Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА «MIBOO»'

МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА «MIBOO» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговое проектирование / цифровой продукт / мобильное приложение. / marketing design / digital product / mobile application.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мартынюк В.А., Степанова Е.Ю., Сытникова М.О., Довжик Г.В.

разработка мобильных приложений – удобный способ реализовать свои цели и достичь нужной целевой аудитории, поскольку почти у всех есть доступ к мобильному устройству. В статье особое внимание уделяется маркетинговым основам проектирования цифрового продукта в рамках учебных целей с использованием различных методики маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING DESIGN OF A MOBILE APPLICATION USING THE EXAMPLE OF A DIGITAL PRODUCT “MIBOO”

mobile application development is a convenient way to realize your goals and reach the desired target audience, since almost everyone has access to a mobile device. The article pays special attention to the marketing fundamentals of digital product design for educational purposes using various marketing research techniques.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА «MIBOO»»

УДК 339

Мартынюк В.А.

студент Степанова Е.Ю.

студент Сытникова М. О. студент

Научный руководитель: Довжик Г.В., к.псих.н.

доцент

Государственный университет управления

МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА «MIBOO»

Аннотация: разработка мобильных приложений - удобный способ реализовать свои цели и достичь нужной целевой аудитории, поскольку почти у всех есть доступ к мобильному устройству. В статье особое внимание уделяется маркетинговым основам проектирования цифрового продукта в рамках учебных целей с использованием различных методики маркетинговых исследований.

Ключевые слова: маркетинговое проектирование, цифровой продукт, мобильное приложение.

Martynyuk V.A.

student Stepanova E. Yu.

student Sytnikova M.O. student

Scientific supervisor: Dovzhik G. V., Ph.D.

associate professor State University of Management

MARKETING DESIGN OF A MOBILE APPLICATION USING THE EXAMPLE OF A DIGITAL PRODUCT "MIBOO"

Abstract: mobile application development is a convenient way to realize your goals and reach the desired target audience, since almost everyone has access to a mobile device. The article pays special attention to the marketing fundamentals of digital product design for educational purposes using various marketing research techniques.

Keywords: marketing design, digital product, mobile application.

Количество мобильных приложений, которые в настоящее время представлены на рынке, продолжает расти с каждым днем, и количество людей, загружающих приложения на свои устройства, также растет в геометрической прогрессии. Это связано с тем, что в настоящее время среднестатистический человек проводит в телефоне около пяти часов в день. При этом, согласно исследованиям, 90% этого времени приходится на мобильные приложения.

Несмотря на то, что в среднем на телефоне установлено более 50 приложений, немногие из них используются часто. Именно поэтому, чтобы обеспечить более высокий уровень удержания пользователя, разработчик должен иметь возможность заставить пользователя возвращаться к приложению и продолжать использовать его в течение значительного периода времени. Мобильное приложение должно быть на таком уровне, чтобы пользователь не только продолжал им пользоваться на постоянной основе, но и предоставлял обратную связь разработчикам, чтобы приложение могло развиваться и использоваться в дальнейшем [1].

В начале разработки цифрового сервиса необходимо определить основную пользовательскую задачу, а именно, способность приложением решить проблему потенциальных потребителей. Например, после проведения анализа мобильных приложений в области взаимоотношений и образа жизни, было выявлено, что сервис, способный предоставить пользователям возможность планировать совместные поездки и встречи, решает проблемы определенной целевой группы.

Именно поэтому постановка целей при создании приложения является важной частью его дальнейшей разработки. Изначально перед приложением MiBoo были поставлены следующие цели:

- Предоставить удобный инструмент для друзей и близких людей для планирования и организации совместных мероприятий в разных городах;

- Предоставить доступ к надежным отзывам и рейтингам о различных местах, помогая пользователям принимать осознанные решения о выборе локаций;

- Предоставить функционал для хранения общих фотографий для упрощения процесс обмена воспоминаниями после проведённых вместе встреч;

- Обеспечить видимость совместного расписания планов, чтобы друзья имели возможность согласовывать друг с другом планы;

Также было определено уникальное торговое предложение, заключающееся в том, чтобы предложить пользователям уникальный опыт планирования совместного времяпровождения в разных городах, позволяя составлять собственный маршрут и отмечать на карте приоритетные места для посещения на основе отзывов о местах от самих пользователей.

На первичных этапах важно понимать, на кого будет направлено приложение, и кто является целевой аудиторией цифрового сервиса, чтобы

впоследствии было проще определить, как потенциальные пользователи будут взаимодействовать с сервисом. Это можно сделать при помощи полевых маркетинговых исследований, чтобы детализировать целевую аудиторию и составить подробный портрет клиента. Соответственно, в целевую аудиторию приложения MiBoo были выделены следующие категории с учетом не только социально-демографических характеристик, но и поведенческих:

- Друзья и пары, которые хотят проводить качественное время вместе, открывая новые места и создавая незабываемые воспоминания;

- Люди, активные в социальных медиа, стремящиеся к эстетическим и креативным визуальным решениям;

- Люди, которые любят открывать новые места, кафе, скверы и локации для фотографий в разных городах и хотят делиться своими впечатлениями.

Важно установить, насколько цифровой сервис привлекателен для потенциальных потребителей (выделенных целевых групп). Для этого в маркетинге проводят расчет емкости рынка - определяют количество потенциальных покупателей, готовых приобрести продукт. Эта процедура относится к маркетинговой аналитике и выполняется с помощью инструментов маркетинговых исследований [2]. Измерить уровень спроса на цифровой продукт можно с помощью опроса населения и, как следствие, разработки анкеты, в которую необходимо включить вопросы, связанные с функционалом будущего приложения.

Также необходимо продумать каналы маркетинга и продвижения. Приложение MiBoo определило такие каналы как контекстная реклама в Яндекс, ведение блога в социальной сети ВКонтакте, включая таргетированную рекламу постов и наличие собственного веб-сайта. Подобный выбор каналов основан на совокупности двух факторов: широкий охват потенциальной аудитории и стоимость размещения рекламы.

Ожидаемые результаты продвижения включают в себя:

- Увеличение числа пользователей, активно использующих приложение для планирования и организации совместного времяпровождения в разных городах;

- Повышение удовлетворенности пользователей приложением и усиление их связи с близкими людьми;

В процессе работы над созданием приложением необходимо задуматься и над тем, какие технологии и инструменты могут понадобиться при разработке сервиса, кто является конкурентами на рынке и какими способами приложение можно монетизировать. Конечно, одной из основных целей разработки приложения является получение прибыли. И для того, чтобы определить, какая модель монетизации будет оптимальной для приложения, крайне важно знать рынок пользователей, чтобы можно

было применить соответствующие маркетинговые усилия, а также легко спрогнозировать доход, который может быть получен.

Исходя из результатов анкетирования потенциальных пользователей, приложение MiBoo избрало следующую стратегию монетизации: бесплатный вход в приложение и последующая покупка ценных функций, дающая использовать приложение на полную мощность. Выгода заключается в том, что бесплатная версия приложения показывает возможности, не раскрывая весь потенциал, а впечатленные перспективой пользователи готовы перейти на платный тариф. Желательно, чтобы потребитель понимал, за что он платит, даже если покупка носит эмоциональный характер. Например, одной из дополнительных и платных функций приложения MiBoo является способность строить маршрут таким образом, чтобы учитывать интересы каждого участника, и чтобы каждый мог с легкостью корректировать посещаемые места, маршрут и планирование встречи, что делает данную функцию приложения удобной и необходимой.

Также важно найти возможность качественного обновления приложения (с постоянным обеспечением сохранности данных пользователей) и предоставления большего объема услуг по мере роста компании. В большинстве случаев именно видение будущего делает приложение успешным, потому что ему необходимо выдержать испытание временем в мире, где новейшие технологии сегодняшнего дня завтра могут стать ничем не примечательной технологией.

На следующем этапе разработки нужно сосредоточиться на функциональности, ожидаемой от приложения, а также на пользовательском интерфейсе. Разработка визуализации основных экранов сервиса - это где проектируется то, что пользователи будут видеть и с чем взаимодействовать. Это то, как пользователь будет использовать приложение. Чтобы разработать рабочий прототип пользовательского интерфейса, обычно требуется создание каркаса. Разработчики используют его, чтобы лучше понять функциональность приложения, а дизайнеры -чтобы понять процесс проектирования пользовательского интерфейса. Должна быть четкая взаимосвязь между каждым экраном и его ссылками, чтобы пользователь понимал, как перемещаться по приложению для получения различных функций [3]. Это гарантирует, что приложение обеспечит максимальное удобство использования и будет работать настолько эффективно, насколько это возможно.

После работы над предыдущими этапами необходимо заранее продумать и выполнить элементы стратегического планирования рекламной кампании для того, чтобы уже в процессе понимать, какие функциональные преимущества должны будут стоять на первом месте при входе в приложение. Это позволит сосредоточиться на основных достоинствах приложения, которые будут привлекательными для целевой

аудитории. Таким шагом может стать разработка креативных концепций, в основе которых будет лежать инсайт и идея. Далее проводятся полевые исследования для выбора наиболее перспективной креативной концепции. Полевые исследования могут объединять качественные и количественные методы для получения более достоверных результатов. Например, команда М1Воо опросила 12 респондентов методом глубинного интервью. Результаты представлены ниже:

Большая часть респондентов (7 из 15) выбрали рекламную концепцию «М1Воо - Ваш личный гид в мир приключений!». Респонденты отметили, что эта концепция оказалась для них наиболее привлекательной как с точки зрения предлагаемого функционала, так и благодаря простоте текста и его дружелюбному тону. Основным фактором, выделяющим эту концепцию среди других, стало обещание превратить обычные поездки в настоящие приключения. Респонденты заметили, что элемент игры, встроенный в приложение, сможет привлечь большее количество заинтересованных пользователей, потому что это звучит весело и увлекательно.

Концепция «MiBoo - платформа для поиска новых друзей» была выбрана второй по привлекательности (за неё проголосовали 4 респондента). Данное преимущество, по мнению респондентов) может заинтересовать, потому что всё собрано в одном месте: и чтение блога, и знакомства, и остальной функционал. Однако, на данный момент все пользуются другими социальными сетями для общения, поэтому сложно оценить идею.

Меньше всего (1 респондент) оценили третью концепцию, связанную с хранением личных воспоминаний. Потенциальные пользователи отметили, что функция не выделяется среди других, и они бы вряд ли скачали приложение, если бы она была отражена на рекламном макете.

Таким образом, рекламная концепция «MiBoo - Ваш гид в мир приключений» привлекла респондентов не только своим функционалом, но и обещанием превратить обычную поездку в незабываемое приключение с друзьями.

Как только приложение со всеми его функциональными возможностями будет завершено, важно, чтобы приложение было тщательно протестировано с использованием множества реальных сценариев, чтобы выявить любые технические неисправности. Для выбора лучшего сценария существует А/В-тестирование, который позволяет сравнить эффективность работы разных рабочих макетов применительно к сценариям взаимодействия с пользователем.

При выходе с приложением на рынок важно помнить, что есть ограничения, на которые важно обращать внимание:

1. Технические ограничения. Приложение должно быть разработано и оптимизировано для работы на различных мобильных платформах (iOS,

Android). Необходимо обеспечить совместимость с разными устройствами и операционными системами.

2. Безопасность. Например, приложение MiBoo предоставляет возможность планирования совместных мероприятий и обмена фотографиями, и важно обеспечить безопасность данных пользователей за счёт анкеты при регистрации и заключения соглашений с облачными сервисами.

3. Юридические ограничения. При разработке и запуске приложения, необходимо учитывать законодательство и правовые требования, связанные с хранением и обработкой личных данных пользователей, авторским правом, защитой интеллектуальной собственности.

Как итог, для успешного выхода на рынок необходимо разработать эффективную стратегию маркетинга и продвижения, пройти путь от генерации идеи до составления бизнес-плана и тестирования рекламных концепций. Разработка мобильного приложения - отличное бизнес-решение, однако сначала необходимо разобраться в процессе его создания. Это может включать раскрутку в социальных сетях, поисковую оптимизацию, рекламные кампании и партнерские отношения. И независимо от того, какое приложение планируется разработать, необходимо уделить приоритетное внимание его функциональности и удобству взаимодействия с приложением для пользователя. Именно по этой причине важно разобраться с правильным позиционированием, а затем привлечь внимание целевой аудитории и убедить её в преимуществах и ценностях приложения.

Использованные источники:

1. A Complete Guide to Mobile App Development. [Электронный ресурс] URL: https://buildfire.com/understanding-mobile-app-development-lifecycle/ (дата обращения: 19.03.2024)

2. Ким В.Ю. Особенности разработки дизайна пользовательского интерфейса для мобильного приложения // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2015. №18. [Электронный ресурс] - URL: http://cyberlenmka.ra/artide/n/osobennosti-razrabotki-dizayna-polzovatelskogo-interfeysa-dlya-mobilnogo-prilozheniya (дата обращения: 16.03.2024)

3. Основные этапы разработки мобильных приложений [Электронный ресурс] - URL: https://spark.ru/startup/componentix/blog/4499/ osnovnie-etapi-razrabotkimobilnih-prilozhenij (дата обращения: 19.03.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.