Научная статья на тему 'Анализ основных тенденций в развитии рыночных отношений в сфере лекарственного обращения г. Ростова-на-Дону'

Анализ основных тенденций в развитии рыночных отношений в сфере лекарственного обращения г. Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережная Е. С., Андреева И. Н., Парфейников С. А.

В настоящее время в г. Ростове-на-Дону сложилась не-простая ситуация на рынке лекарственных средств. Система лекарственного обеспечения населения и лечебно-профи-лактических учреждений города изменяется одновременно с преобразованиями в сфере экономической политики страны и области. Бесспорным достижением в целом экономических реформ стало резкое и значительное увеличение ассортимен-та лекарственных препаратов, составляющего более 9 тыс. наименований, количество предлагаемых лекарственных пре-паратов превысило 15 тысяч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a uneasy situation in the market of medicines in Rostov-na-Don. The system of medicinal maintenance of the population and treat-ment-and-prophylactic establishments of city changes simultaneously with transformations to sphere of economic policy of the country and area. Indisputable achievement as a whole of economic reforms became growth of assortment of the medical products making more of 9000 names, amount of suggested medicines has exceeded 15000.

Текст научной работы на тему «Анализ основных тенденций в развитии рыночных отношений в сфере лекарственного обращения г. Ростова-на-Дону»

Важно отметить, что 72 % опрошенных при отсутствии ЛС в аптеке предпочитают приобретать их за собственные деньги, 15,7 готовы ожидать поступление лекарственного препарата и 12,3 % затруднились с ответом.

Как показали наши исследования, большая часть льготников (83 %) предпочитают эффективные ЛС -брэнды и марочные ЛП и не соглашаются на их замену дженериками; 7 % посетителей удовлетворены предлагаемыми им в аптеке ЛС.

Показателем качества организации дополнительного лекарственного обеспечения является то, что значительная часть опрошенных (67,5 %) считает более выгодным для себя получать денежные выплаты вместо соцпакета льготных услуг. При отказе от соцпакета собираются за собственные средства приобретать ЛС 61 % респондентов, 7 % - сохранят право получать ЛС бесплатно, остальные еще не определились.

На основании проведенного исследования было установлено, что основная масса граждан, пользующихся льготами при получении лекарственной помощи, не удовлетворены системой предоставленных льгот. В ситуации выбора ждать поступления отсутствующего пре-

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

парата и не лечиться или за свои средства покупать ЛС, предпочтение отдается второму варианту. Большинство опрошенных в перспективе предпочли монетизацию льгот [4-6].

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о недостаточно высоком уровне управления ресурсами ДЛО как товарными, так и информационными и кадровыми и требуют дальнейшего совершенствования.

Литература

1. Кононова С.В., Соколова Н.Н., Медведев А.А. Состояние и пути совершенствования дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан РФ // Материалы II Всерос. съезд фармац. работников. 5-7 июня 2005 г. Сочи, 2005. С. 15-17.

2. Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Форма № 1 - соцподдержка (мед).

3. МезенцевЕ.В. // Формула здоровья. 2005. № 11(47). С. 4.

4. Панфилова Т. // Фармацевтический вестн. 2005. 26 апр.

5. Фармацевтические новости // Новая аптека. 2005. № 1. С. 5-8.

6. Юшкина Т. // Фармацевтический вестн. 2005. № 2. С. 3.

9 июня 2006 г.

УДК 614.27:615.12:658.6 (470.61-25)

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

© 2006 г. Е.С. Бережная, И.Н. Андреева, С.А. Парфейников

There is a uneasy situation in the market of medicines in Rostov-na-Don. The system of medicinal maintenance of the population and treat-ment-and-prophylactic establishments of city changes simultaneously with transformations to sphere of economic policy of the country and area. Indisputable achievement as a whole of economic reforms became growth of assortment of the medical products making more of9000 names, amount of suggested medicines has exceeded 15000.

Город Ростов-на-Дону - один из крупнейших представителей городов-мегаполисов, расположенных в Южном федеральном округе. Среди центров урбанизации Ростов-на-Дону (1 070 200 жителей) отличается высоким процентом концентрации сети учреждений здравоохранения, особенно оказывающих специализированную медицинскую помощь. В целом здравоохранение Ростовской области представлено 275 больничными учреждениями на 44,9 тыс. коек (в г. Ростове-на-Дону - 31 больничное учреждение на 6,04 тыс. коек), амбулаторно-поликлини-ческими учреждениями на 97,7 тыс. посещений в смену (в г. Ростов-на-Дону - 57,4 тыс. посещений).

В связи с особой важностью при решении задачи улучшения демографической ситуации вопросов охраны материнства и детства необходимо отдельно остановиться на численности женских консультаций и детских поликлиник. В Ростовской области насчитываются 419 женских консультаций, детских поликлиник - 8 (в г. Ростове-на-Дону - 6). Родильных домов и специализированных клиник для беременных в области - 900, из них в г. Ростове-на-Дону - 46.

Из 80 тыс. врачей, работающих в Ростовской области, в Ростове-на-Дону работает 43 тыс. врачей и 58,2 тыс.

средних медицинских работников, что составляет более 50 % всех специалистов.

В городе разработана программа по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. В ней заложены нормативы деятельности для различных видов лечебно-профилактических учреждений. Суммарный годовой норматив объемов круглосуточной стационарной помощи различных видов на 1 тыс. жителей составляет 2944,8 койко-дней, амбулаторно-поликлинической помощи - 9864,9 посещений.

Норматив объемов скорой медицинской помощи 420 видов на 1 тыс. населения, норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах различного вида, установлен в количестве 550,6 койко-дней на 1 тыс. населения, в том числе по обязательному медицинскому страхованию - 420,6 койко-дней.

Последние несколько лет отличаются стабилизацией показатели обеспеченности врачами учреждений здравоохранения г. Ростова-на-Дону, но вместе с тем город находится в шестом десятке в РФ.

Аптечная сеть г. Ростова-на-Дону представлена следующим образом: на 01.01.06 г. аптек государственной формы собственности всего по городу - 27, межбольничных и больничных аптек - 5. Коммерческие аптечные учреждения в городе составляют 246, межбольничная аптека - 1.

В настоящее время в г. Ростове-на-Дону сложилась непростая ситуация на рынке лекарственных средств. Система лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений города изменяется одновременно с преобразованиями в сфере экономической политики страны и области. Бесспорным достижением в целом экономических реформ стало резкое и значительное увеличение ассортимента лекарственных препаратов, составляющего более 9 тыс. наименований, количество предлагаемых лекарственных препаратов превысило 15 тыс. [1].

Однако обратной стороной этого достижения являются повышение стоимости лекарственных препаратов, увеличение доли импортных медикаментов в ассортименте городских аптечных учреждений любой формы собственности.

Перспектива развития фармацевтического рынка урбанизированных городов, каким и является г. Ростов-на-Дону, оптимистична, потому что потребитель всегда будет нуждаться в лекарственных препаратах, которые предлагает данный рынок, особенно на фоне резкого увеличения финансирования системы здравоохранения, которая в данных городах-мегаполисах имеет большую инфраструктуру различной специализации и широкую коечную сеть, а также значительную консультативно -диагно стическую, амбулаторно -поликлиниче скую сеть. Следовательно, фармацевтический рынок в сегменте города-мегаполиса всегда можно будет назвать социально-значимыми, независимо от форм собственности у представляющих рынок субъектов розничной продажи [2].

Изучение проблемы организации и развития розничной торговли лекарственными препаратами является актуальной, так как невозможно ее решить без выявления потребительских предпочтений. Это позволяет сделать аптечные учреждения более конкурентоспособными. Данная проблема актуальна еще и потому, что в связи со вступлением России в ВТО фармацевтический рынок станет настолько открытым для иностранных крупнейших корпораций, что вызывает большую востребованность в исследованиях по изучению предпочтений врачей и специалистов по значительной группе высокоэффективных современных лекарственных препаратов, широко представленных на фармацевтическом рынке зарубежных стран, и по ряду объективных и субъективных причин, отсутствующих на отечественном фармацевтическом рынке.

Сегодня обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами является трудноразрешимой задачей государственной политики в области здравоохранения. Причиной служит ликвидация практически повсеместно государственной координации фармацевтической деятельности, отсутствие системы управления и необоснованные решения в области ценообразования на лекарственные средства.

Рынок лекарственных средств принято считать сферой обращения или совокупностью актов купли-продажи фармацевтических продуктов. Динамическое развитие фармацевтического рынка определяется его жизненным приоритетом, так как человечество с самого начала своего существования нуждается в медицинском лечении, чтобы поддерживать свое здоровье.

Следующий вопрос, который мы пытаемся осветить - это тенденция к сокращению числа отечественных компаний, поставляющих лекарственные препараты для населения и ЛПУ г. Ростова-на-Дону. В первую очередь это связано со сложившейся рыночной конъюнктурой: крупные компании как иностранные, так и российские вытесняют более мелкие и выигрывают за счет предоставления населению и ЛПУ широкого ассортимента лекарственных средств по более выгодным ценам. Кроме того, на городском рынке лекарственных средств доля государственных аптек снижается, что приводит к росту числа частных аптечных учреждений.

Однако емкость Ростовского городского лекарственного рынка из-за относительно низких доходов населения пока относительно невелика, и по потреблению медикаментов на душу населения в стоимостном выражении в 5 раз меньше по сравнению со странами Восточной Европы. Именно емкость рынка, а не количество потенциальных потребителей подогревает инвестиционный интерес.

Истинные причины низкой инвестиционной активности на фармрынке г. Ростова-на-Дону, прежде всего, обусловлены специфическими особенностями, присущими исключительно рынку медикаментов. Это касается ассортиментной структуры фармацевтического рынка лекарственных средств. Компании имеют дело с продукцией двух типов: препараты, выписываемые по рецепту врача, и препараты, отпускаемые без рецепта. Оригинальные импортные лекарства для большинства населения недоступны по цене, а российские аналоги этих лекарственных средств практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской базы, которая позволила бы создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технической уникальности с научными разработками ведущих мировых компаний. И даже если они когда-нибудь будут выпускаться, то дешевыми, вероятнее всего, они смогут стать только при государственной поддержке. Это связано с тем, что затраты на освоение новых препаратов велики, и большинство медикаментов в России выпускаются из импортных субстанций, потому как российских либо не существует, либо они в несколько раз дороже аналогичной продукции на мировом рынке. С другой стороны, по большому счету нет особой необходимости в привлечении финансовых ресурсов и для всеобщего массового копирования российской фарминдустрией западных препаратов. Если ведущие российские заводы уже внедряют импортные технологии, то пусть они и продолжают насыщать внутренний рынок современными эффективными и безвредными медикаментами.

Федеральный закон №2 122 «О замене льгот денежными компенсациями...», который установил новые правила и нормы отпуска рецептурных лекарств, усложнил работу работникам аптечных учреждений, как правило,

государственной формы собственности. Аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, а также обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Аптека должна получать от поставщика необходимый товар в соответствии с направленным ею списком препаратов.

К специфическим особенностям фармацевтического рынка относятся нестандартные побудительные мотивы предпочтений потребителей, их отношение к рекламе препаратов. Например, к событиям, происходящим на этом рынке, оказывается повышенное внимание со стороны общества. Поэтому высокая степень контроля со стороны государства - это особенные, относящиеся только к этой отрасли, издержки бизнеса.

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

УДК 616.155.194.8:615.45

©

В представленной работе изложены результаты проведенного изучения регионального рынка препаратов железа на примере Ставропольского края.

Материалы и методы исследования

Объектами исследования явились деятельность аптечных учреждений (организаций) оптового и розничного звена, лечебно-профилактических учреждений особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, анкеты врачей-экспертов, провизоров, больных. Исходной информацией служили: истории болезней; ведомственные материалы центров статистики; данные экспертной оценки врачей-специалистов, фармацевтических работников; ассортимент ЛС.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: логического и системного анализа, экономико-статистического анализа; графический, нормативный методы, методы математической статистики, метод сравнения, наблюдения, изучения, социологические методы исследования, в том числе метод экспертных оценок. Обработка результатов проводилась с использованием ПК. Исследование проводилось на основе данных доказательной медицины.

Результаты

Методом контент-анализа данных медицинской статистики, научно-технической документации установлено, что заболеваемости железодефицитным синдромом (ЖДС) подвержены все возрастные группы, в том числе

Таким образом, несмотря на важность проведения единой государственной политики в области обеспеченности населения лекарственными средствами, наибольшее влияние на формирование и развитие рынка лекарственных средств оказывает политика, проводимая непосредственно на местах в регионах. Решения, принятые на уровне муниципалитета в области изучения потребительских предпочтений различных препаратов, влияют на развитие не только розничной аптечной сети, но и на эффективность расходования бюджетных средств, предназначенных для закупки лекарственных средств.

Литература

1. Кобзарь Л.В. // Новая аптека. 2004. № 3. С. 63-63.

2. Вялков А.И., Щепин В.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. М., 2001.

2 июня 2OO6 г.

и дети [1]. Установлено, что основными факторами риска распространения этого заболевания как в РФ, так и в Ставропольском крае являются: снижение жизненного уровня населения; рост общей заболеваемости, в том числе и профессиональной; биолого-географических особенностей окружающей среды. Основным принципом лечения ЖДС является коррекция причин, лежащих в основе дефицита железа. Основой патогенетической терапии данного заболевания являются 40 ЛС, зарегистрированных в РФ, в основном зарубежного производства [2-5].

Разработан алгоритм маркетинговых исследований ассортимента регионального рынка ЛС для лечения же-лезодефицитного синдрома. В результате комплексных исследований выявлен региональных профиль ассортимента лекарственных средств, содержащих железо: всего присутствует 75 % от зарегистрированных в РФ.

При проведении контент-анализа справочной литературы выявлено, что 20 % препаратов для лечения ЖДС выпускаются в капсулах, 37,5 - в таблетках, 12,5 - в сиропе, по 10 - в растворах для приема внутрь и для инъекций, в драже - 5, а в суспензии - 2,5 %. Пять железосодержащих ЛС обладают пролонгированным действием. Из 40 наименований ЛС 25 являются монопрепаратами, 11 - содержат в своем составе витамины, 4 наименования - с витаминами и минералами.

Проведенный анализ ассортимента ЛС для лечения ЖДС, продаваемых в розничных и оптовых аптечных учреждениях (организациях), показал, что наиболее

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ТЕРАПИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОГО СИНДРОМА

2006 г В.Л. Брундаков

On the basis of studying modern principles of pharmacotherapy of deficiency of iron and main principles of marketing researches complex studying the regional market of ferriferous medicines in especially protected region of the Caucasian Mineral Waters for the first time is carried out. The optimum assortment of preparations of iron, and also intensity of consumption of investigated group of medicines is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.