Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на позиционирование высшего учебного заведения (на примере вузов Северо-Кавказского федерального округа)'

Факторы, влияющие на позиционирование высшего учебного заведения (на примере вузов Северо-Кавказского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION MARKET / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦЕН / PRICE DIFFERENTIATION / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ / SATISFACTION OF NEEDS / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Ю.В.

В настоящее время на рынке образовательных услуг происходят преобразования. Последнее выражается в сокращении нерентабельных высших учебных заведений и слиянии некоторых вузов. Данное обстоятельство объясняет проблема позиционирования высших учебных заведений в связи с повышением требований к качеству образовательных услуг как со стороны потребителя, так и со стороны государства. Особенно остро стоит конкурентная борьба за потребителя между вузами в регионах. Данное обстоятельство легло в основу проведенного нами маркетингового исследования на рынке образовательных услуг в Северо-Кавказском федеральном округе с целью выявления доминирующих факторов, влияющих на выбор учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE POSITION OF HIGH SCHOOL (CASE STUDY OF UNIVERSITY NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

Currently, the educational market place changes. This is expressed in the reduction of unprofitable institutions of higher education and merging some universities. This fact is due to the problem of positioning higher education due to the increasing demands for quality of education, both from consumers and from the state. Particularly acute competition for consumers between the universities in the region. This fact forms the basis of our market research in the education market in the North Caucasus Federal District, in order to identify the dominant factors influencing the choice of school

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на позиционирование высшего учебного заведения (на примере вузов Северо-Кавказского федерального округа)»

УДК 338.46

Ю.В. Золотарева

канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

соискатель степени доктора экономических наук, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Аннотация. В настоящее время на рынке образовательных услуг происходят преобразования. Последнее выражается в сокращении нерентабельных высших учебных заведений и слиянии некоторых вузов. Данное обстоятельство объясняет проблема позиционирования высших учебных заведений в связи с повышением требований к качеству образовательных услуг как со стороны потребителя, так и со стороны государства. Особенно остро стоит конкурентная борьба за потребителя между вузами в регионах. Данное обстоятельство легло в основу проведенного нами маркетингового исследования на рынке образовательных услуг в Северо-Кавказском федеральном округе с целью выявления доминирующих факторов, влияющих на выбор учебного заведения.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, высшие учебные заведения, потребности, дифференциация цен, удовлетворение потребностей.

J.V. Zolotareva, The North Caucasian institute-branch of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation», PHD the Chair of Management and Marketing Applicant for academic degree of Doctor of con. Sci., Chair of Management, Volgograd State Univercity.

FACTORS AFFECTING THE POSITION OF HIGH SCHOOL (CASE STUDY OF UNIVERSITY

NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT)

Abstract. Currently, the educational market place changes. This is expressed in the reduction of unprofitable institutions of higher education and merging some universities. This fact is due to the problem of positioning higher education due to the increasing demands for quality of education, both from consumers and from the state. Particularly acute competition for consumers between the universities in the region. This fact forms the basis of our market research in the education market in the North Caucasus Federal District, in order to identify the dominant factors influencing the choice of school

Keywords: education market, universities, needs, price differentiation, the satisfaction of needs.

В настоящее время на рынке образовательных услуг происходят преобразования. Последнее выражается в сокращении нерентабельных высших учебных заведений и слиянии некоторых вузов. Данное обстоятельство объясняет проблема позиционирования высших учебных заведений в связи с повышением требований к качеству образовательных услуг, как со стороны потребителя, так и со стороны государства. В связи с этим вузам приходится изыскивать механизм совершенствования качества образовательных услуг и находить способы продвижения предлагаемых услуг посредством маркетингового механизма. Но в отличие от рынка товаров на рынке услуг гораздо сложнее применять механизм активизирующий потребность, так как услуга - категория неосязаемая и заранее невозможно с достоверностью определить, что она будет соот-

ветствовать потребностям индивида ее приобретающего. Для нахождения эффективных инструментов продвижения образовательных услуг требуется проведение предварительного маркетингового исследования на рынке для выявления факторов, влияющих на позицию вуза среди аналогичных высших учебных заведений.

Особенно остро стоит конкурентная борьба за потребителя между вузами в регионах. Данное обстоятельство легло в основу проведенного нами маркетингового исследования на рынке образовательных услуг в Северо-Кавказском федеральном округе с целью выявления доминирующих факторов, влияющих на выбор учебного заведения. Основная гипотеза исследования - цена как основной фактор, определяющий выбор высшего учебного заведения.

Ниже представлена диаграмма, демонстрирующая уровень цен в вузах СевероКавказского федерального округа (рис. 1).

Рисунок 1 - Анализ цен на образовательные услуги

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод о том, что рынок образовательных услуг по критерию «цена» делится на три сегмента. Первый сегмент это вузы с высоким уровнем цен, где диапазон цен колеблется от 79 тыс. руб. и выше, к числу таких вузов относятся Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГЛУ), Южный федеральный университет (ЮФУ), Чеченский государственный университет (ЧГУ), Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (СКИФ РАНХиГС).

Второй сегмент это вузы со средним уровнем цен (от 60 200 руб. до 78 000 руб.). Это такие Вузы как Ростовский государственный экономический университет РИНХ (РГЭУ), Педагогический институт - филиал ЮФУ, Новошахтинский филиал ЮФУ, Махачкалинский филиал ЮФУ, Волгодонский филиал ЮФУ, Белгородский технический ун-т им. Шухова, Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Дагестанский государственный университет ДГУ (со всеми филиалами в таких городах как Хасавюрт, Каспийск, Избербаш, Кизляр, Кизилюрт, Хасавюрт), Российский государственный социальный университет (РГСУ), Дагестанский государственный технический университет (ДГТУ).

Третий сегмент - это учебные заведения, которые установили низкие цены на № 10 (14) - 2012 бГ

образовательные услуги от 35 000 руб. до 55 000 руб. К таким вузам относят все негосударственные высшие учебные заведения, осуществляющие образовательную деятельность в СКФО.

25 20 15 10

I

I

ВУЗы с высоким Вузы со средним Вузы с низкой уровнем цен от уровнем цен от ценой

79000 60200-78000

5

0

Рисунок 2 - Количество вузов установивших высокий, средний и низкий уровень цен

на образовательные услуги

250

200

150

100

50

1

_|_I_

,1 У у-,-, ,1,11 . 1 к К ,111,1,11,

Я

ЙР- ч

"(Р с? > ^

ж

[ГиМУ ¡Экономика

Менеджмент I Юрфак I Политология I Торговое доло

Рисунок 3 - Анализ количества выпускников, поступивших на бюджетные места

в вузы СКФО

Необходимо отметить, что стоимость обучения в филиалах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Феде-

рации (РАНХиГС) в СКФО дифференцирована. Например, на направление государственное и муниципальное управление (ГиМУ) в филиале РАНХиГС в г. Ставрополе стоимость обучения составляет - 35 000 руб. в год, в Южно-Российском институте -филиале РАНХиГС в г. Ростове-на-Дону - 75 000 руб., а в Северо-Кавказском филиале РАНХиГС (СКИФ РАНХиГС) в г. Пятигорске - 82 500 руб. Дифференциация цен в филиалах в рамках одного и того же вуза вводит в заблуждение потребителя. Анализируя ценовую политику высших учебных заведений, сделаем вывод о том, что львиная доля вузов установила средний уровень цен с целью привлечения максимально большего количества абитуриентов (рис. 2).

Представим анализ количества выпускников, поступивших на бюджетные места в вузы (рис. 3).

Анализируя количество выпускников поступивших на бюджетные места видно, что наибольшее количество бюджетных мест было выделено в таких вузах как ЮжноРоссийский филиал РАНХиГС, Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ (РИНХ)), Южный федеральный университет (ЮФУ), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Северо-Осетинский государственный университет, Чеченский государственный университет (ЧГУ), Грозненский государственный нефтяной университет.

Среди вузов Кавказских минеральных вод наибольшее количество мест было выделено в таких вузах как Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГЛУ) и Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ).

Представим анализ количества выпускников школ, поступивших на места с полным возмещением затрат на территории СКФО (рис. 4).

Рисунок 4 - Анализ количества выпускников школ, поступивших на места с полным

возмещением затрат

Наибольшее количество студентов с полным возмещением затрат поступило в

Ставропольский государственный аграрный университет, Ростовский государственный экономический университет РИНХ (РГЭУ), Южный федеральный университет (ЮФУ) и Южно-Российский филиал РАНХиГС. Однако отметим недобор на политологию в Южном федеральном университете (ЮФУ) и недобор в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГЭУ) на направление «Менеджмент». В Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии (КБГСХ) также полноценный набор на направление экономика, при этом небольшое количество поступило на такие направления как торговое дело и менеджмент. В Грозненском государственном нефтяном университете полноценный набор на такие направления как государственное и муниципальное управление и экономика, при этом недобор на такие направления как менеджмент и юридический. В Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ) полноценный набор также на государственное и муниципальное управление и экономику, и недобор на направление «Менеджмент». В Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) полноценный набор на экономику и юридический и недобор на такие направления как «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление».

На локальном рынке КМВ наибольшее количество студентов поступило в такие вузы как Ростовский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) на все направления подготовки. В Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) в г. Ставрополе отметим полноценный набор на экономику и юриспруденцию и недобор на такие направления как «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». Однако Полноценный набор отметим в филиале Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) г. Пятигорск на все направления подготовки. В филиале Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) г. Кисловодска полноценный набор на экономику и юридический. В филиале Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) г. Георгиевска полноценный набор на экономику. В отличие от этих вузов, Пятигорский государственный лингвистический университет (ПГЛУ) успешно набрал абитуриентов только на направление «Государственное и муниципальное управление». Однако отметим недобор в Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ) на такие направления как «Менеджмент» и «Юриспруденция». Следовательно, в 2012 году четко прослеживается тенденция снижения интереса к таким направлениям как «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление» и рост интереса к направлениям «Экономика» и «Юриспруденция». Особенно популярны такие профили как «Налоги и налоговое обложение», «Финансы и кредит».

Анализируя набор студентов 2012 года можно сделать вывод, что основным фактором, определяющим набор в вузы, является уровень цен на образовательные услуги. Самой доступной оказалась цена на образовательные услуги в таких вузах как Ростовский государственный экономический университет - РГЭУ (РИНХ), Ставропольский государственный аграрный университет, Горский государственный аграрный университет и на некоторые направления в Южно-Российском филиале РАНХиГС. Цена в размере 60 200 руб., установленная такими вузами как Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) и все его филиалы, а также Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) на локальном рынке Кавказских минераль-

ных вод, определила полноценность набора выпускников школ. Цена, установленная Северо-Кавказским филиалом РАНХиГС и Пятигорским государственным лингвистическим университетом (ПГЛУ), оказалась недоступной большинству потенциальных потребителей образовательных услуг.

Доходы потребителей являются определяющим фактором на рынке образовательных услуг. Согласно данным Росстата, средняя зарплата в России составляет 23745,5 руб., при этом самым низкооплачиваемым российским регионом является Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - средняя зарплата здесь в январе 2012 года составляла 15183,9 руб. Больше всех в СКФО получают труженики Ингушетии -19122,3 руб. Чуть меньше зарабатывают в Ставропольском крае (16454 руб.) и Чеченской Республике (16281,6 руб.). Следующими в рейтинге идут Кабардино-Балкария (14878,3 руб.), Северная Осетия-Алания (14841,6 руб.) и Карачаево-Черкессия (14051,4 руб.). Замыкает список Республика Дагестан со среднемесячной зарплатой 12256,8 руб. [1]. Анализируя представленные данные, становится понятным столь проблематичное продвижение образовательных услуг в регионе СКФО.

Еще одним фактором, определяющим спрос на рынке образовательных услуг, является уровень безработицы. В России в декабре 2011 года - феврале 2012 года самый высокий уровень безработицы был отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (15,2%). Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата). В целом по России за декабрь-февраль уровень безработицы составил 6,4%. Из республик самый высокий уровень безработицы зафиксирован, как и ранее, в Ингушетии - 48,9% и в Чечне - 35,7% [2]. Самый низкий уровень в Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается в Ставропольском крае (6,2%). Представленные данные свидетельствуют о том, что при низкой заработной плате и таком катастрофическом уровне безработицы невозможно успешно продвигать образовательную услугу, какой бы привлекательной она не была.

Кроме вышеперечисленных проблем нельзя оставить без внимания изменение потребностей работодателей. В последние два года растет спрос на квалифицированные технические кадры. Такие специалисты теперь нужны везде, особенно на производстве. В связи с увеличением количества промышленные предприятия готовы набирать даже совсем молодых людей с минимальным опытом работы и без опыта вообще. Особенно высоко на сегодняшний день котируются представители инженерно-технических специальностей. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, технологи пищевой промышленности и инженеры-строители, так как на рынке товаров широкого потребления ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, быстрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства. А спрос на менеджеров падает, так как функции менеджера может выполнять любой специалист имеющий высшее образование.

Список литературы:

1. В Дагестане средняя зарплата в два раза меньше общероссийской. - URL: http://kavkasia.net/Russia/2012/1334749501.php

2. Росстат: самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Ингушетии, самый низкий - в Москве. - URL:

http://vkrizis.ru/news.php?news=38857&type=rus&rub=empl&lenta=1

List of references:

1. In Dagestan, the average salary is half nationwide. - URL: http://kavkasia.net/Russia/2012Z1334749501 .php

2. Rosstat: the highest unemployment rate was recorded in Ingushetia, the lowest - in Moscow. -URL: http://vkrizis.ru/news.php?news=38857&type=rus&rub=empl&lenta=1

УДК 338.24.01

М.А. Коваленко

аспирант, кафедра мировой экономики, ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ИХ УЧЕТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Аннотация. В статье рассматриваются характеристики, имманентные социально-экономической системе города-курорта, поскольку целевой ориентир развития системы - повышение качества жизни населения - требует их анализа и учета при формировании стратегии развития города.

Ключевые слова: система, туристско-рекреационная специализация муниципального образования, характеристики системы.

M.A. Kovalenko, Sochi State University

FEATURES OF SYSTEM OF RESORT-CITY AND THEIR ACCOUNT IN PROCESS OF

FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF CITY

Abstract. There are some characteristics, which are immanent to social and economic system of resort-city. Because of target of development of system - improvement of quality of a life of the population -it is necessary to analyze of their influence on system development.

Keywords: system, travel-recreational specialization of city, characteristics of system

Рекреационно-туристская специализация муниципального образования говорит о доминирующем положении рекреационно-туристской деятельности, в то время как прочие виды экономической деятельности либо дополняют, либо обслуживают предприятия санаторно-курортной сферы [4].

Эффективная стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предполагает определенную региональную конкретизацию и адаптацию, учет ресурсного потенциала территории и определение места рекреационно-туристского комплекса на рынке рекреационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.