Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ рынка электроэнергии (мощности) для новых объектов генерации в существующих условиях работы ОРЭМ'

Маркетинговый анализ рынка электроэнергии (мощности) для новых объектов генерации в существующих условиях работы ОРЭМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ГЕНЕРАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) / WHOLESALE ELECTRICITY AND CAPACITY MARKET (WECM) / POWER PLANT / INVESTMENT PROJECT / MARKETING RESEARCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карякин Александр Михайлович, Денисов Дмитрий Геннадьевич, Баитов Анатолий Валерьевич

Представлен основной подход к проведению маркетингового анализа рынка сбыта электроэнергии (мощности) для проектов строительства объектов новой генерации в существующих условиях работы оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF ELECTRICITY ( CAPACITY) SALES MARKET FOR NEW POWER PLANTS UNDER THE EXISTING CONDITIONS OF THE WECM WORK

The article shows the basic approach to market research conducting for electricity (capacity) market for constructing the projects of new power plants generation in the existing conditions of the wholesale electricity and capacity market (WECM).

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ рынка электроэнергии (мощности) для новых объектов генерации в существующих условиях работы ОРЭМ»

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

ДЛЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ГЕНЕРАЦИИ В СУЩЕСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ОРЭМ

Введение

Жизненный цикл любого энергетического объекта можно условно разделить на три последовательные стадии:

■ прединвестиционная (определяются основные технические, финансовые и экономические параметры проекта);

■ инвестиционная (стадия строительства объекта генерации: от выбора подрядчиков до пуска объекта в промышленную эксплуатацию);

■ постинвестиционная (эксплуатация объекта с последующим выводом из эксплуатации).

В рамках прединвестиционной фазы ключевыми вопросами для собственника

(инвестора) будущего объекта генерации являются:

■ зачем нужно строить?

■ что будем строить?

■ сколько это стоит?

■ какова экономическая целесообразность данного строительства?

После ответа на данные вопросы собственник (инвестор) сможет принять однозначное решение относительно целесообразности строительства объекта генерации.

Следует отметить, что для ответа на вопрос «Зачем нужно строить?» не существует стандартного алгоритма поиска ответа в связи с различными задачами, стоящими перед собственником (инвестором) объекта генерации:

■ в одном случае необходимость строительства вызвана обязательствами

генерирующих компаний в рамках Договоров о предоставлении мощности,

■ во втором - повышением качества энергоснабжения основного производства

(предприятия нефтегазовой и металлургической промышленности),

■ в третьем - повышением надежного энергоснабжения населения (социальная

ответственность),

■ в четвертом - эффективным вложением инвестиционных средств,

■ в пятом - диверсификация бизнеса (развитие непрофильных активов).

■ и пр.

При этом вне зависимости от стоящих перед собственником (инвестором) задач, определение условий работы будущего объекта генерации является обязательным условием для определения финансово-экономических параметров проекта.

Результаты маркетингового анализа рынков сбыта тепловой энергии, а также электрической энергии и мощности определяют укрупненные характеристики будущего объекта генерации. Без проведения маркетингового анализа рынка сбыта тепловой энергии невозможно обосновать требуемую установленную тепловую мощность энергообъекта, возможный объем отпуска тепловой энергии, динамику изменения ценовых параметров рынка. Точно так же без проведения анализа рынка электроэнергии и мощности невозможно обосновать установленную электрическую мощность объекта, число часов использования установленной мощности и т.п. В результате, без проведения маркетингового анализа рынков сбыта невозможно составить обоснованную производственную программу электростанции, что априори ведет к выбору неверных технических решений и ошибочным технико-экономическим расчетам проекта.

Таким образом, проведение маркетингового исследования рынков сбыта основной продукции в рамках прединвестиционной стадии является обязательным условием для разработки качественно проработанной концепции проекта (бизнес-плана, обоснования инвестиций, предварительного технико-экономического обоснования и пр.).

В настоящей статье представлен основной подход к анализу рынка электроэнергии (мощности), многократно использованный авторами при разработке различных обосновывающих документов для ряда проектов строительства новых объектов генерации, находящихся в настоящее время в прединвестиционной и инвестиционной стадии реализации.

Исходные данные

Одна из главных трудностей, которая сопровождает весь процесс анализа оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), является поиск актуальных данных. Сложность

данного процесса связана с постоянным изменением нормативно-правовой базы в области функционирования ОРЭМ, а также с отсутствием консолидированного источника информации о происходящих на рынке изменениях.

На основании опыта авторов статьи для анализа рынка предлагается использовать материалы следующих участников ОРЭМ:

1. Нормативно правовой регулятор:

■ Правительство РФ;

■ Министерство энергетики РФ;

■ ФАС РФ;

■ НП «Совет рынка».

2. Технический оператор:

■ ОАО «СО ЕЭС» и филиалы;

■ ОАО «ФСК ЕЭС» и филиалы;

■ ОАО «МРСК» и филиалы.

3. Коммерческий оператор:

■ ОАО «АТС»;

■ ЗАО «ЦФР»;

■ Московская энергетическая биржа.

4. Субъекты ОРЭМ:

■ поставщики электроэнергии (мощности);

■ сбытовые компании, включая гарантирующих поставщиков;

■ крупные Промышленные потребители.

В качестве дополнительных источников информации также можно выделить:

■ ЗАО «АПБЭ» (Агентство по прогнозированию балансов в энергетике);

■ Министерство экономического развития РФ;

■ Материалы различных аналитических, консалтинговых, инвестиционных компаний. Опираясь на материалы указанных источников можно составить целостную картину

рынка для рассматриваемого проекта и определить перспективы его развития.

Структура сбыта

Информация о структуре оптового и розничного рынков, основах их функционирования, а также о возможных каналах сбыта основной продукции электростанций распространена достаточно широко, начиная с учебно-методической литературы [1] и заканчивая информацией, размещенной на web-сайтах различных компаний [2].

Подробное рассмотрение структуры рынка и функций основных его участников не является предметом настоящей статьи, однако краткое рассмотрение основных каналов сбыта на ОРЭМ необходимо для понимания процедуры проведения маркетингового анализа.

На оптовом рынке электроэнергии (мощности) реализуется два товара: электроэнергия и мощность. Основная идея выделения этих двух товаров из одного товара (электроэнергии) заключалась в разделении механизмов возмещения расходов на условно-постоянные и условно-переменные издержки электростанций. В настоящее время (по идеологии реформаторов) условно-постоянные издержки должны компенсироваться за счет продажи мощности, условно-переменные - за счет продажи электроэнергии. В настоящее время выручка генерирующих компаний от продажи электроэнергии сопоставима с выручкой от продажи мощности (порядка 50/50 %).

Продажа электроэнергии осуществляется генерирующими компаниями (объектами генерации) по следующим каналам сбыта:

1. По регулируемым договорам (РД) купли-продажи электроэнергии (с 2011 года такой возможности не будет), цена в которых устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ);

2. По свободным двусторонним договорам, цена в которых устанавливается контрагентами либо договорным путем (СДД), либо автоматизированным путем на бирже (биржевые СДД);

3. На «рынке на сутки вперед» (РСВ), где цена на электроэнергию определяется на основе конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки.

4. На балансирующем рынке (БР), где реализуются объемы «по внешней инициативе».

Цена электроэнергии на БР примерно на 20^30% выше, чем на РСВ.

Продажа электрической мощности является наиболее важным аспектом, определяющим практически весь процесс обоснования инвестиций в строительство объекта генерации. Реализация мощности в настоящее время осуществляется по следующим каналам сбыта:

1. По регулируемым договорам (РД) купли-продажи мощности (с 2011 года такой возможности не будет), цена в которых устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ);

2. По результатам конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности (КОМ), проводимого Системным оператором по зонам свободного перетока. Цена мощности для объекта генерации определяется по результатам КОМ;

3. По свободным двусторонним договорам, цена в которых устанавливается контрагентами либо договорным путем (СДЭМ), либо автоматизированным путем на бирже (биржевые СДЭМ).

4. Для объектов новой генерации объем и цена поставляемой мощности фиксируются в договоре о предоставлении мощности (ДПМ). Цена на мощность в ДПМ определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 238 от 13.04.2010г. [3];

5. Для объектов новой генерации, не заключивших ДПМ, объем и цена поставляемой мощности определяются из условий экономической обоснованности ценовой заявки на продажу мощности. Проверка экономической обоснованности при проведении КОМ на 2010 год производилась НП «Совет рынка» на основании Методики НП «Совет рынка» [4]. С 2011 года и далее проверкой на экономическую обоснованность должна заниматься ФАС при помощи соответствующей методики, которая в настоящее время находится в стадии разработки.

Определение конфигурации рынка

Рынок электроэнергии (мощности) для каждой электростанции, расположенной в географических границах ценовых зон ОРЭМ и обладающий связью с Единой национальной электросетью (ЕСН), имеет вполне определенную конфигурацию с вполне определенным конкурентным окружением и ценовыми параметрами.

У каждой электростанции существует текущий и перспективный рынки сбыта электроэнергии (мощности), соответствующие территориальным границам следующих энергообъединений:

■ зона свободного перетока (ЗСП) - текущий рынок;

■ объединенная энергосистема (ОЭС) - перспективный рынок.

Анализ рынка

Под текущим рынком электроэнергии (мощности) для конкретной электростанции в современных условиях функционирования ОРЭМ следует понимать соответствующую зону свободного перетока электроэнергии (мощности), в которой находится электростанция. В настоящее время Системным оператором определено 29 ЗСП.

Поскольку зоны свободного перетока с течением времени изменяют свою конфигурацию, при анализе перспективных или возможных условий работы объекта генерации в будущем необходимо также рассматривать объединенную энергосистему. В настоящее время Системным оператором определено 7 ОЭС (Юга, Центра, Средней Волги, Северо-Запада, Урала, Сибири, Востока).

В рамках рассмотрения каждого энергообъединения необходимо произвести:

■ анализ текущего и перспективного конкурентного окружения (с учетом

инвестиционных программ генерирующих компаний);

■ анализ динамики вывода из эксплуатации физически изношенных мощностей;

■ анализ перспектив развития электросетевого хозяйства (изменение ограничений

перетоков электроэнергии между ЗСП);

■ анализ сальдо-перетоков, суточных и сезонных графиков энергопотребления

(покрытия), текущих балансов энергопотребления (покрытия);

■ разработку прогнозных балансов по электроэнергии (мощности);

■ анализ необходимости дополнительных мощностей;

■ определение наиболее рациональной установленной мощности, числа часов использования установленной мощности;

■ анализ текущих ценовых параметров на РСВ и рынке мощности, а также прогноз изменения ценовых параметров в будущем (влияние либерализации рынка газа на ценовые параметры РСВ, например).

■ и пр.

Структура отчетной документации

В результате проведения маркетингового анализа рынка электроэнергии (мощности) составляется отчетная документация, наиболее оптимальный состав которой, по мнению авторов, представлен ниже:

1. Правила рынка

1.1. Действующая нормативно-правовая база

1.2. Функционирование и развитие оптового и розничного рынка электроэнергии (мощности)

2. Объединенная энергосистема

2.1. Общая характеристика ОЭС

2.2. Анализ конкурентного окружения

2.3. Анализ электрических сетей

2.4. Анализ энергопотребления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.5. Существующий баланс энергопотребления

2.6. Прогнозный баланс энергопотребления

3. Зона свободного перетока

3.1. Общая характеристика ОЭС

3.2. Анализ конкурентного окружения

3.3. Анализ электрических сетей

3.4. Анализ энергопотребления

3.5. Существующий баланс энергопотребления

3.6. Прогнозный баланс энергопотребления

4. Фактические и прогнозные ценовые параметры ОРЭМ

4.1. Рынок электроэнергии

4.2. Рынок мощности

5. Выводы

Для удобства восприятия настоящей статьи из содержания были исключены заголовки третьего уровня.

Выводы

Маркетинговый анализ рынков сбыта электроэнергии (мощности) в большинстве случаев является определяющим по отношению к основным технико-экономическим параметрам проекта строительства объектов новой генерации.

Сложность проведения маркетингового анализа рынка сбыта электроэнергии (мощности) заключается, кроме всего прочего, в необходимости обработки большого объема разрозненных, находящихся в постоянном изменении исходных данных.

Исключение, либо некачественное выполнение данного этапа прединвестиционных работ ведет к необоснованному выбору технических решений, а также к грубейшим ошибкам при проведении финансово-экономических расчетов на стадии подготовки техникоэкономического обоснования проекта (бизнес-плана, пред-ТЭО, обоснования инвестиций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.