Маркетинговое исследование критериев выбора биопродуктов студентами-
спортсменами
Marketing study of criteria for the selection of biological products by students-athletes
|>, f¡ МОСКОВСКИЙ
ар знономическин
ЖУРНАЛ
УДК 338
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10294 Белоусова Ксения Владимировна,
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лабазова Анастасия Васильевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Belousova K.V., [email protected] Labazova A.V., [email protected]
Bulganina S. V., [email protected]
Lebedeva T.E., [email protected]
Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов выбора, продуктов экологического класса. Уточнен потрет потребителя, а именно студенты - спортсмены. Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на данные продукты: уровень знания и понимания понятия «биопродукт», частота приобретения продуктов био-класса, отношение к ценовым факторам, оптимальная упаковка и внешнее оформление; отношение окружающих к переходу на здоровое питание био-класса. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка.
Summary. The article describes the results of the study of factors of choice, products of the ecological class. The consumer portrait is specified, namely, students - athletes. The authors reveal the key factors in the formation of demand for these products: the level of knowledge and understanding of the concept of "bio-product", the frequency of acquisition of bio-class products, attitude to price factors, optimal packaging and external design; the attitude of others towards the transition to a healthy bio-class diet. The factors of market formation are disclosed and discussed in detail. Conclusions are made about the opportunities and prospects for the development of this market.
Ключевые слова: биопродукты, спортивное питание, здоровое питание, критерии выбора биопродуктов, динамика рынка, опрос, исследование.
Keywords: bio-products, sports nutrition, healthy nutrition, criteria for the selection of bio-products, market dynamics, survey, research.
В настоящее время очень много говорят о сбалансированном правильном питании. Как утверждают исследователи, люди не получают из своего привычного рациона всех тех питательных веществ, которые необходимы ему для активной полноценной жизни [1,3]. Объясняют это ученые тем, что рацион питания состоит из калорийных продуктов, богатых жирами и сахаром, но содержащих низкий процент витаминов, минералов, к тому же развитие науки и техники способствуют снижению физической активности человека. Не вызывает сомнения тот факт, что именно сейчас, в век современных инновационных технологий, необходимо особое внимание обратить на сбалансированное питание, ведь не секрет, что наши повседневные привычки питания и образ жизни влияют на самочувствие, уровень энергии, внешний вид и т.д. [2,5]
Это является наиболее актуальным для людей, которые связывают свою жизнь с профессиональным или любительским спортом. Каждый спортсмен для достижения спортивной формы стремится достичь оптимальной для своего вида спорта массы тела, оптимального соотношения мышечной и жировой массы. Ему необходимо также
поддерживать максимальный уровень энергии. Именно сбалансированное питание повышает эффективность тренировок спортсмена, уровень энергии, скорость восстановительных процессов, помогает спортсмену адаптироваться к тем или иным условиям. Биопродукты (экологические продукты) составляют основу спортивного правильного питания [4].
Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность проводимого исследования.
Целью исследования является определение предпочтений студентов, которые профессионально занимаются спортом в области выбора и потребления биопродуктов (экологических продуктов).
Выборка составила 138 человек. Данного количества опрошенных людей достаточно для анализа рынка биопродуктов в Нижнем Новгороде. Исследование проводилось средствами google forms среди жителей Нижнего Новгорода в феврале-марте 2020 года.
В исследовании приняло участие 55,3% женщин и 44,7% мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Подавляющее большинство - 92,1% респондентов входят в возрастную категорию от 18 до 25 лет, 5,3% в категории от 25 до 40 лет и 2,6% старше 40 лет.
68,4% респондентов являются студентами, 23,7% работающие, 7,9% безработные.
На вопрос о приоритетном качестве приобретаемых продуктов питания, респонденты ответили следующее: 65,8% смотрят на вкус; 63,2% на цену; 55,3% на полезность (ПП); 10,5% - расфасовку; 7,9% на торговую марку; 5,3% на упаковку. Таким образом, Большинство людей руководствуется при покупке продуктов питания критериями вкуса и цены.
Из 100% опрошенных 39,5% всегда просматривают информацию о безопасности на этикетке товара; 26,3% иногда ищут соответствующую информацию в интернете; 23,7% не разбираются в безвредности товара; 10,5% не обращают внимание на информацию.
На вопрос о том, что такое биопродукты73,7% опрошенных считают, что это продукты питания и косметика, не содержащие генной инженерии и каких-либо искусственно синтезированных химических веществ, чуждых и вредных человеческому организму, а также произведённые без вреда для экосистемы, 18,4% считают что это все продукты, которые произведены без вреда для экологии, 7,9% считают что это продукты питания и косметика, не содержащие генной инженерии (ГМО).
Из 100% опрошенных на вопрос об их отношении к производству биопродуктов 44,7% относятся положительно и считают, что экологически чистые продукты позволяют и уберечь здоровье человека от лишней химии и ГМО, и сохранить экологию, 39,5%
считают это скорее положительным, чем отрицательным, и уверенны хорошим явлением то, что и у производителей, и у потребителей есть право выбора между традиционно производимыми продуктами и экологически чистыми, 10,5% опрошенных относятся скорее отрицательно, чем и положительно и считают, что разговоры про «экологическую чистоту» продукции нужны скорее для рекламы, и далеко не всегда то, что написано на этикетке, является правдой, 5,3% относятся отрицательно, потому что экологически чистое производство способствует удорожанию продуктов.
На вопрос об актуальности употребления биопродуктов на данный момент мнение респондентов показало следующее: 52,6% указало, что это было и будет актуально; 23,7% указало, что это модно; 13,2% первый раз услышало о биопродуктах; 10,5% считает, что это уже никому не нужно. Результат опроса показал, что для 36,8 понятия «экологически чистый», «органический», «экопродукт» воспринимаю как синонимы, а вот биодобавки и функциональные продукты - это совсем другая категория, они искусственно обогащены какими-либо веществами и произведены не экологическим способом; для 23,7% нет различия между обозначениями «экологически чистый продукт», «органический продукт», «эко-продукт», «био-продукт», «продукт с биодобавками»; 23,7% не разбираются в наименованиях. Однако предполагают, что все данные понятия обозначают разные способы производства и разные стандарты экологически чистого производства, принятые в различных странах мира, 15,8% хорошо разбираются в наименованиях и знают, какие обозначения являются гарантией того, что продукт действительно произведён экологически чистым способом (рисунок 1).
Ф Нет для меня нет различия между обозначениями «экологически чистый прод.. Ф Понятия «экологически чистый», к органический», кзкопродукт» воспринимаю. Яне разбираюсь б этих наименовениях. Однако пр.. ф Я хорошо разбираюсь в этих наименованиях и знаю. как...
Рисунок 1 - Уровень знаний о понятии «Экологический продукт»
Большинство опрошенных считают, что понятия «экологически чистый», «органический», «экопродукт» воспринимаю как синонимы, а вот биодобавки и
функциональные продукты - это вещества, произведенные не экологическим способом. На вопрос о возможности переплаты за безвредность продуктов питания ответы респондентов распределились следующим образом: 60,5% готовы переплатить, если это не слишком большая переплата; 21,1% готовы переплатить, ведь здоровье важнее всего; 7,9% не готовы переплатить, т.к. им все равно, 5,3% не готовы переплатить, т.к. деньги для них важнее всего; 2,6% не считают нужным переплачивать за безвредность продуктов, задирать цены за которые не правильно. но иногда приходиться брать более дорогой тот или иной товар, чтобы получить более качественный продукт; 2,6% считают, что базовые продукты(овощи, молочка, мясо) в принципе не должны быть вредными - если они вредны, то это нарушение которое должно штрафовать. Так же в принципе продукты не должны содержать опасных веществ, к примеру того вида пальмового масла.
Ф Да, здороьье важнее всего Ф Да, если это не слишком больиая переплата Нет деньги важнее ф Нет мне все равно Ф не считаю нужным переплачивать за безвредность продуктов, за... Ф Считаю, что базовые
продукты(оБощи. молочка,...
Рисунок 2 - Отношение к ценовым факторам бпопродуктов
Большинство опрошенных готовы переплатить за безвредность продуктов, если переплата окажется не слишком большой.
На вопрос о ценовой доступности биопродуктов 39,5% считают, что они дороже обычных продуктов, однако когда есть возможность, они позволяют себе отдавать им предпочтение, 26,3% считают, что они дороже обычных продуктов, но не существенно, а потому вполне приемлемы по цене, 26,3% считают что Они слишком дорогие, чтобы можно было позволить себе их покупать часто, 7,9% считают, что они дороже обычных продуктов, но не дороже здоровья.
Из 100% опрошенных 28,9% покупают биопродукты от случая к случаю, но без особого предпочтения, 26,3% не знают покупают ли они биопродукты, т.к. когда приобретают продукты, особо не задумываются и не смотрят на маркировку на упаковке, 15,8% покупают от случая к случаю, но стараются отдавать предпочтение экологически чистым продуктам, 13,2% не могут себе это позволить, т.к. считают, что они существенно
дороже обычных, для 7,9% главное, чтобы на упаковке было указано, что продукт не содержит ГМО (продуктов генной инженерии), 5,3% не считают нужным покупать биопродукты, т.к. обычные продукты ничем не вредят здоровью, 2,6% стараются покупать и употреблять только экологически чистые продукты, потому что заботятся о себе и своём здоровье (рисунок 3).
Ф Нет не считаю нужным.
Обычные продукты ничем. . Ф Нет не могу себе это
позволить, они существенн... Не знаю. Когда приобритаю продукты, особо не заду мы... ф Для меня главное, чтобы н .. Ф Покупаю от случая кслуча... ф Покупаю от случая кслуча... Ф Стараюсь покупать и потре...
Рисунок 3 - Частота покупки бпопродуктов
По результатам опроса установлено: 34,2% опрошенных считают, что биопродукты можно купить только специализированном магазине, но они не знают, где такие расположены; 31,6% опрошенных считают, что биопродукты можно купить в любом супермаркете и на базаре, главное обратить внимание на маркировку; 26,3% опрошенных считают, что биопродукты можно купить в специализированном магазине, но таковых нет в непосредственной близости от места их проживания, 7,9% опрошенных считают, что биопродукты можно купить только в специализированном магазине, и они знают таковые в своём районе.
Из 100% опрошенных: 39,5% видело рекламу биопродуктов в интернете, 39,5% видело рекламу биопродуктов на ТВ, 34,2% не видело рекламу биопрдуктов, 5,3% видело рекламу в печатных СМИ.
44,7% людей считает, что для производства качественных биопродуктов подходят крупные фермерские хозяйства, 39,5% людей считают, что подходят средние фермерские хозяйства; 34,2% людей считают, что подходят малые фермерские хозяйства; 28,9% людей считают, что подходит частное производство.
Проведенный опрос по известным маркам производителей биопродуктов показал: 34,2% знают Bio-Siegel; 10,5% Agriculture Biologique; 15,8% Valvottua tuotantoa; 28,9% ООО «Биопродукт»; 7,9% миЫиТка; 47,4% выбрали другие варианты.
На вопрос о видах биопродуктов респонденты ответили следующее 2,6% Organic kithen; 2,6% asd; 2,6% Вимм-Биль-Данн; 2,6% Зелень; 5,2% Множество; 7,8% Зерновые культуры; 49,4% Молочные продукты; 10,4 Овощи, 15,6% Никаких(мало); 5,2% Фрукты; 2,6% пао; 10,4 Мясо; 5,2% Кондитерские изделия; 2,6% Яйца;2,6% Урбеч.
На вопрос об улучшении экологической обстановки при переходе общества на биопродукты из 100% опрошенных: 52,6% считает, что это улучшит экологическую обстановку; 36,1% считает, что улучшение будет минимальным, 13,2% считает, что это никак не повлияет на экологическую обстановку; 2,6% выбрали другие варианты. Таким образом, большинство опрошенных считают, что переход общества на биопродукты улучшит экологическую обстановку.
Для потребителей и производителей важное значение имеет упаковка и ее вид: 39,5% считают, что упаковка должна быть минималистичной, подчеркивающей натуральность продукта; 28,9% считает, что упаковка должна быть из быстроразлагающихся материалов; 28,9% считает, что упаковка должна быть цветная и яркая, чтобы было видно среди
# Цветная и яркая: чтобы было видно среди остальных продутов
# Минималистичная: подчеркивающая натуральность продукта
Упаковка из быстрораэлагающихся материалов
# Ни чем не отличающаяся от остальных
# Другое
Рисунок 4 - Требования к упаковке бпопродуктов
Таким образом, большинство опрошенных считают, что что упаковка должна быть минималистичной, подчеркивающей натуральность продукта.
На вопрос о реакции близких и друзей опрошенных, в случае полного перехода опрошенных на биопродукты были выделены следующие варианты: 47,4% опрошенных считают, что их близкие и друзья отнесутся с пониманием и не будут возражать, однако им придётся питаться с ними преимущественно раздельно; 18,4% считают, что если переходить на экологически чистое питание - то всей семьёй; 13,2% считают, что они отнесутся с непониманием и посчитают это «чудачеством»; 13,2% считают, что они отнесутся с непониманием, так как посчитают это излишней тратой средств; 7,9%
остальных продуктов (рисунок 4).
считают, что они отнесутся с непониманием и будут против, они привыкли к обычным продуктам питания.
На данном этапе, исходя из результатов исследования, общество слабо знакомо с самим понятием «Биопродукты», а также с их ассортиментом. По результатам исследования можно сделать вывод о готовности людей, в основном в возрасте от 18 до 25 лет (особенно женского пола), приобретать и употреблять биопродукты (экологические продукты), при нескольких основных условиях: невысокая переплата и относительная доступность приобретения.
В качестве рекомендаций производителям можно сказать следующее:
1. Необходимо грамотно проводить рекламную кампанию, при чем это должно нести в первую очередь количественные изменения, т.к. о биопродуктах знает в основном узкая аудитория.
2. В качестве упаковки стоит в основном использовать минималистичный дизайн и, по возможности, быстроразлагающиеся материалы, так как это подчеркнет натуральность этих продуктов.
3. Стоит больше концентрироваться на молочных продуктах и овощах, как на продуктах с наибольшим спросом у населения.
4. В рекламе стоит уделить больше внимания на том, что потребление биопродукты способно не только улучшить здоровье потребителя, но и улучшить экологическую обстановку в целом.
В целом некоторые готовы полностью перейти на экологические продукты, но, к сожалению, не стараются влиять на питание своих друзей и близких, что в свою очередь только намекает на необходимость расширения рекламной кампании. Особенно это важно для крупных и средних компаний (фермерских хозяйств), так как именно им больше доверяют респонденты.
К тому же люди уверены в высоком уровне актуальности биопродуктов, как в прошлом, так и в будущем, что говорит о перспективности работы данной отрасли.
Список литературы
1. Балаева С.И., Балаев М.И., Апажева Ж.Т. Био-продукты как факторы обеспечивающие здоровье человека В сборнике: Актуальные проблемы биологии и экологии Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 39-43.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Мявлина Н.Ж., Яшкова Н.В. Исследование факторов спроса потребителей на рынке кисломолочной продукции//Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 39.
3. Огнева О.А., Кияшко А.А. Современный рынок биопродуктов В сборнике: Современные аспекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции Сборник статей по материалам IV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный за выпуск А.А. Нестеренко. 2018. С. 83-86.
4. Рущицкая О.А. Органические продукты питания: развитие рынка за рубежом и в России//Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 554-557.
5. Чигрин Е.Н., Радченко И.О., Артемов П.М. Развитие биопродуктов//Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 387-390.
References
1. Balaeva S.I., Balaev M.I., Apazheva ZH.T. Bio-produkty kak faktory obespechivayushchie zdorov'e cheloveka V sbornike: Aktual'nye problemy biologii i ekologii Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. pp. 39-43.
2. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Myavlina N.ZH., YAshkova N.V. Issledovanie faktorov sprosa potrebitelej na rynke kislomolochnoj produkcii//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 1. p. 39.
3. Ogneva O.A., Kiyashko A.A. Sovremennyj rynok bioproduktov V sbornike: Sovremennye aspekty proizvodstva i pererabotki sel'skohozyajstvennoj produkcii Sbornik statej po materialam IV nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Otvetstvennyj za vypusk A.A. Nesterenko. 2018. pp. 83-86.
4. Rushchickaya O.A. Organicheskie produkty pitaniya: razvitie rynka za rubezhom i v Rossii//Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 12-3 (89). pp. 554-557.
5. Chigrin E.N., Radchenko I.O., Artemov P.M. Razvitie bioproduktov//Molodoj uchenyj. 2017. № 13 (147). pp. 387-390.