Научная статья на тему 'Типология индикаторов структуры рынка образовательных услуг'

Типология индикаторов структуры рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ИНДИКАТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / АБИТУРИЕНТ / ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / TYPOLOGY / INDICATORS / EDUCATIONAL SERVICE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / SCHOOL LEAVER / UNIVERSITY / EMPLOYER / REGIONAL MARKET / THE QUALITY OF TEACHING / LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Ольга Юрьевна

Автор статьи подробно анализирует индикаторы, которые оказывают влияние на формирование понятий «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг». В контексте типологии характеризуется потребитель образовательной услуги и его взаимодействие с вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF INDICATORS OF EDUCATIONAL SERVICE MARKET STRUCTURE

The author of the article examines in detail the indicators that have an impact on the formation of the concepts of \"educational service\" and \"market of educational services\". In the context of typology is the consumer educational services and its interaction with the University.

Текст научной работы на тему «Типология индикаторов структуры рынка образовательных услуг»

УДК 316 ББК 60.56

Щербакова О.Ю.

ТИПОЛОГИЯ ИНДИКАТОРОВ СТРУКТУРЫ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Scherbakova O. Y.

TYPOLOGY OF INDICATORS OF EDUCATIONAL SERVICE MARKET STRUCTURE

Ключевые слова: типология, индикаторы, образовательная услуга, рынок

образовательных услуг, абитуриент, вуз, работодатель, региональный рынок, качество обучения, условия обучения.

Keywords: typology, indicators, educational service market of educational services, school leaver, University, employer, regional market, the quality of teaching, learning environment.

Аннотация

Автор статьи подробно анализирует индикаторы, которые оказывают влияние на формирование понятий «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг». В контексте типологии характеризуется потребитель образовательной услуги и его взаимодействие с вузом.

Abstract

The author of the article examines in detail the indicators that have an impact on the formation of the concepts of \"educational service\" and \"market of educational services\". In the context of typology is the consumer educational services and its interaction with the University.

Актуальность заявленной автором темы подтверждается разрозненными мнениями в научных кругах по определению целей, задач и функций как образовательной услуги, так и рынка образовательных услуг. В статье представлена типологическая характеристика структуры рынка образовательных услуг. На сегодняшний день модернизация системы образования вызывает бурные споры в научных кругах. К положительным изменениям ученые относят общедоступность высшего профессионального образования, а к отрицательным изменениям - функционирование вузов в качестве субъекта рыночной экономики. Показателем последнего является внедрение в деятельность учебных заведений такого понятия, как «образовательная услуга», а следом за ним и понятия «рынок образовательных услуг».

Их подробное изучение, на наш взгляд, поможет выявить и социокультурные, и экономические черты, которые должны гармонично сочетаться в деятельности любого вуза. Разработка типологической характеристики представляется важной в аспекте анализа и изучения деятельности именно высших учебных заведений, поскольку они связаны с рынком труда, что непосредственно отражается на развитии региона.

Понятие «рынок» определяет соотношение спроса и предложения. В образовательной системе спрос определяет тот, кто заинтересован в получении знаний, то есть потребитель, а предложение формирует учебное учреждение. Специфика образовательной услуги состоит в том, что она нацелена на две основные группы потребителя: абитуриента и работодателя, каждый из которых заинтересован в конечном результате.

Если обратиться к общему определению рынка услуг, то мы принимаем в качестве рабочего определения следующее: рынок услуг или товаров представляет собой

«совокупность потребителей, приобретающих товары и услуги для личного потребления (рынок потребительских товаров) или для последующего использования в производственных нуждах (рынок товаров промышленного назначения)»1. Исходя из него, мы проведем структурный анализ рынка, в контексте которого исследуем характеристики образовательных услуг при помощи типологического метода. Для его применения мы взяли за основу классификацию, разработанную ученым А. Акоповым, на основе которой он изучает периодические издания. Предлагаемый метод является универсальным, что позволяет применить его в изучении различных институциональных сфер деятельности общества, каким в данном случае является рынок образовательных услуг.

А. Акопов определяет типологическую систему как систему типов, предназначенную для их систематизации посредством группировки и классифицирования по одному или нескольким признакам. Условиями для возникновения типа являются социальные факторы в регионе, поскольку именно они выявляют основной вид типологических признаков, которые мы можем обозначить как типоформирующие признаки. Типоформирующими (типообразующими) признаками он называет «основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания

(в нашем случае социального явления - О.Щ.)»2, указанное определение мы принимаем за основу в нашей типологической характеристике.

Типоформирующим признаком образовательной услуги является ее общественнозначимый характер, а также нематериальные ценности в виде знаний. Индикаторами рынка, учитывая контекст нашего исследования, являются высшие учебные учреждения, которые по закону РФ «Об образовании» ст.12 на сегодняшний день (мы не принимаем в расчет новый проект закона РФ «Об образовании», в котором видоизменяются некоторые образовательные учреждения) осуществляют «образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников» . В состав индикаторов входит несколько типов вузов:

- федеральный университет;

- университет (реализует подготовку по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

- академия (реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования);

- институт (реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования).

Каждое из перечисленных учебных подразделений может иметь филиалы, представительства (обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения высшего учебного учреждения).

По видовому признаку учреждения могут быть:

- государственными (находятся в ведении субъектов РФ);

- муниципальными (находятся в ведении органов местного самоуправления городских округов РФ);

- негосударственными (находятся в ведении учредителя).

Целями образовательной услуги на рынке по закону «Об образовании» РФ являются:

- «подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования»;

Менеджмент, маркетинг, экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. -Н.Новгород: НИМБ, 2001. - С. 624 (с. 3 -4).

2 Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). - Ростов н/Д.: Терра: Гефест, 2002. - С. 108.

3 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1. - С. 2 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43 2.html#p269

К их задачам в соответствии с законом «Об образовании» РФ относятся:

«1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе» и др.4

При определении целей и задач каждое из учреждений выбирает свою определенную стратегию и тактику, которые позволяют совершать конкретные действия в отношении потребителя образовательной услуги.

Таким образом, цели и задачи, стратегия и тактика учебного заведения имеют многоуровневый характер, который формируется, исходя из ожиданий основного субъекта рынка образовательных услуг.

На данный момент вуз вступил в систему равноправных взаимоотношений с потребителем образовательных услуг. Такую систему взаимоотношений предложило государство, которое, обозначая формы собственности учебных учреждений, изначально задает определенный формат их деятельности.

Для государства образовательная услуга - это совокупность подготовленных специалистов по их выходу на данный момент на рынок труда. Результаты образовательной услуги позволяют определить общий уровень развития региона, спрогнозировать его возможности в будущем. Сюда же мы относим количественный показатель задействованных образовательных программ, научную деятельности вуза, что в целом представляет общую картину развития общества.

Образование по специальностям изначально определяет стратификацию и статусный уровень абитуриента. По его выходу на рынок труда работодатель способен сразу определить статусную направленность и перспективы роста нового специалиста. Таким образом, рассматриваемые нами условия позволяют отметить, что образовательная услуга на рынке изначально формируется помимо вуза, поскольку зависима от потребности будущего абитуриента, в первую очередь, а во вторую - от потребности работодателя. Следовательно, главным признаком для определения типов мы можем обозначить потребителя.

Для определения своих потребностей абитуриенту необходимы три критерия для самоопределения: мотивация, цель, ожидания от трудоустройства.

Исходя из ожиданий и мотиваций потребителя, мы условно разделили его на четыре группы: первая группа - абитуриенты, вторая группа - родители абитуриентов

вышеназванной группы, третья группа - студенты, выпускники и уже работающие, четвертая группа - работодатель.

Первая группа подразделяется на несколько категорий, которые могут ориентироваться на различные виды образовательных услуг, и это связано не только с мотивациями, а скорее даже с жизненными целями представителей этих групп. Вторая группа имеет опосредованное отношение к образовательной услуге. Но, на наш взгляд, ее специфика состоит в субъективном характере изучаемой группы, поскольку их оценка является мотивацией в определении выбора специальности. Третью группу отличают наиболее четкие представления. Абитуриенты - потребители знают, что они хотят получить, поскольку изначально ориентируются на определенные условия и требования рынка труда. Они заинтересованы изменить свой статус и нацелены на карьеру. Четвертая группа - работодатели, которые в соответствии своего спроса ожидают квалифицированных молодых специалистов.

В зависимости от целей каждой аудиторной группы ее потребитель ориентирован на определенный результат. К сожалению, на данный момент четкого ранжирования внутри вуза по группам потребителей еще не существует, что создает некий хаос на рынках труда и образовательных услуг и рождает ощущение неудовлетворенности у выпускников.

Там же.

Несомненно, что каждый вуз должен осуществлять постоянное изучение своей потенциальной аудитории, чтобы отслеживать ее мотивацию и ориентиры. Подобные мониторинги позволят не только выработать наиболее интересные предложения с точки зрения обучения, но и отследить потенциальные предложения на рынке труда.

Приступим к рассмотрению вторичных признаков. К ним относятся зависимые типологические признаки, которые характеризуют образовательную услугу как тип. Они имеют содержательный характер, т.е. демонстрируют внутреннее содержание предложения образовательной услуги, поэтому мы назовем их содержательными. Индикатором данного признака является качество обучения. Его определяют следующие компоненты:

- набор (перечень) специальностей, которые предоставляет вуз. Он является ориентиром в направлении деятельности учебного заведения. Если говорить о содержательной стороне специальностей, то следует отметить параметры, которые интересуют потенциального потребителя. Первый параметр - материальный, который включает: наличие платных и бесплатных образовательных услуг, условия приема, количество мест. Второй параметр - тематический, в него входят блок технических специальностей, блок гуманитарных специальностей, блок юридических специальностей и т.д.

- образовательные программы и их реализация на различных уровнях высшего профессионального образования;

- профессорско-преподавательский состав, который играет важную роль в любом вузе, поскольку является носителем знаний, «гарантом» качества обучения и обеспечивает деятельность вуза. Определяющим условием качества профессорско-преподавательского состава является число преподавателей с ученой степенью;

- вид документа «о соответствующем уровне высшего профессионального образования» (документ государственного образца)5.

Второй индикатор содержательного признака - это условия обучения. К ним мы относим:

- формы обучения: очная, очно-заочная (вечерней), заочная, в форме экстерната, дистанционная;

- количественный показатель наличия мест по платному и бесплатному обучению: бюджетные и внебюджетные места, а также места по целевому приему и вне конкурса;

- материально-техническая база вуза, которая является показателем - индикатором по обеспечению практико-ориентированной работы студентов. В ее состав входят лаборатории, студии, компьютерные классы и т.д.

- сервисное обслуживание: предоставление общежития (самое главное - это наличие в нем мест) - одно из важнейших качеств для иногородних студентов, степень его комфортности, фонды библиотек и др.

- дополнительные возможности вуза, лоббирующие интересы потенциальных абитуриентов и студентов: наличие подготовительных курсов; проведение олимпиад и конкурсов для школьников; возможность получения дополнительного образования; наличие военной кафедры и др.

К формальным типологическим признакам образовательной услуги на рынке мы относим подчиненные признаки. Для них характерны измеряемые параметры:

- период деятельности вуза;

- наличие лицензии и прохождение аккредитации вузом.

Последний признак имеет важное значение для вуза - это территориальный признак. Он является основным параметром регионального рынка и связующим звеном между региональным рынком и учебным учреждением, поэтому мы определяем его как основополагающий.

Территориальное месторасположение вуза имеет весомое значение для потенциального абитуриента, а дополнительные расходы на проживание могут сыграть

5 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. - С.2 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43 2.html#p269

определяющую роль в принятии его решения и для работодателя, представляющего интересы рынка труда. Данный индикатор также включает в себя важные условия для формирования рынка образовательных услуг и образовательной инфраструктуры города. Его характеризуют такие компоненты, как:

- инфраструктура образовательной системы региона;

- социально-деятельностные характеристики региона;

- социально-культурные традиции;

- социально-экономический потенциал региона.

Указанные параметры обозначают общий потенциал города, тенденции на рынке труда, его потребности и возможности, соизмеримые с возможностями самого региона, региональную политику и формируют образовательные услуги. Анализ составляющих территориального признака выявляет противоречия между образовательными потребностями населения и образовательными возможностями региона.

Таким образом, мы представили структуру рынка образовательных услуг на основе типологизации образовательной услуги. Данная типология позволяет обозначить основные конкурентные преимущества и недостатки конкретной образовательной услуги на региональном рынке, что предполагает разработку модели реализации образовательной услуги в определенном высшем учебном учреждении и ее роль на региональном рынке в конкретном образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Менеджмент, маркетинг, экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - С. 624.

2. Акопов А.И.Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика

(публикации разных лет). - Ростов н/Д.: Терра: Гефест, 2002. - С. 108.

3. Закон РФ "Об образовании" от l0.07.1992 № 3266-1. - С. 2 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43 2.html#p269 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.