Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИИ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ МИКС / МАРКЕТИНГ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМА / БРЕНДИНГ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / MARKETING MIX / MARKETING / MARKETING COMMUNICATIONS / ADVERTISEMENT / BRANDING / PR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алмаева Д. А.

Маркетинговые коммуникации являются ключевым и наиболее эффективным инструментом влияния на потребительское поведение, который используется компаниями по всему миру. Данная статья посвящена изучению инструментов маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, брендинг и связи с общественностью, которые оказывают влияние на потребительское поведение, стратегий продвижения как составляющей комплекса маркетинга и основных видов маркетинговых коммуникаций, а также анализу применения данных инструментов международными компаниями на конкретных примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING COMMUNICATIONS AS A WAY TO INFLUENCE CONSUMER BEHAVIOUR IN ACTIVITY INTERNATIONAL COMPANIES

Marketing communications is the main and the most effective instrument of influence on the consumer behaviour, that is used by different companies around the world. The article focuses on examining of push and pull strategies as a part of marketing mix and the main types of marketing communications such as advertisement, branding and PR in order to influence consumer behaviour and their choice; and analysing of their implementation by international companies with the help of particular examples.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИИ»

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: _____=_V ====================================

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИИ

Алмаева Д.А.

Студентка 1 курса магистратуры факультета глобальных процессов МГУ им.

М.В. Ломоносова

Master Student of the Faculty of global studies at Lomovosov Moscow State

University Email: [email protected]

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИИ

Аннотация: Маркетинговые коммуникации являются ключевым и наиболее эффективным инструментом влияния на потребительское поведение, который используется компаниями по всему миру. Данная статья посвящена изучению инструментов маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, брендинг и связи с общественностью, которые оказывают влияние на потребительское поведение, стратегий продвижения как составляющей комплекса маркетинга и основных видов маркетинговых коммуникаций, а также анализу применения данных инструментов международными компаниями на конкретных примерах.

Ключевые слова: маркетинг - микс, маркетинг, комплекс маркетинга, маркетинговые коммуникации, реклама, брендинг, связи с общественностью.

MARKETING COMMUNICATIONS AS A WAY TO INFLUENCE CONSUMER BEHAVIOUR IN ACTIVITY INTERNATIONAL COMPANIES Diana Almaeva

Abstract: Marketing communications is the main and the most effective instrument of influence on the consumer behaviour, that is used by different companies around the world. The article focuses on examining of push and pull strategies as a part of marketing mix and the main types of marketing communications such as advertisement, branding and PR in order to influence consumer behaviour and their choice; and analysing of their implementation by international companies with the help of particular examples.

Keywords: marketing mix, marketing, marketing communications, advertisement, branding, PR.

На сегодняшний день любая компания, от мелкого предпринимателя до крупной транснациональной

18

корпорации, не представляет своей деятельности без маркетинга. Именно эта область экономической науки позволяет

грамотно построить бизнес, получать высокую прибыль, объективно оценивать свои конкурентные преимущества и ловко использовать их. Наконец, именно частью маркетинговых исследований является анализ поведения потребителя, поэтому изучение факторов, влияющих на потребительское поведение, невозможно без учета маркетинга.

Ключевыми задачами

маркетинговой деятельности любой компании являются привлечение клиентов и продвижение товара. Несомненно, две вышеназванные глобальные цели взаимодополняемы и не могут существовать друг без друга: грамотное продвижение продукта позволит найти новых клиентов, а привлечение потребителей существенно повысит спрос.

Основой маркетинга является маркетинговый комплекс или «маркетинг - микс» - созданная в 1960 году Дж. Маккарти модель, которая до сих пор не потеряла своей актуальности. Комплекс основывается на так называемых 4Р: продукт (product), цена (price), продвижение товара на рынок (promotion) и место (place). Именно эти 4 составляющие являются инструментами маркетинга, через которые фирма стремится оказать влияние на потребителей. Для того, чтобы определить выгоды покупателей, исследователи предложили концепцию потребителя 4С, которая сопоставима с той, что используют производители (4Р). Итак, комплекс 4С включает в себя: самого потребителя (customer), соответствующее продукту в 4Р; расходы покупателя (cost) - цена в 4Р, удобство (convenience), соответсвующее месту в 4Р и, наконец, коммуникации

(communication), равной продвижению товара в 4Р соответсвенно. [5]

Таким образом, на мировом рынке товаров и услуг в результате международной конкуренции побеждают те субъекты, которые достигли гармонии комплексов 4Р и 4С в своей маркетинговой деятельности. Другими словами, они имеют тесную связь с потребителями и готовы удовлетворить их потребности в отношении приемлемой для покупателя цены и места приобретения товара.

Рассматривая инструменты влияния на потребительское поведение в рамках маркетинг - микса, особое внимание следует уделить последней составляющей - продвижению, под которым понимается совокупность различных маркетинговых коммуникаций, которые позволяют привлечь потребителей к продукту, сформировать их видение относительно не только товара, но и самой фирмы.

Прежде чем перейти к разбору типов маркетинговых коммуникаций,

рассмотрим основные теоретические понятия для полного понимания данного вопроса.

Итак, как было сказано ранее, продвижение является одной из составляющих комплекса маркетинга и представляет под собой создание и поддержание постоянных связей компании с рынком для передачи информации, убеждения и напоминания потребителям о том, чем фирма занимается, с целью повышения продаж товаров и формирования положительного имиджа предприятия на рынке. [2]

Исходя из определения

«продвижения» отчетливо видно, что ключевой задачей этого маркетингового инструмента является передача информации потребителю, коммуникация с ним. Следовательно маркетинговые коммуникации, о которых пойдет речь в данной статье, являются средством достижения данной цели, процессом

передачи информации о товаре и компании целевой аудитории.

Более того, маркетинговые коммуникации можно назвать двусторонним процессом: с одной стороны, фирма рассказывает о своей деятельности и предлагаемых товарах своей аудитории, а с другой, она получает обратную связь от потребителей, что позволяет модернизировать продукцию и выявлять, что предпочитает покупатель, какие потребности хочет удовлетворить. Именно поэтому маркетинговые коммуникации являются особо важным инструментом влияния компаний на потребительский выбор клиентов.

Рассмотрим основные средства продвижения, используемые фирмами:

1) Реклама

Под рекламой понимается «процесс распространения информации о товаре или услуге, целью которого является их продвижение, без непосредственного участия заказчика, но за его счет.» [2] Задача рекламы - систематически воздействовать на поведение

потребителей путем распространения сведений о продукте в СМИ.

В зависимости от того, какие цели преследует компания (повышение известности компании, достижение конкурентных преимуществ, привлечение покупателей, воздействие на

конкурентов) и того, на какой стадии жизненного цикла находится

рекламируемый продукт, можно выделить следующие виды рекламы:

а) Информационная реклама. Используется при выдвижении товара на рынок для информирования потребителя о существовании такого продукта, а также о его качествах и характеристиках.

б) Сравнительная реклама. Показывает потребителям, какими

конкурентными преимуществами

обладает продукт среди остальных идентичных товаров, зачастую используя отсылки к товарам конкурентов. Так, швейцарский концерн «Nestlé», производящий кофе «Nescafé» опубликовал рекламу, сравнивающую вышеназванный продукт с кофе американской сети «Starbucks», которая отличается всемирно известными белыми бумажными стаканчиками с

изображением русалки Сирены на зеленом фоне. Так, «Nestlé» намеренно избавились от изображения, оставив лишь белый стаканчик с зеленым кругом посередине и надписью «A lot of hype» (много дурной славы, популярности) с одной стороны и фирменную кружку кофе «Nescafé» с подписью «A lot of flavor» (много вкуса и аромата) с другой. Под двумя объектами расположился слоган: «Taste for yorself» (вкус для тебя самого), как бы призывая сделать правильный выбор.

в) Напоминающая реклама. Внедряется на стадии спада жизненного цикла товара, когда спрос на продукт падает, поэтому важно напомнить потребителю о существовании того или иного блага. Например, американская сеть ресторанов быстрого питания «McDonald's» недавно запустила рекламу сэндвича «BigMac» со словами «Мир меняется, BigMac остается», отмечая, что данный продукт все также характеризуется высоким качеством. [6]

г) Подкрепляющая реклама. Убеждает потребителя в том, что он сделал правильный выбор, совершив покупку товара.

Эти четыре вида рекламы можно назвать основными, оказывающими влияние на потребительский выбор. Однако существуют и другие виды, а специалисты по рекламе крупнейших агенств мира ежедневно трудятся над тем,

чтобы создать новые и оригинальные виды продвижения товаров.

Выделим также основные рекламные средства, которыми пользуются фирмы. Среди них: объявления в СМИ (телевидение, радио, журналы и газеты), наружная реклама (билборды), бумажная продукция (флаеры, плакаты, каталоги), интернет реклама, которая будет рассмотрена отдельно в составе интернет -продвижения.

Рассмотрим особенности рекламы в зависимости от типа продвигаемого продукта и компании его производящей. Так, товары роскоши нуждаются в менее агрессивной и частой рекламе по сравнению с товарами массового спроса. Чаще всего потребители уже осведомлены о качестве продукции и не нуждаются в дополнительном информировании, за исключением новых продуктов или модификаций старых. Разумеется, многие производители прибегают также к напоминающей рекламе, не позволяющей потребителю забыть о фирме. В качестве примера можно привести

многочисленные рекламные акции крупнейших автомобильных концернов «Daimler» и «Volkswagen». Так, последний представил вниманию клиентов рекламный ролик автомобиля «Volkswagen Tiguan» с функцией «Connect» - мобильное приложение, которая совместимо с рядом моделей и предоставляет статистику потребления топлива, анализирует стиль вождения, дает рекомендации, а также позволит записаться на техническое обслуживание онлайн. Приложение является новшеством для компании «Volkswagen», именно поэтому она запустила рекламную кампанию, информирующую владельцев автомобилей данной марки и потенциальных клиентов о новых

возможностях использования автомобиля.

[7]

Что касается продукции категории FMCG, то данные продукты рекламируется наиболее часто, потому что они предназначены для массовых продаж и потребления

среднестатистическими потребителями. Однако стоит отметить, что последнее время существует тенденция,

заключающаяся в рекламе не самих товаров, а торговой марки в целом. Так, французская корпорация «Danone» запустила рекламу бренда молочной продукции «Простоквашино» под лозунгом «Натуральное молоко - наша забота». Данная реклама является удачным примером, так как, во - первых, у российских потребителей складываются приятные ассоциации с одноименным мультфильмом, а во - вторых, слоган говорит покупателю о том, что товары данной торговой марки являются качественными и натуральными. [8]

2) Брендинг

Основной целью брендинга является создание уникального имени и образа продукта в глазах потребителей. Это понятие достаточно широко: оно охватывает и товарные стратегии (внешняя оболочка товара, дизайн и название продукта), является составной частью пиара, ведь торговые марки в совокупности и определяют компанию; используется в рекламе - как было сказано ранее, зачастую фирмы продвигают не столько отдельный товар, сколько сам бренд. Яркие образы отчетливо всплывают в памяти потребителей, когда речь идет о всемирно известных компаниях и их брендах. Чтобы создать действительно запоминающуюся

торговую марку, следует выделить ряд принципов, которыми руководствовались создатели легендарных брендов:

а) Аутентичность бренда. Бренд должен отличаться уникальными чертами, с которыми он будет ассоциироваться у своих потребителей. Именно аутентичность позволит бренду выделиться среди конкурентов и навсегда запомниться клиентам. Так, американская компания «Xerox», входящая в состав корпорации «Fujifilm» с 2018 года и выпустившая в в 1949 году первый в мире копировальный аппарат, сейчас практически является синонимом копировальной машины. [9] Среди потребителей можно часто услышать слово «ксерокс», ставшее нарицательным именем для всей оргтехники данного типа.

Сделать товар уникальным можно также путем географической привязки. Так, бренд «Le petit Marseillais» американской корпорации

«Johnson&Johnson» позиционирует свою продукцию под слоганом «Секреты красоты из Прованса», намекая потребителям, что в состав товаров входят натуральные ингредиенты,

произведенные в одноименном регионе Франции. [10]

Еще одним способом создания аутентичности продукта является создание героя, который бы ассоциировался с данным товаром. Так, готовые шоколадные завтраки «Nesquik» компании «Nestlé» у каждого ребенка отождествляются с кроликом Квики, который является неизменным символом бренда. [11] А компания «McDonald's» ассоциируется с клоуном Роналдом Макдоналдом, которого можно увидеть во многих точках ресторанной сети, а также в рекламных роликах. Его именем также назван благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда», который работает в 63 странах мира и оказывает помощь детям с тяжелыми заболеваниями. [6]

б) Сторителлинг. Использование данного приема, заключающийся в рассказе потребителям истории создания бренда или дальнейшее внедрения мини -фильмов в качестве рекламных роликов, повествующих о тех или иных событиях, также позволяет создать у потребителя определенное видение бренда. Например, международная платежная система в 2016 году выпустила серию роликов для пользователей России и республики Беларусь под названием «Где бы ты ни был», повествующий о пяти жителей удаленных уголков России, которые активно пользуются сетью Интернет и платежной системой в частности. Рекламная кампания привлекла внимание пользователей и получила множество наград за лучшую PR - кампанию в России и Белоруссии. [12]

в) Создание образов и ассоциаций. Данный прием несколько схож с аутентичностью бренда, однако не всегда подразумевает что - то оригинальное, отличающее бренд от конкурентов. Цель данного инструмента - воздействовать на подсознание человека, создать эмоциональную связь между определенными характеристиками и брендом. Так, французский модный дом «Christian Dior» неоднократно запускал рекламную кампанию одежду и обуви класса люкс в стенах Версальского дворца, олицетворяя свой бренд с женственностью, роскошью и французским шиком, ведь дворец в Версале является не только памятником архитектуры, но и одним из символов Франции.

Разумеется, существует огромное количество способов создания уникальных брендов, которые надолго запомнятся потребителям и будут вызывать определенные ассоциации. Но говоря о брендинге, стоит также упомянуть и такое понятие, как

«позиционирование». В экономической науке до сих пор идут споры, какие же отличия существуют у двух этих понятий, и как они связаны между собой. В данной работе позиционирование и брендинг будут рассматриваться следующим образом:

Позиционирование - это совокупность действий, направленных на наиболее выгодное представление продукции потребителям на основании подлинных характеристик товара и его конкурентных преимуществ. Брендинг же можно охарактеризовать как

совокупность эмоциональных образов, которые складываются у покупателя и воздействует психологически на его потребительское поведение. Таким образом, два эти понятия отличаются наличием или отсутствием

эмоциональной составляющей.

Стратегии позиционирования

направлены, в первую очередь, на то, чтобы продемонстрировать наиболее выгодные стороны продукта и включают в себя такие характеристики, как: новаторство, экологичность,

безопасность, доступность, дешевая цена, широкий ассортимент, постоянство наличия в торговых точках. Данными инструментами пользуются

производители товаров первой необходимости, которым необязательно строить эмоциональную связь с потребителем, ведь покупатель в любом случае приобретет товар. Но чтобы выгодно отличаться от конкурентов, фирмы внедряют вышеназванные стратегии и таким образом привлекают клиентов.

3) Связи с общественностью (PR)

Ключевое отличие пиара от брендинга заключается в том, что под брендингом понимается создание положительного имиджа торговой марки,

тогда как основной целью связей с общественностью является создание положительного имиджа компании у клиентов и тем самым формирование устойчивых взаимоотношений фирмы с клиентом.

Пиар включает в себя различные инструменты, позволяющие достичь вышеупомянутые цели: общение с прессой, выпуск публикаций,

информирующий потребителя о деятельности предприятия, лоббистская деятельность в государственных структурах, благотворительные акции. [2]

Говоря о формировании имиджа компании, под которым понимается общественное представление о специфике деятельности фирмы, стоит отметить, что у разных групп общественности формируются разные ожидания о фирме. Так, потребители ожидают, что компания будет максимально удовлетворять их потребности, инвесторы надеются на прибыльность бизнеса, органы власти ожидают, что предприятие будет действовать в соответствии с законодательством; население страны в целом рассчитывает, что фирма будет проявлять социальную ответственность, бережно относиться к природе, поддерживать благоустройство

населенных пунктов; а сотрудники компании хотят видеть в ней надежного покровителя, дающего возможности для самореализации и личностного роста.

Процесс формирования имиджа состоит из следующих составляющих:

а) Формирование фундамента, где определяюсь основные ценности компании, её философия.

б) Внешний имидж компании, который в свою очередь состоит из качества производимой продукции, осязаемого имиджа, то есть того, что человек может увидеть, ощутить

(интерьер офисов, корпоративный стиль сотрудников, сувенирная продукция, девизы и слоганы компании); общественная деятельность фирмы (благотворительность, создание

отдельных фондов помощи); отношения компании со СМИ; сотрудничество с инвесторами.

в) Внутренний имидж -взаимоотношения между сотрудниками и руководством, атмосфера в офисе, кадровая политика компании, возможности для профессионального роста работников (тренинги, курсы повышения квалификации).

г) Эмоциональные аспекты имиджа -настрой, с которым сотрудник готов заниматься своей деятельностью, является особенно важной составляющей имиджа, ведь именно представители фирмы являются проводником между компанией и потребителями.

Таким образом формируется имидж компании, её оболочка, которая представлена покупателям. Грамотная пиар - кампания является результативным инструментом влияния не только на потребительский выбор, но и на представление клиентов о фирме в целом. Стоит отметить, что для достижения наибольших результатов, деятельность любого предприятия должна быть, в первую очередь, ориентирована на клиента. В таком случае компанию однозначно ждет успех на рынке. Одной из фирм, успешно демонстрирующей клиентоориентированность на практике, является шведский производитель мебели и товаров для дома «IKEA».

Обратимся к истории становления компании. 70 лет назад, задумываясь над открытием собственного бизнеса, основатель «IKEA» Ингвар Кампрад понял, что мебель для

среднестатистической шведской семьи

являлась предметом роскоши из-за высоких цен. Тогда он решил изменить эту ситуацию на рынке и заняться производством недорогой мебели. Так «IKEA» осуществила мечту семей со средним достатком и позволила им обустраивать жилые помещения в соответствии с современными

тенденциями в дизайне интерьеров.

Что же позволило компании значительно сэкономить на издержках и тем самым снизить стоимость товаров? В первую очередь, фирма стала первым производителем на рынке, кто начал продавать мебель в разобранном виде. Так как компания производит самостоятельно всего 10% всей продукции, остальную она заказывает на самых дешевых производствах, а продажа разобранной мебели позволяет отдельно закупать детали в различных странах, там где их производят выгоднее всего. Все это помогает снизить себестоимость и предлагать продукцию по низким ценам. Во - вторых, фирма экономит не только при производстве товаров, но и внутри компании. Так, топ - менеджеры «IKEA» летают эконом классом, останавливаются в недорогих отелях, привлекают собственных сотрудников для участия в рекламных кампаниях. Экономия во всем - вот кредо основателя фирмы.

Рассмотрим также другие стратегии, которыми данная компания отличается от своих конкурентов и привлекает потребителя к своей продукции.

Специалисты компании грамотно проработали навигацию магазина, тем самым ненавязчиво заставляя покупателя подольше задержаться в торговых точках сети. Вход в магазин начинается с зоны экспозиции, где каждый товар можно рассмотреть и даже опробовать в действии, изящные интерьеры созданные в этой зоне мотивируют потребителя создать подобное у себя дома, а

контейнеры с мелкой продукции побуждают приобрести недорогие и, возможно, ненужные вещи. Между экспозиционной зоной и торговыми рядами, где располагается весь предлагаемый ассортимент товаров находятся детские площадки и рестораны, где потребители также зачастую проводят часть своего времени, обсуждая покупки. Все это несомненно оказывает влияние на потребительское поведение, увеличивая количество совершенных покупок в разы, и, соответственно, принося огромную прибыль производителю.

Говоря об имидже компании, «IKEA» традиционно придерживается использования синего и желтого цветов в своей корпоративной атрибутике, ссылаясь на происхождение корпорации -Швецию. Более того, в магазинах можно бесплатно взять канцелярскую продукцию с логотипами фирмы, которая изначально предназначена для совершения замеров мебели и других математических расчетов. Наконец, в любой торговой сети «IKEA» можно найти продуктовый магазин шведских товаров, который тоже очень любим потребителями.

Все вышеназванные инструменты помогли компании добиться мирового успеха и стать производителем мебели и товаров для дома номер один. Корпорация «IKEA» является блестящим примером не только клиентоориентированности, но и грамотной пиар - кампании, успешного ценообразования и высокого качества выпускаемой продукции. [1]

Таким образом, вышеназванные способы продвижения товара являются эффективными стратегиями влияния на потребительское поведение. Стратегии продвижения заслуживают особого внимания, ведь они создают имидж брендов и целых компаний, формируя представление у потребителей о

деятельности фирмы, производимой ими продукции и сотрудниках, которые являются лицом любой корпорации. Все это оказывает заметное влияние на отношение покупателя к компании, а значит и на его потребительский выбор и предпочтения. Именно поэтому компании активно используют стратегии комплекса маркетинга, что позволяет им выходить на мировые рынки и завоевывать сердца миллионов потребителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных

источников

1. Зинкевич А. Секреты клиентоориентированности. Руководство по приобретению преданных клиентов. — М.: Прогресс, 2013. — стр.28-35

2. Ильичева И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2010. — стр. 148-149

3. Науменко Т. В. Маркетинговые коммуникации как институт современной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — Т. 1, № 3. — С.27-33.

4. Науменко Т. В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в системе современной экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. — № 3. — С. 171-176.

5. Поздеев А. Маркетинг - это просто! — Издательские решения, 2018. — стр. 21 -30

6. Официальный сайт компании McDonald's. [Электронный ресурс] URL:https://mcdonalds.ru (дата обращения: 13.11.2019)

7. Официальный сайт компании Volkswagen, информация о приложении «Volkswagen Connect». [Электронный ресурс]

URL : https: //www .vwconnect.com/ru-ru/ (дата обращения: 13.11.2019)

8. Официальный сайт компании Danone. [Электронный ресурс] URL: http://www.danone.ru (дата обращения: 13.11.2019)

9. Официальный сайт компании Xerox. [Электронный ресурс] URL: https://www.xerox.ru (дата обращения: 14.11.2019)

10. Официальный сайт бренда Le petit Marseillais. [Электронный ресурс] URL: https: //www .le -petit-marseillais. ru (дата обращения 14.11.2019)

11. Официальный сайт бренда Nesquik. [Электронный ресурс] URL: https://www.nesquik.com/ (дата обращения: 14.11.2019)

12. «Где бы ты ни был» — документальный проект для PayPal о жизни в российской глубинке. [Электронный ресурс] URL: https://alladvertising .ru/info/creative/paypa l 2017.html (дата обращения: 14.11.2019)

13. Маслов В.И., Лукьянов И.В. Четвертая промышленная революция: истоки и последствия / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 38-48.

14. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П. Когда образование имеет будущее: живые впечатления от книги / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 73-86.

15. Волков Н.С. Глобальное управление в сфере образования: истоки, методы, актуальные проблемы и перспективы / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 49-56.

16. Ванюрихин Г.И., Ванюрихин Ф.Г. Проблемы и перспективы развития современной России в контексте исторического наследия Великой Октябрьской социалистической революции / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 1. С. 38-47.

17. Муза Д.Е. Русские революции 1917 г.: рукотворная голгофа или путь в светлое будущее? (посильные соображения к столетию событий) / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 1. С. 48-56.

18. Пантин В.И. Революция 1917 г.: российский и глобальный контекст / Вестник Московского университета.

Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 1. С. 57-62.

19. Ершов В.Ф. Банковская система России перед глобальным вызовом транснационализации мирового финансового рынка / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 4. С. 31-55.

20. Ванюрихин Г.И. Глобальные противоречия и некоторые инновационные методы их разрешения / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 4. С. 21-30.

21. Сереброва А.М. Террористическая угроза на пространстве ЕАЭС как вызов развитию евразийской цивилизации / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 4. С. 73-77.

22. Алексеенко О.А., Ильин И.В. Новый банк развития БРИКС и его роль в процессе реформирования системы глобального регулирования / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 3-6.

23. Науменко Т.В., Коваженков М.А. Проблема формирования и развития модели национальной экономической системы / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. №5. С. 24-28.

24. Науменко Т.В. Наша задача -формирование новых элит / Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 1. №1. С. 4-5.

25. Науменко Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация / Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2003. №5. С. 63.

26. БогомоловА.И..Хроноэкономика. Монография.. Издательство «Креативная экономика», М., 2018. С.262

27. Науменко Т.В. Специфика маркетинговой деятельности благотворительных фондов/ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т.18. №1. С. 166-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.