Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ рынка лекарственных средств для лечения нарушений центральной нервной системы'

Маркетинговый анализ рынка лекарственных средств для лечения нарушений центральной нервной системы Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
3171
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ / ЭПИЛЕП-СИЯ / МАРКЕТИНОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / МАКРОКОНТУР / МЕЗОКОНТУР РЫНКА / ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Спичак И. В., Вареных Г. В., Ефремова О. А., Журавель М. А.

Представлены результаты маркетингового исследования российского и регионального (Белгородская область) фармацевтических рынков лекарственных средств для лечения нарушений ЦНС. Разработаны макрои мезоконтуры, определены основные тенденции формирования рынков. Разработаны маркетинговые предложения по оптимизации ассортимента ЛС для лечения ЦНС на белгородском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Спичак И. В., Вареных Г. В., Ефремова О. А., Журавель М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ рынка лекарственных средств для лечения нарушений центральной нервной системы»

ФАРМАЦИЯ

УДК 615.21:616-053.2

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

И.В. СПИЧАК Г.В. ВАРЕНЫХ О.А. Представлены результаты маркетингового

ЕФРЕМОВА М А ЖУРАВЕЛЬ исследования российского и регионального

Белгородский государственный (Белгородская область) фармацев-тических

национальный исследовательский рьшк°в лекарственных средств для лечения

университет e-mail: [email protected] нарушений ЦНС. Разработаны макро- и

мезоконтуры, определены основные тенденции формирования рынков. Разработаны маркетинговые предложения по оптимизации ассортимента ЛС для лечения ЦНС на белгородском рынке. Ключевые слова: перинатальная энцефалопатия, эпилеп-сия, маркетиновые исследования фармацевтического рынка, макроконтур, мезоконтур рынка, оптимизация лекарственной ассортиментной политики.

Из 40 млн детей, проживающих в РФ, только 32% признаны здоровыми, осталь-ные имеют функциональные отклонения, факторы риска заболеваний, являются часто и длительно болеющими. Ежегодно в РФ в среднем рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, из них более половины признаются в дальнейшем инвалидами [1]. Ведущее место в структуре заболеваний, приводящих к инвалидности, занимают психические расстройства и болезни нервной системы. До 70% причин детской инвалидности связано с перинатальной патологией [2]. Возрастающее значение проблем детской заболеваемости и инвалидности оп-ределяет необходимость неотложных мероприятий по дальнейшему исследованию всех аспектов, касающихся профилактики инвалидизации, и оказанию адекватного и эффективного медикосоциального обеспечения детей с заболеваниями нервной сис-темы [3]. Учитывая, что при перинатальных поражениях мозга фармакотерапия занима-ет ведущее место, актуальным является исследование предложений современного рынка лекарственных средств, применяемых для лечения нарушений ЦНС, выявление основных тенденций его формирования с целью принятия решений по оптимизации ассортимента. Целью исследования является маркетинговый анализ российского и регио-нального рынков ЛС для лечения нарушений центральной нервной системы (ЦНС).

Материалы. Официальные источники информации о зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению ЛС в РФ: Государственный реестр ЛС и ИМН (2000-2010 гг.); Энциклопедия лекарств. Регистр ЛС России (2006-2011 гг.); Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России (2006-2011 гг.); справочник М.Д. Машковского «Лекарственные средства» (2006-2010 гг.); Справочник синонимов ЛС (2007, 2010 гг.); интернет-ресурсы; прайс-листы поставщиков (филиал ЗАО фирмы «Центр Внедрения» «Протек», «Протек-42», ЗАО «СИА Интернейшнл-Белгород»); ПО «Аналит-фармация». Методы исследования: контент-анализ, структурный, графический, сегмен-тационный анализы, ранжирование, группировка. Результаты. Для реализации цели разработан дизайн маркетингового иссле-дования, включающий 6 этапов:

1. Формирование информационного массива лекарственных средств для лече-ния ЦНС, зарегистрированных на российском фармацевтическом рынке.

2. Структурный и сегментационный анализы рыночного ассортимента препа-ратов.

3. Формирование макроконтура российского рынка ЛС для лечения ЦНС.

4. Маркетинговый анализ предложений ЛС для лечения ЦНС регионального фармацевтического рынка (г.Белгород).

5. Разработка микроконтура регионального фармацевтического рынка ЛС.

6. Сравнительный анализ состояния рынков и выработка маркетинговых пред-ложений по оптимизации ассортимента ЛС для лечения ЦНС.

На первом этапе в результате анализа официальных источников информации о зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению ЛС в РФ сформирован информационный массив, включающий 6568 лекарственных препаратов (ЛП), насчитывающих 425 торговых наименований (ТН) и 228 международных непатентован-ных наименований (МНН). В ходе структурного анализа выявлено, что структуру ассортимента формируют 12 классификационных групп ЛС, применяемых для лечения нарушений ЦНС (табл. 1). Среди них лидирующую позицию занимают «Средства, действующие на нервную сис-тему» (группа №), на которую приходится 49,4% по количеству препаратов и 45,9% по количеству торговых наименований. На втором месте

- «Противомикробные препара-ты для системного применения» (группа J) (13,48% и 13,2%), на третьем - «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (группа С) (13,2% и 9,2% соответственно). Далее следуют «Средства, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ» (9,0% и 6,8%); «Средства, влияющие на кроветворение и кровь» (4,2% и 4,5%); «Сред-ства, действующие на дыхательную систему» (3,2% и 2,1%); «Противоопухолевые пре-параты и иммуномодуляторы» (1,9% и 3,1%); «Средства, влияющие на костно-мышечную систему» (1,8% и 5,4% соответственно) и т. д. В целях более детального исследования проведен внутригрупповой анализ ас-сортимента ЛС. Так, в частности, в ходе изучения группы N - «Средства, действующие на нервную систему», выявлено, что ее формируют 16 подгрупп ЛС. Лидирующую по-зицию занимает группа N063 - «Психостимуляторы и ноотропные препараты», кото-рая по количеству лекарственных препаратов составляет 12%, торговых наименований - 6,4%. Вторую ранговую позицию занимает группа N05C - «Снотворные и седативные средства», составляющая 8,36% и 7,06% соответственно. Третье место принадлежит группе ^5В -«Анксиолитики» (7,61% и 4,24% соот-ветственно). Также в ассортимент группы ЛС для лечения нервной системы входят: «Анальгетики и антипиретики» (7,03% и 4,71%); «Противоэпилептические препараты» (3,93% и 7,06%); «Антипсихотические препараты» (2,53% и 1,65%) и т. д. Далее проводилось изучение характеристик ассортимента ЛС для лечения забо-леваний ЦНС по производственному признаку. В ходе анализа установлено, что в структуре ассортимента преобладают ЛС отечественного производства

- 73,3%, зару-бежные ЛС составляют 26,7%. Зарегистрированы предложения 37 зарубежных стран. Россия занимает ведущее место среди стран-производителей по производству ЛП, на ее долю приходится 73,3% всего ассортимента. Лидирующую позицию среди иностранных производителей занимает Индия - 222 ЛП (3,4%), второе место принадлежит Германии и Белоруссии - по 165 ЛП (2,4%).По составу ассортимент преимущественно представлен монокомпонентными ЛП (87,26%), на долю комбинированных приходится 12,74% (837 препаратов). В ходе сегментации ассортимента ЛС для лечения ЦНС по лекарственным формам (ЛФ) установлено, что структуру формируют 5 лекарственных форм: твердые (78,33%), жидкие (20,54%), мягкие (1,04%), лекарственное растительное сырье (ЛРС) -

0,06% и газообразные ЛФ - 0,03% . Среди твердых ЛФ преобладают таблетки (61,81%), на втором месте порошки (10,50%), далее - капсулы (5,16%), лиофилизированные порошки (0,46%); гранулы, драже и пилюли составляют 0,24%, 0,14% и 0,02% соответственно. Среди жидких ЛФ доминируют инъекционные растворы - 13,73%; растворы для внутреннего применения составляют 4,61%, капли для орального применения - 0,75%; инфузионные растворы и сиропы - по 0,52%, суспензии

- 0,23%. Остальные лекарст-венные формы, занимающие небольшую долю (0,18%), включены в группу «Прочие». Анализ регистрационных номеров выявил, что за период с 2006 по 2011 гг. на РФР появилось 1460 новых лекарственных препаратов. Индекс обновления (1о) состав-ляет 0,22. Таким образом, макроконтур российского рынка ЛС для лечения заболеваний ЦНС представлен, преимущественно, средствами для лечения нервной системы (49,4%), ведущую позицию среди которых занимают психоаналептики (12%). По производст-венному признаку преобладают

отечественные ЛС (73,3%), по составу - монокомпо-нентные препараты (87,26%). Изучаемый ассортимент в 78,33% случаев представлен твердыми лекарственными формами, преимущественно в виде таблеток (61,81%). Ин-декс обновления - 22%. На втором этапе исследования проанализирован региональный рынок лекарст-венных препаратов, применяемых для лечения заболеваний ЦНС, на примере Белго-родской области. Для изучения ассортимента проведен контент-анализ прайс-листов поставщиков (филиал ЗАО фирмы «Центр Внедрения» «Протек», «Протек-42», ЗАО «СИА Интернейшнл-Белгород»), использовано ПО «Аналит-фармация», в котором размещены предложения всех компаний-поставщиков на рынке региона. Информационный массив ЛС, применяемых для лечения ЦНС, регионального рынка представлен 1016 ЛП, 302 ТН и 186 МНН. Структуру ассортимента ЛС для лечения нарушений ЦНС Белгородского фар-мацевтического рынка, также как и структуру РФР, формируют 12 классификационных групп ЛС по АТХ-классификации. По количеству лекарственных препаратов и по ко-личеству торговых наименований абсолютное большинство составляет группа N -«Препараты, действующие на нервную систему» - 47,1% и 46,75% соответственно, ли-дером при формировании которой является группа N06B - «Психостимуляторы и ноо-тропные препараты». Вторую ранговую позицию занимает группа «Противомикроб-ные препараты для системного действия» (13,94% и 12,9%); далее следуют «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (11,91% и 10,6%); «Средства, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ» (6,4% и 7%); «Средства, влияющие на кост-но-мышечную систему» (4,3% и 6%) и др. По производственному признаку структура ассортимента ЛС представлена преимущественно ЛС отечественного производства - 50,5%; остальные 49,5% (503 препарата) составляют зарубежные ЛС. Зарегистрированы предложения 34 зарубежных стран. Среди них по количеству предложений первая рейтинговая позиция принадлежит Австрии - 97 ЛП (9,5%), вторая Германии - 66 ЛП (6,1%). Изучаемый ассортимент ЛС по составу представлен монокомпонентными пре-паратами -874 (86%); на долю комбинированных приходится 14%. Сегментирование ассортимента по виду лекарственных форм выявило, что доля твердых форм составляет 66,5%; жидких - 26,8%; мягких

- 6,2%; ЛРС и газообразные ЛФ занимают 0,4% и 0,1% соответственно. Среди твердых лекарственных форм 47,7% составляют таблетки, капсулы - 8,96% и порошки - 8,7%. Детские лекарственные препараты представлены 9 лекарственными формами, среди которых преобладают суппозитории (0,98%), таблетки (0,8%), капли назальные (0,49%), сиропы (0,39%); остальные лекарственные формы-лиофилизат для инъекций, капли для внутреннего применения, капсулы и гранулы составляют по 0,1%.

Структу ра ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения ЦНС, на российском фармацевтическом рынке по АТХ-классификации

Количество наименований

Лекарственные препараты (ЛП)

Наименование классификационной группы мнн ТН Всего в т.ч. отечествен. в т.ч. зарубежные в т.ч. новые

.Лбе. Доля, % Абс. Доля, % Абс. Доля, % Ранг .Лбе. Доля, % .Лбе. Доля, % .Лбе. 1,

1. Средства, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (А) 17 7,5 29 6,8 593 9,03 IV 484 81,6 109 18,4 113 0,19

2. Средства, влияющие на кроветворение и кровь(В) 10 4,4 19 4,5 275 4,2 V 198 72 77 28 128 0,47

3- Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему (С) ... 25 11,0 39 9,2 866 13,2 III 638 73,7 228 26,3 238 0,27

4- Дерматология (0) 1 о,4 1 0,2 73 1,1 XI 63 86,3 10 13,7 50 о,68

5- Гормоны для системного применения (исключая половые гормоны и инсулины) (Н) 4 1,7 4 0,9 87 1,3 X 42 48,3 45 51,7 7 0,08

6. Противомикробные препараты для системного применения (Л) 28 12,3 5б 13,2 88з 13,48 II 687 77,8 196 22,2 260 0,29

7- Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (Ь) 10 4,4 13 3,1 126 1,9 VII 111 88,1 15 п,9 21 0.17

8. Средства, влияющие на костно-мышечную систему ОВД 10 4,4 23 5,4 Н9 1,8 VIII 10 8,4 109 91,6 10 0,08

9- Средства, действующие на нервную систем}7 (Г1!) иб 50,9 195 45,9 3245 49,4 I 2329 71,77 916 28,23 591 0,18

10. Средства, действующие на дыхательную систем}7 (И.) 6 2,6 9 2,1 20 6 3,2 VI 199 96,6 7 3,4 6 0,03

и. Средства, действ)тощие на органы чувств (Б) 1 0,4 1 0,2 1 0,02 XII - - 1 100 1 1,0

12. Прочие препараты (V) - - 3& 8,5 94 1,4 IX 51 54,3 43 45,7 35 о,37

Итого 228 100 425 100 6я68 100,0 4812 73,3 1756 26,7 1ДбО 0,22

Анализ динамики регистрации ЛС позволил установить, что на белгородском рынке за период 2006-2011 гг. появилось 200 новых препаратов; средний индекс обнов- ления ассортимента составил 0,20, что свидетельствует о положительных тенденциях развития данного сегмента. В результате систематизации полученных данных составлен мезоконтур рынка ЛС для лечения заболеваний ЦНС Белгородской области, который представлен преимущест- венно средствами для лечения нервной системы - 46,75%, в большей степени психо- аналептиками. В структуре преобладают монокомпонентные препараты (86%) отечественного производства (50,5%), в 66,5% случаев представленные твердыми лекарствен- ными формами, преимущественно в виде таблеток - 47,7%. Индекс обновления - 20%. Установлено, что ассортиментный контур регионального рынка входит в границы российского, аналогичен ему по основным параметрам и использует возможности рос- сийского на 71% (рис. 1). На заключительном этапе разработаны маркетинговые предложения по опти- мизации ассортимента ЛС для лечения ЦНС на белгородском рынке, ориентирован- ные на расширение его границ и использование имеющихся ресурсов РФР, в первую очередь, за счет увеличения количества препаратов для детей, в том числе инновационных, произведенных в детских лекарственных формах.

Препараты для лечения нервной системы

И Российский фармацевтический рынок И Рынок Белгородской области Рис. 1. Сравнительный анализ макро- и мезоконтура фармацевтического рынка ЛС для лечения заболеваний ЦНС

Результаты исследования предоставлены Департаменту здравоохранения и соци- альной защиты Белгородской области для оптимизации лекарственной ассортиментной политики.

Литература

1.Инвалидность с детства: недифферинцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга / Ю.И. Барашнев, А.В. Розанова, А.И. Волобуев, В.О. Панов // Россий- ский вестник перинатологии и педиатрии. - 2005. - № 3. - С. 43-50.

2. Кириллова, Е.А., Мониторинг врожденных пороков развития у новорожденных / Е.А. Кириллова, О.К. Никифорова, Н.А. Жученко // Российский вестник перинатологии и педи-атрии. - 2000. - № 1. - С. 18-21.

3. Бомбардирова, Е.П. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни / Е. П. Бомбардирова, Г В. Яцык, А.А. Степанов [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medicalinfo.ru/doctor/200502/067.htm 28.02.2005.

MARKETING ANALYSIS OF THE MARKET DRUGS FOR TREATMENT OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM

In our work we offered results of marketing research of the Russian and regional (the Belgorod Region) pharmaceutical markets drugs for the treat-ment of Central Nervous System. We developed macrocontour

and mezocon-tour of assortment for this disease, we identified main trends of shaping mar-kets. In our article we developed marketing proposals of optimization phar-maceutical assortment for the treatment of Central Nervous System on the Belgorod’s pharmaceutical market. Key words: perinatal encephalopathy, epilepsy, marketing researches of the pharmaceutical market, macrocontour, mezocontour of market, optimiza-tion of pharmaceutical assortment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.