Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование значения микроэлементов в формировании здоровья'

Маркетинговое исследование значения микроэлементов в формировании здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОЭЛЕМЕНТОЗЫ / ЙОДОДЕФИЦИТ / СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / DISEASES / DEFI CIENCY OF IODINE / SOCIAL MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ульянова Елена Александровна, Сенькевич Ольга Александровна, Сиротина Зинаида Васильевна, Сергина Айталина Яковлевна

Дефицит важнейших микроэлементов невозможно ликвидировать при отсутствии специфической профилактики. В работу по ликвидации дефицитных состояний необходимо включать маркетинговое исследование. Роль его состоит в оценке значения информированности социума для формирования правильного мнения по этим вопросам. По специально разработанной программе проведено анкетирование 100 жителей г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), показавшее низкую информированность населения по вопросам профилактики йододефицитных и селендефицитных состояний. Социальный маркетинг показал важность информации для выработки у населения положительного отношения к профилактическим мероприятиям в отношении дефицита значимых микроэлементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ульянова Елена Александровна, Сенькевич Ольга Александровна, Сиротина Зинаида Васильевна, Сергина Айталина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing research of microelements in health status

Defi ciency of the major microelements cannot be liquidated without specifi c Lquidation of these conditions cannot be done without marketing research. Its role consists in estimation of society awareness, in formation of appropriate opinion on these issues. Specially developed program has been used questioning 100 inhabitants of the Republic Sakha (Yakutia) Nerungry. It showed low knowledge of the population concerning preventive measures of iodine and selenium defi cit. Social marketing has shown importance of the information, for development of positive attitude of population to preventive actions concerning defi ciency of signifi cant microelements.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование значения микроэлементов в формировании здоровья»

ников, кроме как полученных от собственных граждан, у государства быть не может, следовательно, вся материальная ответственность государства — это в конечном счете ответственность всего общества.

Литература

1. Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. - М., 2001. - С. 21.

2. Андреев B.C. Деонтология, «медицинское право», право социального обеспечения в СССР // Советская юстиция. - 1980. - №24. - С. 19.

3. Доклад Комитета по международному медицинскому праву на Гамбургской конференции Ассоциации международного права (1960 г.).

4. Дюжиков С. А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д, 2001. - 24 с.

5. Иванова Р.И., Тарасова В. А. Предмет и метод права социального обеспечения. - М., 1983. - С. 107-108.

6. Квернадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. - 2001. - №8. - С. 102.

7. Клык Н., Соловьев В. Медицинский кодекс России: каким ему быть? // Российская юстиция. - 2000. -№9. - С. 20.

8. Литовка А.Б., Литовка П.И. Медицинское право

- комплексная отрасль права России: становление, перспективы развития // Правоведение. - 2000. - №1. - С. 81.

9. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве: учеб. и практ. пособие. - М.: Инион, 1995.

- С. 4-5.

10. Михайлов B.C. История международного здравоохранительного права. - Владивосток: Изд-во Дальнев. ун-та, 1984. - С. 5-6.

11. Мохов А. А. Медицинское право - самостоятельная отрасль российского права // Право и политика. - 2002. -№8(32). - С. 135.

12. Пищита А.Н. Эволюция правового обеспечения здравоохранения в России // Современное право. - 2005.

- №9. - С. 74-79.

13. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. - 1999. - №9. - С. 6.

14. Правовые основы здравоохранения в России [под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко]. - М., 2001. - С. 33-34.

15. Тихомиров А.В. Объекты медицинской деятельности: проблемы отношения государства // Закон и право. - 2008. - №2. - С. 23-28.

16. Поляков И.В., Максимов А.В. Об особенностях медицинского права // Проблемы социальной гигиены и организации здравоохранения. - 2001. - №1. - С. 25-27.

17. Сергеев Ю.Д., Милушин М.Н. О теоретических основах и концепции национального медицинского права // Юридическое образование и наука. - 2003. - №4. - С. 29-34.

18. Федорова М.Ю. Мед. право: учеб. пос. для вузов.

- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. - С. 9-10.

Координаты для связи с автором : Хлапов Александр Львович — канд. мед. наук, консультант-юрист отдела по правовой и кадровой работе министерства здравоохранения Нижегородской области, тел.: 8-(831)439-14-66, e-mail: hlapov-a@yandex.ru.

□□□

УДК 339.138.616.441(571.620) Е.А. Ульянова1,2, О.А. Сенькевич2, З.В. Сиротина2, А.Я. Сергина1

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ

Нерюнгринская центральная больница1, 678922, Р Саха(Я), г. Нерюнгри; Дальневосточный государственный медицинский университет2, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

^смотря на очевидную необходимость и простоту способов профилактики йодной недостаточности и недостаточности эссенциального микроэлемента селена, сохраняются трудности в реализации направленных программ по их ликвидации. Вследствие нежелания населения следовать советам врачей, отсутствия достоверной информации в СМИ имеются значительные трудности в формировании правильного мировоззрения социума на значимость демографических и медицинских последствий дефицита микронутриентов.

Понятие микроэлементоза включает в себя патологию человека и животных, обусловленную дефицитом эссен-

циальных микроэлементов, избытком как эссенциальных, так и токсических микроэлементов, а также дисбалансом макро- и микронутриентов. Республика Саха относится к территории с выраженным йодным дефицитом. Распро-страненость заболеваний щитовидной железы составляет от 17 до 39% среди детей в возрасте 7-14 лет. Исследованиями А.В. Скального (2000) в волосах практически здоровых лиц в Республике были установлены низкие содержания Р, Mg и высокие Fe, Zn,Cu, &, Se во всех возрастных группах [2]. Таким образом, микроэлементозы представляют в нашем регионе серьезную проблему, причем в большей степени среди населения распространен дисбаланс микро-

элементов. Ближайшей задачей якутских ученых является выявление истинного состояния населения по содержанию жизненно важных элементов и разработка системы профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию их дефицита [1]. В настоящее время более действенна индивидуальная профилактика йододефицита и других микроэлементозов с формированием мотивированного желания человека [4, 5].

Роль социального маркетинга состоит в оценке значения информации, формирующей соответствующее мнение по этим вопросам. Основной задачей социального маркетинга является создание предпосылок, благоприятствующих систематической и правильно проводимой профилактике микроэлементозов. Кроме того, маркетинговое исследование может играть существенную роль в определении наиболее эффективных профилактических средств в конкретном регионе, путей информирования населения и в итоге экономного расходования средств, выделяемых на профилактику микроэлементозов [4, 5]. Для проведения маркетинговых исследований обычно используется анкетирование.

Цель настоящей работы — оценка роли информации, формирующей правильное общественное мнение по проблемам микроэлементозов.

Материалы и методы

Для изучения информированности населения по проблемам йододефицита по специально разработанной программе проведено анкетирование 100 жителей г. Не-рюнгри, характеризующегося легкой и умеренной степенью йодного дефицита. В опросе принимали участие медицинские работники (врачи и медицинские сестры районной больницы — 33 чел., люди, заинтересованные в сохранении и укреплении здоровья), родильницы акушерского отделения — 34 чел. и мужчины — работники промышленных предприятий — 33 чел. Анонимная анкета содержит 16 вопросов, направленных на получение сведений о мнении респондентов, о роли последствий дефицита йода и селена, медицинских и социальных последствиях йододефицита и дефицита селена, о наиболее подверженных риску группах населения, о существующих методах профилактики. Анкета позволила уточнить, кто из официальных лиц может влиять на успех таких программ, а также какие источники информации следует использовать для внедрения и совершенствования методов профилактики микроэлементозов.

Результаты исследований

Анализ анкет (рис. 1-3) выявил следующее: опрошены представители разного пола, различных возрастов, социального и материального положения, поэтому исследование можно считать объективным отражением мнения большей части населения. При опросе выявлено, что практически все население считает Нерюнгринский район дефицитным по микроэлементам (I, 8е). Отмечена низкая осведомленность как основного населения, так и медицинских работников о последствиях для здоровья при недостаточности йода и тем более селена. Четвертая часть опрошенных не владеют знаниями о последствиях дефицита йода для организма, и две трети лиц не знают о последствиях для здоровья при недостатке селена, из их соответственно 2 и 13% медицинских работников. Основная

Резюме

Дефицит важнейших микроэлементов невозможно ликвидировать при отсутствии специфической профилактики. В работу по ликвидации дефицитных состояний необходимо включать маркетинговое исследование. Роль его состоит в оценке значения информированности социума для формирования правильного мнения по этим вопросам. По специально разработанной программе проведено анкетирование 100 жителей г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия), показавшее низкую информированность населения по вопросам профилактики йододефицитных и селен-дефицитных состояний. Социальный маркетинг показал важность информации для выработки у населения положительного отношения к профилактическим мероприятиям в отношении дефицита значимых микроэлементов.

Ключевые слова: микроэлементозы, йододефицит, социальный маркетинг.

Е.А. Ulianova, О.А. Sencevich, Z.V. Sirotina, A.Ya. Sergina

MARKETING RESEARCH OF MICROELEMENTS IN HEALTH STATUS

Region hospital, Nerungry; Far Eastern State medical University, Khabarovsk

Summary

Deficiency of the major microelements cannot be liquidated without specific Lquidation of these conditions cannot be done without marketing research. Its role consists in estimation of society awareness, in formation of appropriate opinion on these issues. Specially developed program has been used questioning 100 inhabitants of the Republic Sakha (Yakutia) Nerungry. It showed low knowledge of the population concerning preventive measures of iodine and selenium deficit.

Social marketing has shown importance of the information, for development of positive attitude of population to preventive actions concerning deficiency of significant microelements.

Key words: diseases, deficiency of iodine, social marketing.

масса населения (64%) считают, что дефицит йода в продуктах питания и воде проявляется лишь патологией щитовидной железы. Только медицинские работники (14%) отмечают такие известные расстройства, как умственная отсталость, повышение заболеваемости и снижение работоспособности. Респонденты из группы родильниц и мужчин — работников промышленных предприятий, совершенно не владеют информацией о последствиях дефицита селена для здоровья. Принимает препараты йода лишь четвертая часть опрошенных. Опрос, проведенный среди городских жителей с высоким уровнем образования, продемонстрировал низкую информированность населения по вопросам профилактики микроэлементозов.

Выводы

Анкетирование подтвердило важность информации для выработки у населения положительного отношения к профилактическим мероприятиям и обнаружило недостаточную осведомленность по проблемам микроэлемен-тозов, в том числе и у медицинских работников.

Результаты анкетирования в г. Нерюнгри (% от числа опрошенных)

Ответы респондентов %

Считают Нерюнгринский район дефицитным по микроэлементам, из них: 94,5

- медицинские работники 100

- женщины-родильницы 89

- мужчины 94

Не владеют знаниями о последствиях дефицита йода в воде и продуктах питания, из них: 22

- медицинские работники 2

Не владеют знаниями о последствиях дефицита селена для организма, из них: 73

- медицинские работники 13

Считают себя информированными о последствиях йодо-дефицита и знакомы со следующими нарушениями: 78

- заболевания щитовидной железы 41

- увеличение щитовидной железы 16

- гипотиреоз 7

- умственная отсталость и отставание в развитии 9

- повышенная заболеваемость и снижение работоспособности 5

Считают себя информированными о последствиях дефицита селена и знакомы со следующими нарушениями: 27

- снижение иммунитета и повышение заболеваемости 7

- нарушение роста 9

- болезни кожи, ногтей, волос 4

- нарушение функции печени 5

- снижение репродуктивной функции 2

Знают о наличии проблемы зоба на своем опыте или от родственников, лечившихся по поводу йодной недостаточности 40

Относят к наиболее подверженным микроэлементозам: - детей 50

- школьников 45

- беременных женщин 62

- лиц трудоспособного возраста 27

- лиц старше 60 лет 33

Считают необходимым проведение в районе специальных программ для профилактики микроэлементозов 100

Принимают препараты йода с профилактической целью, из них: 25

- медицинские работники 18

- женщины-родильницы 54

- мужчины 0

Основными мероприятиями такой программы считают: - применение препаратов селена и йода 69

- обогащение продуктов питания и воды 60

- медицинские осмотры 52

- анализ проб воды и пищи 44

- санитарно-просветительную работу 44

Соотносят успех профилактической программы с участием - врачей 82

- представителей власти 35

- учителей 16

- руководителей предприятий 9

Из постоянных источников получения информации по проблеме микроэлементозов указывают: - телевидение, радио, Интернет 93

- средства массовой информации 67

- медицинскую литературу, лекции, беседы 30

Рис. 1. Возраст респондентов

Рис. 2. Уровень образования респондентов

Рис. 3. Социальный статус респондентов

Важным результатом анкетирования стали сведения о положительном отношении опрошенных к средствам индивидуальной профилактики (медикаментам и продуктам, обогащенным йодом) и готовности принимать медикаментозные препараты, содержащие йод и селен, что необходимо знать врачам и назначать пациентам профилактические препараты при обращениях за медицинской помощью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования удалось определить вид информационного поля, наиболее используемый населением для получения информации. Это телевидение, радио, Интернет. Такие источники, как лекции, беседы, сани-тарно-просветительная работа, в настоящее время не пользуются популярностью. Получает информацию по этим каналам достаточно узкий круг населения, по нашему опросу, это медицинские работники.

Данное маркетинговое исследование позволило не только выявить проблему, но и сформулировать пути решения следующих задач:

- необходимо проводить индивидуальную профилактику йодного дефицита в группах риска среди детей школьного возраста, подростков, молодых женщин фер-тильного возраста в возрастных адекватных дозах (150200 мкг в день в соответствии с рекомендацией ВОЗ);

- широко рекламировать в средствах массовой информации преимущества йодированных продуктов (соли, хлеба, молока), создавать мотивацию на их приобретение у населения;

- ввести в программу валеологии для школьников и студентов изучение проблемы микроэлементозов.

Литература

1. Кривошапкин В.Г., Алексеев В.П., Петрова П.Г. Региональные стандарты основных физиологических показателей человека на Севере. - Якутск: НиСПО, 2001. - 256 с.

2. Скальный А.В., Горбачева А.Л., Велданова М.В. Элементный статус северо-востока России. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 345 с.

3. Савчик С.А., Жукова Г.Ф., Хотимченко С.А. Мик-роэлементозы в медицине // Дальнев. мед. журнал. - 2004. - №5. - С. 1-9.

4. Сенькевич О.А., Цыганова И.В., Сиротина З.В. и др. Социальный маркетинг как инструмент йодной профилактики // Дальнев. мед. журнал. - 2007. - № 1. - С. 91-93.

5. Щеплягина Л. А. Загрязнение продуктов питания, дефицит йода и здоровье населения России. - М.: Медицина, 2000. - 155 с.

Координаты для связи с авторами: Ульянова Елена Александровна — аспирант кафедры педиатрии с курсом неонатологии ДВГМУ, зав. педиатрическим отделением Центральной районной больницы, г. Нерюнгри, тел.: 8-(4114)-76-65-58, е-шаП: doctorhel@rambler.ru; Сенькевич Ольга Александровна — доцент кафедры педиатрии с курсом неонатологии ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-56-20-16; Сиротина Зинаида Васильевна — профессор, зав. кафедрой педиатрии с курсом неонатологии ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-30-48-25; Сергина Айталина Яковлевна — врач-педиатр педиатрического отделения Центральной районной больницы, г. Нерюнгри.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.