитие взаимодействия власти и населения в социосистеме города // Казанская наука. - 2014. - № 10. - С. 333-335.

4. Пясецкая Е.Н. Технологии совещательной демократии в практике муниципальной службы // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. - 2014. - С. 154-156.

5. Слатинов В.Б., Меркулова К.Г. Современный этап российской муниципальной реформы: содержание и ожидаемые эффекты// Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 3. - С. 37-45.

6. Официальный сайт Администрации г. Курска [Электронный ресурс] URL: http://www.kurskadmin.ru (дата обращения: 02.11.2015 г.).

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.