С.О. ОРЫНБЕКОВА, М.Ж. НАУРЫЗГАЛИЕВА, К.А. ЖАПАРКУЛОВА, З.Б. САКИПОВА, Л.Н. ИБРАГИМОВА
УДК 615.242:615.12:615.07
АНАЛИЗ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье проведен анализ фармацевтического рынка стоматологических препаратов.Проанализирована структура ассортимента исследуемой группы по странам-производителям. Проведен анализ ассортимента по лекарственным формам, по активным компонентам и ценовым предложениям. Маркетинговые исследования являются основой для проведения фармацевтической разработки новых лекарственных препаратов из отечественного сырья. Ключевые слова:оценка рынка, лекарственная форма, фармацевтический рынок, стоматология.
Воспалительные заболевания пародонта являются одной из наиболее актуальных проблем в стоматологии. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения заболевания полости рта у лиц в возрасте от 35 до 44 лет составляет 69-98 % [1].
В связи с устойчивостью организма ко многим антибиотикам всё больший интерес приобретают препараты из других групп антимикробных средств, при этом особое значение приобретают растительные субстанции [2].
Цель исследования - провести анализ рынка современного фармацевтического рынка
стоматологических препаратов для лечения воспалительных заболеваний полости рта. Материалы и методы исследования. Объектом исследования является Государственный реестр
зарегистрированных препаратов на территории Республики Казахстан за 2015 - 2016 г.г.[3], а также их ценовые характеристики [4]. В работе использованстатистический метод исследования. Результаты исследования и их обсуждение.Для оценки ситуации на рынке стоматологических препаратов были проведены маркетинговые исследования ассортимента. Установлено, что среди зарегистрированных лекарственных препаратов на территории Республики Казахстан доля стоматологических занимает - 0,5 %. Препараты встречаются в следующих лекарственных формах: гели, пасты, спреи и аэрозоли, растворы и жидкости, пастилки и таблетки, а также фито-чаи для полоскания полости рта (рисунок 1).
Рисунок 1 - Анализ рынка лекарственных препаратов для лечения заболевании полости рта в разрезе
лекарственных форм
Наибольшее количество лекарственных препаратов представлены в спреях и аэрозолях (29 %), предназначенных для полоскания полости рта. Затем представлены перспективные для нанесения активных веществ мягкие лекарственные формы в виде паст, гелей и мази, при этом удельный вес перечисленных лекарственных форм составляет не более 24 % от общего числа зарегистрированных стоматологических препаратов. Препараты в твердой ЛФ (пастилки и таблетки) занимают 21%, далее
препараты в жидкой форме (растворы, жидкости и
бальзамы) - 21%, а на последнем месте фито-чаи - 5 %.
Согласно анализу стран-производителей
лекарственных препаратов данной группы, представлены следующие государства: Казахстан, Россия, Украина, Германия, Австрия, Египет, Италия, Вьетнам, Швейцария, Турция, Латвия, Македония (рисунок 2).
Индия.
3%
Босния и Герцеговина
3%
Швейцария
3%%
Польша
3%
Франция
Чехия Австрия
3%
. Вьетнам
5%%
.Германия 11%
Италия
8%%
Украина 14%%
Россия
8%%
Македония
8%%
Казахстан 14%
Латвия Нидерланды 3%
5%
Рисунок 2 - Анализ рынка лекарственных препаратов для лечения заболевании полости рта в разрезе стран-
производителей
Выявлено, что отечественная продукция составляет всего лишь 14 % от общего числа зарегистрированных стоматологических препаратов и представлена следующими производителями: ТОО СУЛТАН, ТОО Эко-фарм, ПК Кызыл Май и Зерде Фито (рисунок 3).
К отечественным препаратам относятся: КМ-Зубной (бальзам), Фунгостатин (гранулы для приг.
суспензии), Ротокан (жидкость), Фито-чай стоматологический.
Также следует отметить, что в основном, в качестве активных субстанции используют субстанции растительного происхождения (64 %) (рисунок 4). Лекарственные препараты на растительной основе оказывают мягкое терапевтическое действие, малотоксичны и не противопоказаны для длительного применения.
Рисунок 3 - Анализ рынка лекарственных препаратов для лечения заболевании полости рта
по активным компонентам
Одним из важных факторов, который влияет на доступность и эффективное обеспечение населения
лекарственными препаратами, является стоимость продукции.
2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
■ ■■■■J
ill
I I I I I I I I I I I I I
<Ъ<
S//////S////
öT
#
Рисунок 4 - Анализ рынка лекарственных препаратов для лечения заболевании полости рта
по ценовым предложениям
Ценовые предложения на рынке препаратов для лечения воспалительных заболеваний полости рта колеблются от 180 и 2000 тенге. К наиболее доступным препаратам относятся фито-чаи, растворы и бальзамы для полоскания полости рта. К относительно дорогостоящим относятся препараты в мягкой лекарственной форме.Средняя стоимость мягких лекарственных форм находится в пределах от 800 до 1200 тенге за единицу продукции. Мягкие лекарственные формы в виде апликаций имеют комплекс преимуществ: пролонгированность действия активных компонентов, возможность
непосредственного нанесения на слизистые полости рта и удобство применения.
Таким образом, на основании проведенного анализа рынка стоматологических продуктов Республики Казахстан, можно сделать вывод, что преобладает присутствие импортных средств, доля отечественой продукции составляет лишь 14 %. В связи с вышеизложенным, разработка и производство новых отечественных стоматологических средств является актуальной задачей отечественного
здравоохранения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Г.С. Пашкова, Д.Т. Галиева, К.Е. Исаджанян, В.В. Никитин, В.М. Попова, Е.Л. Жиленков Особенности микрофлоры полости рта у пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта // ЛЕЧЕНИЕ и ПРОФИЛАКТИКА. - 2013. -№4 (8). - С. 71-76.
Л.А.Усов, Н.Ф.Усова Фармакотерапия заболевании пародонта: учебн. пособие ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России. - Иркутск: ИГМУ, 2011. - 30 с.
Государственный реестр лекарственных средств // www.dari.kz URL: http://dari.kz/category/gos_reestr_excel (дата
обращения: 20.11.2015).
База по ценовым предложениям
С.О. ОРЫНБЕКОВА, М.Ж. НАУРЫЗГАЛИЕВА, К.А. ЖАПАРКУЛОВА, З.Б. САКИПОВА, Л.Н. ИБРАГИМОВА
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК; НАРЬГЫНЬЩ СТОМАТОЛОГИЯЛЫК; 6Н1МДЕРШ ТАЛДАУ
Тушн: Ма;алада стоматологияык; препараттардын, фармацевтикалык; нарыгы талданды. Зерттеу тобы препараттары ассортиментшщ курылымына eндiрушi елдер бойынша талдау жасалды. Ассортимент дэршк калыптары, белсендi компоненттерi жэне багалык; усыныстары бойынша талданды. Маркетингтiк зерттеулер отандык; шикiзат негiзiнде жан,а дэршк препараттарды жасауга негiз болып табылады. ТYЙiндi сездер: нары;ты багалау, дэршк калып, фармацевтикалык нары;, стоматология.
S.O. ORYNBEKOVA, M.J. NAURYZGALIEVA, K.A. ZHAPARKULOVA, Z.B. SAKIPOVA, L.N. IBRAGIMOVA
ANALYSIS OF DENTAL PRODUCT PHARMACEUTICAL MARKET OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Resume: In the article the analysis of the pharmaceutical market of dental products. The structure of the range of the study group on the producing countries.The analysis of the range of medicinal forms for active ingredients and price proposals.Marketing research is the basis for the development of new pharmaceutical drugs from domestic raw materials. Keywords: market assessment, formulation, pharmaceutical market, dentistry.
1
2
3
4