Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровая политика / маркетинговые инструменты / организация / PEST-анализ / работники / управление персоналом / personnel policy / personnel / marketing tools / organization / PEST analysis / employees / personnel management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Ф. Якимович, Н.П. Кузьмич

В статье рассматривается применение маркетинговых инструментов анализа в кадровой политике организации, торгующей продовольственными товарами, которые основаны на взаимодействии и сбалансированности внутренней и внешней среды предприятия. Всесторонний анализ внешней среды показал возможные положительные тенденции для успешной работы предприятия. Сделан вывод о том, что формирование кадровой политики в организации происходит через диагностику и оценку воздействия на результативность организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING ANALYSIS TOOLS IN THE ORGANIZATION'S HR POLICY

The article discusses the use of marketing analysis tools in the personnel policy of an organization that sells food products, which are based on the interaction and balance of the internal and external environment of the enterprise. A comprehensive analysis of the external environment showed possible positive trends for the successful operation of the enterprise. It is concluded that the formation of personnel policy in the organization occurs through the diagnosis and assessment of the impact on the effectiveness of the organization

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

ОРГАНИЗАЦИИ

М.Ф. Якимович1, канд. экон. наук, доцент Н.П. Кузьмич2, канд. экон. наук, доцент

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского

2Дальневосточный государственный аграрный университет (Россия, г. Благовещенск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1106

Аннотация. В статье рассматривается применение маркетинговых инструментов анализа в кадровой политике организации, торгующей продовольственными товарами, которые основаны на взаимодействии и сбалансированности внутренней и внешней среды предприятия. Всесторонний анализ внешней среды показал возможные положительные тенденции для успешной работы предприятия. Сделан вывод о том, что формирование кадровой политики в организации происходит через диагностику и оценку воздействия на результативность организации.

Ключевые слова: кадровая политика, маркетинговые инструменты, организация, PEST-анализ, работники, управление персоналом.

Кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Проблемам в кадровой политике, управлении персоналом посвящали работы такие ученые, как Базаров Т.Ю. [1], А.Я. Кибанов, О.Л. Чуланова [2] и др. Успешная кадровая политика зависит от качеств руководителей организации. В современной кадровой политике руководители широко применяют маркетинговые инструменты анализа, которые основаны на взаимодействии и сбалансированности внутренней и внешней среды предприятия, направленные на обеспечение устойчивого экономического развития организации.

С учетом анализа и обобщения различных точек зрения, под инструментом маркетингового анализа понимается такой набор средств, способов, приемов, используя которые организация может планировать свою деятельность, определять перспективы и возможности наилучшей организации

работы, в том числе и кадровой политики, для достижения намеченных целей [3].

При формировании кадровой политики руководству следует учитывать множество факторов, в первую очередь, макроокружение. Например, PEST-анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес организации.

Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности. PEST-анализ является основой многих других аналитических методов, поскольку дает исходные данные для них - исследует внешнюю среду, к которой относятся возможности и угрозы.

Пример построения матрицы для анализа внешней среды торговой организации приведен в таблице 1.

Таблица 1. РЕБТ-анализ торговой организации

Р (политические факторы) Е (экономические факторы)

- неблагоприятная политическая обстановка в стране, в регионе; - государственное регулирование конкуренции в отрасли. - рост цен на энергоресурсы; - рост инфляции; - увеличение уровня конкуренции на рынке продаваемой продукции; - повышение тарифов на ж/д перевозки

8 (социальные факторы) Т (технологические факторы)

- низкий уровень доходов основной массы населения; - изменение вкусов и потребностей потребителей; - активность потребителей; - требования к качеству преобладают над требованиями к цене - новые продукты (обновление и освоение новых технологий), что позволяет торговым организациям совершенствовать ассортимент товаров, привлекая покупателей новизной товара; - внедрение новых технологий ведения продаж; - совершенствование и разнообразие торгового оборудования

Итак, анализ внешней среды организации показал возможности и угрозы фирмы. Положительные тенденции для успешной деятельности организации составляют следующие элементы внешней среды: устойчивый спрос на товары, предлагаемые фирмой, и активность потребителей; изменение уровня и стиля жизни населения. Это сопутствует возможности организации выхода на новые рынки или сегменты рынка.

Таблица 2. Результаты диагностики внутренней среды торговой организации

Сильные стороны Слабые стороны

1) высокая репутация у клиентов и партнеров фирмы; 2) ценностная ориентация на клиентов фирмы; 3) при консультировании топ- менеджеры помогают подчиненным самостоятельно определять проблемы разного уровня, воодушевляют на поиск альтернативных вариантов; 4) отношения сотрудников основаны на доверии и уважении; 5) работа с клиентами осуществляется по средствам различных коммуникаций; 6) техническая оснащенность рабочих мест; 7) работники складских помещений обеспечены специальной униформой; 8) доброжелательные отношения в коллективе; 9) осознанная ответственность работников за результат; 10) проведение тренингов для специалистов по продажам; 11) современный дизайн и интерьер помещений; 12) обучение новичков первичным навыкам работы. 1) недостаточный перечень предоставляемых благ, гарантий и льгот; 2) низкий уровень оплаты труда; 3) отсутствует возможность продвижения по службе; 4) нарушение режима труда и отдыха; 5) «жесткая» форма контроля; 6) отсутствие четких и документированных инструкций и правил поведения различных категорий работников; 7) система управления поведения работника построена на контроле, не используется индивидуальное планирование, организации на рабочем месте; 8) профессиональная оценка деятельности в организации не проводится; 9) формальная система обучения и адаптация потенциальных сотрудников фирмы.

Для анализа корпоративной культуры использованы следующие методы: наблюдение, интервьюирование и анкетирование.

В результате дополнительного опроса сотрудников и анализа состояния кадров фирмы на данный момент времени выявлены сильные и слабые стороны кадровой политики (табл. 2).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной оценкой эффективности деятельности организации являются взаимоотношения с клиентами. При этом, в процессе работы с клиентами складываются деловые отношения. Анализ обуславливает к проведению корректировок отдель-

ных элементов кадровой политики и формированию новой кадровой системы организации. Особого внимания требуют проблемы: управления; отсутствие документированных форм, отражающих четкие принципы, нормы, правила, стандарты поведения и т.д.

Для преодоления данных угроз нужно вование и ускорение процесса принятия совершенствовать кадровую стратегию. решений, на уменьшение субъективности Этому должны способствовать разработка и т.д. [5].

и внедрение компетентностного подхода в Таким образом, формирование кадро-

процессы управления персоналом, кото- вой политики в организации происходит рый позволит сформировать целостную через оценку воздействия на результатив-кадровую политику организации [4]. ность организации. Вклад кадровой поли-

Источником повышения продуктивно- тики в повышение эффективности дея-сти персонала и конкурентных преиму- тельности предприятия заключается в ществ фирмы служат знания. Управление обеспечении высокой отдачи от работы знаниями ориентировано на улучшение персонала. управления компетенциями, усовершенст-

Библиографический список

1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты: практическое пособие. - М.: КНОРУС, 2011. - 304 с.

2. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, Е.А. Митрофанова, О.Л. Чуланова. - ГУУ. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 156 с.

3. Якимович М.Ф. Управление персоналом организации: учебное пособие / Якимо-вич М.Ф. [и др.] - Благовещенск: Издательство ДВОКУ. - 2017. - 207 с.

4. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, Е.А. Митрофанова, О.Л. Чуланова. - ГУУ. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 156 с.

5. Кузьмич Н.П. Человеческий капитал в рамках обеспечения конкурентоспособности организации в условиях экономики знаний // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №1. - С. 365-368. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р:/Леопа-practica.ru/-1-2014/economics/kuzmich.pdf.

MARKETING ANALYSIS TOOLS IN THE ORGANIZATION'S HR POLICY

M.F. Yakimovich1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.P. Kuz'mich2, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor

1Far Eastern Higher Combined Arms Command School named after Marshal of the Soviet

Union K.K. Rokossovsky

2Far Eastern State Agrarian University

(Russia, Blagowestensk)

Abstract. The article discusses the use of marketing analysis tools in the personnel policy of an organization that sells food products, which are based on the interaction and balance of the internal and external environment of the enterprise. A comprehensive analysis of the external environment showed possible positive trends for the successful operation of the enterprise. It is concluded that the formation of personnel policy in the organization occurs through the diagnosis and assessment of the impact on the effectiveness of the organization.

Keywords: personnel policy, personnel, marketing tools, organization, PEST analysis, employees, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.