Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования локального рынка лекарственных средств, применяемых для профилактики и лечения заболеваний полости рта'

Маркетинговые исследования локального рынка лекарственных средств, применяемых для профилактики и лечения заболеваний полости рта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Фармация и фармакология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
Область наук
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА / PHARMACEUTICAL MARKET / PARADONTUM DISEASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Царахов О. А., Царахова Л. Н.

В последние годы в нашей стране бурно развивается рынок стоматологических услуг. Отечественные специалисты получили доступ к современным технологиям лечения стоматологических заболеваний, которые применяются в мире. Этим предопределено появление на фармацевтическом рынке новых лекарственных средств и парафармацевтической продукции, применяемой в стоматологии. В связи с этим становится актуальным исследование рынка данных средств, их ценовой политики, спроса и предложения. Номенклатура парафармацевтической продукции, применяемой в стоматологии для гигиены полости рта, в основном представлена жидкими формами, такими, как ополаскиватели, бальзамы, эликсиры; особое место в данной группе занимают зубные пасты, ассортимент которых в последнее время насчитывает более семисот видов. Лекарственные средства, применяемые в стоматологии, представлены следующими группами: противовоспалительными, противомикробными, противоаллергическими, обезболивающими средствами, стимулирующими регенерацию тканей, препаратами фтора. Целью исследования стал анализ ассортимента регионального фармацевтического рынка, предлагающего стоматологическим учреждениям парафармацевтические товары и лекарственные средства для профилактики и лечения заболеваний полостирта. Фармацевтический рынок Республики Северная Осетия Алания представлен широким ассортиментом лекарственных средств для лечения стоматологических заболеваний. Данная группа представлена в ассортименте практически всех дистрибьюторов. Лекарственные средства для лечения стоматологических заболеваний не только поставляются отечественными производителями, но также поступают от фармацевтических фирм 29 стран ближнего и дальнего зарубежья, что в свою очередь положительно влияет на состояние лекарственной терапии заболеваний пародонта в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Царахов О. А., Царахова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING STUDIES OF LOCAL MARKET OF DRUGS WHICH ARE APPLIED FOR PREVENTION AND TREATMENT OF ORAL CAVITY DISEASES

Stomatological market has actively developed recent years. Domestic experts received an access to contemporary technologies of dental diseases treatment in the world. This conditioned the appearance of new drugs and parapharmaceutical products applied in dental practice on the pharmaceutical market. In this connection, study of these drugs market, their price policy, demand and supply. Assortment of parapharmaceutical products applied in dental practice for oral cavity hygiene is represented mainly by liquid forms, such as mouth rinse, balms, elixirs, and a special place is occupied by toothpastes. Their assortmentamounts to more than 700 types. Drugs, applied in dental practice are represented by the following groups: anti-inflammatory, antimicrobial, antiallergenic, anesthetics, drugs which stimulate tissues regeneration, fluoric drugs. The purpose of this study was the analysis of regional pharmaceutical market assortment, which offers parapharmaceutical goods and drugs for prevention and treatment of oral cavity diseases to the stomatological establishments. Pharmaceutical market of the Republic of North Ossetia Alania is repre-sented by a wide range of drugs for dental diseases treatment. This group is represented in the assortment of practically all distributors. The drugs for dental diseases treatment is not only supplied by domestic producers but also go from pharmaceutical companies of 29 foreign countries, which influences positively on the state of drug therapy of paradontum in the region.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования локального рынка лекарственных средств, применяемых для профилактики и лечения заболеваний полости рта»

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

УДК 615.012:658.8[616.31-001]

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА

О.А. Царахов, Л.Н. Царахова

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

MARKETING STUDIES OF LOCAL MARKET OF DRUGS WHICH ARE APPLIED FOR PREVENTION AND TREATMENT OF ORAL CAVITY DISEASES

O.A. Tsarakhov, L.N. Tsarakhova

K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Vladikavkaz E-mail: [email protected]

В последние годы в нашей стране бурно развивается рынок стоматологических услуг. Отечественные специалисты получили доступ к современным технологиям лечения стоматологических заболеваний, которые применяются в мире. Этим предопределено появление на фармацевтическом рынке новых лекарственных средств и парафармацевтической продукции, применяемой в стоматологии. В связи с этим становится актуальным исследование рынка данных средств, их ценовой политики, спроса и предложения. Номенклатура парафармацевтической продукции, применяемой в стоматологии для гигиены полости рта, в основном представлена жидкими формами, такими, как ополаскиватели, бальзамы, эликсиры; особое место в данной группе занимают зубные пасты, ассортимент которых в последнее время насчитывает более семисот видов. Лекарственные средства, применяемые в стоматологии, представлены следующими группами: противовоспалительными, противомикробными, противоаллергическими, обезболивающими средствами, стимулирующими регенерацию тканей, препаратами фтора. Целью исследования стал анализ ассортимента регионального фармацевтического рынка, предлагающего стоматологическим учреждениям парафармацевтические товары и лекарственные средства для профилактики и лечения заболеваний полости

рта. Фармацевтический рынок Республики Северная Осетия - Алания представлен широким ассортиментом лекарственных средств для лечения стоматологических заболеваний. Данная группа представлена в ассортименте практически всех дистрибьюторов. Лекарственные средства для лечения стоматологических заболеваний не только поставляются отечественными производителями, но также поступают от фармацевтических фирм 29 стран ближнего и дальнего зарубежья, что в свою очередь положительно влияет на состояние лекарственной терапии заболеваний пародонта в регионе.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, заболевания пародонта.

Stomatological market has actively developed recent years. Domestic experts received an access to contemporary technologies of dental diseases treatment in the world. This conditioned the appearance of new drugs and parapharmaceutical products applied in dental practice on the pharmaceutical market. In this connection, study of these drugs market, their price policy, demand and supply. Assortment of parapharmaceutical products applied in dental practice for oral cavity hygiene is represented mainly by liquid forms, such as mouth rinse, balms, elixirs, and a special place is occupied by toothpastes. Their assortment

69

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

amounts to more than 700 types. Drugs, applied in dental practice are represented by the following groups: anti-inflammatory, antimicrobial, antiallergenic, anesthetics, drugs which stimulate tissues regeneration, fluoric drugs. The purpose of this study was the analysis of regional pharmaceutical market assortment, which offers parapharmaceutical goods and drugs for prevention and treatment of oral cavity diseases to the stomatological establishments. Pharmaceutical market of the Republic of North Ossetia - Alania is repre-

В последние годы в нашей стране бурно развивается рынок стоматологических услуг. Отечественные специалисты получили доступ к современным технологиям лечения стоматологических заболеваний, которые применяются в мире [1, 2]. Этим предопределено появление на фармацевтическом рынке новых лекарственных средств и парафармацевтической продукции, применяемой в стоматологии. В связи с этим становится актуальным исследование рынка данных средств, их ценовой политики, спроса и предложения. В объективной аналитической информации нуждаются как стоматологические учреждения, формирующие спрос на лекарственные средства и парафармацевтическую продукцию, так и фармацевтические организации, удовлетворяющие данный спрос через непосредственных участников рынка -оптовые фирмы и розничное звено. Номенклатура парафармацевтической продукции, применяемой в стоматологии для гигиены полости рта, в основном представлена жидкими формами, такими, как ополаскиватели, бальзамы, эликсиры; особое место в данной группе занимают зубные пасты, ассортимент которых в последнее время насчитывает более семисот видов. Лекарственные средства, применяемые в стоматологии, представлены следующими группами: противовоспалительными, противомикробными, противоаллергическими, обезболивающими средствами, стимулирующими регенерацию тканей, препаратами фтора.

Все вышесказанное предопределило цель и задачи исследования.

sented by a wide range of drugs for dental diseases treatment. This group is represented in the assortment of practically all distributors. The drugs for dental diseases treatment is not only supplied by domestic producers but also go from pharmaceutical companies of 29 foreign countries, which influences positively on the state of drug therapy of paradontum in the region.

Keywords: pharmaceutical market, para-dontum diseases.

Целью работы явилось исследование анализа ассортимента регионального фармацевтического рынка, предлагающего стоматологическим учреждениям парафармацевтические товары и лекарственные средства для профилактики и лечения заболеваний полости рта.

Задачи исследования:

- анализ ассортимента лекарственных средств, применяемых для профилактики и лечения заболеваний полости рта, представленный на локальном фармацевтическом рынке;

- анализ прайс-листов фирм поставщиков лекарственных средств, применяемых для профилактики и лечения заболеваний полости рта, работающих на фармацевтическом рынке РСО-Алания.

Для анализа регионального фармацевтического рынка парафармацевтической продукции и лекарственных средств, применяемых в стоматологии, использовались печатные прайс-листы фирм поставщиков, компьютерная программа ИНИРО-

Фармрынок.

Оптовую фармацевтическую деятельность в республике осуществляют 2 оптовых предприятия: ОАО «Фармация» и ООО «Эко-Экспресс», относящиеся к частной форме собственности, что в целом отражает ситуацию по России [3]. На региональном фармацевтическом рынке фармацевтическую деятельность осуществляют такие дистрибьюторы, как ЗАО НПК «Катрен», ЗАО ЦВ «Протек», ЗАО «СИА Ин-тернейшнл», ООО «Юг-фарм», ЗАО «Шрея Корпорейшенл».

70

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

Локальный рынок лекарственных средств для лечения заболеваний пародон-та представлен как российскими, так и зарубежными производителями. На долю Российских производителей приходится

70,5% предложений: предприятия, расположенные на территории стран бывшего СНГ, поставляют 5% продукции, доля иностранных фирм на региональном рынке составляет 24,5% (рис. 1.).

Рисунок 1 — Соотношение долей фирм — производителей лекарственных средств, применяемых для лечения заболеваний полости рта

Лекарственные средства для стоматологии отечественного производства представлены 132 фирмами, Украина на региональном рынке представлена 9 фирмами, Белоруссия - тремя и Армения - одной фирмой. Что касается иностранных фирм, то здесь лидирующее место занимает Индия, на долю которой приходится 28 производителей, поставляющих 56 наименований, что составляет 32%, второе место делят Германия и Румыния. Германия представлена 8 фирмами, поставляющими 12 наименований, что составляет 9%. Румыния представлена также 8 фирмами, но ассортимент составляет 13 наименований, что также соответствует 9%. Четвертое место занимает Польша, представляя 6 фирм,

поставляющих 16 наименований, составляя 7%. Французские фирмы представлены 4 производителями, поставляющими 8 наименований, США - 3 производителями, предлагающими 4 наименования, Болгария - 4 производителями с ассортиментом 13 наименований, Чешские 3 фирмы предлагают 5 наименований. Остальные страны представлены одной или двумя фирмами (Эстония, Латвия, Финляндия, Югославия, Словения, Хорватия, Нидерланды, Италия, Австрия, Великобритания, Греция, Швейцария, Израиль, Венгрия, Бельгия). Так, локальный фармацевтический рынок стоматологических лекарственных средств представлен 25 странами дальнего зарубежья (рис. 2).

0 Индия И Германпя Ш Румыния ■ Польша В Другие

Рисунок 2 — Анализ лекарственных средств, применяемых в стоматологии, поставляемых на локальный фармацевтический рынок иностранными фирмами

71

Фармация и фармакология. № 5 (12), 2015

Номенклатура лекарственных средств, используемых в стоматологической практике, на локальном фармацевтическом рынке представлена 135 российскими фирмами, которые предлагают 546 наименований лекарственных средств исследуемой группы. Анализ лекарственные средства для профилактики и лечения заболевания полости рта показал, что исследуемая группа выпускается в различных лекарственных формах: таблетки и капсулы (215 наименований), порошки (62 наименования), растворы (87 наименований), ампу-лированные лекарственные формы (78 наименований), масла (26 наименований), аэрозоли (2 наименования), сборы лекарственных растений (20 наименований), мягкие лекарственные формы (56 наименований).

Среди российских фирм - производителей на рынке лекарственных средств, применяемых в стоматологии, наибольшее предложение имеют: ОАО «Дальхимфарм» (30 наименований), ОАО «Татхимфарм-препараты» (22), ОАО «Нижфарм» (16), АКО «Синтез» (15), ОАО «Мосхифарм-препараты» им. Семашко» (15). Необходимо отметить, что только два производителя: ОАО «Нижфарм» и ЗАО «Алтайвита-мины» имеют полный ассортимент проанализированных лекарственных форм. Такие

фирмы, как ОАО «Дальхимфарм», ОАО «Ирбитский ХФЗ», ОАО «Краснодарская фармфабрика», ЗАО «Московская фармфабрика», ЗАО «Новис-97», ОАО «Татхимфармпрепараты», ОАО «Тюменский ХФЗ», ОАО «Фармстандарт» в ассортименте имеют все проанализированные лекарственные формы, кроме аэрозолей. А такие фирмы, как ООО «Альтекс плюс», ООО «Асептика», ОУ НПЦ «Биоген», ЗАО «Фармцентр Вилар», ЗАО «Канонфарма продакшн», ЗАО «Пептек» и др. предлагают только по одному наименованию лекарственных средств, применяемых в стоматологии.

Таким образом, фармацевтический рынок Республики Северная Осетия - Алания представлен широким ассортиментом лекарственных средств для лечения стоматологических заболеваний. Данная группа представлена в ассортименте практически всех дистрибьюторов. Лекарственные средства для лечения стоматологических заболеваний не только поставляются отечественными производителями, но также поступают от фармацевтических фирм 29 стран ближнего и дальнего зарубежья, что в свою очередь положительно влияет на состояние лекарственной терапии заболеваний пародонта в регионе.

Библиографический список

1. Данилова Е.О. Социологическая оценка современного состояния стоматологической службы // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1997. - № 3. - С. 23-25.

2. Делендик А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования // Стоматология. - 2000. - Т. 79, № 6. - С. 58-60.

3. Леонтьев, В.К. Социальная стоматология на современном этапе. / В.К. Леонтьев, Ю.В. Шиленко // Стоматология. - 1999. - № 1. - С. 5-10.

к к к

Царахов Олег Асланович - студент Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Область научных интересов: изучение локального рынка лекарственных средств, применяемых в стоматологии.

Царахова Лариса Николаевна - кандидат фармацевтических наук, доцент СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Область научных интересов: теоретические и методологические основы совершенствования системы управления персоналом как механизма структурной оптимизации регионального фармацевтического рынка (на примере РСО - Алания). E-mail: [email protected]

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.