УДК / UDC 005.52:658.8.003.13:631.15:338.43:633/.639
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
MARKETING ANALYSIS OF LIVESTOCK DEVELOPMENT EFFICIENCY IN MODERN ECONOMY CONDITIONS
Тихомиров А.И., кандидат экономических наук, руководитель лаборатории Tikhomirov A.I., Candidate of Economic Sciences, Head of Laboratory ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства имени академика Л.К. Эрнста», Подольск, Россия
All-Russian Research Institute of Animal Husbandry named after Academy Member L.K. Ernst, Podolsk, Russia E-mail: tikhomirov991 @gmail.com
В рамках исследования проведен анализ современного состояния отечественного животноводства и дана оценка влияния рыночных механизмов на эффективность развития отрасли. В ходе проведения комплексного анализа состояния животноводства были использованы экономико-статистические методы исследования и SWOT-анализа. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной таможенной службы РФ и материалы отраслевых союзов. Установлено, что на протяжении последних лет отрасль находится в условиях неустойчивого фрагментарного развития. Наращивание объемов производства свиноводческой и птицеводческой продукции сопряжено с усилением негативных тенденций в функционировании скотоводства и овцеводства. Наряду с ростом производства мяса свиней и птицы на 34,4% и 46,5% в течение 2011-2016 гг. отмечено одновременное сокращение производства молока на 2,8% и мяса крупного рогатого скота на 3,4%, что обеспечило резкое возрастание цен на внутреннем рынке и снижение потребления данной продукции. Анализ структуры розничной цены на основные виды животноводческой продукции показал, что среднегодовая за 2013-2015 гг. доля цены реализации сельскохозяйственных предприятий в конечной потребительской цене составила на мясо КРС 28,8%, свиней 35,4% и молоко 43,1%. При этом удельный вес сферы обращения в розничной цене за аналогичный период составил 20,2%, 30,1% и 20,2% соответственно. В ходе проведенного SWOT-анализа эффективности установлены возможности и угрозы развития животноводства и внутреннего рынка животноводческой продукции. На основании полученных результатов предложены направления развития отрасли и внутреннего агропродовольственного рынка, обеспечивающие повышение физической и экономической доступности социально значимой продукции животноводства для населения.
Ключевые слова: животноводство, маркетинговый анализ, конкурентоспособность, внутренний рынок, экономическая эффективность, импортозамещение.
The current state of domestic animal husbandry is analyzed and the impact of market mechanisms on the industry efficiency is estimated. Economic and statistical research methods and SWOT analysis are used for complex research of animal husbandry state. The official data provided by the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, by the Ministry of Agriculture, by the Federal Customs Service of the Russian Federation and the materials of trade unions form the empirical basis of the study. The industry has unstable, fragmented development over the past few years. The increase in the volume of pig and poultry products is associated with negative trends in functioning of cattle and sheep breeding. Along with the growth of pork and poultry meat production by 34.4% and 46.5% during 2011 -2016, the reduction of milk production by 2.8% and beef by 3.4% is also stated, that led to the price increase in the domestic market and reduction of these products consumption. The analysis of the retail price structure shows that the average annual share of the agricultural enterprises sale price in the final consumer price was 28.8% for beef, 35.4% for pork and 43.1% for milk in 2013-2015. At the same period, the share of circulation sphere in retail price was 20.2%, 30.1% and 20.2%, accordingly. In the course of the SWOT-efficiency analysis, the opportunities and threats for industry development and domestic market of livestock products were identified. Based on obtained results, the directions for industry and domestic agro-food market development are proposed, which could ensure increasing physical and economic public accessibility of socially significant livestock products. Key words: animal husbandry, market analysis, competitiveness, internal market, economic efficiency, import substitution.
Введение. Решение проблемы обеспечения физической и экономической доступности высококачественных продуктов питания для населения страны требует выработки эффективных механизмов развития агропромышленного комплекса, учитывающих особенности современных организационно-экономических условий хозяйствования, обеспечивающих наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики и развития внутреннего агропродовольственного рынка.
Одной из ключевых отраслей АПК России, играющей значительную роль в развитии агропромышленного сектора экономики и сельских территорий, является животноводство, позволяющее обеспечить круглогодичную занятость для жителей села и равномерное поступление в течение года дохода от реализации произведенной продукции. Кроме того, продукция животноводства является наиболее социально значимой группой продовольственных товаров, занимающую значительную долю в расходах бюджетов домохозяйств [10].
В этой связи, проведение маркетингового анализа развития отрасли и определение рыночных факторов, оказывающих влияние на экономическую эффективность развития отрасли и формирование внутреннего рынка животноводческой продукции, приобретает особую актуальность и практическую значимость при принятии управленческих решений и разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов государственной поддержки отрасли.
Целью исследования явилось изучение закономерностей развития отечественного животноводства и определение рыночных факторов, оказывающих влияние на функционирование отрасли и внутреннего рынка животноводческой продукции в современных условиях хозяйствования.
Условия, материалы и методы. Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития животноводства, формирования внутреннего агропродовольственного рынка проведения маркетингового анализа отраслей народного хозяйства.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной таможенной службы РФ и материалы отраслевых союзов.
В ходе исследования использовались следующие методы исследования: абстрактно-логический - при разработке рабочей гипотезы и обосновании направления развития отрасли; экономико-статистический при обработке и анализе статический информации с применением программы «Excel» и метод SWOT-анализа при анализе потенциальных угроз и возможностей функционирования внутреннего рынка животноводческой продукции.
Результаты и обсуждение. Наращивание объемов производства животноводческой продукции и повышение ее доступности для населения в рамках реализации программы импортозамещения продовольственных товаров на внутреннем рынке требует создания эффективного организационно-экономического механизма интенсификации отрасли, учитывающего современные макроэкономические условия и отраслевые особенности хозяйствования.
Рассматривая современное состояние развития отрасли, следует отметить, что производство и реализация животноводческой продукции, за исключением производства молока и мяса свиней, является убыточным направлением хозяйственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций. Так, по предварительным данным уровень убыточности от реализации мяса крупного и мелкого рогатого скота в 2016 году составил 24,1% и 1,8% соответственно, а шерсти овец достиг 42,6% [10].
При этом устойчивая тенденция убыточности производства и реализации продукции является ключевым фактором стагнации отечественного мясного скотоводства и овцеводства и причиной значительного увеличения доли импортной продукции на внутреннем рынке.
Другим не менее важным фактором устойчивого развития отечественного животноводства в современных условиях хозяйствования является формирование устойчивой ценовой конъюнктуры на внутреннем агропродовольственном рынке и стабильного уровня доходности от производства и реализации животноводческой продукции.
Следует отметить, что равномерное поступление денежных средств и их последующее использование в качестве оборотных средств позволяет обеспечить бесперебойного осуществления технологических процессов, а также инвестировать полученные финансовые ресурсы на проведение модернизации материально-технической базы предприятия и создание новых производственных мощностей, тем самым реализуя принципы расширенного воспроизводства [10].
Вместе с тем отечественное животноводство на сегодняшний день представляет собой развивающуюся отрасль агропромышленного комплекса России, обладающую колоссальными возможностями для обеспечения дальнейшего устойчивого развития и наращивания объемов производства конкурентоспособной животноводческой продукции в рамках реализации программы импортозамещения (табл. 1).
Таблица - 1 Современное состояние отечественного животноводства
Показатели Год 2016 г. к 2011г. в %
2011 2012 2013 2014 2015 2016**
Поголовье крупного рогатого скота, млн. гол. 20,1 19,9 19,6 19,3 19,0 18,7 93,0
в т.ч. коров, млн. гол. 9,0 8,9 8,7 8,5 8,4 8,3 92,2
Поголовье свиней, млн. гол. 17,6 18,8 19,1 19,5 21,5 22,0 125,0
Поголовье овец и коз, млн. гол. 22,9 24,2 24,3 24,7 24,9 24,8 108,3
Поголовье птицы, млн. гол. 473,0 495,1 495,0 527,3 547,2 552,8 116,9
Производство молока, млн. т 31,6 31,8 30,5 30,8 30,8 30,7 97,2
Производство скота и птицы в живом весе, млн. т 11,0 11,6 12,2 12,9 13,5 13,9 126,4
в т.ч. КРС, млн. т 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,8 96,6
свиней, млн. т 3,2 3,3 3,6 3,8 4,0 4,3 134,4
овец и коз, млн. т 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 125,0
птицы, млн. т 4,3 4,9 5,1 5,6 6,0 6,3 146,5
Индекс производства продукции животноводства, % 102,3 102,7 100,6 102,0 102,2 101,5 -0,8 п.п.
Себестоимость реализованной продукции животноводства, млрд.руб. 659,4 747,3 848,0 950,4 113,6 1185,8 179,8
Выручка от реализации продукции животноводства, млрд.руб. 713,7 828,2 876,6 1132,2 1326,9 1327,4 186,0
Прибыль от реализации продукции животноводства, млрд.руб. 54,2 80,9 28,6 181,8 191,1 141,6 261,3
Уровень рентабельности реализации продукции животноводства, % 8,2 10,8 11,6 19,1 16,8 11,9 3,7 п.п.
Примечание: * - составлено на основании данных Росстата ** - предварительные данные.
1] и Минсельхоза России [4,5];
*
Однако, несмотря на общее за 2011-2016 гг. увеличение объемов производства скота и птицы в живом весе на 26,4% в отрасли все отчетливее наблюдается развитие негативных тенденций. В настоящее время развитие животноводства носит сегментарный характер, так как основной прирост производства продукции животного происхождения достигнут преимущественно за счет свиноводства и птицеводства, где прирост за аналогичный период составил 34,4% и 46,5%. Это обеспечило достижение пороговых значений параметров Доктрины продовольственной безопасности РФ [3] по самообеспечению страны мясом и мясопродуктами, а также позволило сформировать устойчивый внутренний мясной рынок и сырьевую базу для развития мясоперерабатывающей промышленности (табл. 2).
Таблица - 2 Формирование внут
эеннего рынка мяса и мясных продуктов
Показатели Год ?016г.к 2011 г. в %
2011 2012 2013 2014 2015 2016**
Ресурсы
Запасы на начало года, тыс. т 802 791 838 870 807 812 101,2
Производство, тыс. т 7520 8090 8545 9070 9565 9919 131,9
Импорт, тыс. т 2707 710 2480 1952 1360 1123 41,5
Итого ресурсов, тыс. т 11029 1159 11863 11892 11732 11854 107,5
Доля импортной продукции в общем объеме ресурсов, % 24,5 23,4 20,9 16,4 11,6 9,5 -15,0 п.п.
Целевой индикатор, установленный Доктриной продовольственной безопасности РФ,% 85,0
Использование
Производственное потребление, тыс. т 36 56 51 56 47 45 125,0
Потери, тыс. т 17 23 19 18 18 15 88,2
Экспорт, тыс. т 76 128 117 135 143 228 300,0
Личное потребление, тыс. т 10109 10546 10812 10876 10712 10795 106,8
Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в год (в перерасчете на мясо), кг 71 74 75 74 73 74 104,2
Примечание: * - составлено на основании данных Росстата [1] и Минсельхоза России [4]; ** - предварительные данные.
Интенсивное развитие в последние годы свиноводства и птицеводства достигнуто за счет внедрения зарубежных ресурсосберегающих технологий производства и высокопродуктивных генетических ресурсов от ведущих транснациональных селекционных корпораций [2, 9], что позволило обеспечить высокую экономическую эффективность производства и инвестиционную привлекательность данных отраслей, обеспечив тем самым их дальнейшее динамичное развитие в современных условиях хозяйствования [6].
Устойчивые темпы роста производства и промышленной переработки продукции свиноводства и птицеводства позволили также повысить физическую и экономическую доступность мяса и мясопродуктов для населения, и достичь рекомендуемой нормы потребления продуктов данной категории 75 кг на одного человека в год [8].
Однако, усиляющиеся кризисные явления в экономике, сопровождающиеся сокращением доходов населения, привели к существенному падению спроса на более дорогостоящую продукцию мясного скотоводства и овцеводства, что наряду с все еще остающейся достаточно низкой эффективностью производства говядины и баранины обеспечило убыточность и слабую инвестиционную привлекательность данных подотраслей агропромышленного комплекса.
Вместе с тем, как показывает отечественный опыт реализации ведущими агрохолдингами крупномасштабных инвестиционных проектов в сфере мясного скотоводства, создание современных мощностей по производству высокомаржинальной мраморной говядины не отвечает требованиям внутреннего рынка и не позволяет обеспечить экономическую доступность данной продукции для массового потребителя. При этом, ключевым фактором, сдерживающим развитие мясного скотоводства и увеличение потребления говядины, является несовершенство системы ценообразования в товаропроводящей цепи. Низкие отпускные цены у сельхозтоваропроизводителей, не позволяют обеспечить доходность производства мяса крупного рогатого скота и расширенное воспроизводство в отрасли, а высокие торговые наценки в розничной сети существенно сокращают покупательский спрос на продукцию мясного скотоводства, что предопределяет стагнацию отрасли.
Аналогичные тенденции наблюдаются в развитии внутреннего рынка молока и молочных продуктов. Стагнация молочного скотоводства, связанная с резким сокращением поголовья крупного рогатого скота и производства молока на протяжении последних лет в хозяйствах населения, и низкими темпами роста в сельскохозяйственных организациях, приводит к высокой импортозависимости внутреннего рынка молочных продуктов от зарубежных поставщиков и снижению среднедушевого потребления молока и молочных продуктов, что негативно сказывается на уровне жизни населения (табл. 3).
Таблица - 3 Формирование внутреннего рынка молока и молочных продуктов*
Показатели Год 2016г. к 2011г. в %
2011 2012 2013 2014 2015 2016**
Ресурсы
Запасы на начало года, тыс. т 1866 1995 2032 1982 2120 1948 104,4
Производство, тыс. т 31646 31756 30529 30791 30797 30724 97,1
Импорт, тыс. т 7938 8516 9445 9115 7917 6950 87,6
Итого ресурсов, тыс. т 41450 42267 42006 41928 40834 39622 95,6
Доля импортной продукции в общем объеме ресурсов, % 19,2 20,1 22,5 21,7 19,4 17,5 -1,7 п.п.
Целевой индикатор, установленный Доктриной продовольственной безопасности РФ,% 90,0
Использование
Производственное потребление, тыс. т 3622 3919 3742 3482 3312 3043 84,0
Потери, тыс. т 30 29 32 36 34 26 86,7
Экспорт, тыс. т 614 645 628 629 606 644 104,9
Личное потребление, тыс. т 35189 35642 35633 35661 34934 34190 97,2
Потребление молока и молочных продуктов на душу населения в год (в перерасчете на молоко), кг 246 249 248 244 239 233 94,7
Запасы на конец отчетного периода, тыс. т 1995 2032 1971 2120 1948 1719 86,2
Примечание: * - составлено на основании данных Росстата [1] и Минсельхоза России [4]; ** - предварительные данные.
На сегодняшний день среднестатистический россиянин потребляет менее 240 кг молочных продуктов в год в виде молока и продуктов его переработки, что существенно меньше утвержденной рекомендуемой нормы потребления, равной 325 кг [8].
В свою очередь, низкий уровень прироста производства молока в секторе сельскохозяйственных организаций наряду с поступательным сокращением объемов производства лично-подсобными хозяйствами не позволяет достичь порогового значения целевого индикатора Доктрины продовольственной безопасности РФ самообеспеченности населения страны молоком и молочными продуктами.
Отмеченные диспропорции в развитии животноводства, обусловлены, с одной стороны, хозяйственно-биологическими особенностями разведения отдельных видов сельскохозяйственных животных и природно-климатическими условиями производства животноводческой продукции, и, с другой стороны, низким уровнем развития рыночной инфраструктуры, высокой капиталоемкостью производства и длительным сроком реализации инвестиционного проекта. Это предопределяет эффективность использования производственных ресурсов предприятий, доходность отдельных подотраслей и их инвестиционную привлекательность [10] .
Кроме того, данные факторы, во многом, формируют структуру внутреннего агропродовольственного рынка и уровень его конкурентной среды, оказывают ключевое влияние на доступность продуктов питания животного происхождения для конечного потребителя и, тем самым, определяют качество жизни населения (табл. 4).
Таблица - 4 Формирование структуры потребительских цен на отдельные виды животноводческой продукции [1]_
Показатели Говядина* Свинина* Молоко**
2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015
Средняя цена производителей сельскохозяйственной продукции, руб./кг 72,1 74,4 93,3 71,7 94,1 03,0 15,9 19,6 20,6
Средняя розничная цена, руб./кг 244,6 272,3 314,9 214,2 272,3 271,1 38,6 43,8 47,6
Доля цены производителей сельскохозяйственной продукции в средней потребительской цене на внутреннем рынке, % 29,5 27,3 29,6 33,5 34,6 38,0 41,2 44,7 43,3
Розничная цена, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 00,0
в т.ч.: отпускная цена перерабатывающего предприятия с налоговыми отчислениями, % 79,3 79,5 61,9 71,2 69,0 52,8 81,2 79,5 43,6
из нее: полная себестоимость единицы продукции на перерабатывающем предприятии, % 67,9 69,1 7,9 63,2 60,0 8,8 72,0 68,5 23,6
в т.ч.: стоимость сырья и основных материалов за вычетом возвратных отходов,% 59,2 61,4 69,8 54,7 51,5 61,6 47,4 45,4 67,2
расходы на производство, включая коммерческие расходы, % 8,7 7,8 4,7 8,5 8,5 2,6 24,5 23,1 4,1
фактическая прибыль перерабатывающего предприятия, % 5,1 4,9 6,1 2,0 3,8 4,7 2,7 4,4 6,3
налоговые отчисления, исчисленные перерабатывающим предприятием, % 6,3 5,5 80,5 6,0 5,3 68,9 6,5 6,6 77,7
оплата транспортировки продукции, осуществляемая перерабатывающим предприятием, % 0,03 0,01 0,03 0,2 0,1 0,3 0,4 0,4 0,3
Оборот сферы обращения, включая НДС, исчисленный организацией розничной торговли, % 20,6 20,5 19,5 28,6 30,8 30,8 18,4 20,1 22,0
Примечание: * - кроме бескостного мяса; ** - молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности.
Анализ структуры розничной цены на основные виды животноводческой продукции показал, что среднегодовая доля за 2013-2015 гг. цены реализации сельскохозяйственных предприятий в конечной потребительской цене составила на мясо КРС 28,8%, свиней - 35,4% и молоко - 43,1%. При этом удельный вес сферы обращения в розничной цене за аналогичный период составил 20,2%, 30,1% и 20,2% соответственно.
Сложившийся уровень распределения доходов в товаропроводящей цепочке обеспечил получение основной части прибыли предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли за счет увеличения размера торговой надбавки и сокращения прибыли сеьхозтоваропроизводителя.
На развитие отрасли в современных условиях хозяйствования оказывают влияние также и другие факторы, которые меняют степень своего воздействия на агарный сектор экономики в результате макроэкономических и геополитических изменений в экономике. Для комплексной их оценки был проведен SWOT-aнaлиз эффективности развития животноводства и внутреннего рынка животноводческой продукции (табл. 5).
Таблица 5 - SWOT-aнaлиз эффективности развития животноводства и внутреннего рынка животноводческой продукции_
Возможности Угрозы
- высокий научно-производственный и кадровый потенциал для наращивания производства животноводческой продукции; - выгодные природно-климатические условия производства и территориальное расположение, обеспечивающие выход к основным мировым рынкам сбыта; - устойчивый спрос на продукцию животноводства и высокая ёмкость внутреннего агропродовольственного рынка; - введение специальных ограничительных мер на ввоз продукции животного происхождения из ряда стран, и девальвация национальной валюты повышает конкурентоспособность отечественных производителей, как на внутреннем, так и на мировом рынке. - усиление негативных геополитических и макроэкономических тенденций в мировой и отечественной экономике; - высокая зависимость отрасли от зарубежного технологического оборудования, кормовых добавок, ветеринарных препаратов и генетических ресурсов; - падение платежеспособного спроса у населения страны и увеличение потребления низкокачественных товаров за счет замещения продукции животного происхождения компонентами растительного происхождения и пищевой химии; - увеличение доли фальсифицированной продукции на внутреннем рынке; - высокая зависимость отрасли от погодно-климатических условий.
Преимущества Недостатки
- возможность наращивания объемов производства и замещения дефицита отдельных видов продукции на рынке (молоко, мясо КРС и др.); - достаточно низкий уровень конкуренции на внутреннем рынке и наличие локальных рынков сбыта (конгломераций) с высоким уровнем платежеспособного спроса и плотностью населения (г. Москва, Московская обл., г. Санкт-Петербург и др.); - равномерное поступление в течение года доходов от реализации произведенной животноводческой продукции; - возможности использования льготных кредитов для производства животноводческой продукции и возмещения капитальных затрат, понесенных при реализации инвестиционных проектов; - создание новых рабочих мест в сельской местности, обеспечение занятости населения и устойчивого развития социальной инфраструктуры села. - несовершенство нормативно-правовой базы, механизмов оказания государственной поддержки и контрольно-надзорной деятельности со стороны исполнительных органов власти; - длительный период цикла инвестиционного проекта в животноводстве и необходимость вложения большего объема финансовых ресурсов для его реализации; - монопольное положение на рынке транснациональных компаний более устойчивых к негативным макроэкономическим факторам, обладающих колоссальными финансовыми ресурсами и существенными возможностями по лоббированию своих интересов; - усиливающиеся позиции в СМИ и обществе концепций «здорового питания», ограничивающих потребление продукции животноводства и замещение животных белков и жиров товарами растительного происхождения.
Результаты SWOT-aнaлизa свидетельствуют о больших возможностях для развития отечественного животноводства и насыщения внутреннего агропродовольственного рынка продуктами животного происхождения отечественного производства при условии решения ряда остро стоящих на сегодняшний день проблем.
Наряду с несовершенством нормативно-правовой базы, механизмов оказания государственной поддержки и осуществления контрольно-надзорной деятельности особое значение приобретает снижение импортозависимости отрасли от зарубежных производителей технологического оборудования, кормовых средств, ветеринарных препаратов и генетических ресурсов животноводства.
Решение данной проблемы требует эффективного взаимодействия представителей органов государственной власти в области АПК, бизнес сообщества и научной среды для выработки комплекса мер и механизмов реализации производственного и материально-технического потенциала животноводства, соответствующих требованиям современного рынка и способствующих повышению инвестиционной привлекательности отрасли.
При этом, проведенный нами анализ экономической эффективности производства и реализации животноводческой продукции показал [10], что существенное возрастание доходности от реализации мяса свиней и молока в 2014 году связано с сокращением импорта и емкости внутреннего рынка, и последующим значительным повышением цен на продукты животного происхождения после введения продуктового эмбарго.
Однако, значительного экономического эффекта введение ограничительных мер на импорт продовольственных товаров из ряда стран не дало, поскольку увеличение стоимости технологического оборудования и материально-технических ресурсов иностранного производства в результате девальвации национальной валюты и усиления инфляционных процессов в экономике привело к существенному повышению затрат при производстве и реализации животноводческой продукции.
Кроме того отсутствие четкой государственной политики в системе ценообразования на основные продукты питания и, фактически, делегирование всех своих полномочий «невидимой руке рынка» практически не позволяет сельхозпроизводителю повышать свою конкурентоспособность за счет снижения себестоимости производимой продукции и оптимизации производственных затрат и управленческих издержек [10].
Выводы. Таким образом, обеспечение устойчивого развития отечественного животноводства и внутреннего агропродовольственного рынка требует разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на проведение технологической модернизации и интенсификации отрасли, совершенствование механизмов государственной поддержки и повышения доступности финансовых ресурсов для сельскохозяйственных предприятий, развития рыночной инфраструктуры, позволяющей производить конкурентоспособную и экономически доступную для населения животноводческую продукцию.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. База данных официальной статистики Федеральной службы государственной статистики РФ // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/ (дата обращения 20.07.2017).
2. Буяров B.C., Буяров A.B., Сахно О.Н. Ресурсосберегающие технологии как основа импортозамещения в животноводстве и птицеводстве // Вестник Орел ГАУ. 2016. Т. 59. № 2. С.21-32.
3. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30563 (дата обращения 21.07.2017).
4. Национальный доклад «О ходе реализации в 2016 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» // URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/34699..htm (дата обращения 21.07.2017).
5. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций / ФГБУ «Центр стратегического планирования в сфере агропромышленного комплекса» Минсельхоза России.
6. Парахин Н.В. Об интенсификации и конкурентоспособности животноводства и продовольственной безопасности // Вестник Орел ГАУ. 2011. Т. 28. №1. С. 2-5.
7. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов // М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. 454 с.
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 614 от 19.08.2016 г. «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/898204/ (дата обращения 21.07.2017).
9. Тихомиров А.И. Современное состояние импортозависимости и конкурентоспособности племенного животноводства // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 8. С.47-53.
10. Тихомиров А.И., Чинаров В.И. Экономическая эффективность производства и реализации животноводства животноводческой продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2017. № 9. С. 25-29.