Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ внешних факторов макросреды на рынке банковских услуг'

Маркетинговый анализ внешних факторов макросреды на рынке банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОСРЕДА / БАНК / PEST-АНАЛИЗ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянцева М.Ю.

Статья посвящена маркетинговому анализу внешних факторов макросреды на рынке банковских услуг посредством PEST-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ внешних факторов макросреды на рынке банковских услуг»

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

© Емельянцева М.Ю.*

Финансово-экономический институт, г. Якутск

Статья посвящена маркетинговому анализу внешних факторов макросреды на рынке банковских услуг посредством PEST-анализа.

Ключевые слова макросреда, банк, PEST-анализ, маркетинговый анализ, банковские услуги.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей. Один из методов контроля и определения перспектив / угроз организации является PEST-анализ [11, с. 64].

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности [1, c. 65-66].

Политических - регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности: правительственная стабильность, политика по отношению к бизнесу, позиция государства по отношению к иностранному капиталу.

Экономических - создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия: курс национальной валюты уровень инфляции, государственная инвестиционная политика.

Социокультурных - определение потребительских предпочтений: демографическая структура населения, социальная мобильность населения, активность потребителей.

Технологических - выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов: затраты на НИОКР (по различным источникам), государственная политика в области науки и технологий, новые продукты (скорость обновления, источники идей) [2, c. 72].

Студент 4 курса.

28 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Далее перейдем непосредственно к PEST-анализу макросреды на рынке банковских услуг.

К политическим факторам можно отнести:

- санкции США и других стран, которые в дальнейшем могут повлиять на валютно-обменные операции;

- узкая продуктовая линейка (потребительское кредитование, ипотека, кредитование юридических лиц).

К экономическим факторам можно отнести:

- увеличение курса доллара и евро, что приводит к нестабильности валюты и ограничению возможности экспорта банковских услуг;

- рост конкуренции на рынке банковских услуг приводит к снижению процентных ставок по кредитам и увеличению ставок по вкладам, что влияет на замедление роста чистой прибыли банка.

К социально-культурным факторам относятся:

- повышение уровня жизни населения, тем самым, доли населения, которое «не доверяет» банкам;

- возможность кредитования для покупки любых товаров и услуг является положительным фактором, однако этот фактор привел к созданию микрофинансовых организаций, выдающих займ на короткие сроки;

- необразованнность населения в финансовых услугах влияет на выбор населения банка. Большинство банков с низкими процентными ставками имеют «скрытые» проценты, про которые клиенты не знают. Большинство заемщиков «попадаются» на акции такого рода.

К технологическим факторам: техническое перевооружение Банка для увеличения доли рынка и использование новых технологий для совершенствования проведения операций и улучшения обратной связи с потребителями через интернет-ресурсы, возможность проведения опроса жителей через электронные ресурсы.

Представим PEST-анализ в табл. 1:

Таблица 1

PEST-анализ макросреды на рынке банковских услуг

Фактор Воздействие на отрасль Воздействие на компанию

Политические 1. Отношения Российской Федерации с другими странами 2. Узкая продуктовая линейка 1. Нестабильность рубля 2. Ограничение экспорта 3. Появление банков с иностранным капиталом. 1. Постоянный контроль над курсом доллара 2. Снижение стоимости покупки доллара для поддержания конкурентоспособности банка

Маркетинг, маркетинговые исследования и технологии активных продаж

29

Окончание табл. 1

Фактор Воздействие на отрасль Воздействие на компанию

Экономические 1. Увеличение курса доллара и евро 2. Рост конкуренции 1. Снижение доли валютно-обменных операций 2. Появление на рынке банковских услуг большого количества микрофинансовых компаний 1. Уменьшение процентных ставок в результате роста конкуренции 2. Увеличивается риск по всем операциям

Социально-культурные 1. Повышение уровня жизни населения 2. Необразованнность населения в финансовых услугах 1. Снижение доли населения, пользующихся услугами банков 2. Увеличение количества банков со «скрытыми» процентами, вызывающих недоверие населения ко всем банкам 1. Увеличение ставок по вкладам 2. Создание дополнительных условий и гарантий, выгодных для населения

Технологические факторы 1. Техническое перевооружение банков для увеличения доли рынка 1. Обеспечение быстрого обслуживания клиентов 2. Возможность быстрого получения обратной связи через интернетисточники

Таким образом, политические факторы обуславливают постоянный контроль над изменениями курса доллара для того чтобы поддерживать его стоимость при покупке-продаже на конкурентном уровне.

Экономические факторы влияют на уменьшение численности клиентов банка, тем самым приводят к увеличению ставок по вкладам, а также увеличению риска по всем операциям.

Социально'-культурные факторы приводят к снижению процентных ставок для привлечения большего количества клиентов.

Технологические факторы обуславливают быстрое обслуживание клиентов банка и быструю и эффективную обратную связь с населением через интенет-ресурсы.

Список литературы:

1. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Абросимова. - М.: Волтерс Клувер,

2011. - 200 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16788. -ЭБС «IPRbooks».

2. Майер С.В., Волков И.А., Поповский С.Н. Факторы стратегического маркетинга на предприятии // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. -

2012. - № 2. - С. 64-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.