Научная статья на тему 'Маркетинговые технологии и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений'

Маркетинговые технологии и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАРКЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / HIGHER EDUCATION / ADVANCE OF EDUCATIONAL SERVICES / MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туватова Виктория Евгеньевна

В статье рассматриваются практические вопросы использования инструментов маркетинга в образовании, в том числе пиар-инструментов, анализируются методы продвижения образовательных услуг, обосновывается необходимость использования средств маркетинга в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS DUE TO OF MARKETING TECHNOLOGIES

In the article practical questions of use of marketing instruments in education, including tools of public relations are considered, methods of advancing of educational services are analyzed. The need of usage of marketing means for educational institutions has been justified.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые технологии и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений»

ваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности обучающихся. Основная цель такого типа заданий самостоятельной работы — творческое самовыражение обучающегося. Сущность процесса обучения в этом случае заключается в совместной работе обучающихся над проектами, реализуемыми в сетевой или дистанционной формах посредством работы над документами совместного доступа, обсуждении проблем в видеоконференциях или онлайн-конференциях, создании электронных ресурсов профессионального назначения.

Таким образом, самостоятельная работа становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для выработки профессиональной самостоятельности, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, формирование профессиональных компетенций.

Более того, самостоятельная работа, организованная на основе компетентностного подхода, может выполнять разные функции на разных этапах обучения, способствуя становлению

студента как субъекта собственной учебной деятельности в начале обучения и развитию его как личности и профессионала на последних курсах. С этой целью необходимо обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.

1. Дубровская Ю. А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2005. — 159 с.

2. Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2003 — 176 с.

3. Марков А. С. Личностно-профессиональное развитие преподавателя высшей военной школы // Человек и образование. — 2012. — № 3 (32). — С. 73.

4. Троянская С. Л. Савельева М. Г. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов: учеб. пособие. — Ижевск, Изд-во УдГУ, 2013. — С. 110-112.

5. Трущенко Е. Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в вузе. — Майкоп : Аякс, 2008. — С. 24.

6. Тхагапсоев Х. Г. Парадигмальный подход в образовании: к проблемам становления // Педагогика. — 2014. — № 5. — С. 16.

7. Уразметов И. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы как средство формирования профессионально-личностной компетентности студентов // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 8. — С. 22.

УДК/uDC 339.138:378

В. Е. Туватова Viktoriya Tuvatova

маркетинговые технологии и повышение

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛьНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ INCREASE OF COMPETITIVENESS OF EDuCATIONAL INSTITuTIONS

due to of marketing technologies

В статье рассматриваются практические вопросы использования инструментов маркетинга в образовании, в том числе пиар-инструментов, анализируются методы продвижения образовательных услуг, обосновывается необходимость использования средств маркетинга в образовательных учреждениях.

In the article practical questions of use of marketing instruments in education, including tools of public relations are considered, methods of advancing of educational services are analyzed. The need of usage of marketing means for educational institutions has been justified.

Ключевые слова: высшее образование, маркетинг, продвижение образовательных услуг.

Keywords: the higher education, advance of educational services.

В отечественной практике маркетинг находит все большее применение, так как позволяет выбрать правильную стратегию поведения в обостряющейся конкурентной борьбе на различных рынках товаров и услуг

Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее конкурентоспособными оказываются

Инновации и технологии современного образования

те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий в процесс обучения, а также используют для продвижения своих услуг маркетинговые коммуникации.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг., а также современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Российское образование — 2020), особое внимание должно быть уделено обеспечению конкурентоспособности образовательных учреждений, в том числе за счет использования маркетинговых технологий [5].

В последние годы использование инструментов маркетинга в деятельности предприятий высшего образования является важнейшим условием их успешного функционирования. Сфера образовательных услуг является одним из наиболее привлекательных объектов маркетинга.

Современные тенденции на рынке образовательных услуг связаны как с появлением новых специальностей, ориентированных на изменившуюся рыночную конъюнктуру, так и с развитием дополнительных образовательных услуг — повышение квалификации, переобучение, корпоративное обучение, консалтинг в сфере образования и т. п.

В условиях возросшей конкуренции в образовании возникла потребность в использовании современных методов продвижения образовательных услуг. Особенно актуальным является использование методов инновационного маркетинга.

Можно выделить следующие новации в образовании:

• внедрение новых обучающих технологий;

• открытие новых специальностей и специализаций;

• привлечение новых целевых аудиторий (группы населения для переобучения, получения второго образования и др.);

• использование новых видов рекламы и РЯ-кампаний;

• применение новых форм обучения [1].

Ключевым элементом маркетинговой политики образовательных учреждений является проведение коммерческой диагностики. Стратегический и оперативный маркетинг позволяет создать платформу, идеально приспособленную для рыночных условий и выживания в жесткой конкурентной борьбе. Информационные технологии и хорошее знание рынка — вот две составляющие, за которыми будущее.

Следующим важным элементом маркетинга можно назвать определение стратегии образования, где большую роль играют выбор приоритетных сегментов рынка и правильное позиционирование учреждения. И, наконец, использование современных технологий. В настоящее время на рынке появились безграничные возможности цифровых технологий, которые могут быть эффективно использованы и в продвижении образовательных услуг [4].

В последние годы наиболее эффективным инструментом маркетинга являются паблик рилейшнз (ПР). Паблик рилейшнз наиболее актуальны в тех случаях, когда достижение маркетинговых целей непосредственно зависит от степени гармонизации корпоративных интересов с общественными. Они способствуют предотвращению конфликта интересов потребителей и производителей образовательных услуг, а также решают другие задачи, связанные с влиянием на общественное мнение [3].

К основным направлениям практической реализации ПР на уровне функционирования образовательного учреждения относятся:

1) формирование благоприятного общественного имиджа;

2) разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между образовательным учреждением и целевыми аудиториями;

3) реализация мер, направленных на устранение препятствий к распространению информации и излишних помех, возникающих в процессе коммуникации вуза и целевой аудитории (ложные слухи и т. п.);

4) усиление влияния на потребителей образовательных услуг за счет снижения уровня недопонимания общественностью целей и путей их достижения;

5)постоянное отслеживание ситуации, складывающейся в среде сотрудников самого учреждения, и разработка мер по ее контролю и оптимизации;

6)создание индивидуального образа учреждения образования.

Пиар в образовании имеет следующие особенности:

— образование как объект ПР имеет свою определенную специфику, в том числе государственную поддержку и социальное одобрение, что значительно упрощает продвижение этого «продукта»;

— ПР в образовании выполняет не только функцию привлечения абитуриентов, но и со-

98

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (19) 2015

циальную — популяризацию получения знаний и новых профессий;

— целевой аудиторией ПР являются абитуриенты, их родители, другие граждане, заинтересованные в получении образовательных услуг;

— ПР сферы образования имеют множественность объектов продвижения, которые желательно использовать во взаимосвязи друг с другом.

Основные средства паблик рилейшнз, используемые учреждениями образования, — презентации, дни открытых дверей, участие в общегородских праздниках и спортивных событиях, встречи с абитуриентами и т. п.

В последнее время все чаще для продвижения образовательных услуг применяют мобильный маркетинг (СМС-, ММС-реклама), вирусный маркетинг — распространение информации с помощью фото, видео, анекдотов и т. п. Разновидностью вирусного маркетинга является провокационный или партизанский маркетинг, который использует для продвижения услуг интернет-форумы, чаты, блоги, флэшмобы.

Маркетинговая деятельность в образовании охватывает различные сегменты рынка, в частности, проводятся опросы абитуриентов, студентов и родителей, мнения которых учитываются при формировании маркетинговой политики учреждений образования.

Результаты анкетирования потребителей образовательных услуг по различным оценочным критериям позволяют наиболее точно определить уровень, перечень и качество реализуемых услуг.

Владение информацией о тенденциях развития дополнительных услуг в конкурирующих

УДК/uDC 378 .147

образовательных учреждениях позволяет руководству своевременно принять решение о развитии дополнительных услуг и вносить корректирующие действия, нацеленные на удовлетворение потребностей потенциальных слушателей и студентов [2].

В целях совершенствования маркетинговой деятельности учреждения необходимо оценивать уровень маркетинга, целенаправленно и своевременно управлять им. Эти функции лежат, прежде всего, на высшем руководстве организации, однако руководитель службы маркетинга также осуществляет контроль за маркетинговой деятельностью.

Только эффективное и целенаправленное использование средств маркетинга может обеспечить успех в условиях жесткой конкуренции российским учреждениям высшего образования. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг будет способствовать использованию все более яркой, запоминающейся рекламы и других средств маркетинга.

1. Оринчук В. А., Туватова В. Е. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 4.

2. Романова И. М., Шевченко О. М., Полупанова В. А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 3.

3. Туватова В. Е. Повышение эффективности маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — № 1.

4. Шамонов П. А. О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2011. — № 5.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс]. — URL: fcpro.ru.

Т. Ф. Лебедева, Н. А. Ткаченко Tatyana Lebedeva, Natalya Tkachenko

диаграммы циклической причинности для исследования эффективности познавательной деятельности студентов

CYCLIC causality CHART FOR A STuDY OF THE EFFECTIVENESS OF COGNITIVE ACTIVITY of STuDENTS

В статье рассматриваются проблемы снижения познавательной активности студентов. Выявлены факторы, влияющие на эффективность познавательной деятельности в инфор-

мационном обществе. Представлены результаты системного исследования эффективности познавательной активности студентом посредством диаграмм цикличной причинности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.