Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг'

Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОТРЕБНОСТИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / REQUIREMENTS / MARKETING RESEARCHES / POSITIONING / DEMAND STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Ю. В.

Рынок образовательных услуг испытывает сегодня множество проблем, связанных с набором абитуриентов. Данная ситуация объясняется демографической ямой, сложившейся в начале 90-х годов. Большое значение имеет уровень жизни населения, который до сих пор остается крайне низким, особенно в регионах, а также существенным фактором является качественный состав сегмента потребителей образовательных услуг. В данной ситуации вузам приходится изыскивать различные способы стимулирования потребителя, чтобы сохранить свое положение на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCHES OF IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The market of educational services has today set of the problems connected with a set of entrants. The given situation speaks the demographic hole which has developed in the early nineties. The great value has a standard of living of the population which remains till now to the lowest, especially in regions, and also the essential factor qualitative structure of a segment of consumers of educational services. In the present state of affairs high schools should find various ways of stimulation of the consumer to keep the position in the market.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг»

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Общие принципы управления. - Режим доступа: http://infomanagement.ru/ lekciya/Principi_upravleniya.

2. Белоусов О.А. Региональный рынок труда в кризисной экономике (на материалах авторского обследования центров занятости населения Тверской области) // Российское предпринимательство. - М., 2011, № 3. - С. 93-99.

3. Россияне не готовы отстаивать свои трудовые права. - Режим доступа: http://finance.rol.ru/news/article1D4D4/default.asp.

List of references:

1. General principles of management. - Access mode: http://infomanagement.ru/ lek-

ciya/Principi_upravleniya.

2. Belousov, O.A. Regional labor market in a crisis economy (based on materials copyright survey employment centers of the Tver region) / / Russian business. - M., 2011, № 3, P.93-99.

3. Russians are not willing to assert their labor rights. - Access mode: http://finance.rol.ru/ news/article 1D4D4/default.asp.

Ю.В. Золотарева

к.соц.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Северо-Кавказский институт -филиал ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Рынок образовательных услуг испытывает сегодня множество проблем, связанных с набором абитуриентов. Данная ситуация объясняется демографической ямой, сложившейся в начале 90-х годов. Большое значение имеет уровень жизни населения, который до сих пор остается крайне низким, особенно в регионах, а также существенным фактором является качественный состав сегмента потребителей образовательных услуг. В данной ситуации вузам приходится изыскивать различные способы стимулирования потребителя, чтобы сохранить свое положение на рынке.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, потребности, маркетинговые исследования, позиционирование, стимулирование спроса.

J.V. Zolotareva, the North Caucasian institute-branch of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation».

MARKETING RESEARCHES OF IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Abstract. The market of educational services has today set of the problems connected with a set of entrants. The given situation speaks the demographic hole which has developed in the early nineties. The great value has a standard of living of the population which remains till now to the lowest, especially in regions, and also the essential factor - qualitative structure of a segment of consumers of educational services. In the present state of affairs high schools should find various ways of stimulation of the consumer to keep the position in the market.

Keywords: The market of educational services, requirements, marketing researches, positioning, demand stimulation.

Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг имеют важное значение для принятия решения с целью улучшения позиционирования вуза на

40

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

конкурентном рынке. Сегодня рынок образовательных услуг находится в состоянии стагнации, которая вызвана критической демографической ситуацией, сложившейся в начале 90-х годов. Высшие учебные заведения столкнулись с проблемой привлечения абитуриентов, поскольку количество выпускников школ, их качественный состав, и материальное положение не соответствует предложению на рынке образовательных услуг. В частности в целом по стране выпускников школ в 2006 году было 1 млн 300 тыс. [1], на 2012 год выпускников составило 845 тыс. [2], а в 2013 году всего по прогнозам будет 700 тыс. [3], аттестатов же об общем образовании в этом году не получили 16 тыс. выпускников, что составило чуть более двух процентов от их общего количества [4]. Средняя зарплата по стране превышает 20500 рублей - на 12,5 процента больше, чем было в первой половине прошлого года, но эти цифры далеко не радужные [5].

Особенно остро стоит вопрос набора абитуриентов в регионах, где количество бюджетных мест в вузах не соответствует потребностям рынка и, как следствие, происходит отток потребителей образовательных услуг в центральные регионы, где ведущие вузы страны предоставляют бюджетные места. В связи с чем, и возникла необходимость проведения анализа рынка образовательных услуг Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) для выявления существующих проблем.

Исследованию подверглись несколько факторов, влияющих на позицию вуза. Наиболее значимым из которых являются цена, количество бюджетных мест, количество преподавателей с ученой степенью и число студентов.

Наиболее существенным сегодня фактором, препятствующим выбрать престижное учебное заведение, является непродуманная ценовая политика. Уровень средней заработной платы в Северо-Кавказском федеральном округе не значительно колеблется в зависимости от сегмента и в среднем составляет 12569,2 руб. В республике Дагестан - 10243,5 руб.; в Республике Ингушетии - 12855,3 руб.; в КБР - 11663,2 руб.; в КЧР -

11345,6 руб.; в Республике Северная Осетия - Алания - 11817,6 руб.; в Чеченской республике 13918,7 руб.; в Ставропольском крае - 13949 руб.. Данный факт демонстрирует неплатежеспособность потребителей и, как следствие, снижает эффективность всех методов стимулирования со стороны вузов к нулю. Несмотря на низкую платежеспособность рыночного сегмента в СКФО, некоторые учебные заведения устанавливают на образовательные услуги высокие цены (рис.1).

Как видно из приведенного исследования самая высокая цена в СКФО на образовательные услуги в КБГУ, ПГЛУ и СКИФ-филиал РАНХиГС. Например, в КБГУ стоимость обучения колеблется на бакалавриате очной формы обучения от 102582 до 111109 руб., в ПГЛУ составляет 98000 руб., а в СКИФе колеблется от 48000 до 78000 руб.

Если анализировать стоимость обучения на бакалавриате заочной формы обучения, то очевидно, что опять рейтинг вузов с высокими ценами возглавляет КБГУ, где стоимость оказания образовательных услуг колеблется от 41000 до 44444 руб. На вто-

№ 2 - 2011

41

Проблемы экономики и менеджмента

ром месте в рейтинге занимает ПГТУ - 40000 руб., на третьем месте СКИФ с ценой услуги колеблющейся от 24000 до 36000 руб. на четвертом месте РГСУ - 32500 руб. и на

пятом месте ПГЛУ - 30000 руб.

Рисунок 1. - Рейтинг ВУЗов по ценовой политике в СКФО

Более доступны образовательные услуги в КБГСХА, где цена на бакалавриат очного отделения составляет от 35000 до 59000 руб., в Северо-Осетинском государственном университете колеблется от 31500 до 81000 руб., в ПГТУ от 45000 до 65000 руб., в СевКавГТУ колеблется от 27000 до 54000 руб. и РГТЭУ, где стоимость обучения составляет от 35000 до 42300 руб.

Более доступной заочная форма обучения в таких вузах как РГТЭУ - 26400 руб., Ставропольский институт им. Чурсина - 24000 руб., Государственный аграрный университет - 23500 руб., Северо-Осетинский государственный университет - 22500 руб.

Третья группа вузов - это учебные заведения, которые установили цену на образовательные услуги на очном отделении в пределах 30000 руб. за год обучения, а на заочном отделении от 15000 до 21000.

Рассмотрим влияние количества бюджетных мест на рейтинг популярности вуза среди поступающих (рис. 2).

Анализируя количество бюджетных мест, предлагаемых вузами, приходим к выводу, что наибольшее количество бюджетных мест в СевКав ГТУ, далее следует Ингушский государственный университет, и на третьем месте Северо-Осетинский государственный университет, четвертое место занимает КБГУ. Из представленных данных видно, что Вузы КМВ выглядят очень скромно в предоставлении бюджетных мест, в связи с чем и объясняются проблемы, связанные с набором абитуриентов.

42

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

Еще одним фактором, влияющим на успешное позиционирование вуза, является количество студентов, обучающихся в заведении. Этот фактор имеет немаловажное значение, поскольку многие абитуриенты убеждены, что в больших вузах более интересная студенческая жизнь (рис. 2)

Рисунок 3 - Количество студентов, обучающихся в ВУЗах

Проведя анализ количества студентов, обучающихся в вузах, мы видим, что наибольшее кол-во обучаются в Северо-Осетинском государственном университете, в КБГУ, далее следуют такие вузы как ИнгГУ, КБГСХА, КЧГУ, Горский аграрный университет. Исходя из этих данных становится понятным и количество бюджетных мест, предоставляемых вузами абитуриентам. В целом высшие учебные заведения выделяют одинаковое количество бюджетных мест, которое пропорционально количеству обучающихся в вузе.

Успешное позиционирование вуза не зависит от качества профессорскопреподавательского состава (рис.4).

Наибольшее количество остепененных преподавателей имеется в ДГПУ, в Северо-Осетинском государственном университете, далее следуют такие вузы как ИнгГУ, КБСХА, КЧГУ, Горский аграрный университет. Если вести речь о контингенте, поступивших на очную форму обучения, то можно сказать, что это выпускники школ с при-

№ 2 - 2011

43

Проблемы экономики и менеджмента

личным уровнем подготовки. Данный факт подтверждают результаты ЕГЭ и средний балл.

Рисунок 4 - Количество остепененных преподавателей в ВУЗах

Рисунок 5 - Средний балл на очном отделении

Как видно из представленного рисунка, лидируют по результатам ЕГЭ ДГУ, СевКавГТУ и СКИФ.

Если анализировать средний балл по заочному обучению, то список возглавляют три вуза: ДГУ, СКИФ и КБГСХА (рис.6).

Рисунок 6 - Средний балл на заочном отделении

44

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

Исходя их представленных данных, сделаем вывод о том, что самые высокие баллы ЕГЭ были в ДГУ по таким направлениям как менеджмент, ГиМУ, юриспруденция. Первое место по направлению экономика занял СевКавГТУ. По направлению экономика СКИФ.

Кроме того нами было проведено исследование мнений абитуриентов и результаты опроса следующие:

1. Наиболее популярным направлением в СКФО сегодня является государственное и муниципальное управление, на втором месте - юриспруденция, на третьем экономика.

2. Доминирующее число респондентов не сомневаются когда выбирают профессию.

3. Большинство респондентов хотят учиться на очном отделении, однако ограниченные финансовые возможности порой вынуждают выбрать заочную форму обучения.

4. Львиная доля респондентов не предпринимали попытки поступить в несколько вузов, а целенаправленно идут в те, бренд которых соответствует их представлению о качестве.

5. Большинство респондентов хотят стать высокообразованными специалистами. Чуть меньшее количество респондентов ответили, что хотят быть востребованными на рынке труда и получить гарантированную работу. Третье место занимает ответ: «хотим получить качественное образование».

6. На вопрос: «как вы узнали о существовании того или иного учебного заведения» мы получили следующие ответы. Основная масса абитуриентов узнает о вузе из Интернета. Далее следует ответ: «из средств массовой информации». На третьем месте ответ: «от родителей, родственников и знакомых».

7. На вопрос: «какие средства массовой информации и рекламные издания наиболее интересно рассказывают об учебном заведении?» были получены следующие ответы:

Наибольшее количество респондентов ответили: «интернет», на втором месте -телевидение, на третьем - газеты.

Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод о том, что необходимо основной упор делать на размещении информации о вузе в социальных сетях Интернет и на телевидении.

Итак, проведя исследование на рынке образовательных услуг, мы пришли к выводу, что все респонденты хотят получить качественное образование. Выбор вуза в основном зависит от ценовой политике данного заведения. К сожалению, уровень жизни жителей СКФО не позволяет выбрать элитные учебные заведения, в связи с чем у последних возникает проблема с набором абитуриентов. Вузы пытаются посредством интегрированных маркетинговых коммуникаций повысить интерес у целевого рыночного сегмента, однако затраты на проведение рекламных мероприятий порой не окупаются. Единственная возможность удержать свою позицию на рынке это установление широкой дифференциации в ценовой политике учебных заведений.

№ 2 - 2011

45

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=17417

2. http://www.specletter.com/obcshestvo/2010-07-28/nedobor-studentov.html

3. http://www.newsland.ru/news/detail/id/585031/

4. http://www.specletter.com/obcshestvo/2010-07-28/nedobor-studentov.html

5. http://kmvlive.ru/news/main/13393-po-scenariju-rossija-beznadjozhno-katitsja-k.html

List of references:

1. http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=17417

2. http://www.spedetter.com/obcshestvo/2010-07-28/nedobor-studentov.html

3. http://www.newsland.ru/news/detail/id/585031/

4. http://www.specletter.com/obcshestvo/2010-07-28/nedobor-studentov.html

5. http://kmvlive.ru/news/main/13393-po-scenariju-rossija-beznadjozhno-katitsja-k.html

О.И. Косач

доцент, ФГОУВПО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Аннотация. Рассматривается современное состояние производства молока в Приморском крае, приводится оценка уровня и тенденций развития продуктивности молочного скотоводства.

Ключевые слова: Темпы роста, продуктивность коров, методы, показатели, состояние и прогноз, производство молока, эффективность.

O.I. Kosach, Docent, Primorskaya State Academy of Agriculture

APPLICATION OF STATISTICAL METHODS IN DAIRY FARMING PRYMORYE

Abstract. We consider the current state of milk production in the Primorskyy region, as a whole, and by categories of producers. Provides an assessment of the level of development of dairy cattle, defined statistical indicators of the dynamics and the tendency of milk production by various statistical methods for 9 years.

Keywords: Rate of growth, productivity of cows, methods, parameters, state and prognostications, production of milk, efficiency.

Ускоренный переход к рыночным отношениям не позволил сельхозпроизводителям Приморского края быстро адаптироваться к новым условиям. Эти условия характеризовались значительной интервенцией на региональном рынке внутренних и внешних импортеров на фоне значительного падения платежеспособности населения. Развитие молочного животноводства в Приморском крае до 1990-х годов характеризовалось ростом производства молока.[2]

Однако в настоящее время сочетание высокого уровня инфляции и диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию привели одновременно к ухудшению финансового состояния производителей молока и сокращению его производства. [1] Молоч-

46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.