Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование спроса и предложения лекарственных средств, применяемых в терапии железодефицитного синдрома'

Маркетинговое исследование спроса и предложения лекарственных средств, применяемых в терапии железодефицитного синдрома Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
689
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Брундаков В. Л.

Целью настоящей работы явилось изучение регионального рынка железосодержащих лекарственных средств на примере Ставропольского края. Выявлены тенденции распространения же-лезодефицитного синдрома, которые сохраняют динамику роста как в РФ, так и за рубежом. Вместе с тем проведенные исследо-вания позволили получить объективные количественные харак-теристики розничного рынка лекарственных средств этой груп-пы, необходимых для лекарственного обеспечения больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Брундаков В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of studying modern principles of pharmacotherapy of deficiency of iron and main principles of marketing researches complex studying the regional market of ferriferous medicines in especially protected region of the Caucasian Mineral Waters for the first time is carried out. The optimum assortment of preparations of iron, and also intensity of consumption of investigated group of medicines is proved.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование спроса и предложения лекарственных средств, применяемых в терапии железодефицитного синдрома»

государственной формы собственности. Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, а также обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Аптека должна получать от поставщика необходимый товар в соответствии с направленным ею списком препаратов.

К специфическим особенностям фармацевтического рынка относятся нестандартные побудительные мотивы предпочтений потребителей, их отношение к рекламе препаратов. Например, к событиям, происходящим на этом рынке, оказывается повышенное внимание со стороны общества. Поэтому высокая степень контроля со стороны государства - это особенные, относящиеся только к этой отрасли, издержки бизнеса.

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

УДК 616.155.194.8:615.45

©

В представленной работе изложены результаты проведенного изучения регионального рынка препаратов железа на примере Ставропольского края.

Материалы и методы исследования

Объектами исследования явились деятельность аптечных учреждений (организаций) оптового и розничного звена, лечебно-профилактических учреждений особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, анкеты врачей-экспертов, провизоров, больных. Исходной информацией служили: истории болезней; ведомственные материалы центров статистики; данные экспертной оценки врачей-специалистов, фармацевтических работников; ассортимент ЛС.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: логического и системного анализа, экономико-статистического анализа; графический, нормативный методы, методы математической статистики, метод сравнения, наблюдения, изучения, социологические методы исследования, в том числе метод экспертных оценок. Обработка результатов проводилась с использованием ПК. Исследование проводилось на основе данных доказательной медицины.

Результаты

Методом контент-анализа данных медицинской статистики, научно-технической документации установлено, что заболеваемости железодефицитным синдромом (ЖДС) подвержены все возрастные группы, в том числе

Таким образом, несмотря на важность проведения единой государственной политики в области обеспеченности населения лекарственными средствами, наибольшее влияние на формирование и развитие рынка лекарственных средств оказывает политика, проводимая непосредственно на местах в регионах. Решения, принятые на уровне муниципалитета в области изучения потребительских предпочтений различных препаратов, влияют на развитие не только розничной аптечной сети, но и на эффективность расходования бюджетных средств, предназначенных для закупки лекарственных средств.

Литература

1. Кобзарь Л.В. // Новая аптека. 2004. № 3. С. 63-63.

2. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. М., 2001.

2 июня 2006 г.

и дети [1]. Установлено, что основными факторами риска распространения этого заболевания как в РФ, так и в Ставропольском крае являются: снижение жизненного уровня населения; рост общей заболеваемости, в том числе и профессиональной; биолого-географических особенностей окружающей среды. Основным принципом лечения ЖДС является коррекция причин, лежащих в основе дефицита железа. Основой патогенетической терапии данного заболевания являются 40 ЛС, зарегистрированных в РФ, в основном зарубежного производства [2-5].

Разработан алгоритм маркетинговых исследований ассортимента регионального рынка ЛС для лечения же-лезодефицитного синдрома. В результате комплексных исследований выявлен региональных профиль ассортимента лекарственных средств, содержащих железо: всего присутствует 75 % от зарегистрированных в РФ.

При проведении контент-анализа справочной литературы выявлено, что 20 % препаратов для лечения ЖДС выпускаются в капсулах, 37,5 - в таблетках, 12,5 - в сиропе, по 10 - в растворах для приема внутрь и для инъекций, в драже - 5, а в суспензии - 2,5 %. Пять железосодержащих ЛС обладают пролонгированным действием. Из 40 наименований ЛС 25 являются монопрепаратами, 11 - содержат в своем составе витамины, 4 наименования - с витаминами и минералами.

Проведенный анализ ассортимента ЛС для лечения ЖДС, продаваемых в розничных и оптовых аптечных учреждениях (организациях), показал, что наиболее

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ТЕРАПИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОГО СИНДРОМА

2006 г В.Л. Брундаков

On the basis of studying modern principles of pharmacotherapy of deficiency of iron and main principles of marketing researches complex studying the regional market of ferriferous medicines in especially protected region of the Caucasian Mineral Waters for the first time is carried out. The optimum assortment of preparations of iron, and also intensity of consumption of investigated group of medicines is proved.

широкий ассортимент представлен в г. Пятигорске (30 наименований), а наименьший - в г. Лермонтове (7 наименований). Проведенная ценовая сегментация позволила выявить наиболее дорогостоящие ЛС, которыми оказались венофер и феррум лек (10 ампул). Наиболее доступными по цене являются фенотек (19-57 руб.) и фенюльс (22-74 руб.). Выявлена существующая тенденция смещения потребления в сторону недорогих ЛС, что свидетельствует о низкой платежеспособности населения. Лидером рынка является фенюльс.

Проведена экспертная оценка железосодержащих ЛС с привлечением двух групп специалистов - врачей и провизоров, оценены функциональные свойства исследуемых ЛС. С учетом мнения экспертов и анализа статистической информации по методу обобщенных характеристик терапевтической эффективности и частоты назначений отобран оптимальный перечень ЛС для лечения ЖДС, включающий 12 наименований.

По результатам социологических обследований больных установлен их социально-демографический статус. Выявлено, что 38 % больных относятся к возрастной группе 21-30 лет. Установлено, что женщин, больных ЖДС, -73,5 %. Наиболее высокие показатели заболеваемости ЖДС отмечены у следующих групп риска: беременные, подростки, дети, пожилые люди. Проведенный анализ платежеспособности больных ЖДС показал, что более половины из их числа имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, что обосновывает покупку недорогих ЛС. При выборе ЛС 51 % опрошенных руководствуются назначением врача, 28 % приобретают ЛС по совету провизора.

В процессе проведения метода очного анкетирования среди фармацевтических работников первого стола выявлено, что при лечении ЖДС больные предпочитают капсулы и таблетки. Более 70 % провизоров-специалистов отметили, что часто реализуются фенюльс № 10 в капсулах, сорбифер дурулес № 30 в капсулах, актифер-рин № 20 в капсулах, феррум лек № 5 в ампулах и фер-роплекс в драже. 77,6 % фармацевтических работников отметили, что стоимость наиболее часто реализуемых ЛС находится в интервале от 15 до 50 руб.

На основе изученной отечественной и иностранной литературы и применения метода системного анализа установлены тенденции распространения железодефи-цитного синдрома, которые сохраняют динамику роста в РФ и за рубежом. Вместе с тем проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что оценки спроса на ЛС, применяемые для лечения ЖДС, которые бы позволили получать объективные количественные характеристики розничного рынка лекарственных средств этой группы, необходимых для лекарственного обеспечения больных, не проводились.

Анализ стоимостной оценки курсовой стоимости лечения ЖДА препаратами железа варьирует от 171 до 1285 руб. Лечение ЖДС больному стоит в пределах от 180 до 567 руб.

Выявлено, что все препараты железа прошли стадию внедрения на фармацевтический рынок. Число

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

конкурентов для препаратов исследуемой группы - значительное. Фенюльс, сорбифер дурулес находятся в стадии зрелости и приносят существенную прибыль. Для разработки научно-обоснованных подходов к совершенствованию лекарственного обеспечения ЛС для лечения ЖДС, нами был проведен АВС/УБМ-анализ. Выделено четыре группы ЛС для лечения ЖДС. В группу УА-УВ отнесено 8 препаратов (фенюльс, сорбифер дурулес № 50, сорбифер дурулес № 30, тардиферон, ак-тиферрин № 50, актиферрин № 20 (в капсулах), феррум лек № 10 (в ампулах), феррум лек № 5 (в ампулах)), являющихся жизненно важными, на которые приходится основной объем продаж. Группа ЕА-БВ - это эффективные и часто назначаемые ЛС (фенотек, гинотардиферон, ферроплекс).

Определена потребность в ЛС для лечения ЖДА в ЛПУ по г. Пятигорску. Так, например, прогноз потребности на феррум лек (10 ампул) на 2007 г. составляет 78 упаковок - в денежном выражении 20076 руб. (в ценах 2004 г.).

Совместно с врачами-экспертами разработано и внедрено в практическую деятельность лечебно-профилактических учреждений, розничных и оптовых аптечных предприятий Ставропольского края Информационное письмо для медицинских и фармацевтических работников «Современные лекарственные средства, применяемые для лечения железодефицитной анемии». Материалы исследований утверждены Министерством здравоохранения Ставропольского края.

Разработаны «Методические рекомендации по совершенствованию лекарственного обеспечения больных железодефицитным синдромом». Материалы исследований утверждены Министерством здравоохранения Ставропольского края и нашли практическое применение в работе оптовых и розничных аптечных учреждений, лечебно-профилактических учреждений КМВ.

Таким образом, установлены тенденции распространения ЖДС, которые сохраняют динамику роста как в РФ, так и за рубежом. Вместе с тем, проведенные исследования позволили получить объективные количественные характеристики розничного рынка лекарственных средств этой группы, необходимых для лекарственного обеспечения больных.

Литература

1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. 2002. № 2. С. 9-25; № 5. С.14.

2. Бизнес-путеводитель по фармацевтическому рынку России / Под ред. А.Ю. Юданова, Е.А. Вольской, С.А. Лагунова. М., 2001.

3. Лекарства, которые вы выбираете. М., 2003.

4. Регистр лекарственных средств России. РЛС - энциклопедия лекарств / Гл. ред. Г. Л. Вышковский. Вып. 11. М., 2004.

5. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система) / Под ред. А.Г. Чучалина и др. Вып. 4. М., 2003.

2 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.