Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПРАВОЧНОГО ИЗДАНИЯ О КРЫМЕ'

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПРАВОЧНОГО ИЗДАНИЯ О КРЫМЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крым / маркетинговое исследование / анкетирование / книгоиздание / целевая аудитория / Crimea / marketing research / survey / publishing / target audience

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савченко Любовь Васильевна, Копылова Маргарита Викторовна

Статья посвящена проведенному маркетинговому исследованию, основанного на методе анкетирования, который помог выявить актуальность создания справочного издания о Крыме с использованием методов визуализации информации. Исследование проведено с целью определения потенциального спроса на такое издание и выявления интересующих потребителей. На основе анализа полученных данных, авторы выявили значительный интерес к созданию справочного издания о Крыме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to a conducted marketing research based on the survey method, which helped identify the relevance of creating a reference publication about Crimea using information visualization methods. The research was conducted to determine the potential demand for such a publication and identify interested consumers. Based on the analysis of the collected data, the authors identified significant interest in creating a reference publication about Crimea.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПРАВОЧНОГО ИЗДАНИЯ О КРЫМЕ»

УДК 339.138

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПРАВОЧНОГО ИЗДАНИЯ О КРЫМЕ

Савченко Любовь Васильевна,

доктор филологических наук, профессор Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Копылова Маргарита Викторовна,

магистрант

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена проведенному маркетинговому исследованию, основанного на методе анкетирования, который помог выявить актуальность создания справочного издания о Крыме с использованием методов визуализации информации. Исследование проведено с целью определения потенциального спроса на такое издание и выявления интересующих потребителей. На основе анализа полученных данных, авторы выявили значительный интерес к созданию справочного издания о Крыме.

Ключевые слова: Крым, маркетинговое исследование, анкетирование, книгоиздание, целевая аудитория.

Annotation. This article is devoted to a conducted marketing research based on the survey method, which helped identify the relevance of creating a reference publication about Crimea using information visualization methods. The research was conducted to determine the potential demand for such a publication and identify interested consumers. Based on the analysis of the collected data, the authors identified significant interest in creating a reference publication about Crimea.

Key words: Crimea, marketing research, survey, publishing, target audience.

Постановка проблемы. Маркетинговые исследования играют важную роль в понимании потребностей и предпочтений потребителей, что позволяет бизнесу и организациям разрабатывать продукты и услуги, соответствующие требованиям рынка. В данной статье мы провели маркетинговое исследования с помощью метода анкетирования, направленного на определение актуальности и потенциального спроса на справочное издание о Крыме. Мы стремились получить представление о интересах и требованиях целевой аудитории.

Мы использовали количественный подход, основанный на использовании результатов анкетирования в качестве основного инструмента сбора данных. Был разработан структурированный опросник, который позволял собрать необходимую информацию у респондентов относительно их заинтересованности в приобретении справочного издания.

Изложение основного материала. Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, который предполагает в качестве средства для сбора сведений от респондента наличие специально оформленного списка вопросов - анкету. Анкетирование позволяет конкретно следовать определенному плану проводимого исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. Метод анкетирования позволяет собрать большое количество данных и достичь высокого уровня массовости исследования, прилагая при этом минимум усилий. Кроме того, особенностью анкетирования является его анонимность, то есть личность автора не фиксируется, во внимание берутся только его ответы, благодаря чему респонденты дают честные ответы на задаваемые вопросы. Следует отметить, что впервые метод анкетирования был применен английским ученым Фрэнсисом Гальтоном, который с

помощью анкеты опросил большое количество британских ученых, исследуя таким образом влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений человека [1].

Выделяют анкетирование разных видов. В зависимости от количества респондентов анкетирования бывают индивидуальные, в которых участвует один респондент, групповые - несколько респондентов и массовые - от сотни до тысяч респондентов. По полноте охвата аудитории выделяют сплошное (опрос всех представителей выборки) и выборочное (опрос части выборки) анкетирование. Анкетирования по типу контактов с респондентом бывают очными, то есть проводится в присутствии самого исследователя-анкетера, заочное, при котором анкетер отсутствует. В рамках заочного анкетирования выделяются рассылка анкет по почте для сбора данных, публикация анкет в прессе, публикация анкет в интернете, вручение и сбор анкет по месту жительства, работы респондентов [4].

Однако в настоящее время с развитием информационных технологий появляется все большее количество людей, являющихся уверенными пользователями ПК и для которых не составляет труда пройти анкетирование в режиме онлайн. Так, удобной платформой для создания анкеты является сервис «Яндекс. Формы». «Яндекс. Формы» - простой и бесплатный инструмент для создания форм обратной связи. Сервис имеет ряд преимуществ, в том числе перед конкурирующим сервисом Google Forms [5].

Сконструировать форму может любой - специальных знаний для этого не нужно. В форму можно включать вопросы любых типов - с полем для ввода текста, несколькими вариантами ответа или шкалой оценки. Есть возможность показывать человеку разные вопросы в зависимости от того, как он ответил на предыдущие.

Для многих задач существуют уже готовые формы - например, для регистрации на мероприятие и анкеты от претендентов на вакансию. Остается только опубликовать форму. Автор будет получать структурированные ответы, а любой вопрос можно сделать обязательным, чтобы гарантированно получить данные, без которых не обойтись. Кроме этого, можно настроить визуальное оформление формы - выбрать уже готовой шаблон или создать свой вариант.

Встроена удобная функция уведомлений, то есть, когда пользователь заполняет форму, на почту приходит уведомление (если задан этот параметр). Письмо приходит уже с ответами.

Сервис прост в использовании, имеет удобный и понятный интерфейс, созданную форму не надо скачивать на персональный компьютер и пересылать респондентам «вручную», достаточно просто поделиться ссылкой. Форма хранится в облаке, поэтому при работе с разных устройств или же при повреждении жесткого диска устройства, доступ к ней сохранится при наличии ссылки или после входа в аккаунт. Весомым преимуществом является и то, что сервис адаптирован для мобильных устройств, то есть пользователь может просматривать, редактировать и пересылать формы, использую мобильный телефон или планшет. И, что самое важное, «Яндекс. Формы» собирают и автоматически оформляют статистику по ответам, соответственно пользователю не придется дополнительно обрабатывать полученные ответы, он может сразу приступить к анализу результатов.

Для того, чтобы посмотреть результаты по окончанию тестирования, следует перейти во вкладку «Ответы». В данной вкладке будет отображаться статистика по всем ответам респондентов, можно просмотреть общую сводку, статистику пользователей по конкретному вопросу, ответы отдельно взятого респондента или ответы за определенный период. Кроме того, ответы можно просмотреть в специальной таблице, которую при необходимости можно скачать и распечатать, а также в виде диаграммы, что очень удобно для анализа и вывода статистических данных.

Итак, анкета - это основной инструмент опроса. Она представляет собой социологический документ, который содержит структурно- организованный набор вопросов. Вопросы должны быть связаны с задачами проводимого исследования. Анкета состоит из определенных частей: вводная часть (преамбула), так называемая «паспортичка», основная часть. В водной части исследователь, как правило, рассказывает респонденту о целях и задачах своего опроса, его значении и перспективах использования полученных результатов, также в водной части разъясняются правила

заполнения анкеты. «Паспортичка» в свою очередь включает в себя вопросы, которые в той или иной мере характеризуют респондента, например, пол, возраст и т.д. Обычно «паспортичку» принято помещать либо в начале, либо в конце анкеты [1].

В анкетировании могут использоваться закрытые и открытые виды вопросов. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, то есть подразумевают ответ либо «Да», либо «Нет», многовариантные и шкальные, которые предполагают наличие шкалы, например, оценочной, важности, шкалы Лейкерта. Открытые же вопросы дают возможность респонденту отвечать развернуто, своими словами. Стоит отметить, что вопросы открытого типа сложнее обрабатывать, многие респонденты их игнорируют, закрытые - более корректны, позволяют получить более достоверную информацию.

Итак, мы решили рассмотреть потенциал издания справочной книги о Крыме со значительной частью визуальной информации.

Так, мы представляем 4 портрета потребителя (предполагаемых заказчиков или покупателей нашего печатного издания:

-Человек, живущий в Крыму всю жизнь или большую часть жизни, которому интересно приумножать свои знания о полуострове или интересно приобрести издание из эстетических соображений.

-Человек, недавно переехавший в Крым, которому интересно получить общее представление о новом месте жительства.

-Турист, путешественник, интересующийся культурой и историей определенных стран или городов.

- Люди, считающие, что лучший подарок - это книга.

Общая черта наших потребителей заключается в том, что это могут быть как молодые люди, так и люди среднего и старшего возраста, как правило, имеющие достаток выше среднего, которые заинтересованы в сохранении и развитии культурного наследия своей малой и большой Родины.

Создав анкету с помощью «Яндекс. Формы», мы решили провести групповое анкетирование, опросив 420 респондентов. Анкетирование сплошное, по типу контакта с респондентом анкетирование заочное, так как проводится в режиме онлайн, с помощью ссылки на анкету.

Анкетирование проводилось среди обучающихся Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна, участников региональных групп и чатов в социальной сетях и мессенджерах «ВКонтакте», Telegram и Viber. Таким образом в опросе приняли участие, как жители Крыма, так и жители других регионов России, таких как Белгородская область, Краснодарский край, Московская область, Республика Адыгея, Республика Татарстан, Курганская область и т.д.

Респондентам были заданы следующие вопросы: каков их возраст, давно ли они живут в Крыму (включая Севастополь), знают ли они, что троллейбусный маршрут от Симферополя до Ялты является самым длинным в мире и, что популярный сегодня аксессуар «балаклава» обязан своему названию одноименному крымскому городку, хотят ли они знать больше сведений и фактов о Крымском полуострове, считают ли они актуальным издание иллюстрированной книги о Крыме, благодаря которой можно было получить общее представление о полуострове и интересные факты о нем, приобрели ли они подобное издание и сколько готовы заплатить. Все вопросы были обязательного характера, а вопрос о готовности заплатить выпадал лишь тем, кто утвердительно отвечал на вопрос о приобретении такого издания. Также было предоставлено место для комментариев, которое ни к чему не обязывало респондентов, но при желании могли написать дополнительно.

В результате наше анкетирование прошло 420 человек:

- до 16 лет (включительно) - 2,4% (10 чел.);

- 17-25 лет - 41,5% (172 чел.);

- 26-35 лет - 13,7% (58 чел.);

- 36-45 лет - 21,5% (94 чел.);

- 46-55 лет - 13,2% (54 чел.);

- старше 55 лет - 8% (32 чел.).

Большинство опрашиваемых живет в Крыму всю жизнь (64,8%), более 10 лет живут 15,2%, менее 5 лет - 10%, не живут в Крыму, и ни разу здесь не были 4,3%, не живут в Крыму, но бывали здесь 3,8% и живут от 5 до 10 лет 1,9%.

О том, что троллейбусный маршрут от Симферополя до Ялты является самым длинным в мире, знали 57,1% опрашиваемых, не знали об этом 41% и 1,9% эта информация не интересна.

О том, что популярный сегодня аксессуар «балаклава» обязан своему названию одноименному крымскому городку, знали 50% респондентов, не знали об этом 48,1% и 1,9% эта информация также не интересна.

Абсолютное большинство (93,8%) ответили, что хотели бы знать больше сведений и фактов о Крымском полуострове, а 88,6% отметили, что считают актуальным издание иллюстрированной книги о Крыме, благодаря которой можно было бы получить общее представление о полуострове и узнать интересные факты о нем, 6,7% респондентов не интересуют такие книги и 4,8% не считают издание подобной книги актуальным.

34,4% анкетируемых приобрели бы подобное издание и для себя, и в качестве подарка, только для себя приобрели бы 34,4%, только в качестве подарка - 21,1% и совсем не интересно 10% респондентов.

До 1000 рублей готовы заплатить 75,3% анкетируемых, от 1000 до 2000 рублей -21,7% и всего 3% готовы отдать за подобное издание выше 2000 рублей.

В «месте для комментариев» отметились 38 человек. Были отмечены удачность выбора темы и идеи для реализации, высказывали благодарность за идею создания именно бумажной живой книги, потому что в век виртуальных цифровых технологий важно хотя бы частично сохранить исчезающую литературу и взять в руки «реальную настоящую книгу», было написано о нужности таких книг для подрастающего поколения и, что нужны они не только о Крыме, но и о любой другой части нашей страны.

Выводы. Анализ собранных данных позволил выявить значительный интерес целевой аудитории к справочному изданию о Крыме. Были опрошены люди разных возрастов и регионов, абсолютное большинство респондентов готовы приобрести иллюстрированное справочное издание о Крыме, еще больше и считают актуальным издание подобной книги, которую они потенциально приобретут как для себя, так и в качестве подарка. Некоторые из реципиентов положительно отметили, что издание будет именно печатным, «живым», а не электронным.

Полученные результаты маркетингового исследования подтверждают потенциальную значимость и спрос на справочное издание о Крыме. С учетом интересов и предпочтений, выявленных в ходе исследования, необходимо разработать стратегию контента, которая будет отзываться у целевой аудитории.

Список литературы:

1. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления. - Текст: электронный // Студенческая библиотека: [сайт]. - URL: https://students-library.com/library/read/25915-anketa-v-sociologiceskom-issledovanii-ee-struktura-i-osnovnye-principy-sostavlenia (дата обращения: 12.05.2023)

2. Гладкова, JI.H. Онлайн-анкетирование как способ получения данных для написания ВКР / JI.H. Гладкова, A.A. Жилина, М.В. Кокорина // Кронос. - 2019. - Т. 11, № 38. -С. 56-57

3. Долженко, Ю.Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования / Ю.Ю. Долженко, A.C. Позднякова // Транспортное дело России. - 2015. -№ 1. - С. 109-110. - ISSN 2072-8689

4. Исследование методами анкетирования, интервью и сбора статистики. - Текст: электронный // Справочник: [сайт]. - URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/issledovanie_metodanii_a nketirovaniya intervyu i sbora statistiki/ (дата обращения: 20.05.2023)

5. Простой способ создать форму. - Текст: электронный // Яндекс.Формы: [сайт]. -URL: https://yandex.ru/forms/mobile (дата обращения: 20.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.