В силу масштаба и специфики деятельности (одновременное выполнение государственных и бизнес-задач) Госкорпорация «Росатом» взаимодействует с широким кругом заинтересованных сторон в России и мире. Целенаправленная работа с ними обусловлена установкой на достижение стратегических целей и на обеспечение общественной приемлемости развития атомной энергетики. В работе рассмотрено, как Корпорация выстраивает систематическое конструктивное взаимодействие с заинтересованными сторонами по каждому направлению своей деятельности, в том числе за счет реализации маркетинговых коммуникаций и информационной работы с общественностью.
УДК 659.4
DOI: 10.24412/2071-3762-2023-11317-50-52
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РОСАТОМ»
Попова Татьяна Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94 [email protected] https://orcid.org/0000-0002-0554-2672
Попов Андрей Александрович,
ведущий специалист по инвестиционному развитию, Филиал АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш»;
347360, г. Волгодонск, Россия, Жуковское шоссе, д.10
https://orcid.org/0009-0007-2828-0410
маркетинговые коммуникации; Госкорпорация «Росатом»; заинтересованные
Ключевые слова: атомная энергетика; стороны; связи с общественностью.
Введение (Introduction) i
Атомная энергетика на протя- < жении длительного времени со- i храняет социальную приемлемость на территории нашей страны. Темпы ее развития зависят не i только от технической оснащенности, но и от превалирующих , в обществе мнений в отношении < атомной отрасли [1]. В работе пе- < речислены те субъекты, которых i можно отнести к сторонам, заинтересованным в деятельности ГК «Росатом», рассмотрены их ; интересы, описаны типы коммуникативного взаимодействия Корпорации с ее целевой аудиторией.
Методы (Materials and i Methods)
Основным источником инфор- I мации для написания настоящей обзорной статьи послужили данные публичного годового отчета Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» за 2022 год, разме- i
щенного на портале публичной отчетности (https://
report.rosatom.ru).
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
Передача информации о бренде, товаре или компании целевой аудитории является основной частью маркетинговых коммуникаций. В качестве представителей целевой аудитории ГК «Росатом» можно выделить: органы всех уровней власти РФ, органы власти зарубежных государств, международные организации, регуляторы (в т.ч. поддерживающие стандарты), потребителей, профсоюзы, персонал, партнеров по бизнесу, профильные учебные заведения, общественные, организации, местные сообщества, СМИ. Со всеми перечисленными заинтересованными сторонами у Корпорации складываются особые типы взаимоотношений, поскольку
у каждой из сторон свои интересы, которые важно учитывать при выборе маркетингового инструментария (рис. 1).
На рисунке 2 представлена информация, согласно которой можно оценить, как на каждом из уровней (общественном, корпоративном, государственном) заинтересованные стороны коммуници-руют с ГК «Росатом».
Госкорпорация «Росатом» ежегодно анализирует отношение общественности к развитию атомной энергетики и соответствующим образом выстраивает свою коммуникационную деятельность с заинтересованными сторонами. Так, для информирования заинтересованных сторон о новостях и ключевых событиях в деятельности российской атомной отрасли функционирует пул корпоративных СМИ под брендом «Страна Росатом». Предоставление информации осуществляется также
• Обеспечение режима нераспространения ядерных материалов и технологий
• Обеспечение ядерной и экологической безопасности
• Технологическая модернизация атомной отрасли
• Эффективность расходования бюджетных средств
• Экономическая эффективность организаций Госкорпорации «Росатом»
• Соблюдение международного и российского законодательства
• Ответственное поведение и конкурентоспособность на мировых рынках
• Повышение качества продуктов и услуг
• Прозрачность деятельности ГК «Росатом»
• Решение проблем наследия в хозяйственной и оборонной отрасли
• Надежное обеспечение электроэнергией
• Вознаграждение персонала, обеспечение профессионального роста, безопасные условия труда
• Улучшение качества жизни на территориях присутствия
• Развитие кадрового потенциала Госкорпорации «Росатом» и ее организаций
Типы взаимодействия
• Сотрудничество с профильными международными организациями, участие в международных проектах
• Участие в законотворческой деятельности
• Проведение общественных слушаний по проектам строительства энергоблоков АЭС
• Программы подготовки и повышения квалификации персонала
• Социальные программы и проекты
• Участие в развитии территорий присутствия
• Социологические исследования, исследования удовлетворенности потребителей
• Благотворительная деятельность
• Горячие линии
• Программы сотрудничества с профильными вузами
• Диалоги, презентации, форумы, конференции
• Открытые и конкурентные процедуры закупок
• Программы сотрудничества с другими компаниями
• Программы сотрудничества с государственными органами контроля, правоохранительными органами
• Информирование и коммуникация
• Публичная отчетность
Рис. 1. Типы взаимоотношений ГК «Росатом» с заинтересованными сторонами Fig. 1. Types of Rosatom's relations with stakeholders
через официальный сайт (www.rosatom.ru) и через сообщества в социальных сетях. В 2022 году запущены новые сообщества в Telegram и Яндекс.Дзен. Практически ежедневно выходят пресс-релизы, информирующие общественность о деятельности Корпорации. В 2022 году ГК «Росатом» приняла участие в 13 российских выставочных мероприятиях и в 59 зарубежных выставках, конференциях и семинарах. В рамках демонстрации международному сообществу российских атомных технологий Корпорацией в 2022 году организованы 15 пресс-туров зарубежных СМИ по различным направлениям. И этот список, конечно, не исчерпывающий.
Заключение (Conclusion)
2022 год стал этапом очередных перемен в стране и в мире, временем больших вызовов.
^ • Органы федеральной законодатель-§ ной и исполнительной власти
Российской Федерации
5 • Органы власти субъектов Российской х Федерации
01 • Органы местного самоуправления ¡5 Российской Федерации ^ • Органы государственной власти 5 зарубежных государств
о • Международные организации
• Регуляторы (в том числе поддержи-ва ющи е ста н да рты)
• Профсоюз (РПРАЭП)
• Персонал Госкорпорации «Росатом» и ее организаций
• Партнеры по бизнесу
• Научные и учебные организации (профильные)
• Потребители продукции и услуг/ клиенты
• Общественные, экологические организации
• Местные сообщества
• СМИ
• Участие в реализации законотворческих инициатив
• Реализация федеральных целевых программ
• Уплата налогов в регионах присут-
• Продажа продуктов и услуг для клиентов
• Оплата труда и выплаты социального характера для работников
• Расходы на целевое обучение студентов вузов
• Закупки продуктов и услуг для нужд деятельности
• Выплаты поставщикам капитала и привлечение внешних займов
• Расходы на научные исследования
• Конкурсы, гранты в области охраны окружающей среды и общественных инициатив
• Расходы на обеспечение безопасности и охрану окружающей среды
• Расходы на социально-экономические и благотворительные программы в городах атомной энергетики
и промышленности
Рис. 2. Уровни взаимодействия ГК «Росатом» с заинтересованными сторонами Fig. 2. Levels of interaction between Rosatom State Corporation and stakeholders
На все угрозы и возможности, исходящие из внешней среды, Госкорпорация «Росатом» смотрит как на потенциал стать еще сильнее и эффективнее. При реализации собственных бизнес-задач, которые направлены в первую очередь на обеспечение технологического суверенитета критической информационной инфраструктуры (перевод всех объектов атомной энергетики на независимое от импорта оборудование и программное обеспечение), фо-
кус внимания компания сосредоточивает на контактных аудиториях. Достигнутые результаты показывают, что это решение никогда не подводит. Атомная энергетика должна быть вне политической конъюнктуры, именно поэтому ГК «Росатом» сохраняет бизнес-ориентированный подход для удержания конкурентных позиций на международном рынке.
Энергопотребление в современном обществе растет с каждым днем, но перспективы развития
и конкурентоспособность атомной отрасли сегодня и в долгосрочной перспективе во многом связаны с отношением к ней общественности. Для атомной отрасли все более актуальным становится налаживание активного диалога с широкими массами с целью формирования у них адекватного отношения к отрасли [2]. Главную роль при этом играют инструменты маркетинговых коммуникаций.
ИСТОЧНИКИ
1. Руденко В. А. Выстраивание партнерских отношений атомной отрасли с общественностью: история вопроса и перспективы развития // Глобальная ядерная безопасность. 2020. № 2 (35). С. 131 — 141.
2. Степченко Т. С. Аспекты восприятия общественностью процессов развития атомной энергетики (на примере «РоАЭС») // Практический маркетинг. 2014. № 7 (209). С. 35-40.
UDC 659.4
DOI: 10.24412/2071-3762-2023-11317-50-52
Marketing Communications of the State Atomic Energy Corporation «Rosatom» Popova Tatiana Sergeyevna,
PhD in Economics, Associate Professor at Economics and Social and Humanitarian Disciplines Department, Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»; 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Russia, 347360 ([email protected]) https://orcid.org/0000-0002-0554-2672
Popov Andrey Alexandrovich,
Leading Investment Development Specialist, Atommash the Branch of AEM-Technologies JSC; 10 Zhukovskoye Highway,
Volgodonsk, Russia, 347360 ([email protected])
https://orcid.org/0009-0007-2828-0410
ROSATOM has a wide range of stakeholders in Russia and around the world due to the scale and specifics of its activities (simultaneous fulfillment of government and business tasks). Targeted work with them is conditioned by the aim to achieve strategic goals and to ensure public acceptance of nuclear power development. The paper considers how the Corporation builds a systematic constructive interaction with stakeholders in each area of its activities, including through the implementation of marketing communications and information work with the public.
Keywords: nuclear power industry; marketing communications; ROSATOM; stakeholders; public relations. REFERENCES
1. Rudenko, V. A. (2020) Building Partnership Between the Nuclear Industry and the Public: Background and Development Prospects. Global Nuclear Safety, 2020, no. 2, pp. 131-141.
2. Stepchenko, T. S. (2014) Public Perception of the Nuclear Power Development (by the example of Rostov-on-Don Nuclear Power Plant). Practical Marketing, 2014, no. 7, pp. 35-40.