Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование потребительских свойств отечественной обуви'

Маркетинговое исследование потребительских свойств отечественной обуви Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рузанова И. В.

Анализ состояния легкой промышленности за последние семь лет показывает неудовлетворительную ситуацию с основными, а также с макроэкономическими показателями ее деятельности. Так, ее доля в объеме промышленной продукции, выпускаемой в России в 2006 году, составляла 1,7% по сравнению с 11,9% в 1990 г. Число функционирующих предприятий в отрасли за анализируемый период заметно сократилось. Имеющиеся производственные мощности до сих пор используются не полностью (в среднем на 50%). Эти факторы привели к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий и дали «карт-бланш» теневому обувному рынку. Следовательно, обувным предприятиям необходимо разрабатывать новые маркетинговые стратегии и находить пути их оптимальной реализации на рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование потребительских свойств отечественной обуви»

Рузанова И.В.

аспирантка кафедры «Маркетинг»

Пензенского государственного университета,

ст. преподаватель Кузнецкого института информационных

и управленческих технологий (филиал

Пензенского государственного университета)

всякому молодцу

новые штиблеты к лицу

маркетинговое исследование

потребительских свойств отечественной обуви

Анализ состояния легкой промышленности за последние семь лет показывает неудовлетворительную ситуацию с основными, а также с макроэкономическими показателями ее деятельности. Так, ее доля в объеме промышленной продукции, выпускаемой в России в 2006 году, составляла 1,7% по сравнению с 11,9% в 1990 г. Число функционирующих предприятий в отрасли за анализируемый период заметно сократилось. Имеющиеся производственные мощности до сих пор используются не полностью (в среднем на 50%). Эти факторы привели к снижению конкурентоспособности отечественных предприятий и дали «карт-бланш» теневому обувному рынку.

Следовательно, обувным предприятиям необходимо разрабатывать новые маркетинговые стратегии и находить пути их оптимальной

реализации на рынке.

В Пензенской области функционирует одно предприятие по производству кожаной обуви - Кузнецкая обувная фабрика. Оно имеет богатую историю. В 1937 году была образована «Кузнецкая обувная фабрика», в 1996 г. появилась «Кузнецкобувь», в 2005 г. на предприятии началась процедура банкротства; март 2006 г - введено внешнее управление; 2007 г. - предприятие вошло в холдинг «Волжская текстиль-

ная компания» (ВТК). До 2005 года «Кузнецкобувь» входила в число 30 крупнейших производителей обуви в стране (свыше 185 тыс. пар в год).

С 2000 года на исследуемом предприятии наблюдался спад объемов производства, что отображает состояние всей отрасли в целом за этот период. Спад произошел не только из-за снижения объемов заказов, но и вследствие потери поставщиков, износа обо-

кое предпринимательство, 2008, № 6 (1)

с 2000 года на исследуемом предприятии наблюдался спад объемов производства, что отображает состояние всей отрасли в целом за этот период

рудования, отсутствия оборотных средств и квалифицированных кадров (в первую очередь дизайнеров и модельеров обуви). Сегодня потребитель обуви становится все более разборчивым при совершении покупок и оценивает не столько приемлемость цены, сколько дизайн, качественные составляющие и эргономические свойства. С целью выявления особенностей потребления кожаной обуви и выделения приоритетного для предприятия сегмента было проведено анкетирование. Было опрошено 550 человек, из которых 228 человек (41%) мужчины и 322 человека (59%) - женщины в возрасте: до 30 лет - 227 человек (41%), от 31 до 45 - 187 человек (34%), от 46 до 55 - 75 человек (14%) и старше 55 лет - 61 человек (11%). Наибольший удельный вес респондентов (36%) с уровнем дохода на одного члена семьи - от 5 до10 тыс. рублей.

Путем анализа данных маркетингового исследования было определено отношение потребителей к отечественной обуви и, в частнос-

ти, к обуви, производимой анализируемой фабрикой, к ее качеству, дизайну, удобству, цене, на предмет соответствия моде, а также к материалу, из которого она изготовлена и т.д.

Установлено, что с ростом денежных доходов потребителей возрастают и требования, предъявляемые ими к эстетическим свойствам обуви. Это следствие высокого статуса потребителей, стремящихся приобретать дорогую обувь, которая подчеркивает оригинальность и престижность ее обладателя. Основными потребительскими свойствами обуви выступают качество изготовления, удобство носки и прочность. Среди замечаний, касающихся продукции анализируемого предприятия, можно выделить следующие: узкий ассортимент (51%), старомодность (38%), тяжелая подошва (17%), неудобная колодка(34%). Никогда не покупали продукцию данного предприятия 97 человек (18%).

Однако хочется заметить, что 154 опрошенных отметили: детская

потребитель оценивает не столько приемлемость цены, сколько дизайн, качественные составляющие и эргономические свойства

проведенное маркетинговое исследование показало, что выпускаемая

предприятием продукция давно перестала быть конкурентоспособной на рынке, что и стало причиной банкротства предприятия

обувь, производимая фабрикой, соответствовала предъявляемым требованиям и являлась конкурентоспособной на рынке по качеству и цене. В настоящее время особую тревогу вызывают данные о широком распространении такого физического недуга, как плоскостопие, которое отмечается более чем у 30% детей в возрасте до 8 лет. Поэтому, учитывая в процессе производства все ортопедические требования, исследуемая фабрика может занять достойное место на рынке, найти свой сегмент потребителей, которые будут покупать не дешевую детскую обувь иностранных производителей, а отечественную, изготовленную из натуральных материалов с соблюдением всех требований. Производство качественной детской обуви видится одним из конкурентных преимуществ «новой» обувной фабрики.

Проведенное маркетинговое исследование показало, что выпускаемая предприятием продукция давно перестала быть конкурентоспособной на рынке, что и стало причиной банкротства предприятия.

Основным видом деятельности по наращиванию темпов производства представляется модернизация и финансовое оздоровление цехов основного производства, что позволит расширить ассортиментный ряд качественной и удовлетворяющей запросы потребителей обувью.

Также одной из приоритетных задач является восстановление и укрепление каналов распределения, разработка новой коммуникативной политики и т.д. По словам технического директора фабрики, Павла Егорова, на новом предприятии планируется около 20% производства отвести под федеральные нужды, значительную часть - под выпуск форменной обуви. Также фабрика будет выпускать женскую, мужскую и детскую модельную обувь в сегменте масс-маркет. Торговать обувью планируется в собственной розничной сети, где также будет продаваться одежда, выпускаемая фабриками ВТК.

Представленные стратегические планы позволяют надеяться, что исследуемая обувная фабрика обретет «второе дыхание» и займет достойное место в индустрии моды. Обувь, выпускаемая предприятием, будет существовать на рынке уже не «сама по себе», а являться продолжением стиля одежды, производимой фабриками ВТК.

российское предпринимательство, 2008, № 6 (1)

При формировании нового ассортимента продукции, пользующейся наибольшим спросом у потребителей, предприятию необходимо учитывать соответствие обуви социальному статусу покупателей, добиваться безупречности торговой марки, активнее применять систему скидок, улучшить систему обслуживания и т.п. Итак, с целью повышения конкурентоспособности отечественной обуви и удовлетворения потребностей различных сегментов рынка необходимо для одних предприятий повышать ее эстетические свойства, а для других - надежность. Зная качество обуви и интенсивность конкуренции на рынке, можно регулировать цену в допустимых пределах. Кроме того, необходимо всестороннее изучение передового зарубежного опыта в организации производства обувных предприятий. Сбалансированное внедрение предложенных мероприятий приведет к улучшению ситуации в отечественной обувной промышленности.

обувь, выпускаемая предприятием, будет

существовать на рынке уже не «сама по себе», а являться продолжением стиля одежды, производимой фабриками ВТК

зная качество обуви и интенсивность конкуренции на рынке, можно регулировать цену в допустимых пределах

Литература

1. Портер М.. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. /- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.

2. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в III квартале и за 9 мес. 2005 г. // Кожевенно-обувная промышленность.- 2006.- №1.- С. 2-9.

3. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара // Маркетинговое образование. -2004.- №1. - С.20-25.

4. Баранцев С.В. Программа ортопедической помощи «Антилопа-орто» // Кожа&Обувь. - 2004.- №1.-С. 30-31.

5. Методические рекомендации «Оценка технико-экономического уровня продукции в легкой промышленности». - М.: ЦНИИ ТЭИлегпром, 1990.

6. Челенков А.П., Межевов А.Д. Некоторые аспекты современного поведения потребителей / // Маркетинг. - 2006. -№5. - С.99-103.

7. Письмо СОЮЗЛЕГТЕКСЭКСПОРТ от 07.08.06

8. http://businesspress.ru

9. www.penza.ru/press/chronicle/

10. 10. http://allmedia.ru

11. 11. http://www.minprom.gov.ru

12. 12. http://www.sostav.ru/news

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.