Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РФ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МАРКЕТИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РФ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международный маркетинг / экспорт / торговый баланс / международная торговля. / international marketing / export / trade balance / international trade.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гололобов Александр Владимирович

Целью проведенного в статье исследования является обоснование того факта, что международная торговля играет ключевую роль в процессах глобализации, и маркетинг в этой сфере занимает не последнее место, требуя учета множества условий и факторов. Для того, чтобы охарактеризовать особенности маркетингового продвижения российского экспорта и доказать его значимость, в статье представлены данные о динамике основных направлений внешней торговли РФ, произведен расчет базисных индексов динамики экспорта в составе внешней торговли за 1994 – 2022 гг., описана динамика сальдо торгового баланса внешней торговли РФ и факторов его формирования во взаимодействии со странами СНГ и дальнего зарубежья. Помимо этого рассчитан удельный вес стран – международных партнеров в части экспорта РФ, рассмотрена товарная структура экспорта РФ и ее динамика, представлен глобальный рейтинг ведущих стран экспортеров и определено место России в данном рейтинге. Есть все основания полгать, что грамотный подход к использованию маркетинговых инструментов позволит нашей стране занимать более высокие позиции в данном рейтинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing Support for Non-Resource Exports of the Russian Federation to International Markets in Modern Conditions

The purpose of the study conducted in the paper is to substantiate the fact that international trade plays a key role in the processes of globalization, and marketing in this sphere occupies not the last place, requiring the consideration of many conditions and factors. The article presents data on the dynamics for the main directions in foreign trade of the Russian Federation, calculates the basic indices of export dynamics as part of foreign trade for 1994-2022, describes the dynamics on the foreign trade balance of the Russian Federation and its formation factors in interaction with the CIS and foreign countries in order to characterize the features of marketing promotion of Russian exports and prove its importance. In addition, the share of the countries  international partners in terms of the Russian Federation exports is calculated, the export commodity structure of the Russian Federation and its dynamics are considered, the global rating of the leading countries  exporters is presented and the place of Russia in this rating is determined. There is every reason to believe that a competent approach to using marketing tools will allow our country to occupy higher positions in this rating.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РФ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК/UDC 339.5

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-3321-13-20

МАРКЕТИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА РФ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Marketing Support for Non-Resource Exports of the Russian Federation to International Markets

in Modern Conditions

Гололобов Александр Владимирович,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 Gololobov Alexander Vladimirovich,

Applicant at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85 Pobeda St., Belgorod, Russia alek-gololobov@yandex.ru httрs://orсid.org/0009-0003-7701-2691

Целью проведенного в статье исследования является обоснование того факта, что международная торговля играет ключевую роль в процессах глобализации, и маркетинг в этой сфере занимает не последнее место, требуя учета множества условий и факторов. Для того, чтобы охарактеризовать особенности маркетингового продвижения российского экспорта и доказать его значимость, в статье представлены данные о динамике основных направлений внешней торговли РФ, произведен расчет базисных индексов динамики экспорта в составе внешней торговли за 1994 - 2022 гг., описана динамика сальдо торгового баланса внешней торговли РФ и факторов его формирования во взаимодействии со странами СНГ и дальнего зарубежья. Помимо этого рассчитан удельный вес стран - международных партнеров в части экспорта РФ, рассмотрена товарная структура экспорта РФ и ее динамика, представлен глобальный рейтинг ведущих стран-экспортеров и определено место России в данном рейтинге. Есть все основания полгать, что грамотный подход к использованию маркетинговых инструментов позволит нашей стране занимать более высокие позиции в данном рейтинге.

Ключевые слова: международный маркетинг; экспорт; торговый баланс; международная торговля.

The purpose of the study conducted in the paper is to substantiate the fact that international trade plays a key role in the processes of globalization, and marketing in this sphere occupies not the last place, requiring the consideration of many conditions and factors. The article presents data on the dynamics for the main directions in foreign trade of the Russian Federation, calculates the basic indices of export dynamics as part of foreign trade for 1994-2022, describes the dynamics on the foreign trade balance of the Russian Federation and its formation factors in interaction with the CIS and foreign countries in order to characterize the features of marketing promotion of Russian exports and prove its importance. In addition, the share of the countries - international partners in terms of the Russian Federation exports is calculated, the export commodity structure of the Russian Federation and its dynamics are considered, the global rating of the leading countries - exporters is presented and the place of Russia in this rating is determined. There is every reason to believe that a competent approach to using marketing tools will allow our country to occupy higher positions in this rating.

Keywords: international marketing; export, trade balance; international trade.

Введение (Introdu^on)

Международная экономическая деятельность РФ в 2022 — 2023 гг. переживает период коренной модернизации и переориентации на перспективные международные рынки в связи с имеющими место геополитическими трансформациями, вызвавшими существенное изменение спроса на сложившихся рынках и определившими необходимость активизации маркетинговой деятельности в части продвижения экспорта, в первую очередь несырьевого, на рынки дружественных и нейтральных стран.

Методы (Mаtеriаls and Mеthods)

Основным методом проведенного в работе исследования послужил анализ официально опубликованных статистических данных, представленных Центробанком РФ и Федеральной службой государственной статистики РФ.

Результаты и обсуждение (Rеsults and Discussion)

Динамика основных направлений внешней торговли РФ в 2000, 2010, 2019-2022 гг., оцененная с использованием методологии

платежного баланса, представлена в таблице 1.

По итогам 2022 года общая стоимость экспорта в составе международной торговли РФ составила 592,06 млрд долларов США с ростом показателя от уровня 2000 года почти в 6 раз, от уровня 2010 года в полтора раза, от уровня 2021 года - на 19,8%. Основными внешнеторговыми партнерами РФ в 2022 году оставались страны дальнего зарубежья: по итогам периода на экспорт в эти страны пришлось более 426,99 млрд долл. США, или 8,37% всей международной

экспортной активности. Доля экспорта в страны СНГ по итогам 2022 года снизилась с 14% в 2000 до 13,63% в 2022 году, составив по итогам года более 67,4 млрд долл. США. Сальдо торгового баланса РФ на протяжении всего рассматриваемого периода было положительным, по итогам 2022 года его сумма составила 190,336 млрд долл. при коэффициенте покрытия импорта

экспортом на уровне 162,6% (по странам СНГ — 208,3, по странам дальнего зарубежья — 157,2%).

Расчет базисных индексов динамики экспорта в составе внешней торговли РФ в 1994-2022 гг. представлен в таблице 2.

По итогам 2022 года базисный индекс экспорта от уровня 1994 года составил 894,1%, что указывало на более чем 8-кратное увеличение экспортной активности

россииских производителем за рассматриваемый период. При этом по итогам 2021 года экспортная активность относительно стран СНГ выросла в 4,6 раз, стран дальнего зарубежья — в 8,3 раза.

Динамика сальдо торгового баланса внешней торговли РФ и факторов его формирования во взаимодействии со странами СНГ и дальнего зарубежья представлена в таблице 3.

Таблица 1

Динамика основных направлений внешней торговли РФ в 2000, 2010, 2019-2022 гг. * Table 1. Dynamics of the main directions of the Russian Federation's foreign trade in 2000, 2010, 2019-2022

Показатель Годы Темпы роста, %

2000 2010 2019 2020 2021 2022 2022/ 2000 2022/ 2010 2022/ 2021

Экспорт, всего, млн ивО, в т.ч.: 99 220 392 674 419 721 333 530 494 350 592 064 596,7 150,8 119,8

со странами СНГ, млн ивО 13 886 59 039 56 402 50 973 67 359

% 14,00 15,04 13,44 15,28 13,63

со странами дальнего зарубежья, млн ивО 85 354 333 635 363 319 282 656 426 991

% 86,02 84,96 86,56 84,75 86,37

Импорт, всего, млн ивО, в т.ч.: 42 131 245 680 253 877 240 089 304 014 276 510 656,3 112,5 91,0

со странами СНГ, млн ивО 11 911 32 442 27 906 25 502 32 332

% 28,27 13,20 10,99 10,62 10,64

со странами дальнего зарубежья, млн ивО 30 220 213 237 225 971 214 587 271 680

% 71,73 86,79 89,01 89,38 89,36

Сальдо торгового баланса всего, млн ивО 57 089 146 994 165 844 93 441 190 336 315 554 552,7 214,7 165,8

коэф-т покрытия импорта экспортом %, в т.ч.: 235,5 159,8 165,3 138,9 162,6 214,1

по странам СНГ 1 975 26 597 28 496 25 471 35 027

Коэф-т покрытия импорта экспортом % 116,6 182,0 202,1 199,9 208,3

по странам дальнего зарубежья 55 134 120 398 137 348 68 069 155 311

коэф-т покрытия импорта экспортом % 282,4 156,5 160,8 131,7 157,2

* Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб./Росстат. - М., 2023 - 701 с.

Таблица 2

Базисные индексы динамики экспорта в составе внешней торговли РФ в 1994-2022 гг. (рассчитано автором по данным ЦБ РФ*) Table 2. Basis indices of export dynamics in the foreign trade of the Russian Federation in 1994-2022 (calculated by the author according to the Central Bank of the Russian Federation)

Годы Экспорт, % к предыдущему году Экспорт, % к 1994 г.

Всего со странами СНГ Со странами дальнего зарубежья Всего со странами СНГ Со странами дальнего зарубежья

1 2 3 4 5 6 7

1994 г. х х х х х х

1995 г. 122,8 108,7 126,7 122,8 108,7 126,7

1996 г. 109 111,2 108,5 133,9 120,9 137,5

1997 г. 97,1 104,1 95,4 130,0 125,8 131,1

1998 г. 85,8 83,5 86,4 111,5 105,1 113,3

1999 г. 94,5 75,4 99,5 105,4 79,2 112,7

2000 г. 142,4 120 146,9 150,1 95,1 165,6

2001 г. 97,3 107 95,7 146,0 101,7 158,5

2002 г. 105,7 107,7 105,4 154,3 109,6 167,1

2003 г. 126,4 128,2 126,1 195,1 140,4 210,7

2004 г. 137,8 143,9 136,7 268,8 202,1 288,0

2005 г. 135 111 139,7 362,9 224,3 402,3

2006 г. 123,9 127,4 123,4 449,6 285,8 496,4

2007 г. 116,5 124 115,3 523,8 354,4 572,4

2008 г. 134,6 132,7 134,9 705,1 470,3 772,2

Таблица 2(Окончание*)

Table 2. (End)

1 2 3 4 5 6 7

2009 г. 63,7 65,8 63,4 449,1 309,4 489,5

2010 г. 132,1 130,8 132,4 593,3 404,8 648,2

2011 г. 131,3 133,3 130,9 779,0 539,5 848,4

2012 г. 102,3 106,3 101,6 796,9 573,5 862,0

2013 г. 98,9 93,2 100 788,2 534,5 862,0

2014 г. 95,2 88,1 96,5 750,3 470,9 831,8

2015 г. 68,7 71,8 68,2 515,5 338,1 567,3

2016 г. 82,5 81,2 82,7 425,3 274,6 469,2

2017 г. 125,3 125,3 125,3 532,9 344,0 587,9

2018 г. 125,8 113,1 127,9 670,3 389,1 751,9

2019 г. 94,5 99,5 93,8 633,5 387,1 705,3

2020 г. 79,5 90,2 77,8 503,6 349,2 548,7

2021 г. 148,2 132,4 151,1 746,3 462,3 829,1

2022 г. 119,8 894,1

* Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/^aTa обращения: 23.01.2024).

Таблица 3

Динамика сальдо торгового баланса внешней торговли РФ, млн USD* Table 3. Dynamics of the trade balance of foreign trade of the Russian Federation, mln USD

Годы Сальдо торгового баланса

Всего со странами СНГ % от сальдо всего со странами дальнего зарубежья % от сальдо всего

1994 г. 18 025 2 780 15,42 15 245 84,58

1995 г. 20 291 -873 -4,30 21 164 104,30

1996 г. 20 848 -1 967 -9,43 22 815 109,43

1997 г. 14 157 668 4,72 13 490 95,29

1998 г. 16 203 1 838 11,34 14 365 88,66

1999 г. 32 395 2 185 6,74 30 209 93,25

2000 г. 57 089 1 955 3,42 55 134 96,58

2001 г. 45 236 3 231 7,14 42 004 92,86

2002 г. 43 650 5 575 12,77 38 075 87,23

2003 г. 55 846 7 599 13,61 48 248 86,39

2004 г. 83 616 11 718 14,01 71 898 85,99

2005 г. 116 185 13 200 11,36 102 985 88,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 г. 134 294 19 834 14,77 114 460 85,23

2007 г. 123 447 22 768 18,44 100 679 81,56

2008 г. 177 625 33 798 19,03 143 827 80,97

2009 г. 113 231 23 891 21,10 89 339 78,90

2010 г. 146 995 26 597 18,09 120 398 81,91

2011 г. 196 854 33 969 17,26 162 885 82,74

2012 г. 191 663 36 291 18,93 155 371 81,06

2013 г. 180 566 31 675 17,54 148 891 82,46

2014 г. 188 931 32 677 17,30 156 254 82,70

2015 г. 148 398 26 852 18,09 121 546 81,91

2016 г. 90 215 19 366 21,47 70 848 78,53

2017 г. 114 558 24 770 21,62 89 788 78,38

2018 г. 195 058 30 150 15,46 164 908 84,54

2019 г. 165 845 28 496 17,18 137 348 82,82

2020 г. 93 441 25 372 27,15 68 069 72,85

2021 г. 190 336 35 027 18,40 155 311 81,60

2022 г. 315 554

* Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/(дата обращения: 23.01.2024).

За период 1994-2022 гг. сальдо торгового баланса внешней торговли РФ являлось положительным, превысив по итогам 2022 года уровень 315,554 млрд долл. Сальдо торгового баланса во взаимодействии со странами

СНГ было положительным, начиная с 1997 года на протяжении всего рассматриваемого периода. За период 2022 года положительное сальдо торгового баланса внешней торговли РФ выросло до суммы 125,218 млрд долл., или на

39,68% от уровня предыдущего года.

Показатели удельного веса стран — международных партнеров в части экспорта РФ в 2000, 2010, 2019—2021 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4

Удельный вес стран - международных партнеров в части экспорта РФ* Table 4. Share of international partner countries in Russian exports

Удельный вес в экспорте Российской Федерации Абсолютное отклонение

2000 г. 2010 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021/2000 2021/2010 2021/2020

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Всего, в т.ч.: 100 100 100 100 100 0 0 0

страны СНГ 13,4 15 12,7 14,4 13,3 -0,1 -1,7 -1,1

государства - члены ЕАЭС, в т.ч.: 7,7 7,7 9,1 9,9 9,3 1,6 1,6 -0,6

Беларусь 5,4 4,6 4,9 4,7 4,8 -0,6 0,2 0,1

Казахстан 2,2 2,7 3,4 4,2 3,8 1,6 1,1 -0,4

Армения 0,2 1,2 0,4 0,5 0,4 0,2 -0,8 -0,1

Киргизия 0,1 0,2 0,4 0,4 0,4 0,3 0,2 0

Таджикистан 0 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0 0

Узбекистан 0,3 0,5 0,9 1,4 1,1 0,8 0,6 -0,3

Украина 4,9 5,8 1,6 1,9 1,6 -3,3 -4,2 -0,3

страны дальнего зарубежья, в т.ч.: 86,6 85 87,3 85,6 86,7 0,1 1,7 1,1

страны Евросоюза, в т.ч.: 35,8 53,3 44,6 33,7 38,1 2,3 -15,2 4,4

Германия 9 6,3 6,6 5,5 6 -3 -0,3 0,5

Италия 7 6,9 3,4 3 3,8 -3,2 -3,1 0,8

Нидерланды 4,2 13,6 10,6 7,4 8,5 4,3 -5,1 1,1

Польша 4,3 3,8 3,3 2,8 3,4 -0,9 -0,4 0,6

Великобритания 4,5 2,9 2,4 6,9 4,5 0 1,6 -2,4

Финляндия 3 3,1 2,4 2,1 2 -1 -1,1 -0,1

Франция 1,8 3,1 1,6 1,4 2 0,2 -1,1 0,6

страны АТЭС, в т.ч.: 15,1 16,9 24 27,9 26,6 11,5 9,7 -1,3

Китай 5,1 5,1 10,9 14,6 14 8,9 8,9 -0,6

США 4,5 3,1 2,8 3,2 3,6 -0,9 0,5 0,4

Япония 2,7 3,2 2,9 2,7 2,2 -0,5 -1 -0,5

другие страны, в т.ч.: 6,2 7,3 6,4 5,7 6,1 -0,1 -1,2 0,4

Турция 3 5,1 5,2 4,8 5,5 2,5 0,4 0,7

Швейцария 3,2 2,2 1,2 0,9 0,6 -2,6 -1,6 -0,3

* Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб./Росстат. - М., 2023 - 701 с.

По итогам 2022 года из 13,3% экспорта, пришедшихся на страны СНГ, 9,3% были сформированы за счет экспорта в страны ЕАЭС, в т.ч. республику Беларусь (4,8%), республику Казахстан (3,8%). По итогам 2022 года из 86,7% экспорта, пришедшихся на страны дальнего зарубежья, 38,1% были сформированы за счет экспорта в страны Евросоюза, в т.ч. 8,5% — Нидерланды, 26,6% — страны АТЭС, в т.ч. 14,0% - Китай, 6,1% - в другие страны, в т.ч. 5,5% — в Турцию.

Объем и динамика экспорта в страны дальнего зарубежья в составе внешней торговли РФ в 2000, 2010, 2019—2021 гг. представлены в таблице 5.

По итогам 2021 года рост масштабов экспорта в страны ЕС был зафиксирован по 21 из 22 стран

(падение в 3,9% было зафиксировано в части экспорта в Соединенное Королевство Великобритании), по остальным странам — по 29 из 36 стран, в 7 странах была накоплена отрицательная динамика экспортных поставок, в т.ч. в части взаимодействия с КНДР этот показатель составил 0.

Товарная структура экспорта РФ, в том числе по странам — международным партнерам в 2019— 2021 гг., охарактеризована в таблице 6.

В структуре экспорта в 2021 году в значительной степени различались структура поставок в страны СНГ и страны дальнего зарубежья, что отражало динамику международной конкурентоспособности российских экспортных товаров на соответствующих рынках: в экспорте в страны СНГ

основную долю (78,59% от всего экспорта) составили текстильные изделия и обувь, в то время как в экспорте в страны дальнего зарубежья 93,25% от экспорта соответствующей товарной группы были представлены минеральными продуктами, 87,51% — металлами и драгоценными камнями, 77,1% — продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, 75,79% — продукцией химической промышленности и каучуком, 63,07% — машинами, оборудованием и транспортными средствами, 58,18% — кожевенным сырьем и пушниной.

Динамика товарной структуры экспорта РФ, в том числе по странам — международным партнерам в 2019—2021 гг., рассчитанная по данным Росстата, представлена в таблице 7.

Таблица 5

Экспорт в страны дальнего зарубежья* Table 5. Exports to non-CIS countries_

Страна - партнер РФ по экспорту Экспорт, млн USD Темп роста %

2000 г. 2010 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021/2000 2021/2010 2021/2020

Всего, в т.ч.: 89 269 337 467 370 240 288 605 427 587 479,0 126,7 148,2

Страны ЕС, в т.ч.: 36 893 211 469 189 174 113 530 187 629 508,6 88,7 165,3

Австрия 758 1 022 3 517 1 654 3 229 426,0 315,9 195,2

Бельгия 757 4 927 6 780 5 708 8 332 1 100,7 169,1 146,0

Болгария 585 3 416 2 691 1 961 2 671 456,6 78,2 136,2

Венгрия 2 406 5 355 4 083 2 648 3 719 154,6 69,4 140,4

Германия 9 232 25 662 28 049 18 620 29 727 322,0 115,8 159,7

Греция 1 273 2 852 3 884 2 467 4 207 330,5 147,5 170,5

Дания 424 1 564 3 199 1 601 2 985 704,0 190,9 186,4

Ирландия 288 160 437 252 464 161,1 290,0 184,1

Испания 1 068 4 048 2 559 1 674 3 836 359,2 94,8 229,2

Италия 7 254 27 476 14 342 10 038 18 950 261,2 69,0 188,8

Кипр 1 722 1 641 765 256 323 18,8 19,7 126,2

Люксембург 41,3 3,3 49,6 12,6 21,6 52,3 654,5 171,4

Нидерланды 4 349 53 974 44 792 24 818 42 136 968,9 78,1 169,8

Польша 4 452 14 936 12 395 9 567 16 692 374,9 111,8 174,5

Португалия 37,5 198 709 210 603 1 608,0 304,5 287,1

Румыния 921 2 025 3 196 2 070 3 345 363,2 165,2 161,6

Словакия 2 122 4 576 4 063 3 032 5 101 240,4 111,5 168,2

Великобритания 4 670 11 309 13 265 23 156 22 258 476,6 196,8 96,1

Финляндия 3 104 12 170 10 070 7 101 9 652 311,0 79,3 135,9

Франция 1 903 12 420 6 369 4 675 9 972 524,0 80,3 213,3

Чехия 1 745 5 500 4 861 2 431 4 016 230,1 73,0 165,2

Швеция 1 733 3 589 2 297 1 043 1 071 61,8 29,8 102,7

Другие страны, в т.ч.: 26 748 116 458 165 099 13 6725 197 538 738,5 169,6 144,5

Австралия 5,6 53,3 135 123 236 4 214,3 442,8 191,9

Алжир 120 1 310 3 385 2 953 2 970 2 475,0 226,7 100,6

Аргентина 36,5 210 322 94,5 359 983,6 171,0 379,9

Афганистан 11,2 549 121 153 81,9 731,3 14,9 53,5

Бразилия 259 1 798 2 455 1 994 5 260 2 030,9 292,5 263,8

Вьетнам 168 1 334 1 134 1 621 2 232 1 328,6 167,3 137,7

Гвинея 4,2 5,6 54,5 58 54,4 1 295,2 971,4 93,8

Гонконг 136 831 804 1 936 1 616 1 188,2 194,5 83,5

Грузия 211 875 794 873 413,7 109,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Египет 449 1 920 5 767 4 019 4 170 928,7 217,2 103,8

Израиль 1 045 1 763 1 416 1 334 1 733 165,8 98,3 129,9

Индия 1 082 6 392 7 308 5 796 9 060 837,3 141,7 156,3

Иран 633 3 380 1 518 1 438 3 091 488,3 91,4 215,0

Исландия 3,5 12,1 40,4 42,9 21,6 617,1 178,5 50,3

Канада 88,9 1 081 817 319 737 829,0 68,2 231,0

Китай 5 248 20 326 57 315 49 249 69 098 1 316,7 339,9 140,3

КНДР 38,4 82,1 44,9 41,3 0 0,0 0,0 0,0

Куба 80,7 222 288 133 145 179,7 65,3 109,0

Марокко 61,1 558 765 766 1 214 1 986,9 217,6 158,5

Мексика 114 289 1 477 1 138 3 384 2 968,4 1 170,9 297,4

Монголия 182 937 1 740 1 385 1 814 996,7 193,6 131,0

Нигерия 82,2 110 377 424 883 1 074,2 802,7 208,3

Новая Зеландия 0,9 78,5 185 258 63,3 7 033,3 80,6 24,5

Норвегия 127 755 2 832 1 088 1 811 1 426,0 239,9 166,5

ОАЭ 178 983 1 599 2 908 5 061 2 843,3 514,9 174,0

Пакистан 62,7 122 169 497 347 553,4 284,4 69,8

Панама 140 67,8 29 38,2 61,1 43,6 90,1 159,9

Республика Корея 972 10 439 16 357 12 470 16 873 1 735,9 161,6 135,3

Сингапур 477 2 008 2 299 1 151 1 670 350,1 83,2 145,1

Сирийская Арабская Республика 95,5 1 116 300 183 569 595,8 51,0 310,9

США 4 644 12 320 13 128 10 839 17 527 377,4 142,3 161,7

Таиланд 80,2 1 536 614 355 495 617,2 32,2 139,4

Тайвань (Китай) 404 1 797 3 223 3 091 3 500 866,3 194,8 113,2

Турция 3 098 20 317 21 183 16 101 27 021 872,2 133,0 167,8

Швейцария 3 857 8 716 3 669 2 881 2 789 72,3 32,0 96,8

Япония 2 764 12 829 11 354 9 054 10 718 387,8 83,5 118,4

* Российский статистический ежегодник 2023. М.: Росстат, 2023. С. 599.

Таблица 6

Товарная структура экспорта РФ, в том числе по странам - международным партнерам,

в 2019-2021 гг., млн USD Table 6. Commodity structure of Russian exports, including by countries - international partners,

in 2019-2021, mln USD

Основные товарные группы 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Экспорт всего В страны СНГ В страны дальнего зарубежья Экспорт всего В страны СНГ В страны дальнего зарубежья Экспорт всего В страны СНГ В страны дальнего зарубежья

млн USD млн USD % млн USD % млн USD млн USD % млн USD % млн USD млн USD % млн USD %

Экспорт всего, в т.ч.: 424 261 54 021 12,73 370 240 87,27 337 295 48 690 14,44 288 605 85,56 492 907 65 320 13,25 427 587 86,75

продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) 24 837 5 947 23,94 18 890 76,06 29 653 6 649 22,42 23 004 77,58 35 889 8 207 22,87 27 681 77,13

минеральные продукты 268 426 16 777 6,25 251 649 93,75 172 952 12 942 7,48 160 010 92,52 277 808 18 750 6,75 259 059 93,25

продукция химическом промышленности, каучук 27 143 7 158 26,37 19 986 73,63 23 911 6 789 28,39 17 122 71,61 37 795 9 150 24,21 28 644 75,79

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 205 70,4 34,34 134 65,66 160 74,6 46,63 85,1 53,38 209 87,4 41,82 121 58,18

древесина и целлюлозно-бумажные изделия 12 797 2 440 19,07 10 357 80,93 12 356 2 282 18,47 10 074 81,53 16 987 3 141 18,49 13 846 81,51

текстиль, текстильные изделия и обувь 1 393 1 076 77,24 317 22,76 1 487 1 171 78,75 317 21,25 1 747 1 373 78,59 373 21,41

металлы, драгоценные камни и изделия из них 52 887 7 752 14,66 45 136 85,34 65 263 7 373 11,30 57 890 88,70 82 621 10 322 12,49 72 299 87,51

машины, оборудование и транспортные средства 28 013 10 884 38,85 17 128 61,15 25 157 9 427 37,47 15 731 62,53 32 161 11 877 36,93 20 284 63,07

другие товары 8 560 1 917 22,39 6 644 77,61 6 357 1 983 31,19 4 374 68,81 7 691 2 412 31,36 5 279 68,64

Таблица 7

Динамика товарной структуры экспорта РФ, в том числе по странам - международным партнерам,

в 2019-2021 г., %

Table 7. Dynamics of the commodity structure of Russian exports, including by countries-international partners,

in 2019-2021, %

Основные товарные группы Темп роста 2020/2019 Темп роста 2021/2020 Темп роста 2021/2019

Экспорт всего в страны СНГ в страны дальнего зарубежья Экспорт всего в страны СНГ в страны дальнего зарубежья Экспорт всего в страны СНГ в страны дальнего зарубежья

Экспорт всего, в т.ч.: 79,5 90,1 78,0 146,1 134,2 148,2 116,2 120,9 115,5

продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) 119,4 111,8 121,8 121,0 123,4 120,3 144,5 138,0 146,5

минеральные продукты 64,4 77,1 63,6 160,6 144,9 161,9 103,5 111,8 102,9

продукция химическом промышленности, каучук 88,1 94,8 85,7 158,1 134,8 167,3 139,2 127,8 143,3

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 78,0 106,0 63,5 130,6 117,2 142,2 102,0 124,1 90,3

древесина и целлюлозно-бумажные изделия 96,6 93,5 97,3 137,5 137,6 137,4 132,7 128,7 133,7

текстиль, текстильные изделия и обувь 106,7 108,8 100,0 117,5 117,3 117,7 125,4 127,6 117,7

металлы, драгоценные камни и изделия из них 123,4 95,1 128,3 126,6 140,0 124,9 156,2 133,2 160,2

машины, оборудование и транспортные средства 89,8 86,6 91,8 127,8 126,0 128,9 114,8 109,1 118,4

другие товары 74,3 103,4 65,8 121,0 121,6 120,7 89,8 125,8 79,5

За период 2019—2021 гг. общая динамика экспорта показала прирост в 16,2%, в т.ч. в страны СНГ — 20,9%, в страны дальнего зарубежья — 15,5%. В структуре экспорта наилучшую динамику продемонстрировали экспортеры металлов, драгоценных камней и изделий из них (+6,2% в 2021 г. от уровня 2019 г., в т.ч. +33,2%

в страны СНГ, +60,2% в страны дальнего зарубежья), наихудшую — экспортеры минеральных продуктов (+3,5% в 2021 г. от уровня 2019 г., в т.ч. + 11,8% в страны СНГ, +2,9% в страны дальнего зарубежья).

Динамика и структура внешней торговли РФ высокотехнологичной продукцией рассчитана по

данным Росстата и представлена в таблице 8.

За период 2019-2021 гг. объемы экспорта высокотехнологичной продукции выросли на 29,69 млрд долл. или 36,53%, составив по итогам 2021 года 110,96 млрд долл., но снизившись в относительном измерении до уровня 22,5%. При этом импорт высоко-

технологичной продукции по итогам 2021 года превысил 223,56 млрд долл. с ростом показателя от уровня 2019 года на 21,67% и долей высокотехнологичной продукции в общем объеме импорта на уровне 76,9%. Сальдо внешнеторгового баланса международной торговли высокотехнологичной продукцией на протяжении 2019—2021 гг. было отрицатель-

ным, составив по итогу периода более 112,6 млрд долл., или 101,48% от суммы высокотехнологичного экспорта. Указанными обстоятельствами определена существенная прикладная и научная проблема гармонизации структуры внешней торговли РФ в части высокотехнологичной продукции, основными путями решения которой является маркетинговое со-

провождение и продвижение несырьевого импорта, а также им-портозамещение высокотехнологичного импорта (которое представляет собой поле для самостоятельных научных изысканий).

Международные сопоставления масштаба экспортной активности ведущих стран мира в 2010, 2020—2021 гг. представлены в таблице 9, рейтинг ведущих

Таблица 8

Динамика и структура внешней торговли РФ высокотехнологичной продукцией Table 8. Dynamics and structure of Russian foreign trade in high-tech products

Показатели Годы Темп роста, %

2019 2020 2021 2021/2019 2021/2020

Экспорт высокотехнологичной продукции

млрд USD 81,27 80,84 110,96 136,53 137,26

% от общей стоимости экспорта 19,2 24,0 22,5 3,30 -1,50

Импорт высокотехнологичной продукции

млрд. USD 183,75 174,71 223,56 121,67 127,96

% от общей стоимости импорта 75,1 75,3 76,9 1,80 1,60

Сальдо внешнеторгового баланса международной торговли высокотехнологичной продукцией

млрд USD -102,48 -93,87 -112,6 109,88 119,95

% от экспорта высокотехнологичной продукции -126,10 -116,12 -101,48 24,62 14,64

Таблица 9

Международные сопоставления масштаба экспортной активности ведущих стран мира

в 2010, 2020-2021 гг. Table 9. International comparisons of the scale of export activity of the world's leading countries

in 2010, 2020-2021

2010 г. 2020 г. 2021 г. 2010 г. 2020 г. 2021 г

Страны мира н ° Si (Л о = с с ЕйОФ & (Л о = с с ЕйОФ н ° Si и) о = с с ЕйОФ Страны мира н ° Si и) о = с с ЕйОФ н ° & и) о = с с ЕйОФ |а§ н ° Si и) о = с с Sp ИОФ |§.§

Л < m SE S £ m ! < m s S £ m Л < m s S £ m I < m SE S £ m 1 < m SE S £ m 1 < m ;Е S £ m

Россия 397,1 2,6 337,3 1,9 493,1 2,2

Страны СНГ Германия 1 258,9 8,2 1382,5 7,8 1636,7 7,3

Азербайджан 21,4 0,1 13,7 0,1 22,2 0,1 Дания 96,4 0,6 108,5 0,6 125,9 0,6

Армения 1 0,01 2,5 0,01 3 0,01 Италия 447,3 2,9 499,8 2,8 615,6 2,8

Беларусь 25,3 0,2 29,2 0,2 40 0,2 Литва 20,7 0,1 32,9 0,2 40,7 0,2

Казахстан 60,3 0,4 47,5 0,3 60,3 0,3 Нидерланды 574,3 3,8 674,6 3,8 840 3,8

Киргизия 1,8 0,01 2 0,01 2,8 0,01 Польша 159,7 1 273,8 1,6 340,6 1,5

Республика Молдове 1,5 0,01 2,5 0,01 3,1 0,01 Румыния 49,6 0,3 70,7 0,4 87,4 0,4

Таджикистан 1,2 0,01 1,4 0,01 2,1 0,01 Финляндия 69,5 0,5 66,2 0,4 82 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туркмения 9,7 0,1 Франция 523,8 3,4 488,6 2,8 585 2,6

Узбекистан 11,7 0,1 13,1 0,1 14,1 0,1 Швеция 158,5 1 155,5 0,9 189,5 0,8

Украина 51,4 0,3 49,2 0,3 68,1 0,3 Другие страны

Страны БРИКС Австралия 212,6 1,4 250,8 1,4 344,9 1,5

Бразилия 200,4 1,3 209,2 1,2 280,8 1,3 Аргентина 68,2 0,4 54,9 0,3 77,9 0,3

Индия 226,4 1,5 276,4 1,6 395,4 1,8 Канада 387,5 2,5 390,8 2,2 507,6 2,3

Китай 1 577,8 10,3 2 599 14,7 3 358,2 15 Мексика 298,3 2 417,2 2,4 494,8 2,2

ЮАР 91,3 0,6 85,8 0,5 123,6 0,6 Норвегия 130,7 0,9 84,5 0,5 160,1 0,7

Страны ЕС Республика Корея 466,4 3 512,5 2,9 644,4 2,9

Австрия 152,6 1 169,4 1 202,8 0,9 Великобритания 416 2,7 399,5 2,3 470,5 2,1

Бельгия 407,7 2,7 421,8 2,4 548,9 2,5 США 1 278,5 8,4 1 424,9 8,1 1 754,3 7,9

Болгария 20,6 0,1 32 0,2 41,2 0,2 Турция 1 13,9 0,7 169,6 1 225,2 1

Венгрия 95,5 0,6 120,7 0,7 141,8 0,6 Япония 769,8 5 641,3 3,6 756 3,4

Таблица 10

Рейтинг ведущих стран-экспортеров в 2021 году Table 10. Rating of leading exporting countries in 2021

Страна Экспорт, млрд USD Доля в мировом экспорте 2021 г., % Место в глобальном рейтинге стран-экспортеров Страна Экспорт, млрд USD Доля в мировом экспорте 2021 г., % Место в глобальном рейтинге стран-экспортеров

Китай 3 358,2 15,0 1 Швеция 189,5 0,8 20

США 1 754,3 7,9 2 Норвегия 160,1 0,7 21

Германия 1 636,7 7,3 3 Венгрия 141,8 0,6 22

Нидерланды 840 3,8 4 Дания 125,9 0,6 23

Япония 756 3,4 5 ЮАР 123,6 0,6 24

Республика Корея 644,4 2,9 6 Румыния 87,4 0,4 25

Италия 615,6 2,8 7 Финляндия 82 0,4 26

Франция 585 2,6 8 Аргентина 77,9 0,3 27

Бельгия 548,9 2,5 9 Украина 68,1 0,3 28

Канада 507,6 2,3 10 Казахстан 60,3 0,3 29

Мексика 494,8 2,2 11 Болгария 41,2 0,2 30

Россия 493,1 2,2 12 Литва 40,7 0,2 31

Великобритания 470,5 2,1 13 Беларусь 40 0,2 32

Индия 395,4 1,8 14 Азербайджан 22,2 0,1 33

Австралия 344,9 1,5 15 Узбекистан 14,1 0,1 34

Польша 340,6 1,5 16 Республика Молдова 3,1 0,0 35

Бразилия 280,8 1,3 17 Армения 3 0,0 36

Турция 225,2 1,0 18 Киргизия 2,8 0,0 37

Австрия 202,8 0,9 19 Таджикистан 2,1 0,0 38

стран-экспортеров в 2021 году — в таблице 10.

По итогам 2021 года доля РФ в общемировом экспорте составила 2,6% с безусловным первенством среди стран СНГ, при этом по итогам общемирового рейтинга, рассчитанного с использованием иной оценочной методологии (см. табл. 10), на долю РФ пришлось более 493,1 млрд долл. и 12-е место в глобальном рейтинге (при этом Китай обогнал по рассматриваемому показателю РФ в 6,81 раза, США — в 3,56 раза, Германия — в 3,32 раза).

Заключение (Сопс!из1оп)

Подводя итог сказанному, охарактеризуем основные тренды экспорта в составе международной экономической деятельности РФ, зафиксированные в новейшей экономической истории РФ: за рассматриваемый с 1994 по 2022 гг. период был зафиксирован устойчивый тренд роста мас-

штабов экспортной активности; по итогам 2022 года общая стоимость экспорта в составе международной торговли РФ составила 592,06 млрд долл. США; основными внешнеторговыми партнерами РФ в 2022 году оставались страны дальнего зарубежья; за период 1994—2022 гг. сальдо торгового баланса внешней торговли РФ являлось положительным, превысив по итогам 2022 года уровень 315,554 млрд долл.; структура экспорта являлась результатом в значительной степени стихийных и слабо управляемых международных импульсов, что предопределило существенный перекос в сторону экспорта сырья и минеральных продуктов низких переделов, в то время как экспорт наиболее маржинальной и выгодной высокотехнологичной продукции стабилизировался в интервале 22—23%, составив по итогам 2021 года 110,96 млрд долл., на фоне соответствующе-

го импорта в сумме 223,56 млрд долл.

Следует подчеркнуть, что успешная международная маркетинговая стратегия требует постоянного мониторинга и готовности к изменениям. Глобальные рынки динамичны, и только те компании, которые способны быстро реагировать на новые вызовы и возможности, смогут удерживать лидирующие позиции в условиях жесткой конкуренции. Указанными обстоятельствами определены актуальность, масштаб и значимость народнохозяйственной задачи по гармонизации структуры экспорта внешней торговли РФ в части высокотехнологичной продукции, основным направлением решения которой является маркетинговое сопровождение и продвижение несырьевого импорта с перспективой реализации маркетинговой концепции управления в вновь формируемые глобальные цепочки создания ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.